Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С. характеризуется по след. параметрам:↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1) уровню (величине) — высокая, средняя и низкая С.; 2) реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С.; 3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная С.; 4) временной отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная С.; 5) устойчивости и др.
Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая С. сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными С. разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая С. (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицат. влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная С., а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте. Формирование самооценки происходит в процессе социализации. Отношение человека к самому себе является самым поздним образованием в системе отношений человек-мир, но и очень важным. С. формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др. Многое из того, что человек делает, или отказывается делать, зависит от его уровня собственного достоинства. Те, кто не считают себя особенно талантливыми, не стремятся к высоким целям, и не проявляют огорчения, когда что-то не удалось сделать. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, люди, которые высоко себя ценят, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать плохо. Чувства к самому себе формируются и подкрепляются благодаря упорядоченным реакциям других людей. Если другие постоянно относятся к человеку с уважением, он начинает считать само собой разумеющимся, что он достоин такого уважения. С другой стороны, если кем – то постоянно пренебрегают и насмехаются над ним, то ему ничего не остается заключить, что он достоин презрения. По мере того, как появляются такие оценки, они становятся все более независимыми от реакций других людей. Как только сформировался определенный уровень собственного достоинства, оно начинает самоподкрепляться. На чувство собственного достоинства влияет и социальный статус: если человек занимает не особенно уважаемую профессию – это будет сказываться.
10. Идентичность: феноменология, функции, этапы становления, теории. Эрик Эриксон Идентичность – осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. «Для идентичности молодого человека очень важно участие в чем-то, наличие функций и статуса человека, чьи постепенный рост и трансформация являются осмысленными для тех, кто имеет значение для него» Цель формирования идентичности: - укладка убеждений и ценностей в единую личную идеологию. - принятие ответственности за осуществление жизненных планов. - психосоциальное единство. - целесообразность. Феноменология: субъективное переживание целенаправленности, осмысленности собственной жизни, уверенности во внешнем одобрении. Становление: формируется через принятие решений в преданности своей культуре и исследовательской активности по изучению других. Дж. Марсиа (критерии – профессия и идеалогия) – этапы формирования идентичности и ее статусы:
Теории идентичности: Идентичность по Дж. Мид: I – индивидуальный, неповторимый способ реагирования Me – социально заданные условия и привычки «Генерализованные другие»
Идентичность как жизненная история (Д.Макадамс): Самопонимание обеспечивает помещение индивида в психосоциальную среду и придает жизни единство и целесообразность. Задачи: реконструировать прошлое, воспроизводить настоящее, предвосхищать будущее. 11. Жизненный путь: события жизни, психологическая биография. Стили жизни. Жизненное пространство личности. Жизненный путь – это история индивидуального развития, жизнь человека как личности. Жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения (Б.Г.Ананьев). Жизненный путь является своеобразным портретом личности: в нем запечатлеваются ее мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления. Элементы жизненного пути – события. Могут выступать в виде причины или следствия, цели или средства. Психологическая биография как составляющая анализа при определении стиля жизни (по Адлеру). В психологической науке проблема целостного жизненного пути личности до сих пор является одной из наименее разработанных. Ученые по-разному подходят к самому феномену жизненного пути. Первые научные попытки описания жизненного пути представляют собой построение теории личности «во времени» в противовес чисто структурным определениям личности. А первым исследователем эволюции личности в реальном временном протекании стал французский ученый П.Жане. Именно П.Жане предпринял попытку связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат. Другую концепцию личности в масштабе жизненного пути предлагает Ш.Бюлер, чей труд о человеческой жизни считается исходным для изучения жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Ш.Бюлер, опираясь на собственную концепцию, установила закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении объема жизненной активности в зависимости от возраста. Главной движущей силой развития, по Бюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению – всесторонней реализации «самого себя». Самоосуществление – итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремился человек осознанно или неосознанно получили адекватную реализацию». Самоосуществление, по Бюлер, может быть достигнуто путем целеустремленной жизни, благодаря творчеству, созиданию. Понятие самоосуществления по смыслу близко понятию самореализации или самоактуализации. Но Бюлер считает, что самореализация является только моментом самоосуществления. Самоосуществление понимается как итог и как процесс, который в разные возрастные периоды может выступать по-разному:
На основе изучения сотен биографий самых разных людей, представителей различных социальных классов и групп – бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных и прочих, Бюлер сформулировала идею о многофазности жизненного пути человека. Понятие фазы указывает на изменение направления развития, на прерывность в нем. Изучению в биографиях подвергались три аспекта: 1) внешний, объективный ход событий жизни; 2) история творческой деятельности человека и 3) возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни. Ананьев: центральная единица анализа биографии – возраст. Рубинштейн: зависимость жизни от личности и наоборот. Кто-то: структуры жизненного пути = ж. позиция (потенция развития личности, совокупность возможностей), ж. линия, смысл ж. Жизненное пространство – неразрывное единство человека и среды. Его основание – личность и ситуации, одно как следствие другого. Структура жизненного пространства включает ряд областей, их число и характер определяется жизнью человека. Жизненный путь человека Советские психологи Рубинштейн и Ананьев сформулировали основные принципы изучения личности в процессе жизнедеятельности. Это прежде всего принцип историзма, где включение личности в историческое время позволяет рассматривать биографию как её личностную историю. Это генетический подход, дающий возможность выделить разные основания для определения этапов, ступеней её развития. И, наконец, это принцип связи развития и жизненного движения личности с её трудовой деятельностью, общением и познанием. В центре концепции Ананьева – особенности типичной для всех людей биографии, центральная единица анализа жизненного пути в его концепции оказался возраст. Рубинштейн. Разработанная им концепция личности как субъекта жизненного пути рассматривает не только зависимость от жизни, но и зависимость жизни от личности. Обульханова-Славская. Выделяют три структуры жизненного пути: жизненная позиция, жизненная линия, смысл жизни. Активность формирует её жизненную позицию, состоящую в самоопределении личности. Жизненная позиция заключает в себе потенциал развития личности, совокупность объективных и субъективных возможностей, которые на основе такой позиции открываются. Проник. Простейшими элементами жизненного пути являются события. Но одни и те же события различаются по своей роли в жизни разных людей. Поэтому нужен анализ не столько событий самих по себе, сколько их взаимодействий, влияний друг на друга и на ход жизни в целом. С точки зрения самой личности, события могут выступать по отношению друг к другу в роли причины или следствия, цели или средства. Пехунен Стратегия – способ разрешения конфликта. Стратегия избегания конфликта: - консерватизм, попытка сохранить привычный образ жизни, несмотря на изменившиеся условия - Избегание, усиление активности в других сферах. Стратегия ухода, когда человек прекращает всякие попытки борьбы. Стратегия приспособления, для неё характерно принятие изменившийся ситуации: - пассивное приспособление, мириться со своей судьбой - - адаптивное самоограничение, выполнение только тех задач, на которые человек способен и при изменившийся ситуации - активное приспособление, изменение отношения или способа действия. Стратегия преодоления конфликта – развития Жизненное пространство (Левин): жизненное пространство – неразрывное единство человека и среды, реализованное им в теоретических и экспериментальных исследованиях. Основанием этого единства является то, что человек и ситуация – это не две разные сущности, ситуация становиться тем, что она есть только благодаря личности, а личность в данный момент такова, какова её жизненная ситуация. Важнейшая характеристика ситуации это то, что может человек в ней изменить. Структура жизненного пространства включает в себя ряд областей, число и характер, которых в целом определяется многообразием сфер жизнедеятельности человека. Стили жизни Впервые термин "жизненный стиль" Альфред Адлер употребил в 1926 году. К концу пятого года жизни ребенок достигает единого, кристализированного образца поведения, вырабатывает свой стиль решения проблем. Здоровый, нормальный стиль жизни, по Адлеру, отличается тем, что человек хорошо адаптирован к обществу и общество извлекает выгоду из его деятельности. У здорового человека достаточно энергии и смелости, чтобы открыто встречать новые проблемы. Так, ребенок с желудочным расстройством будет иметь повышенный интерес к еде. Разговоры о еде, метафоры, связанные с едой, будут для него характерны. Другой ребенок - с дефектом зрения, будет озабочен рассматриванием вещей. Но не только врожденные задатки определяют прототип. Родительское влияние может иметь преобладающее значение. Из-за вспыльчивости, грубости, необщительности отца у некоторых девочек формируется установка на избегание мужчин. Мальчики, которых подавляла строгая мать, могут избегать женщин. Очередность рождения - существенный фактор, влияющий на прототип. Адлер считает печальной жизнь первенца. Ведь вначале он - единственный и находится в центре внимания. Но после рождения второго ребенка обнаруживает вдруг себя свергнутым с пьедестала, ощущает трагическую утрату власти, которой обладал. Боязнь утратить власть, подозрение, что его в любой момент могут покинуть ради кого-то другого, будет преследовать первого ребенка всю жизнь. Положение второго ребенка тоже своеобразно. Он изначально побуждается к соревнованию с первенцем, к достижению всего того, что уже есть у старшего. Второй ребенок, согласно Адлеру, более деятелен, по натуре бунтовщик, не признающий власти и авторитета. Но он может вырасти избалованным, не способным к усидчивой работе. Старший же, который находится на периферии внимания, привыкает быть независимым и больше полагаться на свои силы. Легко себе представить, что с поступлением в школу, когда заканчивается благоприятная ситуация для избалованных детей, старший существенно опережает младшего. Интересна судьба левшей. Их можно узнать еще в колыбели, так как левая рука у них движется быстрее, чем правая. Их стразу же начинают учить пользоваться правой рукой, но сначала их засыпают упреками и насмешками. Однако к ним проявляют больше внимания, чем к правшам, у левшей развивается интерес к тому, что вообще можно делать руками, например, к письму, рисованию, лепке, строительству. Неудивительно, что многие левши, "переученные" на правшей, обнаруживают более высокий уровень достижений и способностей. Но бывает, что врожденный недостаток левшей - слишком часто подчеркивается, а попытки развить правую руку - не предпринимается. Тогда у ребенка возникает сильное чувство неполноценности, и он, став взрослым, постоянно чувствует себя неуклюжим, неловким. Он может вести борьбу со своим "недостатком", что придает его характеру воинственность и конкурентность. Но если он часто терпит неудачи - даже вне связи с тем, что он - левша, то привыкает принимать свои поражения как нечто должное. На этой почве у него вырабатываются зависть, мстительность или повышенные амбиции, властолюбие. Уже на этих примерах видно, что возникший в детстве прототип может развиваться в разных направлениях. Возникают всякого рода компенсации, отклонения, но некоторое устойчивое динамическое ядро характера проступает с возрастом все более отчетливо. Любой стиль жизни, в особенности, жесткий, ригидный может стать основой невроза. Коррекция, по Адлеру, состоит в том, чтобы пробудить в человеке чувство общности, интерес к делам общества. Другая задача терапевта - уменьшить чувство неполноценности пациента. Но самое главное - изменить цель. Если мы сумели понять, что целью жизни пациента является "бегство", самоизоляция, достижение превосходства, то должны с тактом и искусством проникнуть во внутренний мир пациента и скорректировать его цель.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.195 (0.009 с.) |