Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Центрального банка Российской Федерации»↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» «УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора по учебной работе ____________________ В. А. Сурина «____»__________» 2013г.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2
ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ" для студентов 3– ого курса Группы №301-304 Для специальности «Банковское дело» Составила ЧИНЕНОВА Г. Н.
Рассмотрена на заседании кафедры социально – гуманитарных дисциплин Протокол № _____ от _________ 2012года Заведующая кафедры Головина Т.Н.. _______________ Орел 2013
Дисциплина "Основы философии" входит в состав цикла гуманитарных и социальных дисциплин. Выполнение контрольной работы №2 является обязательным условием выполнения учебной программы. Студенты предупреждаются заранее о написании контрольной работы. Контрольная работа проводится письменно по раннее изученному материалу. Для написания контрольной работы №1 отводится 2 часа. Классная контрольная работа№2 состоит из 8 вариантов, по 5 заданий.
Целью контрольной работы является: · Формирование умений ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; · определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; · определять соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; · формулировать представление об истине и смысле жизни.
Каждый предложенный вариант включает в себя задание повышенной сложности (выделено жирным курсивом)
Критерии оценки письменной работы: Оценка «5» выставляется за работу, в которой студент демонстрирует знание основных категорий и понятий философии, понимать роль философии в жизни человека и общества, основы философского учения о бытии, сущность процесса познания. Оценка «4» ставится за работу, в которой содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. Студент знает большинство понятий, тем, проблем. Оценку «3» получают студенты за работу, в которой отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте. Около половины информации правильной, остальная – неверная или отсутствует. Оценка «2» выставляется за плохое понимание и знание теоретического и методического материала. Студент знает незначительное количество понятий, тем, проблем. Рекомендуемая литература для написания контрольной работы №2:
4 Философский словарь (любое издание).
ВАРИАНТ №1
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
Задание №1 Кому принадлежит данное высказывание: «я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?
Объясните свой ответ.
Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
Задание №2 1. Что такое диалектика? Раскройте основные признаки и категории.
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
Задание №3 Декарт утверждал: Я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение имеет, как минимум, два различных смысла. Какие они? Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
Задание №4 Что является предметом изучения философии? Перечислите и охарактеризуйте основные философские учения. Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
Задание №5 Дайте оценку факту распада СССР с точки зрения категорий необходимости и случайности.
ВАРИАНТ №2
Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
Задание №1
Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству: Эпикур; Диоген синопский; Аристарх самосский; Ксенофан (охарактеризуйте философию киников)
Определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; Задание №2 Название периода творческого служения «отцов церкви» (iii-viii вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики: Апологетика; Патристика; Схоластика; Экзегетика. Назовите представителя этого направления и охарактеризуйте его философию.
Определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
Задание №3 Что такое диалектика? Раскройте основные признаки и категории.
Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
Задание №4 Сравните патриоческий период с схоластическим периодом философии эпохи Средних веков.
Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
Задание №5 Охарактеризуйте философию Ф. Бэкона. Какие идеи Ф. Бэкона заложили основу американскому прагматизму?
ВАРИАНТ №3
Сформулировать представление об истине и смысле жизни.
Задание №1 Согласны ли вы с тем, что отучиться лгать другим не так уж сложно, гораздо труднее отучится лгать самому себе, то есть посмотреть на себя честно и искренне?
Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
Задание №2 Проанализируйте и сравните философский сенсуализм Френсиса Бэкона и рационализм Рене Декарта. Какое место в их философии отводится Богу? Обоснуйте свой ответ.
Определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
Задание №3 Характерной чертой средневековой философии является: Космоцентризм Антропоцентризм Теоцентризм Скептицизм Охарактеризуйте это направление.
Определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
Задание №4 Охарактеризуйте исторический материализм марксистской школы.
Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
Задание №5 Проанализируйте и сравните философские взгляды западников и славянофилов. ВАРИАНТ №4
Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; Задание №1 Как Вы понимаете мнение Фейербаха о том, что религия является важным фрагментом духовной жизни человека, которая требует от него большой работы всех душевных сил – чувств, эмоций, фантазий, деятельности ума?
Сформулировать представление об истине и смысле жизни. Задание №2 Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён богом из ничего, называется: Креационизм Диалектика Дуализм Монотеизм Охарактеризуйте данный принцип, используя конкретные исторические примеры.
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
Задание №3 Охарактеризуйте основные философские учения и назовите, что является предметом изучения философии? Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
Задание №4 Приведите примеры дедуктивного и индуктивного способа мышления (из любой сферы научного знания). Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
Задание №5 Осветите философию Г. В. Ф. Гегеля. (Дайте определение диалектике). ВАРИАНТ №5
Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
Задание №1 Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является: Космоцентризм Антропоцентризм Провиденциализм Скептицизм Охарактеризуйте это направление.
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
Задание №2 Проанализируйте и объясните, по чему многие философы считают, что человек - главная философская проблема?
Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; Задание №3 Задание №4
Охарактеризуйте диалектический материализм К. Маркса.
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
Задание №5
Приведите примеры дедуктивного и индуктивного способа мышления (из любой сферы научного знания) ВАРИАНТ №6
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
1. Охарактеризовать понятие философии, ее структуру и функции. Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
2. Сущность деизма состоит в
Сформулировать представление об истине и смысле жизни.
Охарактеризуйте философию. Р. Декарта
3. Русская философия XIX века находилась в очень тесной связи с художественной литературой. Вспомните из школьного курса литературы то произведение русского поэта или писателя, которое оказало на Вас наиболее сильное воздействие. Приведите эти строки и поясните свой ответ.
Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
4. «это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
5.Охарактеризуйте философию Вл. Соловьева.
ВАРИАНТ №7
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
1. Представьте, что Вам необходимо раскрыть незнакомой аудитории сущность термина «бытие» через схему, рисунок, символ, диаграмму и т.д. Как вы изобразите «бытие»? Сформулировать представление об истине и смысле жизни. 2. Прочтите предложенный отрывок. Согласны ли Вы с философом? Сделайте вывод о работе сознания и бессознательного в человеке. … сны могут иногда оповещать о некоторых ситуациях задолго до того, как те произойдут в действительности. И это вовсе не чудо или мистическое предсказание. Многие кризисы в нашей жизни имеют долгую бессознательную историю. Мы проходим её шаг за шагом, не сознавая опасности, которая накапливается. Но то, что мы сознательно стараемся не замечать, часто улавливается нашим бессознательным, которое передает информацию в виде снов. 3. Целью процесса познания является получение истинного знания. Однако философия довольно давно поставила перед собой наукой проблему истины. В чем суть данной проблемы? Приведите примеры различных видов истин (относительной, прагматичной, конкретной и др.). Каким образом с истиной связаны ложь и заблуждение? В чем разница между этими явлениями. Этическое учение и философский метод Сократа. 4. Философская система идеализма Платона. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
5. Формами научного познания являются проблема, гипотеза, теория. Как Вы считаете, какая из приведенных форм выступает наиболее простой по сути? Раскройте содержание каждой формы научного познания, распределив их в порядке усложнения.
ВАРИАНТ №8
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
1. В культуре человека всегда параллельно с научным знанием существовало и существует сегодня ненаучное. Вненаучное знание, как и знание научное, не является досужей выдумкой, оно производится в определенных интеллектуальных сообществах. Почему же независимо от степени развития общества всегда сохраняется место для ненаучного знания? Причин несколько. Научное знание не может охватить всей сферы реальности. Кроме того, в человеке неискоренима потребность в знании предельных, абсолютных начал бытия, наиболее общих характеристик существования. Психологическим мотивом, поддерживающим вненаучпые формы познания, является испокон веков существовавшая у людей надежда найти чудодейственные способы решения их насущных жизненных проблем.Чем же наука отличается от ненауки? В чем разница между псевдонаукой, паранаукой, лженаукой ? Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; 2. Охарактеризуйте философию Н. Бердяева.
Сформулировать представление об истине и смысле жизни. 3. Прочтите предложенный отрывок. Согласны ли Вы с философом? Сделайте вывод о работе сознания и бессознательного в человеке. … сны могут иногда оповещать о некоторых ситуациях задолго до того, как те произойдут в действительности. И это вовсе не чудо или мистическое предсказание. Многие кризисы в нашей жизни имеют долгую бессознательную историю. Мы проходим её шаг за шагом, не сознавая опасности, которая накапливается. Но то, что мы сознательно стараемся не замечать, часто улавливается нашим бессознательным, которое передает информацию в виде снов.
Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
4. Приведите пример на закон диалектики. Закон перехода количественных изменений в качественные. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
5.Русская философия XIX века находилась в очень тесной связи с художественной литературой. Вспомните из школьного курса литературы то произведение русского поэта или писателя, которое оказало на Вас наиболее сильное воздействие. Приведите эти строки и поясните свой ответ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ) РЕШЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ПРЕДМЕТУ "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ" для студентов 3 курса
Г. Орел 2013
ВАРИАНТ №1
Задание №1 Кому принадлежит данное высказывание: «я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?
Объясните свой ответ. Идеализм имеет различные, но связанные между собою значения, которые могут быть расположены в последовательный ряд по мере углубления понятия. В самом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализмом разумеют наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, то есть к идеализации действительности; так идеалистом называют, напр., человека, который верит в доброту и честность всех своих ближних и старается все их поступки объяснять достойными или, по крайней мере, невинными побуждениями; в этом значении идеализм есть почти синоним оптимизма. Далее идеализмом называется преобладание у кого-либо общих интересов над частными, умственных и нравственных — над материальными. Сходный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм, когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка. Указанные три вида принадлежат к идеализму психологическому, выражающему известное душевное настроение и субъективное отношение в действительности практической. Далее следуют различные типы идеализма собственно философского, представляющего некоторое теоретическое отношение ума к действительности, как мыслимой. Задание №2 Что такое диалектика? Раскройте основные признаки и категории. Элементы диалектики представляют собой целостную, развивающуюся, субординированную систему категорий, законов и принципов, которые в своей совокупности отражают единство, целостность реального мира в его всеобщих характеристиках. Различия между элементами диалекктики относительны, условны и подвижны. Какую бы историческую форму диалектика ни принимала, в центре ее внимания всегда была проблема развития. В материалистической диалектике развитие – философская категория, выражающая процесс движения, изменения органических целостных систем – материальных (прежде всего) и духовных. Наиболее характерными чертами данного процесса являются: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени...
Задание №3 Декарт утверждал: Я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение имеет, как минимум, два различных смысла. Какие они? Прежде всего, познание предполагает установление тождества в кажущемся разнообразии; поэтому полагание принципиально неустранимой двойственности наносило удар самому духу философии. Возникли попытки свести дуализм к монизму, т.е. отрицать одну из двух субстанций или допустить существование единой субстанции, которая бы являлась одновременно и разумом и материей. Так, окказионалисты доказывали, что поскольку разум и тело по своей сути неспособны воздействовать друг на друга, то очевидные «причины», которые мы наблюдаем в природе, являются результатом прямого вмешательства Бога. Эта позиция получила логическое завершение в системе Спинозы. Трудно считать Бога чем-то иным, нежели Верховным Разумом; поэтому либо Бог и материя остаются дихотомически разделенными, либо материя сводится к идеям самого Бога (как у Беркли). Проблема монизма и дуализма занимала центральное положение в философии 17–18 вв. Существование материи как автономной, независимой от духа субстанции приводит к предположению, что ее законы могут быть сформулированы исчерпывающим образом в терминах пространства и времени. Это обычное для физической науки допущение полезно для ее развития, но в конечном счете приводит к противоречиям. Если, согласно гипотезе, пространственно-временная-материальная система самодостаточна, а ее собственные законы полностью определяют ее поведение, неизбежно крушение Вселенной, содержащей нечто другое, кроме материи, что существует наряду с материей во взаимозависимом целом. Так, если причиной движения материи является разум, то он производит энергию и тем самым нарушает принцип сохранения энергии. Если мы скажем, ради того чтобы избежать этого заключения, что разум не может быть причиной движения материи, но направляет ее движение по тому или иному конкретному пути, то это будет нарушать принцип действия и противодействия. А если мы зайдем еще дальше и предположим, что дух действует на материю, только освобождая физическую энергию, но не создавая ее и не управляя ею, то приходим к нарушению фундаментального допущения, что причины освобождения физической энергии могут быть лишь физическими. Картезианство оказало значительное влияние на развитие науки, однако в то же время породило разрыв между физической наукой и психологией, который не преодолен до настоящего времени. Представление о существовании такого разрыва выражено также в материализме Ж.Ламетри (1709–1751), согласно которому человек есть не что иное, как сложно организованная материя, и в концепции эпифеноменализма, по которой сознание есть побочный продукт тела, не влияющий на его поведение. Эти взгляды были в моде у естествоиспытателей. Вместе с тем предполагалось, что вера в способность разума быть причиной материальных явлений есть предрассудок, подобный вере в призраки и домовых. Это представление серьезно задержало исследование ряда важных феноменов в психологической науке, биологии и медицине. Что касается философских аспектов проблемы, то Декарт избавился от них, заявив, что всемогущий Бог повелел, чтобы дух и материя взаимодействовали. Взаимодействие происходит в шишковидной железе у основания мозга – местопребывания души. Окказионалисты полагали, что Бог управляет материей и сознанием не с помощью универсального правила взаимодействия, но вмешиваясь в каждом конкретном случае и управляя одной и другой сторонами события. Однако если Бог есть разум, то мы сможем понять его власть над материей не в большей степени, чем взаимодействие, которое объясняется с помощью названного допущения; если же Бог не есть разум, то мы не сможем понять, каким образом Он управляет ментальными событиями. Спиноза и Лейбниц (последний с некоторыми оговорками) пытались решить эту проблему, рассматривая дух и материю в качестве двух аспектов единой субстанции. Однако эта попытка, какими бы онтологическими достоинствами она ни обладала, совершенно бесполезна, когда мы переходим к космологии, ибо помыслить, каким образом ментальная «характеристика», или «аспект», воздействует на физическую характеристику, столь же трудно, как помыслить, каким образом духовная субстанция воздействует на телесную субстанцию. Последняя проблема связана с эпистемологией: как возможно знание о внешнем мире? С одной из постановок этого вопроса имел дело и Декарт; он доказывал, что мы можем избежать «проблемы эгоцентризма», если докажем бытие Бога и будем опираться на Его благодать как на гарантию истинности познания. Однако существует и другая трудность: если истинная идея есть копия объекта (согласно корреспондентной теории истинности, которую разделял Декарт) и если идеи и физические объекты совершенно не похожи друг на друга, то любая идея может только напоминать другую идею и быть идеей другой идеи. Тогда внешний мир должен быть совокупностью идей в сознании Бога (позиция Беркли). Кроме того, если Декарт прав, полагая, что наше единственно правильное и первичное знание о материи есть знание о ее протяжении, мы не только исключаем т.н. вторичные качества в качестве объективных, но также исключаем возможность познания самой субстанции. Следствия этого подхода были изложены в трудах Беркли, Юма и Канта.
Задание №4 Что является предметом изучения философии? Перечислите и охарактеризуйте основные философские учения. Основные философские учения: 1. Онтология – учение о бытии. 2. Гносеология – учение о познание. 3. Аксиология - учение о ценностях. 4. Этика – наука о поведение. 5. Эстетика – учение о прекрасном, возвышенном. 6. История философии.
Предметом изучения философии является природа, человек, общество и мир в целом.
Задание №5 ВАРИАНТ №2 Задание №1 Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству: Эпикур; Диоген синопский; Аристарх самосский; Ксенофан Охарактеризуйте философию киников Кинизм оказался менее жизненным, относительно других философских течений, в силу 1) экстремизма и анархизма, а значит, 2) неравновесия в основе, 3) духовного убожества.
Древние называли кинизм наиболее краткой дорогой к добродетели. Однако, мы можем сказать, что кратких дорог в философии, как и в жизни, нет. Это явно обнаружилось в стоицизме, где "дорога к добродетели" уже длинна, и чтобы завоевать души, следовало переосмыслить кинизм. еризуйте философию киников)
Задание №2 Название периода творческого служения «отцов церкви» (iii-viii вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики: Апологетика; Патристика; Схоластика; Экзегетика. Назовите представителя этого направления и охарактеризуйте его философию. Учение Фомы Аквинского явилось попыткой обновить христианскую мысль в свете метафизики и теологии, систематизированной на основе принципов аристотелизма. Вместе с тем Фома переосмыслил аристотелевское учение, исправив в нем то, что считал необходимым. Быть может, самым существенным вкладом Фомы в развитие аристотелизма явилось то, что он распространил аристотелевское учение об акте и потенции на отношения между сущностью и актом существования, в котором актуализируется сущность. Фома утверждал, что вовсе не на Аристотеля, а на христианское откровение опирается учение о том, что акт бытия есть "акт всякого акта и совершенство всякого совершенства" (De potentia Dei VII, 2), глубочайшее основание реальности и наивысший атрибут божественности: "Аз есмь сущий" (или: "Я есть Тот, Кто есть", см. Исх 3:13-14). Он считал, что именно акт бытия составляет основу и определяет природу умопостигаемого порядка реальности. Конечно, влияние философии Аристотеля на Фому не следует недооценивать. Достаточно обратиться к чтению богословских сочинений Фомы, чтобы убедиться в том, как высоко он ставит труды этого философа. Вместе с тем именно в комментариях Фомы к Аристотелю мы читаем, что "изучение философии служит не для того, чтобы узнать, что думали люди, а для того, чтобы постигнуть истину". Сам Фома всегда стремился самым тщательным образом рассмотреть все возражения, выдвигаемые философами, "так как никто не может вынести суждение по какому-либо поводу, не выслушав доводов обеих сторон, так что тот, кто прислушивается к философии, вправе с большим основанием вынести окончательное суждение, коль скоро он прислушивается к аргументам обеих сторон". Ни в коем случае не ставя под сомнение авторитет Августина, Фома спорил с его последователями, убеждая их в необходимости отказаться от платонизма. Чтобы сделать учение Аристотеля приемлемым для Церкви, Фома комментировал его сочинения, переосмысливая многие моменты его учения. У Аквината были замечательные комментаторы, например Каетан (1470-1534) или Иоанн св. Фомы (1589-1644), однако только в 20 в., с появлением исследований таких ученых, как Э.Жильсон, Ж.Маритен и Р.Хатчинс, удалось уловить самый дух его философии во всей его оригинальности и жизненной позициии.
Как вы полагаете, любовь это подарок судьбы или результат настойчивых усилий? Аргументируйте свой ответ. Проиллюстрируйте своими примерами.
Задание №3 1. Что такое диалектика? Раскройте основные признаки и категории. Элементы диалектики представляют собой целостную, развивающуюся, субординированную систему категорий, законов и принципов, которые в своей совокупности отражают единство, целостность реального мира в его всеобщих характеристиках. Различия между элементами диалекктики относительны, условны и подвижны. Какую бы историческую форму диалектика ни принимала, в центре ее внимания всегда была проблема развития. В материалистической диалектике развитие – философская категория, выражающая процесс движения, изменения органических целостных систем – материальных (прежде всего) и духовных. Наиболее характерными чертами данного процесса являются: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени...
Задание №4 Сравните патриоческий период с схоластическим периодом философии эпохи Средних веков. В течение Средних веков выделяются два периода развития философии: патристика – разработка отцами церкви основ христианской догматики (патер – «отец»), во 2-6 веках, и схоластика - зрелое и систематическое учение о Боге, мире и человеке.
Патристика представитель Августин Блаженный и схоластика Фома Аквинский.
Аврелий Августи Блаженный (354-430) - Бог высшее бытие. Особое место занимает креационизм – сотворение Богом мира из ничего. От идеи постоянного творения Августин переходит к фатализму - веру в судьбу. Все будет так, как этого хочет рок. В философском плане интересна проблема соотношения веры и разума. Ему принадлежит формула: «Верю, чтобы понимать».
Фома Аквинский (1225-1274) – с 1879 г. – признан официальным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного с философией Аристотеля). Фома пытается достичь гармонии между верой и разумом. Разум опирается на науку, а вера на теологию. Фома Аквинский показал, что в соотношении веры и разума, вера преобладает.
Задание №5 Охарактеризуйте философию Ф. Бэкона. Какие идеи Ф. Бэкона заложили основу американскому прагматизму? Философский сенсуализм означает «чувственное восприятие». Основы философии Френсиса Бэкона составляет эмпиризм как основной метод познания и индукция. Эмпиризм - от эмпирио - опыт, чем больше опыта, тем больше знания, отсюда философское кредо Ф. Бэкона: «Знание – сила». Индукция по Ф. Бэкону, означает обобщенный вывод на основе частных явлений, например, если многие металлы плавятся, то все металлы обладают свойством плавления. Недостатки индукции в том, что она недостоверна. Ф. Бэкон предпринял попытку классифицировать науки, «путь паука» - это получение знаний из чистого разума, «путь муравья» - получение знаний на основе опыта, «путь пчелы» - включает достоинства первых двух путей. Философский рационализм - в основе лежит разум. В основу Р. Декарт положил свой знаменитый метод сомнения – именно с него должна начинаться философия. Сомневаясь – следовательно мыслю. Декарт в противовес Бэкону создал свою оригинальную теорию «врожденный идей».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.227 (0.011 с.) |