Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима: киники, эпикурейцы, скептики, стоики и неоплатоникиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Следующий период развития – это эллино-римский. По-другому он называется поздняя античность. Длился с конца IV в. до н.э. по V в. н.э. В нем можно рассмотреть два этапа: эллинистический (конец IV–II вв. до н.э.) и римский (I в. до н.э. – V в. н.э.). Позднее возникает и развивается неоплатонизм (в III–V столетиях н.э.). В эллино-римские период входят такие учения как: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. В этом периоде, конечно, нельзя не конкретизировать уже выработанные в классике представления, в том числе их идейно-смысловой характер. Философия этого периода была призвана как-то сориентировать эллина (т.е. древнего грека, а именно, подразумевается сам человек, субъект) в мире со все более новыми изменениями. В этой связи надо рассмотреть три главных философских течения эпохи раннего эллинизма: эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Эпикур (341–270 гг. до н.э.) – греческий философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. Он отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Эпикур вносит оригинальные изменения в атомизм Левкита-Демокрита: для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью, он вводит понятие спонтанного «отклонения» атома от прямой линии. Это основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности, некий такой шаг вперед. Эпикур, выступивший в борьбу с Аристотелем, создал в свое время школу «Сад Эпикура», где он учил философии на равных правах даже женщин и рабов, чего не могло быть у Платона и Аристотеля. Другими словами, он основал общество друзей-единомышленников, которое просуществовало 600 лет. Главным для Эпикура было практическое значение философии – прикладная философия. Он считал, что атомы различаются не только по величине и форме, но и по весу, а также имеют части, но не делимы из-за абсолютной непроницаемости. Также полагал, что бесконечно лишь количество атомов, а не форм. Эпикур, сохранив основную предпосылку киренаиков, что главная цель человека – наслаждение, существенно преобразовал их систему. Если те понимали наслаждение как деятельность, то он отдал предпочтение наслаждению покоем, так как считал, что динамические наслаждения предварительно несут страдания от предшествующего желания, а статические удовольствия – нет (они некое состояние равновесия). Считая, что стимулом динамических удовольствий является желания, делил желания на естественные (необходимее и не необходимые) и вздорные. И задавался при этом вопросом, а все ли желания следует исполнять… Для него чувства – источник счастья. При оценке удовольствия он отказался от критерия интенсивности и предпочел в качестве такового длительность. При этом душевные критерии удовольствия и страдания оказываются большими, чем телесные, а следовательно стремиться надо именно к душевным удовольствиям, избегая душевных страданий. Принцип удовольствия, по нему, заложен в самой основе жизни, и ему нужно соответствовать. У Эпикура разум подчинен телу, а не наоборот, как у Сократа, Платона, Аристотеля. В этом его главное отличие от них, но при этом, он все же считал (в соответствии с общегреческим представлением о человеке), что наибольшие удовольствия человеку доставляет то, что оправдано разумом. Принципом свободы воли Эпикур обосновал возможность независимости человека от общественных связей, его лозунгом было жить незаметно, не по законам общества, а по природе. Популярности Эпикура особенно поспособствовала поэма «О природе вещей» Лукреция Кара (ок. 99 г. – ок. 55 гг. до н.э.), которая излагает взгляды Эпикура в поэтической, доступной форме. Если рассматривать стоицизм как философское направление, то оно просуществовало с III в. до н.э. до III в. н.э. Главными представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский (ок. 336–264 гг. до н.э.), Клеанф и Хрисипп. Позднее в качестве стоиков прославились Плутарх, Цицерон (106–43 гг. до н.э.), Сенека (ок. 5 г. до н.э. – 65 г. н.э.), Марк Аврелий. Если насчет многих нынешний обыватель мог и не слышать, то про Марка Аврелия (121–180 гг. н.э.) – императора, аналогично с Платоном, слышал, наверное, каждый как про выдающуюся личность своего времени. Взгляды римских стоиков отличались от греческих по тональности – силой своего чувства и выразительностью поэзии, – и это объяснялось изменением социальных условий: подтачивалось достоинство людей и их уверенность, иссякал психологический запас прочности. У них ведущими чертами становится не гордость, достоинство, а, скорее, слабость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность. Они считали, что истинное назначение разума состоит не в том, чтобы находить «золотую середину» между противоположными чувствами, но в освобождении от страстей. Физические воззрения стоиков малооригинальны. Главный вопрос для них состоит в определении места человека в Космосе. После долгих раздумий они приходят к выводу, что законы бытия неподвластны человеку, человек подвержен року, судьбе. Судьбу или рок можно ненавидеть, стоик же, скорее, склонен ее любить, получая отдохновение в рамках доступного. Они стремятся обнаружить смысл жизни. Формы и категории Платона и Аристотеля их уже не устраивают, т. к. они не могут усмотреть в них текучесть жизни и ее смысл. По их мнению, суть субъективного есть слово, его смысловое значение (лектон). Лектон – смысл – выше всяких положительных и отрицательных суждений, речь идет о суждении вообще. Стоики отнюдь не безразличны ко всему происходящему, наоборот, они относятся ко всему с максимальным вниманием и интересом. Но так как они еще определенным образом понимают мир, закон, то в полном соответствии с ним сохраняют душевное спокойствие. Можно выделить главные моменты стоической картины мира: 1) Космос – это огненный организм; 2) человек существует в рамках космических законов, отсюда его фатализм, судьбоносность, своеобразная любовь к тому и другому; 3) смысл мира и человека – лектон, значимость слова, которая нейтральна как к психическому, так и к физическому; 4) понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии (греч. невозмутимости). Можно в заключение еще отметить, что уже ранние стоики выделили ряд глубочайших философских проблем. Если человек подвластен различного рода законам, физическим, биологическим, социальным, то в какой мере он свободен? Как ему относиться ко всему тому, что его ограничивает? Такие вопросы задают себе стоики и отвечают на них по своему учению. Скептицизм (греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий, критикующий) – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Постепенно все большее влияние стали приобретать отрицавшие возможность что-либо доказать – скептики. Главным аргументом античных скептиков являлось существование разных точек зрения по различным вопросам, а какая из них является истинной, определить невозможно. Они отрицали возможность доказать предпочтительность одного мнения другому и воздерживались от суждений. Из воздерживания от суждений следует невозмутимость, потому что мы не можем знать, что произойдет в следующий момент. Из известных скептиков выделяется Пиррон (ок. 360 – ок. 280 гг. до н.э.). Для скептиков также, как и для стоиков, важна атараксия (невозмутимость, хладнокровие, спокойствие), но ими она обретается не через знание, а через отказ от него. Другими словами, пройдя круг развития, философия вернулась к сократовскому «я знаю, что я ничего не знаю», но с добавлением «я не знаю даже и этого»2. Скептики замкнули круг, но этот опыт был не бесполезен, именно в нем зародилась философия. Неоплатонизм – реакционная философия эпохи упадка Римской империи (3–6 вв. н.э.). Идеалистическая теория идей Платона приняла в неоплатонизме форму учения о мистической эманации (излучении, истечении) материального мира из духовного первоначала. Наиболее видным представителем платонизма был Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию. Неоплатоники стремились дать философскую картину всего существующего, в том числе Космоса в целом. Нельзя понять жизнь субъекта вне Космоса, равно как и жизнь Космоса без субъекта. Существующее устроено иерархически: Единое-Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место в иерархии принадлежит Единому-Благу. Единое – это подлинно первосущее, охват всего в одной точке. Единое как бы переполнено собой, оно «изливается», образуя Ум, Мировой Ум. Это изливание», или эманация, не является неким вещественным процессом. Речь идет о сущностной связи; сущность находится везде, но реализуется через другое. Единое существует посредством Ума. Мировой Ум включает числа и идеи в их системном взаимосвязанном виде, он есть первообраз всех вещей. Эманация Ума приводит к Мировой Душе, которая выражает собой все одушевленное, она производит все живое. Все, что движется, образует Космос, низшей формой бытия выступает материя, которая сама по себе не активна и воспринимает возможные формы и смысл. Основная задача человека состоит в том, чтобы глубоко продумать, прочувствовать свое место в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло – снизу, от материи. Лестнице нематериального: Душа – Ум – Единое соответствует последовательность: чувство – мысль – экстаз. Неоплатоники везде видят гармонию и красоту, за них фактически ответственно Единое-Благо. Неоплатонизм сумел дать довольно синтетическую картину современного ему античного общества. Это был последний расцвет античной философии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.138 (0.011 с.) |