Концепция жизненного цикла товара. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция жизненного цикла товара.



Жизненный цикл товара (англ. Life cycle product) - это время существования товара на рынке от момента возникновения появления его на рынке до снятия с производства и прекращения продаж. Как концепцию жизненный цикл товара впервые описал и в 1965 году опубликовал известный американский теоретик и практик маркетинга Теодор Левит (Theodore Levitt). Её суть состоит в том, что товаров, которые будут пользоваться спросом всегда, не существует. Любой товар, даже самый востребованный, со временем теряет актуальность, уходит с рынка, а его место занимает более совершенные образцы.

Под жизненным циклом товара подразумевается довольно длительный период, который включает в себя несколько этапов.

Внедрение или выход на рынок. В это время товар не только не приносит прибыли, но бывает даже убыточным, т.к. новинку еще не знают на рынке, объемы продаж невелики, а расходы на продвижение – максимальны. Но если окажется, что данный товар востребован на рынке, то наступает вторая фаза.

 

Период роста. В это время происходит быстрое увеличение спроса за счет повторных и многократных покупок, рынок сбыта расширяется и увеличивается. Цены снижаются, т.к. производится больший объем продукции по опробованной технологии. Маркетинговые расходы распределяются на возросший объем продукции. Наблюдается значительное увеличение прибыли.

Период зрелости. В это время появляются новые модификации, совершенствуется сервис и способы продвижения. Прибыль растет медленно, поэтому слабые конкуренты уходят с рынка. После достижения максимума объема продаж появляются излишки товара в виде запасов на складе. Наибольшей эффективности достигают мероприятия по стимулированию сбыта, начинаются продажи по сниженным ценам.

Период насыщения характеризуется прекращением роста продаж и резким снижением цен. На этом этапе чаще всего технологическое совершенствование товара и технологии производства. Но заметного увеличения продаж не происходит, и жизненный цикл товара переходит в завершающую стадию.

Спад – это резкое снижение продаж и прибыли. Чаще всего причиной служит появление на рынке нового, более совершенного товара. Прекращаются затраты на стимулирование продаж, т.к. потребители практически утратили интерес к данному товару. На этом этапе товар, как правило, снимается с производства.

 

Продолжительность жизненного цикла товара и его отдельных периодов зависит от многих причин: самого товара, конкретного рынка, экономики страны, где продвигается данная продукция, уровень инфляции и т.д.

Решения в области товарных линий.

 

Анализ товарной линии

Чтобы принять решение о создании, сохранении, увеличении или прекращении производства любого товара, менеджеру товарной линии необходимо проанализировать объемы продаж и прибыли по каждой товарной единице (ТЕ) и ее рыночный профиль.

Объем продаж и прибыль. Необходимо рассчитать процентный вклад каждой ТЕ в общий объем продаж и прибыль компании. Высокая доля объема продаж, приходящаяся на несколько ТЕ, означает уязвимость товарной линии.

Рыночный профиль. Менеджер по товарной линии должен постоянно контролировать позиции ТЕ по отношению к продуктам конкурентов.

На основании анализа товарной линии менеджер должен рассмотреть вопросы о свойствах товаров, расширении, модернизации или сокращении линии.

Длина товарной линии

Фирмы, нацеленные на расширение доли рынка и на увеличение объема продаж, будут стремиться к удлинению товарных линий; если цель компании — получение высоких доходов, она ограничит число товарных линий и тщательно рассмотрит целесообразность выпуска некоторых ТЕ. Длина товарной линии может быть увеличена посредством ее вытягивания и наполнения.

При вытягивании товарной линии вниз, в сторону нижнего ценового диапазона, фирма дополняет ее товарами с низкими ценами. Однако выведение товаров на нижний ценовой диапазон рынка сопряжено с определенным риском.

При вытягивании товарной линии вверх и выходе в верхний ценовой диапазон рынка компания стремится ускорить темпы роста, увеличить прибыль или позиционировать себя как производителя полного товарного ассортимента.

Компании, обслуживающие средний ценовой диапазон рынка, могут принять решение о вытягивании товарной линии в обоих направлениях.

Модернизация, выделение и сокращение товарной линии

Товарные линии нуждаются в модернизации. На стремительно меняющихся рынках, где своевременность является решающим фактором, помогающим избежать убыточного спада продаж имеющихся продуктов или уступок позиций конкурентам, модернизация происходит непрерывно. Для выделения товарной линии посредством рекламной кампании менеджер обычно выбирает одну или несколько ТЕ. Выбор зависит от целей кампании: привлечь дополнительных потребителей, поддержать престиж фирмы. В тех случаях, когда один из «полюсов» товарной линии пользуется повышенным спросом, а другой — непопулярен, поставщик может попытаться стимулировать спрос, выбрав для рекламы медленно реализуемые товары (особенно, если производящее их предприятие простаивает). Менеджеры также должны регулярно пересматривать состав товарной линии с целью его сокращения, устанавливая посредством анализа объема продаж и производственных затрат убыточные или неперспективные товары.

 

Франчайзинг как форма вертикальной интеграции.

 

Франчайзинг в нашей стране становится популярной формой развития и расширения присутствия на рынке. Возможность и перспективы его существования во многом определяются не только внутренним экономическим потенциалом страны и происходящими социальными изменениями, но и активизацией взаимодействия с мировым рынком товаров и услуг. В России распространено мнение о том, что франчайзинг развивается только в торговле и общественном питании. Однако это не так. Для франчайзинга необходимо наличие массового спроса на те или иные товары и услуги, непосредственно взаимодействие с потребителями. Поэтому везде, где выполняются эти условия, франчайзинг возможен. Он связан со многими видами услуг, пассажирскими перевозками, распределением электроэнергии и др. Такая концепция коммерциализации объектов интеллектульной собственности используется примерно в 80 отраслях экономики во всем мире. По существу франчайзинг – это форма вертикальной интеграции, позволяющая, с одной стороны, сохранить самостоятельность субъектов рынка, а с другой – обеспечить управляемость совокупности этих субъектов (Сети). Рассмотрен франчайзинг как форма распространения новых знаний и технологий в частности отмечено. Франчайзинг можно рассматривать и как маркетинговую распределительную систему. В таком случае основным продуктом распределения, в отличие, например, от дистрибьюции, становится информация. Объем передаваемой информации зависит и от названных выше уровней требований к франчайзи. Информация несет в себе новые знания и новые технологии, а каналы Сети способствуют их распространению, что позитивно влияет не только на внутренние элементы функционирующих систем, но и на среду за их пределами. Существуют две базовые модели распространения новых знаний и новых технологий – модель внутрисистемного распространения и модель внешнего распространения, которые рассмотрены в статье.

 

Маркетинг как философия бизнеса. Рынок и отрасль.

 

Маркетинг в переводе с английского означает «действие на рынке», т.е. деятельность в сфере рынков сбыта. В классическом понимании маркетинг - это, прежде всего предпринимательская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Современные специалисты в сфере экономики рассматривают его в более широком смысле - как философию бизнеса, определяющую стратегию и тактику фирмы (предприятия) в условиях конкуренции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.007 с.)