Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Освободительное движение и общественно-политическая мысльСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В понятие «освободительное движение» входит революционная борьба и либерально-оппозиционное движение. На начальном этапе в российском освободительном движении преобладали представители дворянства, позднее – интеллигенции. Противоречивая политика Александра I с усилением консервативных тенденций ускорила формирование политической оппозиции части дворянства. Декабристы были воспитаны на просветительской идеологии XVIII в. с ее идеями естественного равенства и народного суверенитета. Побудительным мотивом для будущих декабристов было нравственное чувство вины перед крепостным народом. На формирование декабристских идей оказали влияние патриотический подъем, вызванный войной 1812 г., более близкое знакомство с народом и социально-политическими отношениями в Западной Европе во время войны. Следует учитывать и влияние преобразовательной деятельности начала царствования Александра I. Значительное влияние на организационно-тактические принципы декабризма оказали масонство (более 80 декабристов были масонами) и опыт тайных обществ в европейских странах. Первые тайные общества декабристов возникли вскоре после окончания заграничных походов русской армии. В 1816 г. в Петербурге был создан Союз спасения (А.Н. Муравьев, Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин, М.С. Лунин, П.И. Пестель и др.). В 1818 г. на базе Союза возникла более широкая организация – Союз благоденствия (более 200 человек). Важнейшей задачей Союза рассматривалось формирование передового общественного мнения. В 1821 и 1823 гг. возникли Южное и Северное тайные общества декабристов. После 1821 г. деятельность декабристских обществ проходила в атмосфере усиления политической реакции, что заставило декабристов перейти к более строгой конспирации, разработке новой тактики, в основу которой была положена идея «военной революции» – военного восстания без участия в нем народных масс. Следовательно, на отказ верховной власти от реформирования декабристы ответили переходом от тактики просветительной деятельности к тактике прямого революционного действия. В этот же период были разработаны две политические программы революционных преобразований – «Русская Правда» П.И. Пестеля и Конституция Н.М. Муравьева. Составленная в радикальном духе, «Русская Правда» предусматривала установление в России республики в форме унитарного государства, ликвидацию крепостного права с наделением крестьян землей и передачей половины угодий в частную, а половины - в общественную собственность. В документе была отчетливо выражена идея всемогущества государства, жестко контролирующего индивида. Антифеодальный буржуазный характер многих положений документа сочетался с элементами уравнительного социализма. Конституция Н. Муравьева, базировавшаяся на принципе приоритета прав личности, предусматривала федеративное устройство России, установление конституционной монархии, ликвидацию крепостного права при сохранении за помещиками земли в большей доли, чем предполагал П. Пестель. Проводилось строгое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Предусматривался созыв Учредительного собрания, тогда как П. Пестель был сторонником установления диктатуры временного правительства. В советской исторической литературе проект Н. Муравьева рассматривался как недостаточно революционный в силу своей «классовой дворянской ограниченности», ставился ниже проекта П. Пестеля. В современной литературе он оценивается как более реалистичный и подходящий к условиям тогдашней России. С другой стороны, утверждается, что проект Пестеля нес в себе значительные элементы утопизма, ибо радикализм заложенных в нем преобразований не соответствовал уровню социально-экономического развития России. Восстание 14 декабря, внешняя канва которого хорошо известна, потерпело поражение. Неуспех восстания был обусловлен многими причинами, среди которых обычно называются ошибки руководителей, их пассивность в день восстания, поведение Трубецкого, отказ обратиться за содействием к собравшемуся петербургскому люду. Последнее было неслучайным. В осуществлении переворота декабристы не рассчитывали на активную поддержку широких масс. В известном смысле, они действительно были «страшно далеки от народа» (Ленин). В литературе всегда подчеркивалось, что декабристы боялись обратиться к народу, но не всегда отмечалось, что эта субъективная боязнь имела объективные основания. Народ не был готов к революции, к восприятию революционных идей, руководящей роли революционеров. В крестьянских массах сохранялись монархические иллюзии и откровенная враждебность к дворянству, что делало проблематичной возможность обращения декабристов к народу и поддержку декабристов народом. Самодержавно-крепостнический строй в то время ещё не исчерпал себя. Не случайно декабристы представляли ничтожную часть своего класса (к примеру, из 26424 офицеров и генералов русской армии в движении участвовали 169 человек). Тем не менее, историческая заслуга декабристов неоспорима. Они стали пионерами освободительной борьбы против самодержавия и крепостничества, способствовали пробуждению вольнолюбивого духа нации, продемонстрировали высокие образцы нравственности и самопожертвования в интересах народа. Их имена и судьбы остались в памяти народа, а идеи вошли в арсенал будущих поколений борцов за свободу. После поражения движения декабристов в общественной жизни России наступила пора реакции и упадка. Однако живая мысль не умерла. Во второй половине 20-х гг. начинается «кружковый период» развития общественной мысли и оппозиционного движения, с которым была связана деятельность Н.В. Станкевича, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Т.Н. Грановского, В.Г. Белинского, М.А. Бакунина и др. Заметным явлением общественной жизни стала публикация в 1836 г. П.Я. Чаадаевым первого «Философического письма», в котором был остро поставлен вопрос о судьбах России. Восстание декабристов дало толчок дифференциации общественно-политических интересов. Складывается консервативно-охранительное направление. Николаевское правительство разработало собственную идеологию и внедряло ее в школы, университеты, печать. Главным идеологом самодержавия стал министр просвещения С.С. Уваров, который выдвинул «теорию официальной народности». В ней противопоставлялись дворянско-интеллигентская революционность и пассивность народных масс. Освободительные идеи представлялись как привнесенное явление, распространенное среди «испорченной» части образованного общества. Пассивность крестьян, его набожность и вера в царя изображались как самобытные и исконные черты народного характера. Смысл теории официальной народности заключался в совокупности трех тезисов: православие – основа духовной жизни народа, его нравственной чистоты и устойчивости; самодержавие – опора и гарант российской государственности, ее могущества и величия; народ российский по природе своей религиозен, предан самодержавию и православию, един с царем, как царь един с народом. Самыми ревностными проповедниками этой теории были Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Социальная задача «официальной народности» заключалась в том, чтобы доказать «исконность» и «законность» крепостничества и самодержавия. 1840-е гг. прошли под знаком споров западников и славянофилов. Славянофилы – представители национального дворянско-либерального направления (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др.) – видели перспективы развития России только в самобытном, исконно русском, исторически сложившемся русле. Учение о самобытности и национальной исключительности русского народа (основной тезис славянофилов), неприятие им западноевропейского пути и противопоставление России Западу, защита самодержавия, православия и некоторых патриархальных институтов сближали их с представителями «официальной народности». Однако славянофилы – это представители оппозиционного течения в общественной мысли, выступавшие за отмену крепостного права сверху и проведение буржуазных реформ. Они сознавали необходимость политических перемен, выступали за созыв Земского собора, расширение местного самоуправления, изменение судопроизводства, гласность и т.п. Либеральный характер носило и западничество. По социальному происхождению большинство западников, как и славянофилы, относилось к дворянству. Западники (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, М.Н. Катков, К.Д. Кавелин, и др.) доказывали, что Россия, хотя и запоздала, идет по тому же пути исторического развития, что и Западная Европа, выступали за европеизацию страны, за конституционно-монархическую форму правления западноевропейского образца, ограничение самодержавия, политические права и свободы. Как и славянофилы, западники выступали за отмену крепостного права сверху, критиковали полицейско-бюрократические порядки николаевской России. Несмотря на различия в воззрениях, славянофилы и западники имели много общего. Почти все они принадлежали к наиболее образованной части дворянской интеллигенции, были крупными писателями, учеными, публицистами. И тех, и других волновала судьба России, пути ее развития; они были противниками николаевской системы, как и противниками революционных потрясений. В конце 40-х – начале 50-х гг. складывается революционно-демократическое направление общественной мысли, представителями которого были В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, М.А. Бакунин, «левое» крыло петрашевцев. На рубеже 40–50-х гг. формируется теория «русского социализма», основоположником которой был А.И. Герцен. Сопоставляя судьбы России и Запада, он пришел к выводу, что социализм должен первоначально утвердиться в России; его основной ячейкой станет крестьянская община. Россия, минуя капитализм, через крестьянскую общину придет к социализму. Возникновение идеи общинного социализма было связано со слабым развитием капитализма в стране, отсутствием пролетариата и наличием общины. По существу эти идеи были утопичны, ибо их осуществление на практике привело бы не к социализму, а последовательному решению задач буржуазного развития. Но в этом и заключалось реальное значение «русского социализма». Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без выкупа, ликвидации помещичьей власти и землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, демократизации страны. Основные идеи общинного социализма будут впоследствии развиты народниками. Итак, в первой половине XIX в. Россия столкнулась с необходимостью глубоких реформ и преодоления отставания от Запада. Кризис феодально-крепостнической системы требовал отмены крепостного права и проведения политических реформ. Однако поиск путей дальнейшего развития, шедший «сверху» и «снизу», не привел к реформам. Только поражение в Крымской войне заставило царизм стать на путь глубоких реформ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.195.136 (0.011 с.) |