Макроекономіка: роль, значення і її місце в системі економічних наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макроекономіка: роль, значення і її місце в системі економічних наук.



Макроекономіка: роль, значення і її місце в системі економічних наук.

Макроэкономика изучает механизм функционирования национальной экономики в целом, помогает выяснить причины сбоев, несбалансированности спроса и предложения, безработицы и инфляции. Таким образом, в центре внимания макроэкономики стоят такие явления, которые могут быть решены не с позиций фирмы или потребителя, а только с позиции единого экономического центра, в обязанности которого входит проведение определенной политики для решения задач, стоящих перед макроэкономической практикой. Примерами таких задач могут служить стимулирование или сокращение совокупного спроса или предложения.

Макроэкономика являеться составляющей от экономической теории и тесно связана с микроэкономикой, которая изучает отдельные экономические субъекты.

Макроэкономика состоит из нескольких подразделов, которые и будут последовательно изучаться в данном курсе.

1. Теория инфляции. Уровень цен и обуславливающие его факторы. Понятие инфляции, виды инфляции, способы борьбы. Инфляция в России, антиинфляционная политика правительства в различные периоды.

2. Теория денег. Деньги, их структура и роль в экономике. Проблемы большого и малого количества денег в стране. Деньги как средство управления рыночной экономикой. Денежная масса, денежные потоки.

3. Теория занятости. Уровень безработицы, полная занятость, последствия высокого уровня безработицы. Причины, обуславливающие высокий уровень безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

4. Теория экономического роста. Определение экономического роста, его измерение в отдельной стране. Объективность спадов и подъемов в экономике. Последствия высоких темпов роста. Оценка факторов роста, стратегии роста.

5. Теория экономической политики. Воздействие государства на экономику страны. Бюджет, государственный долг, регулирование экономической деятельности.

6. Теория внешнеэкономических отношений. Воздействие иностранного сектора на национальную экономику. Международная торговля, торговые барьеры, протекционизм.

 

Методы расчёта ВНП и основные макроэкономические тотожності

ВНП – это: - Рыночная стоимость всей конечной продукции и услуг в экономике страны за год. - Сумма доходов предприятий, организаций и населения страны за год.

Метод расчета ВНП по расходам.

С – Потребительские расходы населения.

I – Частные инвестиции.

G – Государственные расходы.

Хn – Чистый экспорт (экспорт - импорт).

ВНП = C + I + G + Xn.

Метод расчета ВНП по доходам.

А – Амортизация основных средств.

Тк – Косвенные налоги на бизнес.

Rн – Нераспределенная прибыль корпораций.

С/с – Взносы в фонды социального страхования.

ТR – Налоги на прибыль корпораций.

Ти – Индивидуальные налоги.

F – Трансфертные платежи (пенсии, пособия, субсидии).

ЛРД – Личный располагаемый доход.

ВНП = А + Тк + Rн + С/с + ТR + Ти + F

Система національних рахунків: сутність, значення й методологічні принципи побудови

Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели - объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики.

Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода.


Депозитний мультиплікатор і механізм збільшення пропозиції грошей.

Мультипликационное расширение банковских депозитов.

За счет чего увеличивается объем денежной массы?

За счет эмиссии НБУ.

За счет расширения кредитов коммерческих банков.

1.Деньги, находящиеся в хранилище банка, таковыми не являются!

2.Деньги включаются в состав денежной массы только тогда, когда их держат за пределами банковской системы!

Банковский (депозитный) мультипликатор: m = 1 / r * 100;

где:

m – банковский мультипликатор;

r – обязательная резервная норма в %;

m = M / R; где:

М – прирост депозитов; R – прирост резервов.

Величина мультипликатора находится в обратной зависимости от величины обязательных резервных требований.

Для определения максимального количества денег, которое может создать банковская система на основе величины избыточных резервов, необходимо перемножить избыточные резервы на депозитный мультипликатор:

.

Об'єкт і предмет макроекономіки.

Экономическая теория включает микроэкономику и макроэкономику. Макроэкономика изучает национальную экономику в целом, в отличие от микроэкономики, которая изучает отдельные экономические субъекты.

Предметом макроэкономической теории является поведение экономики, система ее внутренних связей, рассматриваемых как единое целое. Макроэкономическая теория изучает:

экономическое поведение (подъемы и спады экономики, безработицу, инфляцию);

экономическую политику (меняющую валютные курсы и инвестиции);

экономические факторы (влияющие на ставку процента, цены и бюджет).

Объект макроэкономики - национальная экономика.

Предмет макроэкономики – эффективность функционирования национальной экономики или эффективность функционирования механизмов экономической системы.

Макроэкономика изучает в экономике страны четыре агрегированных хозяйственных субъекта, к которым относятся: домашние хозяйства, предприниматели, государство и внешние экономические субъекты.

Макроэкономика рассматривает четыре агрегированных рынка, активно взаимодействующих в национальной экономике любого государства: рынок благ (товаров и услуг); рынок труда; рынок финансовых активов и рынок денег (валюты).

Макроэкономика – это отрасль экономической науки, которая изучает эффективность функционирования национальной экономики как единого целого с позиции экономического роста, полной занятости ресурсов, уровня инфляции и внешнего равновесия.

 

45. Соцiально-економiчнi наслiдки iнфляцii. Инфляция негативно влияет на благосостояние населения, снижает их жизненный уровень. Происходит отставание роста номинальных денежных доходов от реальных потребностей населения. При инфляции обесцениваются сбережения. Происходит рост налогообложения, происходит изъятие в гос. бюджет все возрастающей части доходов населения. Инфляция существенно подрывает мотивацию к активной и предпринимательской и трудовой деятельности. Инфляция затрудняет планирование, ее скачки меняют степень выгоды тех или иных заключенных договоро. Все это отрицательно сказывается на объемах производства продукции. Инфляция нарушает инвестиционный процесс, что связано с тем, что кредиторы проигрывают от того, что, давая деньги в долг, они через некоторое время получат ту же сумму, но с меньшей покупательной способностью, а заемщики от этого выигрывают.


Макроекономічні показники: випуск, проміжна та кінцева продукція.

СНС опирается на ряд макроэкономических показателей, с помощью которых измеряются результаты функционирования национальной экономики. Первичным таким показателем является валовой выпуск (ВВ), который отражает полную рыночную стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период. Но наибольшее значение среди макроэкономических показателей имеет валовой внутренний продукт (ВВП).

По своей сути ВВП — это рыночная стоимость конечной продукции или добавленная стоимость, созданная резидентами внутри страны. Конечная продукция лишь та часть валового выпуска, которая направляется на непроизводственное потребление, инвестирование и экспорт. Это означает, что при исчислении ВВП из валового выпуска имеет вычитаться промежуточная продукция, которая используется для производства товаров и услуг и которая убирает формы материальных затрат (МВ).

 


Платежный баланс состоит из большого количества статей. Но все они могут быть объединены в отдельные разделы. В Украине все статьи платежного баланса объединяются в две главы: счет текущих операций и счет операций с капиталом и фин-вых операций.

Главным разделом платежного баланса является счет текущих операций. Его можно разделить на три части.

Первая - баланс товаров и услуг (БТП), отражающий чистые поступления от импорта и экспорта товаров, а также от нефакгорних услуг. К нефакторных отно-ся такие услуги, не связанные с использованием факторов пр-ва: транспортные перевозки, коммуникационные, туристические, строительные, страховые, финансовые, компьютерные тощо.Друга - доходы (Д). Она отражает международное движение доходов от факторных услуг, т.б. Услуги, связанные с использованием факторов пр-ва. Сюда относятся чистые доходы от оплаты труда работающим за рубежом, инвестиций, долговых обязательств. Сальдо доходов, т.б. чистый доход от этих услуг, исчисляется как разница между полученными и уплаченными доходами.Третя-текущие трансферты (ПТ), к которым относятся пенсии, подарки, денежные переводы за границу, гуманитарная помощь и т.д.. В платежном балансе сальдо текущих трансфертов, то есть чистые текущие трансферты, вычислим-ся как разница между полученными и переданными трансфертами. Следовательно, сальдо счета текущих операций (РПО) можно вычислить по формуле: РПО = БТП + Д + ПТ.

Вторым разделом платежного баланса является счет операций с капиталом и фин-вых операций или сокращенно - счет капитальных операций (РКО). Он характеризует международное движение активов и кредитов. Идентифицирована величина этого счета состоит из двух элементов: счет операций с капиталом (РОК) и финансовый раху нок (ФР). Первый отражает движение капитальных трансфертов, второй - движение инвестиций и кредитов. Отсюда следует сальдо счета капитальных операций: РКО = РОК + ФР.

Особую роль в платежном балансе играет статья под названием «Ошибки и упущения». Ее применение объясняется статистическими неточностями, которые возникают пой идентификации СЭ операций вследствие временных и стоимостных разногласий. Статья «Ошибки и упущения» дополняет платежный баланс неидентифицированными операциям, которые по своей природе могут относиться на счет текущих или капитальных операций. Поэтому сальдо этого раздела вычисли-ся как разница между счетом текущих и капитальных операций.

Регулирующей статье платежного баланса Укр есть резервные активы. Они представляют собой ликвидные активы Нацбанка в СКВ в банках-нерезидентах, а также золотые запасы Нацбанка, активы в МВФ в виде резервной позиции и специальных правах заимствования.

Особенность платежного баланса Украины заключается в том, что изменение резервных активов не выделяется в самостоятельный раздел, а относится отдельной статьей на счет капитальных операций.

Согласно концепции платежного баланса он должен быть уравновешенным, то есть поступления и изъятия должны взаимно покрываться.

 

 


118.Валюта, валютний курс та його види: номінальний та реальний, фіксований і плановий двосторонній і багатосторонній.

Валют. (Обменный) курс - цена любой валюты, выраженная через определенное количество другой валюты. При этом под валютой понимают любой платежное средство, которое может быть применен в международных счетах. В зависимости от режима формирования валют.курсу (е) различают свободный плавающий, управляемо плавающий, фиксированный. В зависимости от к-те иностранных валют, с помощью которых измеряется курс нац.валюта, следует различать односторонний и многосторонний валют.курс. Односторонний валют.курс - цена нац.валюта, измеряемая через определенное кол-во одной иностранной валюты, например 1 дол.США = 4 грн. Многосторонней (эффективный) валют.курс исчисляется как средневзвешенный индекс ()на базе двусторонних курсов нац.валюта относительно валют основных торговых партнеров страны ().При этом доля каждого торгового партнера в валютной корзине определяется долей его в зовн.торгивли с данной страной (Wи)

В зависимости от учета соотношения нац.та иностранных цен на предмет зовн.торгивли валютный курс делится на номинальный и реальный. Номинальный курс (е) - курс, который исчисляется за фактическое кол-во иностранной валюты. Реальный курс (ЕR) исчисляется как произведение номин.курсу на соотношение между нац.циною товара (Pn) и его иностранным цене (Ри) по формуле

Особым вариантом определения номин.валют.курсу является концепция паритета покупательной способности (ППС). В ее основе лежит закон единой цены, по которым цена данного товара на всех нац.ринках должна быть одинаковой, поскольку разница между ними устраняется валютными курсами. Чем выше нац.цина, тем ниже курс нац.валюта, и наоборот. Итак, согласно ППС валютный курс отражает соотношение между нац.та иностранными ценами и визн.за формуле е = Pn / Ри. Но на валют.курс влияет не только соотношение цен. Поэтому ППС определяет курс лишь в тенденции, то есть в долгосрочном периоде. В коро срочном периоде он колеблется под влиянием спроса и предложения на валютном рынке. Все факторы, влияющие на валют.курс через спрос и предложение на валют.ринку, отражаются за изменений в платежном балансе. Так, увеличение экспорта повышает спрос на отечественную валюту, а рост импорта - повышает ее предложение, что соответствующим образом влияет на валют.курс. на валют.курс влияют также изменения в счетах капитальных операций. Так, за увеличение спроса на отечественные активы растет спрос на нац.валюта, что вызывает повышение валют.курсу.

 

Кредитно-денежная политика

Под кредитно-денежной политикой подразумевают политику дешевых и дорогих денег. Политика дешевых денег проводится тогда когда необходимо стимулировать экон. рост. В этом случае ЦБ покупает гос. ценные бумаги на открытом рынке Продавцы ценных бумаг вносят полученные средства на депозиты в коммерческие банки и это увеличивает предложение банковских денег. Кроме того, резервная норма и учетная ставка понижаются. В рез-те кредит дешевеет и инвестиции растут. Дешевые деньги обесценивают над экспорт. Политика дорогих денег проводится в условиях инфляции. В этом случае ЦБ продает го ценные бумаги на открытом рынке уменьшая таким образом депозиты и резервы

коммерческих банков. Резервная норма и учетная ставка растут. В результате растет % ставка и инвестиционный спрос снижается. Предложение денег сокращается

ограничивая инфляцию. Скупая или продавая определенное количество валюты ЦБ может добиться стабильности курса нац валюты или плавного изменения ее курса. Осущесвляя либо политику дорогих денег ЦБ может бороться либо со спадом производства либо с инфляцией.

 


Мультиплікатор витрат.

Пусть у нас есть совокупные затраты в их частном варианте (СуВ1), тв без того компонента, которым является гос закупки. При данных СуВ1 есть определенный равновесный объем ВВП, равный О, 1. Теперь предположим, что правительство приняло решение увеличить госзакупках. Вследствие этого совокупные расходы увеличатся СуВ2 (СуВ1 +? СУО). Это вызовет мультипликативное увеличение реального пр-ва с 0,1 до 0,2. Величина прироста ВВП будет равен +? ВВП = +? ДЗ * Мф. Поскольку дискреционная фискальная пол-ка - сознательный, тв целенаправленное воздействие государства на эк-ку, то в реальной практике целевой прирост ВВП определяется правительством наперд, а необходимо увеличение ДЗ является поисковой величиной, которую можно вычислить по формуле +? ДЗ = +? ВВП / Мф. Это мы рассмотрели метод "затраты-выпуск", аналогичный результат будет и в том случае, когда анализ влияния ДЗ на ВВП осуществлять по методу "изъятия - инъекции" В этом варианте сбережения (С) плюс чистые налоги (ЧП) представляют собой илучення из потока "доходы - расходы" (С + ЧП), а валовые инвестиции плюс государственные закупки - инъекции этого потока (ВИ + ДЗ1). Пересечение линий изъятий (С + ЧП) с линией инъекций (ВИ + ДЗ1) в точке Т1 определяет равновесный ВВП, который = О1. Если при этих условиях правительство увеличит ДЗ с ДЗ1до ДЗ2, то инъекции адекватно возрастут. Вследствие этого линия инъекций переместится вверх в положение (ВИ + ДЗ2), а ее пересечение с линией (С + ЧП) в точке Т2 вызовет увеличение ВВП от О1 до О2. Поскольку С и ЧП находятся в прямой зависимости от ВВП, то это вызовет соответствующее увеличение изъятий, которые в точке Т2 уравновешиваются с новой величиной инъекций (ВИ + ДЗ2).

Мультиплікатор податків. Для определения влияния ЧП на равновесный ВВП будем принимать некоторые предпосылки: объектом фискальной пол-ки является лишь совокупный спрос; в контексте фискальной пол-ки, направленной на совокупный спрос, влияние ЧП на ВВП - это их влияние на потребление как компонент совокупного спроса; дискреционная фискальная пол-а вызывает изменения в чистых налогах с помощью держ.ришень относительно уровня налоговых ставок и трансфертов.

ЧП, не зависящие от ВВП как дохода, наз. автономными. К ним относятся некоторые виды налогов (налог на недвижимость, на землю,..), а также некоторые трансферты, предоставляемые за счет государственного бюджета (пенсии, стипендии)

Сознательная манипуляция правительственными расходами и доходами, которая осуществляется на основании государственных решений с целью целенаправленного воздействия на реальный объем пр-ва, безработицы и инфляции называется дискреционной фискальной политикой.

Но влияние государства на ВВП через государственные закупки и чистые налоги этим не ограничивается. Практика показывает, что чистые налоги могут изменяться и автоматически, т.е. без специальных государственных решений. Это объясняется тем, что подавляющее большинство налогов зависит от дохода и поэтому меняется пропорционально изменениям ВВП даже при стабильных налоговых ставках и уровнях трансфертов.

Несмотря на то, что автоматические чистые налоги выполняют стабилизационную функцию без специальных государственных решений, их эффективность в конечном счете тоже зависит от государства. Но роль государства состоит в том, чтобы она внедряет в экономику определенную систему налогов и трансфертных платежей. При внесении изменений в эту систему стабилизационная эффективность чистых налогов будет уменьшаться.

 

Перечисленные факторы вызовут увеличение совокупного предложения, что повлечет перемещение ее кривой вправо и вниз в положение СПр2. В результате этого произойдет дальнейший рост реального ВВП с О2 к О3. Одновременно снизятся цены с Ц2 к Ц3.

Амер. экономист А. Лаффер считает, что при определенных условиях уменьшения уровня налогообложения до определенного предела может вызвать увеличение ВВП как налоговой базы и тем самым обеспечит также рост налоговых поступлений в бюджет.

Кривая Лаффера отражает связь между налоговыми ставками (ПОС) и налоговыми поступлениями (ПН).

Осн. идея Лаффера заключается в том, что при росте налоговой ставки от нуля до 100% налоговые поступления сначала увеличиваются от нуля до некоторой максимальной величины (ПН2), а затем уменьшаются снова до нуля. Согласно кривой Лаффера, точка ПоС1 отражает такое положение в экономике, когда действующие налоговые ставки являются чрезмерными. Это означает, что они сдерживают деловую активность, то есть не создают необходимых стимулов для увеличения ВВП как налоговой базы до такого уровня, по которому налоговые поступления могли бы достичь своего максимального значения.

Итак, по кривой Лаффера, если действующие налоговые ставки являются чрезмерными, то их оптимальное значение позволит увеличить пр-во в условиях неизменности или даже рост налоговых поступлений. Опыт применения этой теории на практике не дал однозначного ответа относительно ее эффективности.
101.Грошово-кредитне регулювання економіки: поняття, функції.

Денежно-кредитная, или монетарная, политика является одним из главных инструментов государственного регулирования экономики. Грош.-кред. политика наиболее эффективно и оперативно выполняет функции регулирования эконом. цикла, предупреждение и преодоление спада пр-ва.

Цель ден.-кред. политики – достижения на нац. рынке равновесия, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Суть этой политики заключается в регулировании объема денежного предложения для стабилизации экономики. Так, во время спада пр-ва монетарная политика сводится к стимулированию роста предложения денег, а в периоды высокой инфляции, наоборот, к ее ограничению..

Глав. субъектом монетарной политики государства является Центральный банк, который осуществляет денежную эмиссию и регулирует грош.-кред. д-ть коммерч. банков.

В своей политике Центральный банк применяет такие методы: операции на открытом рынке, изменение уровня минимальной резервной нормы; определение уровня учетной ставки.

Операции на открытом рынке - суть метода заключается в купле-продаже Центр. банком правительственных ЦБ на открытом рынке. В процессе купли-продажи этих бумаг Центр. банк вступает в отношения с коммерч. банками, нефинансовыми фирмами и населением. Покупая или продавая правительственные ЦБ, Центр. банк способен увеличивать или уменьшать резервы в банк. системе и таким образом влиять на предложение денег.

Если центр. банк продает правительственные ЦБ, то в результате в коммерч. банков, нефинансовых фирм и населения сосредоточиваются ЦБ, а в Центр. банка - деньги. Это сокращает банковские резервы и способность коммерч. банков к кредитованию. Сокращение резервов в коммерч. банков приведет и к сокращению денежного предложения, в результате чего процентная ставка на кредиты и депозиты вырастет, а инвестирование снизится. Это так называемая политика "дорогих" денег, которая является одним из элементов рестриктивной политики государства.

Если правительство, осуществляя политику экспансии, хочет снизить процентную ставку и оживить тем самым инвестиции, то грош.-кред. механизм действует в обратном направлении: Центр. банк начинает скупать правительственные ЦБ в коммерч. банков, нефинансовых фирм и населения, увеличивая таким образом резервы коммерч. банков и их способность к кредитованию. В свою очередь, это увеличивает предложение денег и снижает процентную ставку; инвестиции на рынке капиталов возрастают и в перспективе мультипликативно растет ВВП. Это так называемая политика "дешевых" денег.

Изменяя минимальную обязательную резервную норму, Центробанк также может влиять на кредитные возможности коммерч. банков. Увеличение нормы резерва приведет к сокращению денежного предложения и повышения процентной ставки. Деньги становятся "дорогими", что означает рестриктивную политику. И наоборот, снижая резервную норму, Центр. банк осуществляет экспансионистскую политику, т.е. политику "дешевых" денег.

учетная ставка – это процент, под который Центр. банк предоставляет кредиты коммерч. банкам. Центр. банк может предоставлять непосредственно заем коммерч. банкам, назначая низкую (дисконтную учетную ставку). Поэтому эта политика называется также дисконтной. Она приводит к увеличению резервов в коммерч. банках и роста предложения денег, что снижает процентную ставку на денежном рынке. И наоборот, повышая учетную ставку, Центр. банк сокращает резервы коммерч. банков. В них ухудшаются возможности к кредитованию экономики, предложение денег уменьшается, а процентная ставка растет.

Макроекономіка: роль, значення і її місце в системі економічних наук.

Макроэкономика изучает механизм функционирования национальной экономики в целом, помогает выяснить причины сбоев, несбалансированности спроса и предложения, безработицы и инфляции. Таким образом, в центре внимания макроэкономики стоят такие явления, которые могут быть решены не с позиций фирмы или потребителя, а только с позиции единого экономического центра, в обязанности которого входит проведение определенной политики для решения задач, стоящих перед макроэкономической практикой. Примерами таких задач могут служить стимулирование или сокращение совокупного спроса или предложения.

Макроэкономика являеться составляющей от экономической теории и тесно связана с микроэкономикой, которая изучает отдельные экономические субъекты.

Макроэкономика состоит из нескольких подразделов, которые и будут последовательно изучаться в данном курсе.

1. Теория инфляции. Уровень цен и обуславливающие его факторы. Понятие инфляции, виды инфляции, способы борьбы. Инфляция в России, антиинфляционная политика правительства в различные периоды.

2. Теория денег. Деньги, их структура и роль в экономике. Проблемы большого и малого количества денег в стране. Деньги как средство управления рыночной экономикой. Денежная масса, денежные потоки.

3. Теория занятости. Уровень безработицы, полная занятость, последствия высокого уровня безработицы. Причины, обуславливающие высокий уровень безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

4. Теория экономического роста. Определение экономического роста, его измерение в отдельной стране. Объективность спадов и подъемов в экономике. Последствия высоких темпов роста. Оценка факторов роста, стратегии роста.

5. Теория экономической политики. Воздействие государства на экономику страны. Бюджет, государственный долг, регулирование экономической деятельности.

6. Теория внешнеэкономических отношений. Воздействие иностранного сектора на национальную экономику. Международная торговля, торговые барьеры, протекционизм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.67.23 (0.056 с.)