Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контакт с клиентом во время беседы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Психолог обязан поддерживать контакт с клиентом: в противном случае ему сложнее будет понять клиента, а последний почувствует, что психолог не заинтересован в нем, не понимает его, не сочувствует ему. Такой контакт окажется нерезультативным, и клиент, скорее всего, больше не обратится к этому человеку. Ведь клиенты, как правило, ищут в психологе человека внимательного, понимающего, сочувствующего. Гарантией качественного контакта является профессионально владение специалистом не только вербальными техническими средствами, но и важнейшими невербальными параметрами общения: тоном, позой тела, контактом глаз, паузами и пр. О вербальном контакте с клиентом достаточно подробно рассказано выше. Добавим лишь еще об одном чрезвычайно эффективном методе поддержания вербального контакта с клиентом, его успокоения - упоминание имени собеседника: «Конечно, Светлана». Обращение по имени к клиенту облегчает прерывание речи клиента, инициирует его к более внимательному отношению к замечаниям психолога, к более доверительному и откровенному разговору. Невербальный контакт. О роли невербального контакта в психотерапии написано много: ведь одно и то же слово, сказанное по-разному, может привести к различному эффекту[2,7,24 и др.]. Невербальные реакции хуже контролируются сознанием, что существенно повышает их диагностический, консультативный и коррекционный потенциал. Следует помнить, что и клиент «считывает» невербальное поведение психолога, интерпретирует его. Так, признаки усталости и раздражения специалиста могут быть отнесены клиентом на свой счет, что может существенно снизить эффективность работы. В.А. Лабунская отмечает многокомпонентность, многоуровневость невербального поведения, включающего следующие подструктуры: кинесическая, такесическая, просодическая, экстралингвистическая и система запахов - подробнейшим образом описывает каждую из них[7]. Здесь лишь обозначим наиболее значимые для консультативного общения сферы невербального контакта. Контакт глаз. В повседневной жизни люди не часто смотрят в глаза друг другу, так как обратное поведение рассматривается многими как непрошеное вмешательство в частную жизнь другого человека. Однако взгляд «глаза в глаза» бывает необходим собеседнику, чтобы понять, что его слушают, его принимают, не осуждают, не смеются над ним. Считается, что клиент и психолог во время беседы должны находиться в поле зрения друг друга (если обратное не предусмотрено специальной процедурой) и каждый должен иметь возможность смотреть в сторону, не отводя специально глаза и не навязывая себя собеседнику. Оптимальным пространственным взаимным расположением психолога и клиента в ходе консультации считается расположение под углом, чуть наискосок, что обеспечивает их ненавязчивый контакт глаз и бессознательно не воспринимается как позиция конфронтации. Выражение лица. Психолог обязан отслеживать свое физиогномическое поведение, которое должно выражать доброжелательное внимание, искреннее сочувствие, сопереживание, и даже в сложных ситуациях его выражение лица и голос не должны выражать растерянность и смятение. Адекватные уверенность и уважительное спокойствие на лице психолога сами по себе оказывают значительный психотерапевтический эффект, способствуя у клиента ощущению, что с трудностями можно справиться. Поза тела психолога не должна быть напряженной, закрытой: он не должен сидеть на краешке стула, не должен судорожно сжимать ручку кресла, его руки или ноги не должны быть скрещены. Нужно помнить, что ощущение отстраненности собеседника складывается и когда он слишком откидывается на кресле или отодвигается от клиента; избыточный наклон вперед и сокращение дистанции создает впечатление нарушения личностного пространства и давления. При глубокой вовлеченности в беседу люди на бессознательном уровне склонны зеркально отражать позу друг друга, поэтому исходное напряжение психолога может передаваться клиенту и наоборот. Важно помнить и то, что изменение позы тела влечет за собой и изменение психологического состояния (телесно-ориентированная терапия) [7]. Громкость и тон голоса. Как бы громко человек ни говорил в быту, заговаривая о своих интимных трудностях, он, как правило, начинает говорить тихо, доверительно. И ожидает от собеседника подобной громкости голоса. Клиент чрезвычайно чутко реагирует и на тон, которым с ним говорит специалист: тон должен быть доброжелательным, должен непременно соответствовать содержанию сказанного. Оптимален в консультировании приглушенный голос, что само по себе создает атмосферу доверительности, интимности. Изменяя громкость, темп и ритм речи, тон голоса психолог может влиять на клиента. Например, можно успокоить перевозбужденного человека, начав говорить медленнее и тише - собеседник автоматически подстроится, нормализовав, таким образом, свое состояние. Приобретению этих и других навыков использования голоса способствуют тренинг сензитивности и техники НЛП (нейро-лингвистического программирования)[1] [12,13 и др.]. Использование паузы - один из важнейших профессиональных навыков психолога [2,11,22,23]. В некоторых концепциях, например, в клиент-центрированной психотерапии, постулируется, что пауза пациента вообще не должна прерываться психологом, что пауза, особенно длительная, является признаком приближающегося инсайта[17]. Автору посчастливилось присутствовать на открытом консультативном сеансе Карла Роджерса в МГУ имени М.В. Ломоносова. Сеанс длился 95 минут, паузы - 48. Несомненно, это - гениальное исключение; плод высокой общей, коммуникативной и психологической культуры учёного. Обычно же пауза длится около 30-40 секунд, более длительная пауза может вызвать агрессию в адрес ведущего беседу. В психоанализе длительная пауза служит специальным средством инициации монолога клиента, средством проникновения в его бессознательное [27,28,30]. В целом, пауза может быть конструктивной, углубляющей аутокоммуникацию клиента и его самоосознание, и неконструктивной, лишь усиливающей сопротивление клиента, отбрасывающей его назад от точки осознания. И в том случае она, конечно же, должна быть прервана. Паузы как проявления усиливающегося сопротивления встречаются довольно часто. В данном случае уместен вопрос психолога на описание препятствия, затрудняющего ечь: «Что Вам мешает ответить на этот вопрос?» Тем самым внимание клиента переводится с содержания (предмет тревоги, страха и т.п.) на осознание препятствия на пути к этому содержанию, т.е. источника сопротивления. Cоблюдая паузу, психолог стимулирует монолог клиента, создает у него впечатление неторопливости, продуманности беседы, подчеркивает значение рассказанного собеседником. Пауза позволяет уточнить, лучше обосновать уже сказанное, избежать конфронтации и соревновательного момента в беседе; помогает обдумать и понять услышанное, чуть отдохнуть обоим; а клиенту - собраться, подготовиться. Используют паузу и для демонстрации чувств по поводу услышанного и сказанного, для последующей смены направления беседы. Рекомендуется выдерживать паузу после каждого высказывания клиента, кроме тех, которые содержат вопрос. Рассказ о технологии ведения консультативной беседы может быть бесконечно длинным. У каждого психолога есть свои методические приёмы, помогающие вести беседу с разными клиентами. Специалист должен стремиться к осознанию этих приемов, к обогащению своего методического инструментария. Сделать это поможет работа под руководством преподавателя или супервизора. В качестве итоговой предлагаем сравнительную таблицу поведения грамотного (хорошего) и неграмотного психолога[Таблица 16]. Таблица 16. Поведение во время беседы хорошего и плохого консультанта
Контрольные вопросы к Модулю 2 1 Правила и значение хорошего слушания. Типичные ошибки и следствия некачественного слушания. Технические приемы активного слушания. 2 Паузы в консультативном общении: их виды и значение. Цели, способы и правила формулирования вопросов клиенту, их обоснованность и следствия несоблюдения. 3 Характеристика особенностей речи клиента, их учет в консультировании. 4 Требования к речи консультанта: ограничение активности в диалоге, приближение ее к речи клиента, краткость, точность, дипломатичность, анализ эмоциональных переживаний клиента. 5 Правила аргументации вариантов возможных решений в консультативном общении. Тактика аргументации. Основные закономерности и приемы. Задание для самостоятельной работы студентов Предложите варианты поведения психолога при затянувшихся паузах для разных категорий клиентов.
Список литературы для самостоятельного изучения 1 Лосева В.К. Рассмотрим проблему. Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам [Текст] / В.К.Лосева, А.И.Луньков. - М.: А.П.О., 1995. – 48 с. 2 Мицич П. Как проводить деловую беседу [Текст] / П.Мицич. – М.: Просвещение, 1984.- 261 с. 3 Мэй Р. Искусство психологического консультирования [Текст]: пер. с англ. Т.А.Кругловой / Р.Мэй. - М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 91 с. 4 Соммерз-Фланаган Дж. Соммерз-Фланаган, Р. Клиническое интервьюирование [Текст]: - 3-е изд.; пер. с англ. / Дж.Соммерз-Фланаган, Р.Соммерс-Фланаган. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 672 с. 5 Тащёва А.И. Энциклопедия психологической помощи [Текст] / А.И.Тащёва. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 544 с.
Литература 1 Айви А. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники [Текст]: практическое руководство / А.Айви, М.Айви, Л.Саймэн-Даунинг. - М.: Изд-во «Психологический колледж», 1999. – 487 с. 2 Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю.Е.Алёшина - Изд.2-е. - М.: «Класс», 1999. – 208 с. 3 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э.Берн. - СПб – М.: Университетская книга, 1998. – 398 с. 4 Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей [Текст] / Г.В.Бурменская, О.А.Карабанова, А.Г.Лидерс. – М: Изд-во МГУ, 1990. – 136 с. 5 Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники [Текст] / А.Ф.Копьев // Московский психотерапевтический журнал. – 1992. - № 1. - С. 33-48. 6 Кривцова С.В. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками [Текст] / С.В.Кривцова, Е.А.Мухаматулина. - М.: Генезис, 1997. – 192 с. 7 Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности [Текст] / В.А.Лабунская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 344 с. 8 Лейтц Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено [Текст] / Г.Лейтц. - М.: Прогресс, 1994.- 352 с. 9 Лёйнер Х. Кататимное переживание образов [Текст] / Пер. с нем. Я.Л. Обухова / Х.Лёйнер. - М.: «Эйдос», 1996. – 237 с. 10 Лосева В.К. Рассмотрим проблему. Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам [Текст] / В.К.Лосева, А.И.Луньков. - М.: А.П.О., 1995. – 48 с. 11 Мицич П. Как проводить деловую беседу [Текст] / П.Мицич. – М.: Просвещение, 1984.- 261 с. 12 Мэй Р. Искусство психологического консультирования [Текст] / Пер. с англ. Т.А.Кругловой / Р.Мэй. - М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 91 с. 13 Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования [Текст]: 3-е изд / Р.Нельсон-Джоунс Р. - СПб.: Питер, 2000. – 464 с. 14 Перлз Ф. Эго, голод, агрессия [Текст] / Ф.Перлз. - М.: Смысл, 2000. – 247 с. 15 Плигин А. Руководство к курсу НЛП-Практик [Текст] / А.Плигин, А.Герасимов.- М.: КСП+, 2000.– 576 с. 16 Прокопьева Е.В. Введение в методологию нейролингвистического программирования [Текст]: метод. указания к спецкурсу «Теория и практика нейролингвистического программирования» / Е.В.Прокопьева. – Ростов-на-Дону: УПЛ РГУ, 2006. – 31 с. 17 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К.Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 274 с. 18 Сатир В. Психотерапия семьи [Текст] / В.Сатир. – СПб.: «Ювента», 2009. – 283 с. 19 Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с. 20 Соммерз-Фланаган Дж. Клиническое интервьюирование [Текст]: 3-е изд. / Пер. с англ. / Дж.Соммерз-Фланаган, Р.Соммерз-Фланаган. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 672 с. 21 Тащёва А.И. Основы психологического консультирования семьи. Часть 1 [Текст]: методическое пособие / А.И.Тащёва. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та, 1994. – 48 с. 22 Тащёва А.И. Основы психологического консультирования семьи. Часть II. Беседа как процесс [Текст]: методическое пособие / А.И.Тащёва. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос.ун-та, 1995. – 46 с. 23 Тащёва А.И. Спецпрактикум к психологическому консультированию семьи [Текст]: методическое пособие / А.И.Тащёва. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос.ун-та, 1994. – 50 с. 24 Тащёва А.И. Энциклопедия психологической помощи [Текст] / А.И.Тащёва. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 544 с. 25 Фишер Р. Путь к согласию. Или переговоры без поражения [Текст] / Р.Фишер, У.Ури. - М.: Прогресс, 1990. – 156 с. 26 Франкл В. Психотерапия на практике [Текст]: пер. с нем. / В.Франкл. - СПб.: Ювента. 1999. – 256 с. 27 Фрейд З. Введение в психоанализ [Текст]: лекции / З.Фрейд. - М.: Наука, 1991.- 456 с. 28 Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ [Текст] / К.Хорни. - М.: Прогресс - Универс, 1993.- 480 с. 29 Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий. - СПб.: Питер. 1999. – 656 с. 30 Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени [Текст]: пер. с нем. А.М. Боковикова / К.Г.Юнг. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 336 с. 31 Randall A.K. The role of stress on close relationships and marital satisfaction [Text] / A.K. Randall, G. Bodenmann // Clinical Psychology Review. – 2009. - V.29 (2). – P.105-115. 32 Spinelli E. Practice of Existential Therapy [Text] / Е.Spinelli. - Wilnus: Frydom, 2008. – 258 p. 33 Tashcheva A.I. Fear as a coping in children [Text] / A.I.Tashcheva, S.V.Gridneva // The 12th European congress of Psychology Istanbul 2011 04-08 July. Poster abtracts. - P. 66., P. 176. 34 The Wiley-Blackwell Handbook of Family Psychology [Text] / Edited by James H.Bray &Mark Stanton.- Singapore by Markono Print Media Pte Ltd, 2009.- 768 p.
[1] Условные обозначения: Особенности НЛП весьма добросовестно представлены в Методическом пособии Е.В.Прокопьевой [15].
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.169 (0.01 с.) |