Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биологические основы общественной жизни людей

Поиск

-Особенности человеческого организма,

-происходящих в нем физиологических процессов,

-механизм наследования свойств,

-Импульсы, склонности и потребности, возникающие из особенностей организма и физиологических процессов

• Прямохождение

• Строение руки

• Особенности строения сенсорных систем

• Мозг и нервная система (сложность)

• Строение артикуляционного аппарата

• Долгое детство

• Пластичность врожденных импульсов и потребностей (отсутствие жестких механизмов инстинктов)

• Устойчивость сексуального влечения

 

Культурно-исторические основания общественной жизни:

Объективные общественные отношения как присущий определенному этапу культурно-исторического развития человечества способ взаимоотношений между статусами данной общественной системы.

 

Социальный статус начинает находиться отдельно от персонажа. Начинает формироваться социум как система отношений между статусами, а не людьми. Социум превращается в систему объективных отношений (врач-пациент, ученик-учитель и т.п.). Социум непроизвольно порождает объективные отношения в числе многообразия социальных ролей.

 

Социальная роль – динамическая сторона статуса.

Социальная роль – система ожиданий, которые представитель одного статуса имеет по отношению к человеку другого статуса. Позиция в обществе, непосредственно наделенная обязанностями, нравственными порядками ее существования.

 

Мы распознаём человека в ситуации не столько по биологическим характеристикам, сколько по статусам и ролям. Реализуем общественную роль и общественную функцию (роль студента) в ответ на ожидания (препода).

Один статус может иметь несколько ролей.

Социальные роли меняются в процессе культурно-исторического развития.

Объективные отношения: правовые, экономические, политические, производственные, религиозные. Часть зафиксировано в письменном виде (закон), часть – устно в культуре и традициях.

Статус жены: семейный кодекс + ожидания мужа.

Есть неписанные законы: статус друга.

 

Кроме статуса и роли есть позиция.

Позиция – индивидуальная трактовка социальной роли (специфическое понимание того, какова роль и как её играть, субъективное отношение к роли, её место в иерархии, социальные ценности, связанные с этой ролью).

Мы – объект социальных отношений. С рождения являемся носителями определённых статусов: социально-экономический статус семьи, культурный уровень семьи.

 

Культура

Влияет на социальную жизнь индивидов и общностей:

• Через социализацию и формирование отдельной личности

• Через создание и введение ценностей

• Через образцы деятельности и образцы поведения

• Через создание моделей институтов и социальных систем

Схема присвоения и воспроизводства общественно-исторического опыта

Социализация

• Социальная конкретно-историческая система общества

• Образ жизни в данной системе (культуре)

Интериоризация

• Процесс совместной деятельности члена общества (ребенка, взрослого) в социальной группе как основа социализации личности

Формирование личности

Экстериоризация

• Проявление личности как субъекта деятельности (экстериоризация)

• Преобразование совместной деятельности социальной группы

• Преобразование образа жизни в данной социальной системе

 

Социализация – процесс формирования личности ребенка и приспособления его к жизни в общности, основывающейся на его обучении и приобщении к культуре, дающий ему возможность понять эту культуру и сознательно действовать в ее рамках

-Те влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни,

-Учат его пониманию культуры

-Поведению в коллективах

-Утверждению себя

-И выполнению различных социальных ролей

Воспитание

-Целенаправленное формирование личности,

-осуществляемое в рамках отношений воспитания

-согласно принятому в группе идеалу воспитания.

3. Личность в системе интегрального человекознания (Б.Г. Ананьев). Специфика понятий "индивид", "личность, "субъект деятельности", "индивидуальность".(нарисовать схему из конспекта)

Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) – выдающийся отечественный психолог, основатель СПб школы психологии, первый декан ф-та психологии СПбГУ.

Он выделял следующие подструктурычеловека:

Индивид (биологическая).

Личность (социальная).

Субъект деятельности (профессиональная).

Индивидуальность (интегральная).

 

Естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости. Продукт биологической эволюции, представитель вида Homo sapiens.

Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху. Комплекс социальных групп составляет микросреду, через которую личность взаимодействует с более крупными социальными образованиями и обществом в целом. Характеристики личности в различных социальных группах, членом которых она является, подвижны и противоречивы. Толкование соотнесенности понятий «личность-человек» В. П. Тугаринова: «Понятие личность указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства». Социальное положение индивида – его место в определенной конкретной социальной структуре. Изучение личности начинается с определения ее статуса. Позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразной социальной деятельности представляет сложную систему отношений личности, установок и мотивов, целей и ценностей. Существуют потребности человека в людях, в человеческих связях. Личность в узком смысле слова – человек как я сам. Личность в широком смысле – определенная структура обладания собственностью. В процессе воспитания как направленного воздействия общества на развитие человека формируется личность, сущностью которой является совокупность общественных отношений. Процесс «социализации индивида» - становление личности.

Субъект деятельности, производящий материальные или духовные ценности, отличен от субъекта поведения в общем смысле этого слова. Определение субъекта деятельности вне исторически сложившейся формы предметной деятельности невозможно. Основной предметной деятельностью человека является труд, на базе развития которого возникли все другие формы ее, включая игру и учение. Труд как производство материальной жизни общества имеет универсальное значение. Комплекс наук, изучающих человека как субъекта, весьма сложен и разнороден. Он видоизменяется в зависимости от объективных характеристик той деятельности, которая является предметом исследования.

Индивидуальность – единичный конкретный человек, действующий как субъект деятельности и личность, в структуре которых функционирует индивид. Одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека. Индивидуальность всегда есть индивид с комлпексом природных свойств, хотя не всякий индивид является индивидуальностью. Для этого индивиду нужно стать личностью. Сложные субординационные связи: индивид®личность®индивидуальность. Теория человеческой индивидуальности может быть построена только в системе синтетического человекознания.

Совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность – совокупностью общественных отношений, определяющих положение человека в обществе.

В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества нельзя переоценить. Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром.

Многообразие подходов современной науки к изучению человека есть отражение многообразия самих феноменов человека, выступающего

y как вид Homo sapiens и индивид,

y как человечество в его историческом существовании и личность,

y как субъект и индивидуальность.

Между всеми этими характеристиками человека существует много взаимосвязей. Познание этих взаимосвязей – необходимое условие практического овладения управлением человеческого развития. Человек как субъект познания – не только личность, но и индивид с его материальным механизмом рефлекторной деятельности мозга – субъекта сознания.

 

 

4. Единицы анализа личности: проблема и варианты решения. Множественность теорий личности в психологии. Классификация теорий личности. (В.В. Нуркова)(дописать из консп)

Личность – уникальная динамическая система психологических и физиологических свойств человека, в которой воплощается универсальная суть индивидуума как представителя человеческого рода, реализующего свой индивидуальный жизненный путь в определенном социально-культурном пространстве (Леонтьев).

Божович, вслед за С. Л. Рубинштейном, в качестве единицы анализа личности предложила поступок.

Единица анализа структуры личности, если она отвечает всем указанным требованиям, должна раскрыть механику функционирования и развития, определяющую направленность личности.

Единицей анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели. Личностный смысл обычно соотносится с понятием значения.

Целостность: продукт анализа личности должен нести в себе все свойства, присущие целому. Единицы анализа личности должны, по мнению А.Г. Асмолова, вмещать в себя все свойства целого.

Уровни функционирования личности:

- ядро личности: комплекс мотивационных структур, определяющих направление движения личности.

- периферия личности: определяет конкретный способ реализации мотивационного ядра. Состоит из смыслов, черт, соц. ролей.

- уровень индивидных предпосылок существования личности: безличны, т.к. пол, возраст, строение и свойства нервной системы, тип нейро-гуморальной регуляции не несут информации о личности, но определяют особенности взаимодействия с собой и с окружающим миром.

В идеале: ядро личности должно раскрыться по максимуму, а два нижележащих уровня должны взаимодействовать в гармонии и способствовать достижению внутреннего тождества человека самого с собой (как жена и любовница обеспечивают мужика моральным благополучием).

Один из возможных критериев для классификации:

-человек – система, стремящаяся к гомеостазу (равновесию)

-человек – система, стремящаяся к гетеростазу (нарушению равновесия, нарастанию напряжения).

 

Другой критерий: 1. Человек от природы плох и одержим примитивными импульсами. 2. Человек от природы хорош, а общество искажает его позитивную сущность. 3. Человек от природы неоднозначен (плох и хорош). 4. Человек по природе нейтрален.

Классификация теорий:

- гомеостатические теории, направленные на конфликт: человек всю жизнь безуспешно борется с внутренним конфликтом, пытаясь вернуться к безмятежному существованию, но нет. Психоаналитическая теория Фрейда – человек изначально испорчен -> конфликт. Если конфликт исчезнет, не будет и динамики личности.

- гомеостатические теории, направленные на согласие: человек нейтрален. Такие теории рассматривают личность как систему, моделирующую изменяющийся окружающий мир с целью адаптации. Бихевиоризм и когнетивный подход.

- гетеростатические теории, направленные на конфликт: конфликтные и кризисные ситуации необходимы для развития. У человека неадаптивное (бескорыстное) поведение. Модель самореализации гуманистической психологии и деятельностный подход. Исход развития личности – только его ответственность.

- гетеростатические теории, направленные на согласие: оптимистичный взгляд на природу человека и жизненный путь личности. Человек не сам, есть одна сила, которая завтавляет его развиваться и совершенствоваться.

 

5. Личность как совокупность устойчивых индивидуально-психологических характеристик. Черты и типы личности. Личность и ситуация.

Личность - система организованных и относительно устойчивых черт и психических механизмов, присущих данному человеку, и влияющих на его или ее взаимодействие с физической, социальной и внутренней интрапсихической средой и адаптацию к ней.

Психические механизмы: вход (чувствительность, правило принятия решения, выход (опред род поведения).

Черта личности или диспозиция - предрасположенность вести себя определенным образом в типичной ситуации.

Поведение человека зависит от сочетания его личностных особенностей и ситуации, в которой он находится

Зависимость поведения человека от личностных черт (P) и ситуации (St) (ДОПИСАТЬ!!)

Черта личности

• как предрасположенность вести себя определенным образом в типичной ситуации

• может быть измерена и описана

– как типичная для данного человека (тип)

– как имеющая определенную степень выраженности (профиль черт)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.196 (0.01 с.)