Проанализируйте и сравните философский сенсуализм френсиса бэкона и рационализм рене декарта. Какое место в их философии отводится богу. Обоснуйте свой ответ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проанализируйте и сравните философский сенсуализм френсиса бэкона и рационализм рене декарта. Какое место в их философии отводится богу. Обоснуйте свой ответ.



Философский сенсуализм означает «чувственное восприятие». Основы философии Френсиса Бэкона составляет эмпиризм как основной метод познания и индукция. Эмпиризм - от эмпирио - опыт, чем больше опыта, тем больше знания, отсюда философское кредо Ф. Бэкона: «Знание – сила». Индукция по Ф. Бэкону, означает обобщенный вывод на основе частных явлений, например, если многие металлы плавятся, то все металлы обладают свойством плавления. Недостатки индукции в том, что она недостоверна. Ф. Бэкон предпринял попытку классифицировать науки, «путь паука» - это получение знаний из чистого разума, «путь муравья» - получение знаний на основе опыта, «путь пчелы» - включает достоинства первых двух путей.

Философский рационализм - в основе лежит разум. В основу Р. Декарт положил свой знаменитый метод сомнения – именно с него должна начинаться философия. Сомневаясь – следовательно мыслю. Декарт в противовес Бэкону создал свою оригинальную теорию «врожденный идей».

Сенсуалисты считали, что чувства – единственный и достоверный источник наших знаний. Рационалисты, напротив, полагали, что чувства наши очень слабы и недостоверны. Зато все доступно разуму. В результате споров сенсуалистов и рационалистов к концу 18 века в философии сложилась странная ситуация: знаний человечеством накоплено много, а откуда эти знания - толком неизвестно.

Проблеме Бога в их философии места не отводилось.

 

 

Задание №3

Характерной чертой средневековой философии является:

Космоцентризм

Антропоцентризм

Теоцентризм

Скептицизм

Охарактеризуйте это направление.

 

Есть только одно абсолютное начало - Бог, а все остальное - его творение. Разница между Богом и творением - огромная: это две реальности различного ранга. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Христианский философ IV-V веков Августин Блаженный (354-430) говорит поэтому, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо. Отождествляя Бога с бытием, Августин следует священному писанию. В Ветхом завете Бог сообщает о себе человеку: "Я есмь Сущий". В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а благодаря другому; отсюда происходит непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире. Христианский Бог, хотя сам по себе недоступен для познания, тем не менее открывает себя человеку, и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания. В средние века бог и религия – вот главные объекты философии, именно бог и религия изучается в то время ее служителями”.
Так как средневековая философия была неразрывна с христианством, кратко рассмотрим еще некоторые идеи средневековой философии:2

Задание №4

Охарактеризуйте исторический материализм марксистской школы.

На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, не зависящие от их воли производственные отношения. В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно – экономические формации:

 

Ø Первобытнообщинный строй;

Ø Рабовладельческий строй;

Ø Азиатский способ производства как особый тип формации;

Ø Феодализм;

Ø Капитализм;

Ø Социалистическое (коммунистическое) общество будущего.

 

 

Задание №5

Проанализируйте и сравните философские взгляды западников и славянофилов.

 

Западники:

1. Отдельного от остальной цивилизации «уникального» исторического пути развития нет, Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.

2. Благо для России - освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.

 

Славянофилы:

Ø Основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни;

Ø Русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада.

Любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

ВАРИАНТ №4

Задание №1

Как Вы понимаете мнение Фейербаха о том, что религия является важным фрагментом духовной жизни человека, которая требует от него большой работы всех душевных сил – чувств, эмоций, фантазий, деятельности ума?

 

Задание №2

Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён богом из ничего, называется:

Креационизм

Диалектика

Дуализм

Монотеизм

Охарактеризуйте данный принцип, используя конкретные исторические примеры.

Креационизм (от лат. creare — создавать, форма creatio – создаю) — философско-теистическая концепция, зародившаяся среди христианских ученых, утверждающая происхождение вселенной, Земли, человека и всех форм жизни в результате творческого акта личного сверхприродного Абсолюта, Творца всего сущего — Бога.

Креационизм имеет два источника. С одной стороны, своим становлением он обязан священным текстам христианской религии, утверждающим генезис бытия через творческий акт Создателя, сотворившего Вселенную из небытия (ничего), а затем все виды (роды) живого в земной биосфере и человека из различных форм неживой природы (шестидневное творение). С другой стороны, своим становлением он обязан целой серии научных фактов, объяснить которые невозможно с точки зрения эволюционизма.

К таким фактам относится, например, невозможность естественного объяснения появления духовной жизни человека, отделяющей его от мира животных, лишенных самосознания, абстрактного мышления, грамматически структурированного языка, всех форм духовной творческой активности – науки, искусства, религии. К таким фактам также относится отсутствие бесспорных научных данных в пользу доктрины прогрессивной биологической макроэволюции, к тому же противоречащей росту энтропии согласно второму закону термодинамики; невозможность редуцировать биологические явления к физическим, совершенная нерешенность проблемы физико-химического объяснения происхождения биологической жизни, что ставит под сомнение идею естественного самозарождения биологической жизни; невозможность для современной физики отказаться от антропного принципа, утверждающего, что значения всех физических и космологических величин обусловлены требованием возможности существование на Земле человека; противоречивость модели «вечно существующей вселенной», не согласованной со вторым законом термодинамики и наблюдаемому космическому микроволновому фону; научная обоснованность теории «Большого взрыва» и «расширяющейся вселенной», в контексте которой утверждается существование начала вселенной во времени, под которым понимается начало расширения и т. д.

Среди течений креационизма наиболее представительными и сильными являются младоземельный креационизм (Young-Earth Creationism), настаивающий на буквальном следовании шестидневному творению Книги Бытия Ветхого Завета, и староземельный креационизм (Old-Earth Creationism), где шесть дней творения интерпретируются как символическая формула - метафора, приспособленная к уровню восприятия людей различных эпох с различным уровнем знаний, что, возможно, имеет своим основанием в том, что слово день (евр. «йом») не означает в Священном Писании только сутки, но также часто указывает на неопределённый отрезок времени.

Среди староземельного креационизма важно выделить креационизм постепенного творения (Progressive creationism), согласно которому Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления, не нуждаясь в видообразовании путем естественного отбора. Как включенное в креационизм направление необходимо рассматривать и эволюционный креационизм (теистический эволюционизм), признающий теорию эволюции в виде инструмента Бога.

 

 

Задание №3

Охарактеризуйте основные философские учения и назовите, что является предметом изучения философии?

 

Основные философские учения:

7. Онтология – учение о бытии.

8. Гносеология – учение о познание.

9. Аксиология - учение о ценностях.

10. Этика – наука о поведение.

11. Эстетика – учение о прекрасном, возвышенном.

12. История философии.

 

Предметом изучения философии является природа, человек, общество и мир в целом.

 

 

Задание №4

Приведите примеры дедуктивного и индуктивного способа мышления (из любой сферы научного знания).

 

Задание №5

Осветите философию Г. В. Ф. Гегеля. (Дайте определение диалектике).

Философия Духа:

Ø Субъективный дух – душа, сознание отдельного человека.

Ø Объективный дух – следующая степень духа, «дух общества»в целом.

Ø Абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина.

 

Выражение Абсолютного духа:

Ø Искусство;

Ø Религия;

Ø Философия.

Диаклектика – основопалагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.

 

 

ВАРИАНТ №5

 

Задание №1

Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:

Космоцентризм

Антропоцентризм

Провиденциализм

Скептицизм

Охарактеризуйте это направление.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. ανθρωπος— человек и лат. centrum — центр) — крайняя форма антропоморфизма, познавательной установки, в которой утверждается наличие человеческого измерения в любом знании о природе, обществе и в самом познании. Классическую формулировку антропоцентризм обретает в знаменитой формуле Дротагора “человек есть мера всех вещей”. В отличие от античного уподобления микро- и макрокосма, а также от объективизма классической рациональности в современном естествознании антропоцентризм выражает зависимость научного результата не только от положения субъекта-наблюдателя и характеристик его инструментальной и целеполагающей деятельности, но и от самого факта его присутствия во вселенной (см. Антропиый принцип).

В социальном познании антропоцентризм противоположен социоцентризму, или социологизму. В концепциях антропоцентристского направления подчеркивается самостоятельность индивида как субъекта свободного выбора и ответственного поступка. В политике принцип антропоцентризма реализован в либерализме, признающем приоритет интересов личности перед интересами любых сообществ и неотчуждаемость ее естественных прав. Методологически антропоцентризм противостоит натуралистическому детерминизму и историцизму, означая приоритет целеполагающей человеческой деятельности перед социальными структурами и “законами исторической необходимости”. Антропоцентристской установке чуждо масштабное социальное проектирование и жесткие социальные технологии (см. Технологии социальные), подчиняющие интересы личности логике проекта и превращающие человека в “винтик” государственной машины. Антропоцентризм содержит в себе требование соразмерности социальных преобразований человеку и очерчивает пределы вмешательства власти в человеческую повседневность. Что касается марксизма, то он унаследовал просветительский взгляд на человека как на продукт обстоятельств и воспитания и определял сущность человека как комплекс социальных отношений. И хотя деятельностный подход, реализованный в понятии общественной практики, и претендует на снятие дилеммы антропоцентризма и социоцентризма, марксизм в целом явно тяготеет к последнему. Отход К. Маркса от антропоцентризма, заявленного в “Экономическо-фалософских рукописях 1844 г.” и “Манифесте Коммунистической партии” (“свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех”), отчетливо виден в его концепции формационного развития общества как естественно-исторического процесса, в рамках которого человек представляет собой “личный элемент производительных сил”. Русские марксисты, напр., Г. В. Плеханов, явно тяготели к социоцентризму в решении вопроса о роли личности в истории. В классической социологии основная позиция антропоцентризма отчетливо выражена Г. Спенсером, полагавшим, что “каждое социальное явление должно иметь своим источником известные свойства индивидов”, а потому “тип общества определяется природой составляющих его единиц”. Развернутую социологическую интерпретацию антропоцентризм обрел в “понимающей социологии” At. Вебера. Веберовский постулат субъективной интерпретации гласит: ничто не может быть понято лучше, чем индивидуальное осмысленное действие. Понять социальное явление значит свести его к субъективным смыслам действующих индивидов — конечному пункту теоретического анализа любых социальных процессов. В поствеберовской социологии антропоцентризм противопоставлен структурному функционализму, сторонники которого акцентировали внимание на детерминирующем воздействии социальных структур. Наследующая же веберовские традиции феноменологическая социология выступала против реификации (овеществления) социальных структур и трактовала их как набор социально одобренных образцов человеческого поведения. Не отрицая структурирующего воздействия социальных институтов на человеческую деятельность, она исследовала систему высокосложных типизации, аккумулирующих опыт индивидуального “усвоения” подобных образцов в исполнении социальных ролей (интериоризация). Социологический постмодернизм ликвидировал противопоставление человека и продуктов его творческой активности, радикализировав структуралистские идеи “смерти субъекта” (М. Фуко), растворения автора в тексте (Р. Борт). Современной социологии свойственны попытки снятия дилеммы антропо- и социоцентризма с помощью понятия габитуса как инкорпорированной социальности (П. Бурдье). Но в отличие от традиционных обществ, габитус современного человека, вовлеченного во множество изменчивых личных и анонимных социальных связей, не может считаться социальным инвариантом, а концепция габитуса—окончательным снятием дилеммы антропоцентризма и социоцентризма.

Н. М. Смирнова

 

 

Задание №2

Проанализируйте и объясните, по чему многие философы считают, что человек - главная философская проблема?

 

Задание №3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.03 с.)