Обращения граждан в органы местного самоуправления и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обращения граждан в органы местного самоуправления и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.



Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы МСУ относится к конституционно гарантированным.

Обращения – изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения граждан.

Предложение – обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав (направлено на улучшение организации и деятельности органов МСУ, предприятий, организаций, учреждений в решении вопросов различных сфер местной жизни).

Заявление – обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав.

Жалоба – обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов МСУ, их должностными или выборными лицами, руководителями предприятий, учреждений, организаций.

Ходатайство – письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот (с предоставлением документов, их подтверждающих).

Коллективное обращение – обращение нескольких граждан в письменном виде, содержащее частный интерес (или обращение, принятое на митинге, собрании, подписанное организаторами и (или) его участниками).

ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" определено, что должностные лица МСУ обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы МСУ в течение одного месяца.

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы МСУ устанавливаются законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними представительными органами муниципальных образований муниципальными нормативными правовыми актами.

Традиционно в указанных муниципальных нормативных правовых актах наряду с месячным сроком рассмотрения обращения должны быть установлены правила работы с обращениями:

обязательность ответа по существу обращения;

право на поручение о подготовке ответа на обращение должностному лицу, курирующему соответствующее направление деятельности МСУ, а также право подписи ответа названного должностного лица МСУ вне зависимости от того, кому адресовано обращение;

запрет на переадресовку обращения лицам, чья деятельность критикуется в обращении;

обязанность направления обращения по принадлежности, если оно адресовано органу (должностному лицу) МСУ, в чьи функциональные обязанности соответствующий вопрос не входит.

За нарушение должностным лицом МСУ порядка и сроков ответа на обращения граждан в органы МСУ законом субъекта РФ может быть установлена административная ответственность.

Существуют ситуации, когда обращение может быть оставлено без ответа. Так, в актах, регламентирующих порядок работы с обращениями, может быть установлено право не отвечать на обращение:

если оно содержит оскорбительные выражения с применением ненормативной лексики в адрес отдельных лиц или учреждений, а также государства, органов государственной власти и МСУ;

если ответ по существу обращения тому же адресанту уже был дан ранее.

Анонимные обращения не подлежат рассмотрению (устные обращения рассматриваются, когда изложенные в них факты не требуют дополнительной проверки).

Руководители органов и должностные лица МСУ обязаны обеспечить необходимые условия для рассмотрения обращений граждан (при необходимости должны быть истребованы документы, организованы проверки).

Законы субъектов предусматривают административную ответственность за нарушение сроков и порядка ответов на обращения.

Обращение граждан позволяет им участвовать в определении задач и направлений деятельности органов МСУ, в контроле за деятельностью муниципальных органов (они – важнейший источник информации, необходимой органам МСУ для принятия решений, отвечающих интересам населения).

30. Органы и должностные лица местного самоуправления: понятие и виды

Органы МСУ – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом МО органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (не являются составной частью государственного механизма управления).

Органы МСУ осуществляют деятельность, носящую властный характер (поскольку выступают одной из форм реализации власти народа) (принимаемые ими решения обязательны на территории МСУ для всех организаций, должностных лиц, граждан, общественных объединений).

Органы МСУ формируются местным сообществом и несут перед ним ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий. Органам МСУ принадлежит особое место в системе управления государством и обществом, это место определяется тем, что

органы МСУ обеспечивают децентрализацию системы управления, что делает ее наиболее приближенной к населению для обеспечения защиты интересов населения.

Это способ организации власти на местах. Таким образом, органы МСУ – это органы власти, но власти муниципальной, местной. В функциональном плане органы МСУ связаны с государством:

они включены в систему властных отношений

они действуют в правовой системе государства.

Систему органов МСУ составляют:

выборный орган;

глава муниципального образования;

выборный глава администрации поселения;

исполнительно-распорядительный орган.

Новая редакция ФЗ (2003 года) подразумевает контрольно-счетную палату, избирательную комиссию. Классификация:

по способу образования;

Выборные: порядок их формирования регулируется государством, обязательность наличия выборного органа (ст. 14 п.2).

Невыборные: порядок их формирования регулируется уставами муниципальных образований. Они могут быть созданы:

путем делегирования, из состава депутатов выбирается глава муниципального образования;

способ назначения, когда формирует выборный орган, назначает главу администрации;

формирование на добровольной основе с последующим утверждением (комиссии);

на основе коаптации по установленным нормам. Коаптация – способ формирования без обращения к депутатскому корпусу.

по содержанию деятельности;

по способу организации и принятию решений;

по назначению органов МСУ.

МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно (в то же время тесно связано с государственными органами, может наделяться ими отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств (осуществляется ФЗ и законами субъектов РФ)).

Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно (может быть утверждена на местном референдуме, может быть принята представительным органом МО и закреплена в уставе МО).

Структура органов МСУ (представительный орган МО, глава МО, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган МО), контрольный орган МО, иные органы МСУ, предусмотренные уставом МО и обладающие полномочиями по решению вопросов местного значения).

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов МСУ определяются уставом МО (наименования органов МСУ устан. законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций).

Представительный орган МО. Представительный орган поселения состоит из депутатов, выбираемых на муниципальных выборах (может осуществлять полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов) (не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, менее 100 человек).

Представительный орган муниципального района (может состоять из глав поселений, входящих в состав района и из депутатов представительных органов этих поселений, избираемых представительными органами поселений; может избираться на муниципальных выборах).

Численность депутатов представительного органа поселения определяется уставом МО (не может быть менее 7 человек при численности населения менее 1 тыс. человек; 10 – от 1 до 10 тыс.; 15 – от 10 до 30 тыс.; 20 – от 30 до 100 тыс.; 25 – от 100 до 500 тыс.; 35 – свыше 500 тыс.) (для муниципального района – не может быть менее 15 человек; для внутригородской территории города федерального значения – 10 человек).

Представительный орган МО обладает правами юридического лица.

Исключительная компетенция представительного органа МО:

принятие устава МО и внесение в него изменений;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

принятие планов и программ развития МО и утверждение отчетов об их исполнении;

определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, установлении тарифов на их услуги;

определение порядка участия МО в организации межмуниципального сотрудничества;

определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов МСУ;

контроль за исполнением органами и должностными лицами МСУ полномочий по решению вопросов местного значения.

НПА представительного органа по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов, осуществлению расходов из средств местного бюджета могут быть внесены на рассмотрение только по инициативе главы местной администрации или при наличии его заключения.

НПА, принятый представительным органом МО, направляется главе МО для подписания и обнародования (глава МО, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить НПА – в течение 10 дней возвращается в представительный орган МО с мотивированным обоснованием отклонения или предложением о внесении изменений и дополнений – НПА вновь рассматривается, если он будет одобрен 2/3 депутатов в старой редакции, подлежит подписанию главой МО в течение 7 дней и обнародованию).

Организацию деятельности представительного органа МО в соответствии с уставом МО осуществляет глава МО (а если он является главой местной администрации, то председатель представительного органа МО) (расходы на обеспечение деятельности предусматриваются в местном бюджете).

Полномочия представительного органа МО могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска по основаниям, предусмотренным в законе, а также в случаях (принятия решения о самороспуске; вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов; преобразования МО) (избранные населением непосредственно – не позднее чем через 3 месяца проводятся досрочные выборы; сформированные из глав поселений – в течение месяца избираются новые депутаты).

Глава МО:

избирается на муниципальных выборах или представительным органом МО из своего состава;

в случае избрания на муниципальных выборах (входит в состав представительного органа МО с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя или возглавляет местную администрацию);

в случае избрания представительным органом МО исполняет полномочия его председателя;

не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа МО и полномочия главы местной администрации;

в случае формирования представительного органа из глав поселений и из депутатов представительных органов этих поселений исполняет полномочия его председателя.

Глава МО:

представляет МО в отношениях с органами МСУ других МО, органами государственной власти, гражданами и организациями;

подписывает и обнародует НПА, принятые представительным органом МО;

издает в пределах своих полномочий правовые акты;

вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа МО.

Полномочия главы МО прекращаются досрочно в случаях (смерти; отставки по собственному желанию; отрешения от должности; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы РФ на постоянное место жительства; прекращения гражданства РФ; отзыва избирателями; установления в судебном порядке неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия; досрочного прекращения полномочий представительного органа МО (если он избран из состава данного органа)).

Местная администрация – исполнительно-распорядительный орган МО, наделяемый полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ ФЗ и законами субъектов РФ.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (глава МО или лицо, назначаемое на данную должность по контракту, заключаемого по результатам конкурса на замещение указанной должности) (условия контракта утверждаются представительным органом МО; контракт с главой местной администрации заключается главой МО).

Местная администрация обладает правами юридического лица.

Структура местной администрации утверждается представительным органом МО по представлению главы местной администрации (могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы).

Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случаях (смерти; отставки по собственному желанию; расторжения контракта; отрешения от должности; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы РФ на постоянное место жительства; прекращения гражданства РФ; призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу).

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления (представительного органа МО или главы МО (нарушение условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения); высшего должностного лица субъекта РФ (нарушение условий в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий); главы местной администрации (нарушение условий контракта органами МСУ и (или) органами государственной власти субъекта РФ)).

Контрольный орган МО образуется в целях контроля за (исполнением местного бюджета; соблюдением порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении; соблюдением порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом).

Контрольный орган МО может быть сформирован на муниципальных выборах или представительным органом МО (по требованию контрольного органа органы и должностные лица МСУ обязаны предоставлять информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции; результаты проверок обнародуются).

Иные должностные лица МСУ (могут быть предусмотрены уставом МО) (выборные (избираемые на муниципальных выборах) и замещающие муниципальную должность путем заключения контракта) (они наделяются исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа МСУ).

Избирательная комиссия не относится к числу органов МСУ (формируется представительным органом МО в порядке, установленном ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ, а также уставом МО (не наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения).

31. Организационно-правовые формы межмуниципального сотрудничества: понятие и виды. Советы муниципальных образований и иные объединения муниципальных образований.

В целях организации взаимодействия органов МСУ, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований муниципальные образования могут объединяться в союзы, ассоциации, советы.

Муниципальные образования могут объединяться в региональные и общероссийские объединения муниципальных образований.

Право объединяться в ассоциации может осуществляться органами МСУ (путем вступления в ассоциацию для достижения и защиты общих интересов; при реализации своих полномочий, объединяясь с другими органами МСУ для осуществления задач, представляющих общий интерес; вступая в международную ассоциацию органов МСУ).

ФЗ 2003 предусматривает:

1) образование в каждом субъекте РФ совета МО (органы государственной власти субъектов РФ до 01.06.2006 обеспечивают проведение съездов МО субъектов РФ в целях создания советов МО);

2) возможность образования единого общероссийского объединения МО (а также с учетом территориальной и организационной основы МО – иных объединений МО);

3) возможность образования межмуниципальных объединений, учреждения хозяйственных обществ и других межмуниципальных организаций в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения (не могут наделяться полномочиями органов МСУ).

Организация и деятельность советов МО субъектов РФ осуществляются в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» (осуществление объединениями юридических лиц координации их деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов этих юридических лиц; запрет на осуществление предпринимательской деятельности; субсидиарная ответственность членов ассоциации (союза) по обязательствам ассоциации (союза)).

Съезд (собрание членов) совета МО субъекта РФ (утверждает устав совета МО субъекта РФ; определяет размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета; избирает органы управления совета).

Совет МО субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность МО, ограничивать их деятельность.

Советы МО субъектов РФ могут образовывать единое общероссийское объединение МО (в целях организации взаимодействия МО, советов МО субъектов РФ, выражения и защиты общих интересов МО РФ, в том числе в целях представления этих интересов в федеральных органах государственной власти РФ и организации сотрудничества МО РФ с международными организациями и иностранными юридическими лицами) (считается созданным, если в его состав входят советы МО не менее 2/3 субъектов РФ; в его состав также могут входить иные объединения МО).

Единое общероссийское объединение МО в порядке, определяемом Президентом РФ, представляет положения по составу кандидатов в представители РФ в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации РФ для участия в Конгрессе.

Единое общероссийское объединение МО не вправе вмешиваться в деятельность МО, советов МО субъектов РФ, иных объединений МО, ограничивать их деятельность.

В настоящее время действуют (Конгресс МО, Союз российских городов, Союз малых городов России).

Конгресс МО (учрежден 43 ассоциациями МО РФ) (основные цели – становление и развитие МСУ как политического института и основы гражданского общества РФ; создание условий для комплексного социально-экономического развития МО; координация взаимодействия МО РФ и их объединений с федеральными и региональными органами власти в интересах защиты МСУ).

Иные объединения МО (специализированные ассоциации и союзы местных властей РФ – Ассоциация ЗАТО; Ассоциация шахтерских городов; Союз развития наукоградов).

Межмуниципальные хозяйственные общества в форме ЗАО и ООО могут учреждаться решениями представительными органами МО для совместного решения вопросов местного значения (в своей деятельности руководствуются ГК РФ, иными ФЗ; подлежат государственной регистрации) (могут создаваться в форме автономных некоммерческих организаций и фондов).

Межмуниципальные хозяйственные организации (Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) – организация экономического взаимодействия (Координационный совет по экономике; Координационный совет по информационно-аналитической работе; секции по вопросам МСУ, управления муниципальным имуществом, ЖКХ, защиты прав потребителей)).

Ассоциации и союзы муниципальных образований создаются в целях координации деятельности муниципальных образований и более эффективного осуществления ими своих прав и интересов. Ассоциации и союзы в зависимости от целей, для которого они создаются, можно разделить на 2 вида:

1. Общественно-политическое взаимодействие, некоммерческие организация и деятельность таких объединений осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996. Учредительные документы ассоциаций и союзов:

учредительный договор, подписанный ее членами.

утвержденный ими устав. Устав проходит государственную регистрацию в соответствующем министерстве юстиции.

2. Социально-экономические, хозяйственные общества – их задачами и функциями является разработка и реализация местных программ по совместному строительству и эксплуатации различных объектов (производственные, культурного назначения).

Такие корпорации образуются в составе 2 и более местных сообществ, как правило, граничащих между собой. Смысл деятельности таких объединений в узкой направленности на решение конкретных проблем, по территории деятельности действует несколько видов:

2.1. Общероссийские – российский союз местных властей – организация, является достаточно представительной всероссийского общественно-политического движения. Устав этой организации был принят 1 съездом 21.09.1993. Цель этой организации: защита прав и интересов граждан через содействие развития и укрепления МСУ. Российский союз местных властей в целях выполнения уставных задач и в соответствии с законом вправе осуществлять производственно-хозяйственную деятельность через создаваемые предприятия. Эта организация (союз) вправе заниматься издательской деятельностью, рекламно-информационной деятельностью, вправе создавать фонды, заниматься внешнеэкономической деятельностью; представляет интересы РФ во Всемирной организации местных властей.

(2) Союз Российских городов – довольно представительная организация, большую роль сыграла в разработке конституции, а также ФЗ от 06.10.2003. Согласно ст. 1 Устава, Союз Российских государств объединяет города – центры субъектов РФ. Союз Российских городов постоянно сотрудничает с правительственными органами по решению проблем МСУ.

(3) Союз малых городов. Создан в 1991 году, объединяет малые и средние города с населением до 100 тысяч человек. Подписан указ Президента о создании единого образования муниципальных образований – Конгресс муниципальных образований. Конгресс создан для организации взаимодействия муниципальных образований с целью выражать и защищать общие интересы всех муниципальных образований в РФ, а также представлять РФ в международных и зарубежных организациях. Это объединение в порядке, определяемом Президентом РФ представляет предложения по составу кандидатов в члены делегации РФ в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы.

2.2. Межрегиональные:

В 1986г. создана Ассоциация сибирских городов, которые сейчас трансформировалась в «Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов».

В 1991г. создана «Ассоциация городов юга России».

В 1996г. создан «Союз городов Северо-Запада».

«Ассоциация городов Урала».

Региональные:

муниципальный союз Тюменской области

Ассоциация Вятских городов.

Объединения муниципальных образований проводят съезды, на которых они:

утверждают устав

определяют размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности.

осуществляют иные полномочия. В период между съездами действует постоянно действующий орган.

Образуется в целях:

представление интересов органов МСУ во взаимоотношениях с органами государственной власти.

Содействие становления защиты, укрепления МСУ.

Координация деятельности местных сообществ для эффективной реализации ими своих прав.

Советы муниципальных образований и иные объединения муниципальных образований (Статья 66 ФЗ от 06.10.2003)

ФЗ 2003 предусматривает:

образование в каждом субъекте РФ совета МО (органы государственной власти субъектов РФ до 01.06.2006 обеспечивают проведение съездов МО субъектов РФ в целях создания советов МО);

возможность образования единого общероссийского объединения МО (а также с учетом территориальной и организационной основы МО – иных объединений МО);

возможность образования межмуниципальных объединений, учреждения хозяйственных обществ и других межмуниципальных организаций в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения (не могут наделяться полномочиями органов МСУ).

Организация и деятельность советов МО субъектов РФ осуществляются в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» (осуществление объединениями юридических лиц координации их деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов этих юридических лиц; запрет на осуществление предпринимательской деятельности; субсидиарная ответственность членов ассоциации (союза) по обязательствам ассоциации (союза)).

Съезд (собрание членов) совета МО субъекта РФ (утверждает устав совета МО субъекта РФ; определяет размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета; избирает органы управления совета).

Совет МО субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность МО, ограничивать их деятельность.

Советы МО субъектов РФ могут образовывать единое общероссийское объединение МО (в целях организации взаимодействия МО, советов МО субъектов РФ, выражения и защиты общих интересов МО РФ, в том числе в целях представления этих интересов в федеральных органах государственной власти РФ и организации сотрудничества МО РФ с международными организациями и иностранными юридическими лицами) (считается созданным, если в его состав входят советы МО не менее 2/3 субъектов РФ; в его состав также могут входить иные объединения МО).

Единое общероссийское объединение МО в порядке, определяемом Президентом РФ, представляет положения по составу кандидатов в представители РФ в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации РФ для участия в Конгрессе.

Единое общероссийское объединение МО не вправе вмешиваться в деятельность МО, советов МО субъектов РФ, иных объединений МО, ограничивать их деятельность.

В настоящее время действуют (Конгресс МО, Союз российских городов, Союз малых городов России).

Конгресс МО (учрежден 43 ассоциациями МО РФ) (основные цели – становление и развитие МСУ как политического института и основы гражданского общества РФ; создание условий для комплексного социально-экономического развития МО; координация взаимодействия МО РФ и их объединений с федеральными и региональными органами власти в интересах защиты МСУ).

Иные объединения МО (специализированные ассоциации и союзы местных властей РФ – Ассоциация ЗАТО; Ассоциация шахтерских городов; Союз развития наукоградов).

Межмуниципальные хозяйственные общества в форме ЗАО и ООО могут учреждаться решениями представительными органами МО для совместного решения вопросов местного значения (в своей деятельности руководствуются ГК РФ, иными ФЗ; подлежат государственной регистрации) (могут создаваться в форме автономных некоммерческих организаций и фондов).

Межмуниципальные хозяйственные организации (Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) – организация экономического взаимодействия (Координационный совет по экономике; Координационный совет по информационно-аналитической работе; секции по вопросам МСУ, управления муниципальным имуществом, ЖКХ, защиты прав потребителей)).

В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы МСУ могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов МСУ.

32. Правовая основа местного самоуправления: понятие и развитие. Европейская хартия местного самоуправления

Правовую основу МСУ составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Изменение общих принципов организации МСУ, установленных ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ", допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный ФЗ.

Правовая основа МСУ – система НПА, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии МСУ, его задачи и функции, а также компетенция и ответственность органов и должностных лиц МСУ, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в РФ.

Правовую основу МСУ составляют:

общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

КРФ, ФКЗ, ФЗ и издаваемые в соответствии с ними иные НПА РФ;

конституции (уставы), законы и иные НПА субъектов РФ;

уставы МО, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные МПА.

РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина (закрепляемые КРФ основы конституционного строя РФ как демократического государства (включая принцип МСУ) должны соответствовать демократическим принципам, признаваемым нормами международного права).

Международные договоры РФ имеют приоритет перед законами, а не перед КРФ (если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений КРФ, решение о согласии на его обязательность для РФ возможно в форме ФЗ только после внесения соответствующих поправок в КРФ или пересмотра ее положений в установленном порядке).

Постановление КС РФ от 30.11.2000 (КРФ и ФЗ закрепляют более высокий, чем предусмотрено международными обязательствами РФ, уровень гарантий самостоятельности МСУ).

Конституцией РФ в отношении МСУ установлено:

Статья 3:

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МСУ.

Статья 12:

Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

Статья 15:

2. Органы государственной власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Статья 18:

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, МСУ и обеспечиваются правосудием.

Статья 24:

2. Органы государственной власти и органы МСУ, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 40:

2. Органы государственной власти и органы МСУ поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Статья 130:

1. МСУ в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. МСУ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы МСУ.

Статья 132:

1. Органы МСУ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы МСУ могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Периоды развития правовой основы МСУ в РФ:

1) Начало формирования правовой основы МСУ в РФ (1990 – 1991) (принимаются первые законы о МСУ – Закон СССР «Об общих началах МСУ и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР «О МСУ в РСФСР»; изменения вносятся в Конституцию СССР и Конституцию РСФСР).

Закон СССР (МСУ определялось как часть социалистического самоуправления народа, призванное обеспечить реализацию прав и свобод граждан, их самостоятельность в решении вопросов социального и экономического развития территорий, охраны окружающей среды; осуществлялось в границах административно-территориальных единиц; основа местного хозяйства – коммунальная собственность; предусматривалась судебная защита прав и интересов МСУ).

Закон РСФСР (определял МСУ как систему организации деятельности граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей на основе Конституции и законов РСФСР, конституций и законов республик в составе РСФСР; использовалось понятие муниципальной собственности; МСУ осуществлялось в границах административно-территориальных единиц).

Советы и соответствующие органы управления наделялись компетенцией, которая могла изменяться только законом; орган управления – местная администрация, заменившая исполкомы советов, глава местной администрации осуществлял полномочия на принципах единоначалия; подотчетность местной администрации совету и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам (формирование МСУ на основе сложившейся структуры местной советской власти с сохранением главенствующей роли местного совета; двойное подчинение местных органов управления; право вышестоящих советов отменять противоречащие законодательству решения местных советов).

Федеративный договор 31.03.1992 (относил установление общих принципов организации МСУ к совместному ведению федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ).

2) Процесс реформирования системы МСУ, сложившейся на основе реализации Закона РСФСР «О МСУ в РСФСР» (правовая основа реформирования – указы Президента РФ по вопросам МСУ).

Указы Президента РФ (утверждено Положение об основах организации МСУ в РФ на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.249 (0.113 с.)