Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы запросов клиента, способы их трансформации.

Поиск

Под информационным запросом в консультировании психологи понимают явно выраженную клиентом просьбу (жалобу), его первое словесное формулирование своих трудностей, в разрешении которых он рассчитывает на помощь психолога.

А.А. Бодалев и В.В. Столин предлагают структурировать спонтанно высказанные жалобы клиента следующим образом[19]:

1. Локус жалобы:

субъектный (на кого жалуется),

объектный (на что жалуется).

В рамках субъектного локуса авторы выделяют пять основных видов жалоб (и их комбинаций):

а) на ребенка (его поведение, развитие, здоровье...);

б) на семейную ситуацию в целом (в семье все «плохо», «все не так»);

в) на супруга (его поведение, особенности) и супружеские отношения («нет взаимопонимания, любви, доверия» и т.д.);

г) на самого себя (характер, способности, особенности и т.д.);

д) на третьих лиц, в том числе на проживающих в семье или вне семьи родителей партнеров, иных близких.

В рамках объектного локуса выделяются следующие виды жалоб:

а) на нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости);

б) на особенности ролевого поведения (несоответствие таковых полу, возрасту, статусу) мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т.п.;

в) на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка);

г) на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, «безволие» и т.п. ребенка; отсутствие эмоциональности, решительности и т.п. супруга);

д) на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);

е) на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т.д.).

2. Самодиагноз - это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. Самые распространенные самодиагнозы:

а) «Злая воля» - негативные намерения лица, выступающего причиной нарушений, или (как вариант) указание на непонимание этим лицом каких-либо истин, правил и нежелание понять их;

б) «Психическая аномалия» - отнесение лица, о котором идет речь, к психически больным;

в) «Органический дефект» - квалификация лица, о котором идет речь, как врожденно неполноценного;

г) «Генетическая запрограммированность» - объяснение тех или иных поведенческих проявлений влиянием негативной наследственности (применительно к ребенку, как правило, наследственности со стороны разведенного супруга или супруга, с которым клиент в конфликтных отношениях; применительно к супругу - со стороны родных, инициирующих конфликтные взаимоотношения);

д) «Индивидуальное своеобразие» - понимание тех или иных поведенческих особенностей как проявление устойчивых, сложившихся личностных черт (а не конкретных мотивов в ситуации);

е) «Собственные неверные действия» - оценка собственного настоящего или прошлого поведения (в т.ч. как воспитателя, супруга);

ж) «Собственная личностная недостаточность» - тревожность, неуверенность, пассивность и т.п., и как следствие - неправильное поведение;

з) «Влияние третьих лиц», актуальное и имевшее место в прошлом: родители, супруг, прародители, учителя;

и) «Неблагоприятная ситуация» для себя или супруга: развод, школьный конфликт, испуг, перегрузка, болезнь и пр.;

к) «Направление или рекомендующее лицо» («Меня к Вам направили...» и далее называется официальный орган, директор школы или иной руководитель).

3. Проблема - это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить.

Наиболее распространенные проблемы клиентов:

1) Неуверен, хочу быть уверенным (в решении, оценке и т.д.).

2) Не умею, хочу научиться (влиять, внушать, гасить конфликты, заставлять, терпеть и т.п.).

3) Не понимаю, хочу понять (ребенка, его поведение; супруга, его родителей и т.д.).

4) Не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить, уйти и т.п.)

5) Не имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т.п.).

6) Знаю как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы.

7) Не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию.

Кроме того, возможны и глобальные формулировки:

«Все плохо, что делать, как жить дальше?»

4. Запрос - конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. Обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Например, если клиент формулирует проблему: «Не умею, хочу научиться», то запрос, скорее всего, будет «научите».

Решаемость проблемы определяет степень конструктивности жалоб клиента[ 2,10,19, 22, 31,32,33,34].

Так, В.К. Лосева и А.И. Луньков к неконструктивным запросам относят запрос с предельным общением и манипулятивный запрос [10].

Под неконструктивными запросами принято понимать запросы, содержащие предельные обобщения («хочу быть всегда спокойным, научиться никогда не волноваться, никогда не совершать ошибок» или «хочу, чтобы ничего не менялось в моей семье, а все оставалось по-старому»). Запросы с предельным обобщением связаны с нереалистическими ожиданиями в возможности отказа от изменения и развития, установки не на решение проблем, а на его избегание. Часто формой такого избегания является перфекционизм, т.е. стремление к неизменному первенству и совершенству всегда и во всем, к абсолютному соответствию идеализированным, нереальным нормам.

Перфекционизм, на первый взгляд, выступает как стремление к достижению, но на глубинном уровне является выражением постоянной тревожности и мотивации избегания по типу «если я буду самым совершенным, то никто и ни в чем не посмеет упрекнуть меня и все неприятности обойдут меня стороной».

Другим видом неконструктивного запроса является манипулятивный запрос, который содержит просьбу о помощи в изменении не самого обращающегося за помощью, а третьих лиц. Это запрос на «методическое подкрепление» для управления другим человеком без его согласия. Такой запрос связан с распространенными иллюзиями о психологе как специалисте по построению разнообразных «хитростей» в манипулировании другими людьми.

Встречаясь с подобным запросом, психолог должен сообщить клиенту, что не может решать проблемы третьих лиц заочно, тем более, если они сами этого не хотят. Консультант может только помочь клиенту решить его собственные проблемы, возникающие в связи с отношениями с этими третьими лицами.

Исключение составляет запрос родителей относительно ребенка с тяжелыми поведенческими и психическими нарушениями, поскольку родители обычно продолжают нести ответственность за таких детей, по крайней мере, до их совершеннолетия, если их собственные ресурсы взаимодействия с такими детьми кажутся им полностью исчерпанными.

Манипулятивный запрос возникает в тех случаях, когда человеку бессознательно хочется сохранить иллюзию всемогущества в отношении третьих лиц, уверенность в том, что существуют такие варианты его поведения, которые могут изменить в желательном направлении поведение других людей. При этом игнорируется свобода выбора, имеющаяся у этих лиц в той же степени, как и у клиента.

Эта иллюзия широко распространена, поскольку позволяет на время снизить собственную тревожность и сохранить надежду на контроль ситуации в объективно неопределенных условиях. Варианты этого запроса показаны в Таблице 1.

 

Таблица 1 Варианты манипулятивных запросов

 

Варианты запроса Типы высказываний Тактики работы психолога
1 Управление отношениями другого 2 Управление желаниями другого 3 Управление поведением другого 4 Управление эмоциями другого 5 Управление психологом «Как сделать, чтобы он (она) захотел.., почувствовал.., относился.., поступил.., сделал...», «Заставьте его (её).., скажите ему (ей)...», «Повлияйте на него (неё)...» Помощь клиенту в осознании бесполезности и опасностей манипуляций близкими, в трансформации его запроса в конструктивную форму; интерпретация, помощь в осознании личных проблем и трудностей обратившегося за психологической помощью

 

Все остальные запросы могут быть отнесены к «конструктивным».

Запрос об информации в российской культуре встречается достаточно часто. В известном смысле это связано с объективным недостатком психолого- педагогической информации у населения. Чаще всего его предъявляют подростки, обладающие в силу возраста ограниченными знаниями и жизненным опытом.

Предъявляют этот запрос и люди, оказавшиеся в новых для них, необычных жизненных условиях, особенно если их близкие тоже не обладают опытом решения подобных проблем.

И, наконец, третья группа лиц с таким запросом - это родители, интересующиеся соответствием своих детей возрастным нормам развития, а также прогнозом и возможностями коррекции развития детей.

Предоставляя клиенту необходимую информацию, психологу следует стремиться избегать долженствований в своих рекомендациях, помня о вероятностности любого прогноза, следует оставлять за самим клиентом возможность выбора вариантов действия.

Тем не менее, психологу в ряде случаев (например, при патологических формах обращения родителя с ребенком) полезно бывает открыто заявить о том, к каким последствиям это может привести. Возлагая ответственность на клиента, ему можно сказать, что когда эти последствия возникнут, он не будет иметь право сказать, что не знал, к чему это приведет, а, стало быть, сознательно выбрал такое свое поведение вместе с его последствиями.

Характеристика запроса об информации дана в Таблице 2.

 

Таблица 2 Варианты запросов об информации

 

Варианты запроса Типы высказываний Тактики работы психолога
1 Запрос о границах нормы 2 Запрос о возможностях психологического изменения и его прогнозе «Нормально или нет..?», «Можно ли в таком возрасте начать.., отказаться..?», «Можно ли его (ее) учить.., требовать.., разрешать., запрещать в таком возрасте, состоянии, после таких событий..?», «К чему может привести..?» Библиотерапия, совет, информирование о возрастных и иных нормах, разъяснительная психотерапия, психодиагностика

Запрос о помощи в самопознании характерен для людей с подросткового и юношеского возрастов и отражает возрастные закономерности развития личности. Часто возникновение запроса в самопознании инициируется трудностями в профориентации («какие у меня способности?») и трудностями в общении со сверстниками.

Взрослые также предъявляют этот запрос в кризисных жизненных ситуациях, требующих пересмотра отношений к себе, своих установок и взглядов, переструктурирования Я-концепции. Нередко этот запрос возникает при внезапном тяжелом соматическом заболевании (рак, ишемия, туберкулез и др.). Это связано с адекватной пониманием клиента того, что ему необходимо произвести некоторые изменения в понимании себя и окружающих. Наиболее естественно он может возникать у религиозных людей, связывающих болезнь с собственными ошибками и неправильными решениями как причинами болезни.

Работая с таким запросом, психологу следует стремиться к тому, чтобы растущее самопонимание клиента носило позитивный характер и не вылилось в самобичевание и самообвинение. Так же, как и в предыдущем случае, клиенту можно порекомендовать соответствующую литературу.

Характеристика этого запроса дана в Таблице 3.

 

Таблица 3 Запрос о помощи в самопознании

 

Варианты запроса Типы высказываний Тактики работы психолога
1 Запрос об определении способностей 2 Запрос о структурировании Я-концепции 3 Запрос о помощи в самопринятии и самопонимании «К чему я способен..?», «Какой у меня характер?», «Помогите разобраться в себе..», «Почему это случилось именно со мной?» Психодиагностика, анализ жизненного пути, семейного сценария, родительских директив, анализ психодинамики когнитивных процессов, эмпатическое слушание, библиотерапия

 

Нередко к психологу обращаются запросом помощи в саморазвитии как стремлением научиться новым навыкам (познавательным, коммуникативным и т.д.) и формам поведения, желанием отказаться от прежних навыков и их замены более конструктивными. Наличие такого запроса у взрослого человека - благоприятный прогностический признак, и в распоряжении психолога должно быть достаточно средств удовлетворения этого запроса. Вероятность успеха вырастает в период быстрых социальных изменений, когда люди вынуждены менять стиль жизни, работу, обучаться новым профессиям.

Благоприятным признаком является возникновение такого запроса и у пожилых людей, которые, возможно, не могли удовлетворить его раньше. Часто эти люди не находят понимания у своего ближайшего окружения в связи со своими новыми устремлениями, поскольку окружению выгодно ожидать от них исполнения привычной роли «пенсионера» или «бабушки» («тебе уже поздно учиться, заниматься абстракциями» и т.д.). Наиболее продуктивным для пожилых считается включение их в групповые формы психологической помощи, включающие разновозрастный контингент.

Характеристика и варианты запроса о помощи в саморазвитии даны в Таблице 4.

 


Таблица 4 Запросы о помощи в саморазвитии

 

Варианты запроса Типы высказываний Тактики работы психолога
1 Развитие когнитивных способностей 2 Развитие коммуникативных навыков 3 Развитие навыков саморегуляции «Помогите научиться общаться», «Помогите улучшить память, внимание и пр., развить способности к математике», «Научите меня управлять своими эмоциями» Анализ поведения, выработка новых навыков и паттернов, минимизация неконструктивных реакций, развитие навыков саморегуляции, самообучения, работа с образами, библиотерапия

 

Особым видом запроса является запрос о трансформации, который В.К. Лосева и А.И. Луньков интерпретируют в традиции аналитической психологии К.Г. Юнга, подразумевающей потребность человека начать жить как бы «с чистого листа», отказавшись от жесткого детерминизма свой личной истории, осознать новый смысл жизни, отделить в себе свое подлинное от чуждого и наносного [10, 30].

Такой запрос характерен для людей, переживающих кризис середины (второй половины) жизни. Этот кризис несет в себе огромный жизненный потенциал самоизменения. Патологично лишь стремление избегание этого кризиса и стремление «протащить» во вторую половину жизни стереотипы и установки первой, отказываясь от ответственности за собственную зрелость.

Часто люди во время кризиса середины жизни находятся под влиянием «деградантной» концепции возрастного развития («жизнь делится на две половины: сначала - подъем, потом - спад»), они испытывают чувство вины за свои новые устремления, «неадекватные возрасту» («увлекся философией и ищу смысл жизни, как подросток»).

Плодотворна работа психолога с кризисом середины жизни, включающая элементы традиционных и современных духовных практик (символдрама, психосинтез, логотерапия, медитативные и телесно-ориентированные практики и др.) [1,8,9,10,11,12,17].

Характеристика этого запроса дана в Таблице 5.

 

Таблица 5 Запрос о трансформации

 

Варианты запроса Типы высказываний Тактики работы психолога
1 Экзистенциальный запрос 2 Помощь в освобождении от прежнего жизненного сценария 3 Помощь в достижении личностной целостности «Хочу найти новый смысл в жизни», «Хочу стать другим человеком: я устал от самого себя», «Хочу освободиться от груза прошлого и начать новую жизнь», «Хочу обрести внутренний стержень, быть в мире с самим с собой» Психоанализ, логотерапия, символдрама, транзактный анализ, психосинтез, медитативные техники, эмпатическое слушание, библиотерапия

 

Наиболее частым оказывается запрос о снятии симптома, под которым в данном случае понимается любое психологическое, телесное или психосоматическое нарушение, беспокоящее человека и являющееся знаком более глубокой проблемы. Например, энергетические нарушения типа хронической усталости и переживания «нехватки сил».

Как правило, клиент при этом рассматривает симптом достаточно изолированно, не улавливая его глубинной связи с разными сторонами своего существования. В ряде случаев клиент устанавливает упрощенные или примитивные причинно-следственные связи типа «все причины – в переутомлении, перенесенном гриппе и т.п.».

Запрос о снятии симптома может быть удовлетворен непосредственно, например, посредством техник нейролингвистического программирования. Так, если человек испытывает страх перед начальником, то часто работают именно с этим страхом, не вникая в личную историю пациента и историю развития симптома. При таком подходе человек не застрахован от возникновения страхов, связанных с другими ситуациями, но он, по крайней мере, знает, что существует метод совладания с каждым отдельным страхом.

Работа с запросом о снятии симптома может быть осуществлена и другим способом: через осознание психологических источников и функций симптома. Результатом может стать построение новых схем поведения и самоосознания и, возможно, появление новых конструктивных запросов к психологу.

Любой симптом всегда является неосознаваемой попыткой решения психологической проблемы человека, пусть и не самой удачной, поэтому он всегда защищает человека от необходимости осуществлять поведение, которое ему представляется безрезультативным или безуспешным, освобождает от ответственности за ряд аспектов своей жизни и по-новому организует отношения с окружающими людьми.

Игнорирование психологом этих функций симптома может привести к серьезным ошибкам. Так, пример страха перед начальником может скрывать различные проблемы:

1) данный начальник напоминает кого-то, кто испугал клиента в детстве, но клиент не испытывает страха перед другими авторитетными лицами. Здесь прямая работа с симптомом наиболее уместна;

2) страх перед начальником отражает общую установку в отношении всех вышестоящих и авторитетных фигур, бессознательно ассоциируемых с родительской фигурой. При этом человек отказывается от позиции ответственного и зрелого сотрудника и ожидает от начальника только поощрений и наказаний, как от родителя, продолжая бессознательно ощущать себя в роли беспомощного ребенка: симптом отражает более общую проблему неспособности устанавливать конструктивные отношения с людьми, облеченными властью, ради интересов дела, и эгоцентрическую фиксацию не на работе, а на своих эмоциональных переживаниях; а также как самоценный способ заслужить поощрение со стороны «родительской» фигуры.

В этих случаях работа непосредственно с симптомом не ведет к существенному улучшению жизненной ситуации клиента и требует иного подхода, общая схема которого представлена на Рисунке 1.

 

 
 

 

 


Рисунок 1 - Психологическая динамика клиента

с запросом о снятии симптома

 

 

Общие варианты запроса о снятии симптома даны в Таблице 6.

 

Таблица 6 Запрос о снятии симптома

 

Варианты запроса Типы высказываний Тактика работы психолога
Жалобы на эмоциональные нарушения Психосоматические симптомы Коммуникативные трудности Когнитивные нарушения Энергетические проблемы «Хочу избавиться от страхов (темноты, мышей, высоты, воды, публичных выступлений), вспышек гнева, агрессии, тревожности...», «Избавиться от энуреза, ожирения, бессонницы, заикания..», «Не могу сконцентрироваться, забываю все, что учу», «Не могу общаться с начальником (женщинами, детьми, мужчинами)», «Нет сил» Интерпретация психологического смысла симптома, условий, поддерживающих симптомообразование, работа с образами, помощь в угашении старой реакции и формирование новой. Развитие способностей к самоподдержке и опоре на свои подлинные желания, актуализация собственных психологических ресурсов

 

Построение диалога и анализ речи клиента. Диалог психолога-консультанта с клиентом отличается от обычной беседы «по душам» с хорошими друзьями или знакомыми. Вопросы, которые задает психолог, направлены на достижение трех основных целей: получение информации, проверка и уточнение консультативной гипотезы, информирование клиента.

При сборе информации психолог стремится к получению сведений о переживаниях клиента в предельно конкретной форме, иначе возникнет ситуация псевдопонимания, неспособствующая решению проблемы по существу.

Например, после заявления клиентки «меня беспокоит поведение моего ребенка, он постоянно ведет себя неправильно» совершенно необходимо задать вопрос типа «в чем это конкретно выражается?» или «приведите последний случай».

Вопросы психолога помогают клиенту вербализовать свои переживания (выразить их в словах) и служат ему опорой в самопознании. Так, если клиент заявляет, что «после случившегося я несколько дней ходил сам не свой», необходим вопрос, позволяющий точно вербализовать это ощущение, типа «опишите подробно, то Вы чувствовали».

Если клиент сообщает о фактах, выходящих за пределы нормы, но «естественных» с его точки зрения, то тактичный вопрос может стать способом проблематизации этой ситуации. Например, мать жалуется на застенчивость и тревожность ее 13-летнего сына и с гордостью заявляет: «Он меня очень любит: мы с ним до сих пор спим в одной постели». Следует в вопросной форме тактично указать матери на неадекватность столь тесного телесно- эмоционального контакта подростка с нею является: «Считаете ли Вы такое поведение 13-летнего подростка типичным для его возраста?»

Цели и способы задавания вопросов отражены в Таблице 7.

 

Таблица 7 Цели и способы задавания вопросов

 

Цели Способы Примеры
Получение информации Конкретизация. Вербализация переживания «Когда это началось?»; «В чем это конкретно выражается?»; «Приведите последний случай»; «Что этому предшествовало?»
Проверка и уточнение гипотезы Интерпретация. Установление закономерности. Причинный и целевой анализ «Верно ли я поняла, что...?»; «Можно ли сказать, что...?»; «Это всегда приводило к...?»; «Были ли исключения?»
Ввод информации Проблематизация. Информирование о возрастных, профессиональных и иных нормах. «Считаете ли Вы, что это исключительная ситуация, не встречающаяся у других?»; «Видели ли Вы такие же проявления у других?»; «Считаете ли Вы это типичным, нормальным...?»

 

Психолог обязан овладеть и навыками задавания вопросов, навыками анализа ответов и речи клиента в целом. Многие люди научаются делать это интуитивно, но у психолога они должны носить осознанный характер.

При задавании вопросов важно соблюдать определенные требования к их форме, иначе психолог рискует потерять важную информацию. Эти требования обобщены в Таблице 8.

 

Таблица 8 Требования к конструированию вопроса

 

Вопрос не должен: Вопрос должен:
Содержать возможность односложного ответа «да» или «нет» («Ведь правда, что Вы хотите...», «Вы испытываете тревогу по утрам?») Быть оценочным («Вы, конечно, как всякий нормальный человек, надеетесь на...?») Содержать возможность эмоционального присоединения к психологу («Вы согласитесь со мной, что, не так ли?») Быть риторическим («Вам разве не ясно, что..?») Быть открытым («Чего бы Вам хотелось...?») Предполагать развернутый ответ («Какие чувства Вы испытываете по утрам?»)   Быть безоценочным («Как Вы видите это в будущем?») Исключать возможность манипуляции психологом («Хотите, Я Вам помогу решить жилищный вопрос?») Служить осмысленной цели, а не быть средством эмоциональной разрядки психолога

 

В.К.Лосева и А.И. Луньков полагают, что предельно детализированный анализ речи клиента и психолога представленработах Дж. Гриндера и Р. Бэндлера «Структура магии» и «Трансформация» [10].

Начнем с анализа глагольных форм в речи клиента.

Одно и то же событие может описываться в различных точках на оси субъективного времени. Например, давно прошедшие события могут излагаться как разворачивающиеся в настоящее время перед глазами с использованием настоящего времени глагола («И вот иду я и встречаю его») или в прошедшем времени, сослагательном наклонении.

В итоге событие получает разную психологическую окраску и звучание. Например: «И тогда мне встретился он...», сказанное о том же событии, окрашивается двумя новыми переживаниями - ощущением того, что это уже было в прошлом и переживанием зависимости от внешних обстоятельств (возвратная форма глагола).

Люди, склонные постоянно использовать глаголы в прошедшем времени, говоря о текущей ситуации, обычно имеют сниженный фон настроения и бессознательную регрессивную ориентацию. Они постоянно испытывают неудовлетворенное желание возвратить уже ушедшее. Но невозможность точного повторения прошлого лишь порождает новые разочарования.

Люди, в речи которых доминируют будущее время и сослагательное наклонение, бессознательно стремятся уйти от трудностей настоящего момента, в котором они испытывают свою нереализованность, и склонны воспринимать себя как обусловленных исключительно внешними обстоятельствами. Такая тенденция к отрыву от настоящего момента характерна для переживающих жизненные трудности и неуверенных в себе.

Фразы типа «когда я закончу институт, то у меня будет время подумать о своем подлинном призвании» и «если бы я в свое время закончил институт, то смог бы найти свое призвание», несмотря на расположение в разных временах, имеют общую черту: склонность «обставлять» условиями размышления о своей жизненной задаче.

Сослагательное наклонение, включающее выражение «если бы...», говорит само за себя и подразумевает низкую автономию личности, ее зависимость от внешних условий при принятии решений.

Встречаются клиенты, в речи которых преобладает почти исключительно возвратная форма глагола («со мной случилось...», «думается, что...», «мне пришлось...» и т.д.). Они тоже не чувствуют себя хозяевами своей жизни, она как бы «случается» с ними, они плывут по ее течению, постоянно нуждаясь во внешней поддержке и опоре.

Высокая частота в речи клиента повелительного наклонения глаголов безотносительно к её адресатам (о себе/другом) свидетельствует о тенденции к доминированию и самоподавлению («возьмись-ка ты за ум», «и тут я сказал себе: встань на час раньше и больше успеешь сделать»). Такие люди отличаются трудностями в самоконтроле, усиливающие их тенденции к самоподавлению: ведь, если единственная форма саморегуляции – это самоприказ, то не исключены вспышки подавленных эмоций.

Использование человеком разных глагольных форм при упоминании различных сфер жизни демонстрируют его противоположные установки по отношению к этим сферам. Например, применительно к работе клиент использует формы «я предпринял...», «я решил...», «я разрабатываю...», а говоря о своей семье – «мне пришлось...», «я столкнулся с...», «мне кажется, что...».

Активная и сознательная жизненная позиция проявляет себя в использовании человеком глаголов настоящего времени. Речь, построенная таким образом, обладает и наибольшей силой убедительности. Основные правила интерпретации доминирующих в речи глагольных форм см. в Таблице 9.

Если глаголы и глагольные формы выражают действие, то личные местоимения и существительные – его субъект или объект. Люди, часто использующие личные местоимения первого лица («я», «мне», «мое» и т.д.), имеют выраженное чувство субъектности своей деятельности, адекватное ощущение границ собственного «Я». Психологу следует обратить особое внимание на неадекватно частое использование местоимения «мы», особенно у матери в рассказе о проблемах ребенка («мы закончили четверть без «троек», «мы не можем выучить таблицу умножения», «мы вчера опять плохо кушали»).

 

Таблица 9 Психологический анализ использования глагольных форм в речи клиента

 

Доминирование в речи глагольных форм, описывающих действия или переживания Психологическая интерпретация
Прошедшее время Регрессивные тенденции, депрессия
Будущее время, сослагательное наклонение Чувство нереализованности, зависимость от внешних условий, низкая автономия
Настоящее время Психологическая зрелость, автономия, свобода от обусловленности
Возвратная форма Чувство зависимости от внешних обстоятельств, потеря субъектности, безынициативность
Повелительное наклонение Репрессивные и аутопрессивные тенденции, потребность в доминировании, трудности самоконтроля

 

Такое словоупотребление свидетельствует о нечетких эго-границах матери, тенденции распространять свое «Я» на ребенка, игнорировать его индивидуальность. В подобных случаях адекватно задать вопрос: «Расскажите, почему каждому из вас трудно выучить таблицу умножения». Или даже задать вопрос только матери: «Почему Вы вчера плохо кушали?» Если она опять начнет говорить о ребенке, то подчеркнуть, что вы спрашиваете лично о ней.

Преобладание в речи клиента местоимений второго, третьего лица и прямой речи свидетельствует о тенденциях к делегированию ответственности другим и приписывании им вины, о низком уровне рефлексии и манипулятивных устремлениях («Я ему говорю - ты должен меня слушаться, а он мне говорит – ты ничего в этом не понимаешь»).

Отсутствие местоимений первого лица характерно для речи подростков, которые чувствуют, что окружающие обращают внимание только на их действия, но не на их мотивы. Такая речь обычно раздражает взрослых, поскольку они интуитивно чувствуют, что их ребенок не признает ответственности за свои поступки. Например, на вопрос «как ты вчера провел время?» подросток отвечает: «Ну как? Пошли на дискотеку, там постояли, поговорили, короче, потом гулять пошли».

Подобная подмена «я» на «мы» свидетельствует о тенденциях «закрыться» от расспросов и о перекладывании ответственности на группу, о конформизме.

«Мы» часто используется в стереотипах «научной» речи: «Мы выдвинули гипотезу» вместо более уместного «Я предположил, что...», «Экспериментальные данные позволяют нам сделать вывод...» вместо «Я сделал вывод» и т.п. Такой стиль высказываний предполагает подчеркивание «объективности» содержания высказываний, их несвязанность с личными устремлениями автора, независимость научных результатов от субъективной позиции исследователя.

Преобладание существительных в рассказе о своих эмоциональных состояниях говорит об утрате временной перспективы и ригидной фиксации на своем состоянии, о превращении состояния в вещь или объект, который овладевает человеком. Например, человек заявляет не «я часто тревожусь» или «мне страшно», а «у меня высокая тревожность».

Избыток прилагательных, часто неоправданный, свидетельствует о демонстративности, повышенной эмоциональности, низкой способности к обобщению и ситуативности реакций.

Избыток наречий говорит о возведении частностей в закон и стремлении упростить реальность при слабой дифференцированности восприятия, а также, на наш взгляд, потребность в педантичности, точном исполнении договоренностей.

В Таблице 10 обобщены интерпретации преобладания в рассказе клиента различных частей речи.

 

Таблица 10 Психологический анализ использования личных местоимений, существительных, прилагательных и наречий в речи клиента

 

Части речи Психологическая интерпретация
Преобладание Недостаток или отсутствие
Личные местоимения:    
первое лицо Чувство субъектности, отношение к ответственности определяется по глаголу Недоверие к личному опыту, конформизм, тревожность
второе и третье лица Делегирование ответственности, манипулятивные тенденции, приписывание вины, неспособность к отстранению, низкая рефлексия при частом использовании прямой речи  
Существительные Ригидность, фиксация на своем состоянии, нарушение временной перспективы Утрата субъектности, низкая ответственность
Прилагательные Эмоциональность, демонстративность Слабая дифференцированность восприятия
Наречия Возведение частностей в закон, самоотчуждение, ригидность, точность Низкая способность к обобщению, ситуативная обусловленность поведения
Причастные обороты Эмоциональность, свободное владение речью Слабая дифференцированность восприятия, бедная речь
Деепричастные обороты Проявления разной степени деятельного начала, эмоциональность, свободное владение речью Склонность к созерцательности, бедная речь

 

Лучшему пониманию психологом клиента служит, поддержанию контакта с ним, учет модальности его восприятия, использование специалистом аналогичных предикатов, соответствующих ведущей для клиента модальности восприятия (визуальной, аудиальной, кинестетической, вкусовой и обонятельной), привычных для клиента слов делает речь специалиста доходчивой, узнаваемой, близкой; способствует лучшему расслаблению человека за счёт значительного уменьшения его сопротивления - позволяет быстрее установить с ним доверительные отношения и более эффективно воздействовать на него в терапевтических целях. Ведь человек скорее и свободнее отреагирует на то, что ему знакомо и понятно.

Это требование подробно разработано в традиции нейролингвистического программирования[15,16]. Ведущая модальность восприятия, в которой аккумулируется основной опыт пациента, получила название «ведущей репрезентативной системы».

Репрезентативная (соответствующая) система клиента проявляет себя не только в описанных выше признаках его речи, но и в направлении его взгляда при обдумывании ответа на вопрос. Эти признаки обобщены в Таблице 11.

 

Таблица 11 Определение ведущей репрезентативной системы

 

Репрезентативная система Вербальные признаки Невербальные признаки
1 Визуальная Увидеть, прояснить, осветить, рассмотреть, затуманить... Взгляд вверх
2 Аудиальная Поговорить, услышать, обсудить, заявить... Взгляд в сторону, иногда вниз, «телефонная» поза
3 Кинестетическая Тяжело, легко, раскрыть, разложить... Взгляд вниз
4 Вкусовая Кисло, сладко, горько, соленое... Взгляд в сторону, иногда «прищуривание» глаз
5 Обонятельная Приятный запах, зловоние, свежий запах лимона... Взгляд вверх, в сторону, «сморщивание» носа

 

Приведём типичные примеры субмодальных описаний, используемых нашими клиентами в языковых паттернах:

1. Визуальные

- Жизнь так тускла...

- Это проливает свет на вопрос.

- Всё это выглядит очень туманным.

- У неё просто солнечный характер.

- Мы с Вами смотрим на это одним



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 16151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.181 (0.012 с.)