Проблема личности в психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема личности в психологии.



ОБЩАЯ,ЛИЧНОСТЬ,ЗАЙЦЕВА

1.Личность как междисциплинарное понятие. Шесть парадигм современной западной психологии личности.

Личностный принцип
(С.Л. Рубинштейн)

Все психические явления (будь то психические процессы, состояния или свойства) должны изучаться как процессы, состояния и свойства личности

Поскольку:

• Существуют индивидуально-психологические различия

• У психических явлений нет самостоятельной линии развития

• В определенный момент развития непроизвольные реакции превращаются в произвольную деятельность личности

• Психические процессы и состояния в процессе деятельности превращаются в свойства личности

 

При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия

- В силу такой исторической обусловленности в психологии личности обнаруживаются компоненты личности разной меры общности и устойчивости, которые изменяются различными темпами

Черты личности:

Так психология каждого человека включает в себя

-черты, обусловленные природными условиями – общие для всех людей;

-черты, изменяющиеся в ходе исторического развития человечества – типичные для группы людей;

-черты, складывающиеся в индивидуальной истории развития личности - индивидуальные особенности личности

Проблема личности в психологии.

  1. В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение человека организуется и интегрируется на уровне личности
  2. В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальных различий между людьми
  3. В большинстве определений личность характеризуется в эволюционном процессе как объект влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и динамичную внешнюю среду.
  4. В большинстве определений именно личность «отвечает» за устойчивость поведения. Именно она обеспечивает человеку чувство непрерывности во времени и окружающей среде

 

Личность

• Личность как совокупность устойчивых индивидуально-психологических характеристик (Л в шир смысле этого слова)

• Личность как социальное новообразование человека (соц. св-во человека)

Личность - система организованных и относительно устойчивых черт и психических механизмов, присущих данному человеку, и влияющих на его или ее взаимодействие с физической, социальной и внутренней интрапсихической средой и адаптацию к ней.

- общая совокупность поведенческий и психических особенностей, отличающих одного человека от другого (оксфордский словарь)

Тенденции развития науки (вторая половина 20 века)

  1. Превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом.

(всех ее разделов, включая точные и технические науки)

2. Возрастающая дифференциация научного изучения человека
(углубление специализации отдельных дисциплин и их дробление)

  1. Тенденция к интеграции, объединению различных наук, аспектов и методов исследования

(построение синтетических характеристик человеческого развития)

 

постановка проблемы Homo Sapiens в строго научном плане есть результат прогресса многих областей

естествознания

общественно-исторических наук и

философии

 

Смежность» наук — явление историческое. Чем больше научное познание проникает в общие законы бытия, тем явственнее вырисовывается картина единства материального мира и умножается число смежных наук.

 

Шесть парадигм современной западной психологии личности.

1) Объяснить индивидуально-психологические особенности личности и их становление и развитие в онтогенезе ( диспозициональная пардигма );

Понять, что можно называть устойчивыми свойствами личности, одинаковы ли они в у всех? Через что можно правильно описать эту черту? Как составить универсальную классификацию для описания свойств личности?

Парадигма часто «говорит» на языке поведения чел-ка и на языке статистики.

 

2) Объяснить эволюционные, генетические, психофизиологические предпосылки личностных особенностей ( биологическая парадигма );

Что позволит объяснить то, что мы разные?

3) Объяснить глубинные мотивационные тенденции и динамические внутрипсихические процессы ( парадигма интрапсихического );

Язык влечений, инстинктов, метафоры энергий, силы

4) Объяснять, как люди субъективно переживают окружающий мир и как перерабатывают информацию о нем ( когнитивная и феноменологическая парадигмы );

Как я вижу то, что происходит? Что думаю о мире, себе. Механизмы того, как это происходит.

5) Объяснить, как личность влияет, и какое влияние оказывает на личность социальный и культурный контекст ( культурная и социальная парадигма );

Биологич. – индивид, социальное – личность. Личность не внутри вас, а между вами.

6) Объяснить, как люди справляются или не справляются с множеством адаптационных проблем ( адаптационная парадигма ).

2. Личность как социальное новообразование человека. Объективные общественные отношения как основание личности.

Понятие «личность»

• Указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства…

• Свойство быть личностью присуще человека не как биологическому существу, а как социальному существу,

• т.е. общественно-историческому человеку, как совокупности общественных отношений

 

К. Маркс: «…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду.

В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»

 

Ананьев: Личность есть общественный индивид, субъект и объект исторического процесса - современница определенной эпохи (и это определяет множество ее социально-психологических свойств).

Культура

Влияет на социальную жизнь индивидов и общностей:

• Через социализацию и формирование отдельной личности

• Через создание и введение ценностей

• Через образцы деятельности и образцы поведения

• Через создание моделей институтов и социальных систем

Воспитание

-Целенаправленное формирование личности,

-осуществляемое в рамках отношений воспитания

-согласно принятому в группе идеалу воспитания.

3. Личность в системе интегрального человекознания (Б.Г. Ананьев). Специфика понятий "индивид", "личность, "субъект деятельности", "индивидуальность".(нарисовать схему из конспекта)

Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) – выдающийся отечественный психолог, основатель СПб школы психологии, первый декан ф-та психологии СПбГУ.

Он выделял следующие подструктурычеловека:

Индивид (биологическая).

Личность (социальная).

Субъект деятельности (профессиональная).

Индивидуальность (интегральная).

 

Естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости. Продукт биологической эволюции, представитель вида Homo sapiens.

Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху. Комплекс социальных групп составляет микросреду, через которую личность взаимодействует с более крупными социальными образованиями и обществом в целом. Характеристики личности в различных социальных группах, членом которых она является, подвижны и противоречивы. Толкование соотнесенности понятий «личность-человек» В. П. Тугаринова: «Понятие личность указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства». Социальное положение индивида – его место в определенной конкретной социальной структуре. Изучение личности начинается с определения ее статуса. Позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразной социальной деятельности представляет сложную систему отношений личности, установок и мотивов, целей и ценностей. Существуют потребности человека в людях, в человеческих связях. Личность в узком смысле слова – человек как я сам. Личность в широком смысле – определенная структура обладания собственностью. В процессе воспитания как направленного воздействия общества на развитие человека формируется личность, сущностью которой является совокупность общественных отношений. Процесс «социализации индивида» - становление личности.

Субъект деятельности, производящий материальные или духовные ценности, отличен от субъекта поведения в общем смысле этого слова. Определение субъекта деятельности вне исторически сложившейся формы предметной деятельности невозможно. Основной предметной деятельностью человека является труд, на базе развития которого возникли все другие формы ее, включая игру и учение. Труд как производство материальной жизни общества имеет универсальное значение. Комплекс наук, изучающих человека как субъекта, весьма сложен и разнороден. Он видоизменяется в зависимости от объективных характеристик той деятельности, которая является предметом исследования.

Индивидуальность – единичный конкретный человек, действующий как субъект деятельности и личность, в структуре которых функционирует индивид. Одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека. Индивидуальность всегда есть индивид с комлпексом природных свойств, хотя не всякий индивид является индивидуальностью. Для этого индивиду нужно стать личностью. Сложные субординационные связи: индивид®личность®индивидуальность. Теория человеческой индивидуальности может быть построена только в системе синтетического человекознания.

Совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность – совокупностью общественных отношений, определяющих положение человека в обществе.

В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества нельзя переоценить. Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром.

Многообразие подходов современной науки к изучению человека есть отражение многообразия самих феноменов человека, выступающего

y как вид Homo sapiens и индивид,

y как человечество в его историческом существовании и личность,

y как субъект и индивидуальность.

Между всеми этими характеристиками человека существует много взаимосвязей. Познание этих взаимосвязей – необходимое условие практического овладения управлением человеческого развития. Человек как субъект познания – не только личность, но и индивид с его материальным механизмом рефлекторной деятельности мозга – субъекта сознания.

 

 

4. Единицы анализа личности: проблема и варианты решения. Множественность теорий личности в психологии. Классификация теорий личности. (В.В. Нуркова)(дописать из консп)

Личность – уникальная динамическая система психологических и физиологических свойств человека, в которой воплощается универсальная суть индивидуума как представителя человеческого рода, реализующего свой индивидуальный жизненный путь в определенном социально-культурном пространстве (Леонтьев).

Божович, вслед за С. Л. Рубинштейном, в качестве единицы анализа личности предложила поступок.

Единица анализа структуры личности, если она отвечает всем указанным требованиям, должна раскрыть механику функционирования и развития, определяющую направленность личности.

Единицей анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели. Личностный смысл обычно соотносится с понятием значения.

Целостность: продукт анализа личности должен нести в себе все свойства, присущие целому. Единицы анализа личности должны, по мнению А.Г. Асмолова, вмещать в себя все свойства целого.

Уровни функционирования личности:

- ядро личности: комплекс мотивационных структур, определяющих направление движения личности.

- периферия личности: определяет конкретный способ реализации мотивационного ядра. Состоит из смыслов, черт, соц. ролей.

- уровень индивидных предпосылок существования личности: безличны, т.к. пол, возраст, строение и свойства нервной системы, тип нейро-гуморальной регуляции не несут информации о личности, но определяют особенности взаимодействия с собой и с окружающим миром.

В идеале: ядро личности должно раскрыться по максимуму, а два нижележащих уровня должны взаимодействовать в гармонии и способствовать достижению внутреннего тождества человека самого с собой (как жена и любовница обеспечивают мужика моральным благополучием).

Один из возможных критериев для классификации:

-человек – система, стремящаяся к гомеостазу (равновесию)

-человек – система, стремящаяся к гетеростазу (нарушению равновесия, нарастанию напряжения).

 

Другой критерий: 1. Человек от природы плох и одержим примитивными импульсами. 2. Человек от природы хорош, а общество искажает его позитивную сущность. 3. Человек от природы неоднозначен (плох и хорош). 4. Человек по природе нейтрален.

Классификация теорий:

- гомеостатические теории, направленные на конфликт: человек всю жизнь безуспешно борется с внутренним конфликтом, пытаясь вернуться к безмятежному существованию, но нет. Психоаналитическая теория Фрейда – человек изначально испорчен -> конфликт. Если конфликт исчезнет, не будет и динамики личности.

- гомеостатические теории, направленные на согласие: человек нейтрален. Такие теории рассматривают личность как систему, моделирующую изменяющийся окружающий мир с целью адаптации. Бихевиоризм и когнетивный подход.

- гетеростатические теории, направленные на конфликт: конфликтные и кризисные ситуации необходимы для развития. У человека неадаптивное (бескорыстное) поведение. Модель самореализации гуманистической психологии и деятельностный подход. Исход развития личности – только его ответственность.

- гетеростатические теории, направленные на согласие: оптимистичный взгляд на природу человека и жизненный путь личности. Человек не сам, есть одна сила, которая завтавляет его развиваться и совершенствоваться.

 

5. Личность как совокупность устойчивых индивидуально-психологических характеристик. Черты и типы личности. Личность и ситуация.

Личность - система организованных и относительно устойчивых черт и психических механизмов, присущих данному человеку, и влияющих на его или ее взаимодействие с физической, социальной и внутренней интрапсихической средой и адаптацию к ней.

Психические механизмы: вход (чувствительность, правило принятия решения, выход (опред род поведения).

Черта личности или диспозиция - предрасположенность вести себя определенным образом в типичной ситуации.

Поведение человека зависит от сочетания его личностных особенностей и ситуации, в которой он находится

Зависимость поведения человека от личностных черт (P) и ситуации (St) (ДОПИСАТЬ!!)

Черта личности

• как предрасположенность вести себя определенным образом в типичной ситуации

• может быть измерена и описана

– как типичная для данного человека (тип)

– как имеющая определенную степень выраженности (профиль черт)

Жизненный путь человека

Советские психологи Рубинштейн и Ананьев сформулировали основные принципы изучения личности в процессе жизнедеятельности. Это прежде всего принцип историзма, где включение личности в историческое время позволяет рассматривать биографию как её личностную историю. Это генетический подход, дающий возможность выделить разные основания для определения этапов, ступеней её развития. И, наконец, это принцип связи развития и жизненного движения личности с её трудовой деятельностью, общением и познанием.

В центре концепции Ананьева – особенности типичной для всех людей биографии, центральная единица анализа жизненного пути в его концепции оказался возраст.

Рубинштейн. Разработанная им концепция личности как субъекта жизненного пути рассматривает не только зависимость от жизни, но и зависимость жизни от личности.

Обульханова-Славская. Выделяют три структуры жизненного пути: жизненная позиция, жизненная линия, смысл жизни. Активность формирует её жизненную позицию, состоящую в самоопределении личности. Жизненная позиция заключает в себе потенциал развития личности, совокупность объективных и субъективных возможностей, которые на основе такой позиции открываются.

Проник. Простейшими элементами жизненного пути являются события. Но одни и те же события различаются по своей роли в жизни разных людей. Поэтому нужен анализ не столько событий самих по себе, сколько их взаимодействий, влияний друг на друга и на ход жизни в целом. С точки зрения самой личности, события могут выступать по отношению друг к другу в роли причины или следствия, цели или средства.

Пехунен

Стратегия – способ разрешения конфликта.

Стратегия избегания конфликта:

- консерватизм, попытка сохранить привычный образ жизни, несмотря на изменившиеся условия

- Избегание, усиление активности в других сферах.

Стратегия ухода, когда человек прекращает всякие попытки борьбы.

Стратегия приспособления, для неё характерно принятие изменившийся ситуации:

- пассивное приспособление, мириться со своей судьбой

- - адаптивное самоограничение, выполнение только тех задач, на которые человек способен и при изменившийся ситуации

- активное приспособление, изменение отношения или способа действия.

Стратегия преодоления конфликта – развития

Жизненное пространство (Левин): жизненное пространство – неразрывное единство человека и среды, реализованное им в теоретических и экспериментальных исследованиях. Основанием этого единства является то, что человек и ситуация – это не две разные сущности, ситуация становиться тем, что она есть только благодаря личности, а личность в данный момент такова, какова её жизненная ситуация. Важнейшая характеристика ситуации это то, что может человек в ней изменить. Структура жизненного пространства включает в себя ряд областей, число и характер, которых в целом определяется многообразием сфер жизнедеятельности человека.

Стили жизни

Впервые термин "жизненный стиль" Альфред Адлер употребил в 1926 году.

К концу пятого года жизни ребенок достигает единого, кристализированного образца поведения, вырабатывает свой стиль решения проблем.

Здоровый, нормальный стиль жизни, по Адлеру, отличается тем, что человек хорошо адаптирован к обществу и общество извлекает выгоду из его деятельности. У здорового человека достаточно энергии и смелости, чтобы открыто встречать новые проблемы.

Так, ребенок с желудочным расстройством будет иметь повышенный интерес к еде. Разговоры о еде, метафоры, связанные с едой, будут для него характерны. Другой ребенок - с дефектом зрения, будет озабочен рассматриванием вещей. Но не только врожденные задатки определяют прототип. Родительское влияние может иметь преобладающее значение. Из-за вспыльчивости, грубости, необщительности отца у некоторых девочек формируется установка на избегание мужчин. Мальчики, которых подавляла строгая мать, могут избегать женщин. Очередность рождения - существенный фактор, влияющий на прототип. Адлер считает печальной жизнь первенца. Ведь вначале он - единственный и находится в центре внимания. Но после рождения второго ребенка обнаруживает вдруг себя свергнутым с пьедестала, ощущает трагическую утрату власти, которой обладал. Боязнь утратить власть, подозрение, что его в любой момент могут покинуть ради кого-то другого, будет преследовать первого ребенка всю жизнь. Положение второго ребенка тоже своеобразно. Он изначально побуждается к соревнованию с первенцем, к достижению всего того, что уже есть у старшего. Второй ребенок, согласно Адлеру, более деятелен, по натуре бунтовщик, не признающий власти и авторитета. Но он может вырасти избалованным, не способным к усидчивой работе. Старший же, который находится на периферии внимания, привыкает быть независимым и больше полагаться на свои силы. Легко себе представить, что с поступлением в школу, когда заканчивается благоприятная ситуация для избалованных детей, старший существенно опережает младшего.

Интересна судьба левшей. Их можно узнать еще в колыбели, так как левая рука у них движется быстрее, чем правая. Их стразу же начинают учить пользоваться правой рукой, но сначала их засыпают упреками и насмешками. Однако к ним проявляют больше внимания, чем к правшам, у левшей развивается интерес к тому, что вообще можно делать руками, например, к письму, рисованию, лепке, строительству. Неудивительно, что многие левши, "переученные" на правшей, обнаруживают более высокий уровень достижений и способностей. Но бывает, что врожденный недостаток левшей - слишком часто подчеркивается, а попытки развить правую руку - не предпринимается. Тогда у ребенка возникает сильное чувство неполноценности, и он, став взрослым, постоянно чувствует себя неуклюжим, неловким. Он может вести борьбу со своим "недостатком", что придает его характеру воинственность и конкурентность. Но если он часто терпит неудачи - даже вне связи с тем, что он - левша, то привыкает принимать свои поражения как нечто должное. На этой почве у него вырабатываются зависть, мстительность или повышенные амбиции, властолюбие.

Уже на этих примерах видно, что возникший в детстве прототип может развиваться в разных направлениях. Возникают всякого рода компенсации, отклонения, но некоторое устойчивое динамическое ядро характера проступает с возрастом все более отчетливо.

Любой стиль жизни, в особенности, жесткий, ригидный может стать основой невроза. Коррекция, по Адлеру, состоит в том, чтобы пробудить в человеке чувство общности, интерес к делам общества. Другая задача терапевта - уменьшить чувство неполноценности пациента. Но самое главное - изменить цель. Если мы сумели понять, что целью жизни пациента является "бегство", самоизоляция, достижение превосходства, то должны с тактом и искусством проникнуть во внутренний мир пациента и скорректировать его цель.

ОБЩАЯ,ЛИЧНОСТЬ,ЗАЙЦЕВА

1.Личность как междисциплинарное понятие. Шесть парадигм современной западной психологии личности.

Личностный принцип
(С.Л. Рубинштейн)

Все психические явления (будь то психические процессы, состояния или свойства) должны изучаться как процессы, состояния и свойства личности

Поскольку:

• Существуют индивидуально-психологические различия

• У психических явлений нет самостоятельной линии развития

• В определенный момент развития непроизвольные реакции превращаются в произвольную деятельность личности

• Психические процессы и состояния в процессе деятельности превращаются в свойства личности

 

При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия

- В силу такой исторической обусловленности в психологии личности обнаруживаются компоненты личности разной меры общности и устойчивости, которые изменяются различными темпами

Черты личности:

Так психология каждого человека включает в себя

-черты, обусловленные природными условиями – общие для всех людей;

-черты, изменяющиеся в ходе исторического развития человечества – типичные для группы людей;

-черты, складывающиеся в индивидуальной истории развития личности - индивидуальные особенности личности

Проблема личности в психологии.

  1. В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение человека организуется и интегрируется на уровне личности
  2. В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальных различий между людьми
  3. В большинстве определений личность характеризуется в эволюционном процессе как объект влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и динамичную внешнюю среду.
  4. В большинстве определений именно личность «отвечает» за устойчивость поведения. Именно она обеспечивает человеку чувство непрерывности во времени и окружающей среде

 

Личность

• Личность как совокупность устойчивых индивидуально-психологических характеристик (Л в шир смысле этого слова)

• Личность как социальное новообразование человека (соц. св-во человека)

Личность - система организованных и относительно устойчивых черт и психических механизмов, присущих данному человеку, и влияющих на его или ее взаимодействие с физической, социальной и внутренней интрапсихической средой и адаптацию к ней.

- общая совокупность поведенческий и психических особенностей, отличающих одного человека от другого (оксфордский словарь)

Тенденции развития науки (вторая половина 20 века)

  1. Превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом.

(всех ее разделов, включая точные и технические науки)

2. Возрастающая дифференциация научного изучения человека
(углубление специализации отдельных дисциплин и их дробление)

  1. Тенденция к интеграции, объединению различных наук, аспектов и методов исследования

(построение синтетических характеристик человеческого развития)

 

постановка проблемы Homo Sapiens в строго научном плане есть результат прогресса многих областей

естествознания

общественно-исторических наук и

философии

 

Смежность» наук — явление историческое. Чем больше научное познание проникает в общие законы бытия, тем явственнее вырисовывается картина единства материального мира и умножается число смежных наук.

 

Шесть парадигм современной западной психологии личности.

1) Объяснить индивидуально-психологические особенности личности и их становление и развитие в онтогенезе ( диспозициональная пардигма );

Понять, что можно называть устойчивыми свойствами личности, одинаковы ли они в у всех? Через что можно правильно описать эту черту? Как составить универсальную классификацию для описания свойств личности?

Парадигма часто «говорит» на языке поведения чел-ка и на языке статистики.

 

2) Объяснить эволюционные, генетические, психофизиологические предпосылки личностных особенностей ( биологическая парадигма );

Что позволит объяснить то, что мы разные?

3) Объяснить глубинные мотивационные тенденции и динамические внутрипсихические процессы ( парадигма интрапсихического );

Язык влечений, инстинктов, метафоры энергий, силы

4) Объяснять, как люди субъективно переживают окружающий мир и как перерабатывают информацию о нем ( когнитивная и феноменологическая парадигмы );

Как я вижу то, что происходит? Что думаю о мире, себе. Механизмы того, как это происходит.

5) Объяснить, как личность влияет, и какое влияние оказывает на личность социальный и культурный контекст ( культурная и социальная парадигма );

Биологич. – индивид, социальное – личность. Личность не внутри вас, а между вами.

6) Объяснить, как люди справляются или не справляются с множеством адаптационных проблем ( адаптационная парадигма ).

2. Личность как социальное новообразование человека. Объективные общественные отношения как основание личности.

Понятие «личность»

• Указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства…

• Свойство быть личностью присуще человека не как биологическому существу, а как социальному существу,

• т.е. общественно-историческому человеку, как совокупности общественных отношений

 

К. Маркс: «…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду.

В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»

 

Ананьев: Личность есть общественный индивид, субъект и объект исторического процесса - современница определенной эпохи (и это определяет множество ее социально-психологических свойств).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.103 с.)