Древнегреческая философия. Платон. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнегреческая философия. Платон.



- Мир состоит из мира теней, вещей и мира идей. Мир теней вторичен по отношению к миру идей, нах в постоянном движении. Мир идей первичен, вечен и постоянен.

- Материальный мир создан из хаоса, бесформенного движения творцом – Демиургом по идеальным образцам – идеям. Космос – шар, где есть планеты и звезды, приводимые в движение душой.

- Человек также состоит из мира теней = его тело и мира идей = душа.

Человек наделен бессмертной сотворенной Богом душой. Душа является основой разумности, дает возм-ть познавать окруж мир. Человек имеет врожденные идеи, он открывает мир как бы припоминая их.

- Чтобы познать вещь во всех ее проявлениях, надо узнать смысл вещи, то есть умом созерцать идеи. Идея – не чувственный объект. Знание=смысл!!

- Из определения души вытекает концепция идеального государства Платона.

Душа 3х типов: разумное (соответствует господству, то есть мудрецы, философы), яростное (защита то есть войны), неразумное (повиновение, то есть крестьяне, просто жители).

- Гармоничное общество – результат осознания и исполнения каждым из слоев своего предназначения, то есть в итоге каждый человек должен осознавать свои обязанности и права. Платон отрицал такие виды гос-ва как тирания, олигархия.

Древнегреческая философия. Аристотель.

- бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен,

«МАТЕРИЯ», без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна – выливается в форму. Форма – сущность, свойства предмета. Форма + материя вместе!! (а у Платона??)

- у всего живого есть душа. Душа бывает 3х типов: растительная (рост, питание, размножение), животная (то же + ощущения), человеческая (все то же + разум). Душа дает смысл и направленность жизни.

- Познание. Познание формы, то есть сути! С помощью чувствительных ощущений. Хоть они дают лишь знание единичного, но в них потенциально содержится и знание общего. Над опытом наука, над наукой философия и логика. Создал учение о логике: там - осн логич законы, суждение, умозаключение, определение, док-во…

- Государство отождествлял с обществом. У него есть несущественная часть

(все люди) и существенная (воины, правители). Признавал необходимость сохранения рабства. Монархия - хорошо.

Средневековая философия.

Главное – БОГ!!! Вера, церковь.

Ранние:

Филон.

- жил на рубеже эр

- разработал учение о логосе, который есть то высшая идея, то верховный архангел

- иудейские законы – это законы природы и они имеют значение для всех

- человек – интеллектуальное существо, которое связано с телом, разрывающимся между алчностью и отвращением.

- Цель – следовать логосу и уподобиться Богу посредством экстаза.

Ориген.

- критиковал Цельса. Цельс говорил, что христианское учение не оригинально,

Бог не приблизиться к человеку, если не испортится, применение христ учения на практике опасно для государства.

- Христос у Оригена не избавитель, а образец.

- Святой дух - посредник между Христом и миром.

Восточное направление:

Ареопагит рассуждал о связь христианства с язычеством.

Григорий.

- поддерживал учение о тождественности Бога-отца с Христом и Святым Духом.

- Примыкал к Каппадокийскому кружку, в котором занимались не фрагментарной философией, а систематизацией церковной доктрины с опорой на платоновское умозрение.

- Искал адекватное описание христ концепции ступеней познания Бога в философских терминах.

Западное направление.

Августин.

- учение о предопределении

- человеческую историю видел в борьбе двух царств: земного (светского) и божьего. Божье царство на Земле – Римская католическая церковь.

- При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей. - Самодостоверность человеческого сознания.

Фома Аквинский.

- связал христ вероучение с философией Аристотеля: душа создана Богом, она бессмертна, приобретает знания с помощью чувств восприятия.

- Мироздание в качестве иерархий построено Богом.

- Граница между разумом и верой: разум лишь дает обоснование тому что мы знаем по вере.

Вильгельм Оккам.

- весь мир состоит из единичных сущностей, а все познание сводится к внутр и внеш опыту.

- В Бога надо верить!

- Истина философская и истина теологическая не одно и тоже!

Философы Нового Времени. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт..

Века.

Бэкон.

- материалист, говорил о многоообразности формы материи, выделял 19 видов ее движения.

- Считал главным познать природу, завоевать ее, тогда чел-к приобретет силу.

- Достоверному познанию мешают 4 идола. Идолы пещеры – помеха в том, что каждый человек воспринимает вещи по-своему, поэтому истина у всех может быть различной. Идолы рода – их суть в ограниченности многих людей. Идолы рынка – суть в том, что разные люди, употребляя одинаковые слова, вкладывают в них различный смысл, след-но опять расхождение. Идолы театра

– в том что многие видят нереалистичную картину мира.

- Теория двойственности истины. Бог = вера, природа и наука = знание.

Схоластика.

- Широко применял метод индукции – от частного к общему. Схема познания явления:

Наблюдение фактов

Их систематизация и классификация

Отсечение ненужных фактов

Проверка

Обобщение

- Бэкон был эмпириком. Говорил, что первично чувственное познание. Все знания основываются на опыте!

Декарт.

- придерживался дуалистических взглядов – материалист или идеалист???

- Говорил, что есть 2 самостоятельных начала – духовное и материальное.

Человек – соединение духовного и материального, как бы из двух субстанций

(субстанция – вещь, которая в своем развитии нуждается лишь в самой себе).

- В философии Декарта исходный пункт – мышление, но в его физических трудах

– исключительно материя! Он наделял ее механистическими свойствами

(объем, вес и т д).

- Теория познания – рационалистическая. Нет необходимости в чувственном познании. Разум – единственный источник знаний. «Я мыслю, значит я существую.»

- О Боге: Бог существует, так как мы знаем о нем. Сам человек не мог придумать историю о Боге.

- Метод дедукции

Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц. Ее критики Беркли и Юм.

Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное) находятся в зависимости от Бога. Поэтому Спиноза говорил:

- Единая субстанция – Бог. Бог = природа (пантеизм). Бог – причина самого себя. Бог – бесконечная, безличная сущность.

- Мышление и протяжение (как бы материальная часть) – атрибуты субстанции, а единичные вещи – модусы субстанции.

- Параллелизм матер и дух субстанций– было уже у Декарта. «Модусы атрибута протяжения развиваются как и все модусы в сфере мышления» - то есть есть некая зависимость между тем что происходит с телом и душой, но все же они не совмещаются.

Лейбниц.

- все вещи – субстанции, называл их монадами. Бог – первомонада.

- Все монады самодостаточны, находятся в гармонии со всеми другими монадами. След-но вселенная гармонична, подчеркивал значительность индивидуального во вселенной, количественное и качественное многообразие вселенной.

Вывод: Итак, у Декарта – 3 субстанции (матер., дух. и Бог), у Спинозы – одна единственная - Бог, а у Лейбница вообще все вещи – это субстанции.

Критики концепции субстанции. Беркли говорил, что мозг может образовывать общую идею вещи, но не материи. Отвергнул материю, есть только духовное вещество, которое делится на 2 категории – идеи и души. Идеи пассивны и находятся внутри душ, души же активны. Юм говорил, что субстанция – это лишь соединение вместе простых представлений, объединяемых силой воображения. Восприятие через ощущения! Чувственные образы памяти, впечатления внутри. Критиковал церковь, говорил что религия возникла из-за чеорвеческого страха.

Философия Французского Просвещения.

- 18 век.

- Проблема человека, гуманизм.

- Отвергали дуалистич. трактовку природы человека, говорили о материальном единстве: теснейшая зависимость всех психич процессов от состояния тела.

Смерть тела – прекращение всей психич деятельности.

- Человек – инструмент природы, способный ощущать, чувствовать и мыслить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.223 (0.014 с.)