Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия искусства Ф..Ницше: Аполлон и ДионисСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наиболее яркими трагическими героями, на взгляд Ницше, оказываются Эдип из трилогии Софокла и Прометей из трагедии Эсхила. Причем, если в случае Эдипа перед нами предстает пассивный герой, то Прометей - герой активный, осмелившийся бросить вызов богам. Украв огонь, Прометей, персонифицировавший в своем образе человечество, взял на себя ответственность, в т.ч. и за свои будущие страдания. Толкуя образ античного титана в эсхиловском «Прикованном Прометее», Ницше отмечает его двойственную природу, совмещение в нем дионисийской и аполлонической стихий. Когда Прометей рвется за пределы жесткой индивидуации, стремится стать единым мировым существом -- перед нами дионисийская стихия. В тяготении же к справедливости, желании показать богам, что и над ними, как и над людьми, властвует всемогущая Мойра (персонификация космической справедливости) проявляется аполлонизм героя трагедии Эсхила. Хор, по мнению Ницше, и есть то решающее, музыкальное начало, которое и делало трагедию трагедией, т.е. дионисийским искусством. Прообразом такого понимания значения музыкального начала в генезисе трагедии Ницше, несомненно, послужили оперные шедевры Вагнера. Таким образом, перед нами явная модернизация, ибо музыкальное сопровождение античной трагедии, с точки зрения европейца XIX века, воспитанного на художественной традиции от Баха до Брамса, было более чем примитивным. Ницше опирался на весьма мощную традицию интерпретации музыки в качестве особой, отличной от всех остальных, формы искусства. Показательно, что декаданс, начатый Еврипидом, вскоре привел к тому, что достойных сохранения произведений просто не стало. До нас не дошло ни одного произведения в жанре трагедии, созданного в эллинистический период. В отличие от других видов искусства, трагедия не оставила прямых наследников -- констатирует Ницше. Те же, кто претендовал на это звание, новоаттическая комедия, в первую очередь, обнаруживали близость не к Эсхилу и Софоклу, но именно к Еврипиду, выдавая, тем самым, недионисийскую сущность. Причем как свою, так и автора «Ифигении в Авлиде» и «Вакханок». «О пользе и вреде истории для жизни: В нем рассматриваются три основные рода истории, которые Ницше обозначает как монументальный, антикварный и критический. Монументальная история ищет в прошлом модели для собственного удовлетворения, она дает человеку веру в возможность повторения великих деяний и в современности. Антикварная история восстанавливает прошлое в качестве основания для настоящего. Наконец, критическая история судит прошлое с целью устранения препятствий для реализации собственных целей. «Передозировка» прошлым -- форма опаснейшей болезни, ибо связывает нам руки в деле творчества, превращает нас в эпигонов ушедших эпох и культур. «Ницше придавал значение истории лишь в той мере, в какой она может стимулировать создание будущего государства, сущностно соразмерного греческой трагедии. Преображенная будущим классическая античность и круг древнегерманских богов -- вот видение Ницше грядущего бытия человечества». Пять основных категорий (или «рубрик») философии Ницше -- «нигилизм», «переоценка всех прежних ценностей», «воля к власти», «вечное возвращение того же самого» и «сверхчеловек». Понимать эти категории мы должны в их взаимосвязанности и взаимодополнении. Например, мы не поймем, кто такой «сверхчеловек», если не будем иметь представление о «воле к власти» и «нигилизме». То же самое относимо и к другим категориям ницшевской философии -- «переоценке всех прежних ценностей» и «вечному возвращению того же самого». В развитии философских взглядов Фридриха Ницше на искусство можно выделить три следующих друг за другом этапа: · активное освоение культуры прошлого - литературы, истории, философии, музыки, сопровождавшееся романтическим поклонением античности; · критика основа западноевропейской культуры (“Странник и его тень”, “Утренняя заря”, “Весёлая наука”), сведение счетов с кумирами XIX века; · период написания “Заратустры”, учение о “сверхчеловеке” (начиная с 1881 года). В течение каждого из этих периодов Ницше испытывал разные по своему содержанию переживания, и с каждым периодом философ накапливал бесценный опыт, совершенствуя вместе с тем своё учение и рассматривая всё новые и новые взгляды на жизнь. Некоторые интерпретаторы видели в его работах полное отрицание традиционной философии, а его самого воспринимали как радикального нигилиста, занятого полным разрушением философии как особого явления культуры. теория искусства Ницше представляет собой интересный предмет для изучения, так как является своеобразной попыткой осмысления сущности искусства, с опорой на классическое античное искусство и выдвижением новой концепции понимания сущности искусства в современном мире. 10. Философские идеи в психоанализе З.Фрейда Теория Фрейда внесла важный вклад в понимание культуры индивида, его психического аппарата. Задолго до Фрейда многие философы задумывались над тем, что именно определяет жизнедеятельность человека и какую роль в ней играют влечения. Фрейд также поставил задачей определиться в отношении того, что он назвал "первичными влечениями". В первых публикациях в качестве "первичных" он рассматривал лишь сексуальные влечения. Далее он приходит к выводу, что "первичные влечения" составляют полярную пару созидательной любви и влечения к деструкции. Эти размышления приводят к созданию концепции о том, что деятельность человека обусловлена переплетением сил "инстинкта жизни" (Эрос) и "инстинкта смерти" (Танатос). Эти полярные силы являются основными бессознательными влечениями, предопределяющими всю жизнедеятельность человека. И, если "инстинкт жизни" (Эрос) более ясен в качестве животворящей силы, то в отношении "инстинкта смерти" (Танатос) требуются дополнительные разъяснения. Предположение о существовании в человеке этого инстинкта Фрейд выводит из эволюции всего живого, которое, достигнув максимума органического бытия, со временем начинает обратный путь и в результате смерти возвращается к неорганическому состоянию. В рамках этой гипотезы влечение к сохранению жизни лишь обеспечивает живому организму собственный путь к смерти, что было сформулировано Фрейдом в виде положения "целью всякой жизни является смерть", причем жизненный путь является ареной борьбы между Эросом и Танатосом. Сам Фрейд подчеркивал, что эти мысли являются только лишь гипотезой. Бедствия, принесенные человечеству первой мировой войной, натолкнули Фрейда на размышления о склонности индивида к агрессии и деструктивности. Социальные институты, пытаясь регулировать отношения в обществе в целях самого общества, противостоят индивиду как чуждая и сдерживающая сила. Развитие культуры рассматривается с этого периода Фрейдом как борьба общества с разрушительными тенденциями индивида и непрерывно протекающее противоборство "инстинкта жизни" (Эрос) и "инстинкта смерти" (Танатос). С возникновения основных запретов (табу) в истории первобытного общества, по Фрейду, и начинается, собственно культура общества. В рамках психоанализа любое общество имеет два варианта развития, в зависимости от подавляющего отношения общественной морали к сексуальности индивида, или разрешающего отношения. В первом случае общество с помощью всех социальных механизмов воспитывает человека в ханжески-ограничивающей атмосфере по отношению к проявлениям сексуальности. Человек в таком обществе глубинно несчастен, невротичен, т.к. постоянно блокирует массу своих потребностей, внутренних импульсов. Общество же имеет много шансов на прогрессивное развитие, т.к. масса неотработанной сексуальной энергии индивида постоянно переключается (сублимируется) на общественно полезные виды деятельности: наука, производство, искусство, бизнес и т.п. Второй вариант зеркально отражает описанное. Благодаря разрешительным по отношению к человеческой сексуальности установкам общества, индивид в этом случае счастлив, раскован, лишен невротического напряжения. Само же общество обречено на застой, т.к. механизм сублимации не выражен, энергии, требуемой для развития общественно-необходимых сфер деятельности фактически нет. Психоанализ никогда не выдвигал ни единого постулата в защиту раскрепощения общественно вредных тенденций личности; напротив, он всегда призывал к осознанию глубинных механизмов бессознательного, к сознательному овладению влечениями человека, разоблачая всевозможные мифы и иллюзии, будь то политические, религиозные или психологические. 11. Структура личности в концепции З.Фрейда Рассмотрим сначала взгляды Фрейда на организацию психики, на так называемую “топографическую модель”. Согласно этой модели в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы. Область предсознательного, область “доступной памяти”, включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимумом усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического. Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование. Выделенные Фрейдом психические уровни собственно бессознательного и предсознательного, объединяются автором в одну систему в тех случаях, когда анализируются взаимоотношения бессознательного и сознания в структуре психики человека. В начале 20-х годов теория личности Фрейда находит свое завершение в том виде, в каком она получила распространение и стала основой для более поздних исследователей психоанализа. Анатомия личности содержит три основные структуры: Я (эго), ОНО (ид), СВЕРХ Я (супер эго). Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами. Под ОНО (ид) понимается наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна и является единственным источником психической энергии. Но, понятно, что безоглядная тяга к наслаждению, удовлетворению эгоистических потребностей, привела бы человека к гибели. Поэтому в процессе эволюции у человека появляется Я (эго), как сознательное начало, действующее с учетом реальности выполняющее функции посредника между низменными стремлениями и желаниями ОНО и требованиями человеческого сообщества. Я, как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного ОНО с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью. Особое значение придается СВЕРХ-Я, которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ОНО предопределено генетически, а Я – продукт индивидуального опыта, то СВЕРХ-Я – продукт влияний, исходящих от других людей, воплощает запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. Возникновение СВЕРХ-Я, согласно Фрейду, связано с комплексом Эдипа, и оно остается практически неизменным в последующие годы. В определенном смысле – это результат "дрессировки" индивида обществом. В процессе эволюции СВЕРХ-Я стало неотъемлемой частью, внутренним элементом личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.56 (0.011 с.) |