Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эриксон считал, человек плох и хорош. Психо-социальное развитие. Каждая стадия содержит кризис.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Оральная стадия (0-1) – базисное доверие к миру против базисного недоверия. Отношения с матерью. + надежда, позитив. – замкнутость, изоляция. Анальная стадия (1-3) – автономия против стыда и доверия. Родители. + воля. – стыд. Фаллическая стадия (3-5) – инициативность против чувства вины. Семья. + активность. – пассивность. Латентная стадия (5-11) – компетентность против неполноценности. Школа. + мастерство. – инерция. Юность (11-20)– идентичность против смешения идентичности. Группа сверстников. + осознанный выбор судьбы. – конформизм. Первая зрелость (20-45) – интимность против изоляции. Партнер. + любовь. – одиночество. Вторая зрелость (45-60) – продуктивность против стагнации. Широкий круг людей. +забота и развитие. – застой и неприятие нового. Старость (60-…) – интеграция против отчаяния. Человечество. +мудрость. – страх смерти.
8. Самосознание как ядро личности. Этапы развития самосознания. Функции и механизмы самосознания. Что первично – сознание или самосознание? Проявление сознания (сочетание речи и произвольности) – около 2 лет. Эмпирический феномен Я (говорит о себе «я») – около 3 лет, т.е. самосознание позже. Леонтьев А.Н. говорил о необходимости различать осознание себя и знание о себе. Последнее не может называться С., т.к. «знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в неосознаваемых чувственных формах они, вероятно, существовали у животных». С. (осознание себя) является результатом развития, который проявляется в процессе становления и развития самостоятельности. Источник и движущие силы развития С.- в растущей самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими. Самосознание (С.) – это образ себя и отношение к себе, это осознание человеком себя как индивидуальности. Основа самосознания – способность к рефлексии. Не только возможность выполнить действие, но и посмотреть на себя со стороны – я тот, кто делает это сейчас, я существо, которое выбирает, делать это или не делать. Простейшее проявление рефлексии – способность узнать себя в зеркале. Обычно у животных реакция как на представителя того же вида. К 18 месяцам только 25% детей узнают себя в зеркале. Через время то, что я делаю, начинает видеться через глаза сначала близких людей. Узнаю о себе, приписываю качества. Ребёнок переносит на себя качества мамы. Поэтому ребёнку нужна счастливая мама К осознанию ведет представление (выражение) знания в знаково-опосредованной и социально-нормированной форме. Первоначально процесс осознания целиком в совокупную и совместную деятельность, в рамках которой с целью общения индивидуальный опыт выражается в значениях, благодаря чему субъект и может осознавать его. Т.о. С. является одним из уровней (процессов и результатов) познания человеком самого себя как индивидуальности, в т.ч. своего положения в мире и своего отношения к разнообразным явлениям и объектам. Нельзя отождествлять С. и Я-концепцию. С. частично включает Я-концепцию,которая в этом случае выступает как более или менее стабильная часть С., но только в той степени, в которой Я-концепция потенциально осознается. С. включает не только стабильное знание о себе, но и процесс и результата непрерывного (перцептивного и умственного мониторинга состояний и деятельности субъекта). Выделяют 3 компонента С.: 1) Самопознание (когнитивный) 2) Самооценка (аффективный) 3) Саморегуляция (регулятивный)
С. (осознание себя) является результатом развития. При этом развитие С. у личности совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. С. не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее. Однако развитие С. не завершается с появлением рефлексии в школьном возрасте (по Выготскому). Развитие С. происходит вместе с непрекращающимся развитием его объекта и субъекта (личности).
Источник и движущие силы развития С.- в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими. Рубинштейн выделяет следующие этапы формирования личности как самостоятельного субъекта. 1) Овладение собственным телом, возникновение непроизвольных движение (последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий) 2) Начало ходьбы, самостоятельного передвижения - здесь существенна не сама техника этого, а изменения во взаимоотношениях с окружающими людьми,к которому приводит возможность самостоятельного передвижения и овладения предметом посредством хватательных движений ребенок реально начинает становится относительно самостоятельным субъектом различных действий,реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение С., первое представление личности о своем я. Но: человек приходит к С., к познанию собственного я через познание других людей. Т.о. С. является относительно поздним продуктом развития сознания.предполагающим в качестве своей основы становление ребенка практическим субъектом, сознательно отделяющим себя от окружения. Ребенок теперь способен направлять свои действия, окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир изменения в сознании. 4) Высшая ступень развития личности и самосознания – способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности, что связано со способностью самостоятельно мыслить и выработкой цельного мировоззрения.
Операциональным признаком С. является употребление личного местоимения «я» и др. рефлексивных слов. Согласно Выготскому, развитие С. включает приблизительно те же стадии, что и развитие высших психических функций: 1) сначала другие люди познают и осознают свойства и состояния данного субъекта 2) ориентировка на внутренние свойства и состояния ребенка включается взрослыми в содержания совместной деятельности 3) затем субъект в ответ на внешние вызовы пытается выразить себя на том языке,на котором с ним общаются 4) по мере усвоения знаковых средств самовыражения он становится способным обратить усвоенные средства самовыражения не себя и для себя С. Т.о. прежде чем С. становится индивидуальным фактом, оно уже существует как факт для других; в свою очередь диалогичная природа С. сохраняется и в его индивидуальной форме. Кроме того, в работах Выготского многоэтапная траектория содержательного развития С. и связанного с ним самоовладения: от (возможности) осознания воспринимаемых физических качеств, движений и предметных действий до (возможности) осознания поцессов мышления, эмоционально- мотивационных процессов, личностных качеств.
Мерлин выделяет следующие стадии развития С.: 1) «Сознание тождественности» (в течение 1года) – происходит самовыделение и принятие себя в расчет 2) «Осознание я» (к 2-3г.)- осознание себя как субъекта деятельности 3) Осознание своих психических свойств, происходящее в результате обобщения данных самонаблюдения 4) Стадия социально-нравственного самоощущения
Т.о. С. человека, отражая реальное бытие личности, делает это не пассивно. С. человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. С. – продукт развития; при этом оно не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития.
Главные Функции С.: 1) Познание себя – сложная задача, т.к.: - человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, чтобы потом применить их к познанию себя. А это происходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие - должен накопиться материал для познания, т.е. человек должен кем-то стать. Вместе с этим он должен находиться в непрерывном развитии, и самопознание все время отстает от своего объекта - всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим
Развитие познания о себе: - раннее детство – ребенок учится отделять себя от физического мира - ребенок начинает осознавать себя в качестве члена социальной микрогруппы - подростковый возраст- происходит осознание «духовного я», т.е. своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Начинает формироваться «идеальное я», т.е. осознанный личный идеал, сопоставление с которым часто вызывает неудовлетворенность собой и стремление себя изменить. 2) Усовершенствование себя – выработка такого идеала,а также соотнесение с ним целей, поступков, линии жизни. Леонтьев А.Н. описывал ее как движение сознания по вертикали, имея в виду пространство собственных мотивов личности. 3) Осмысление собственной жизни – эта функция направлена непросто на осознание ведущих мотивов,но и на координацию всей личности в целом, на полную интеграцию и координацию ее мотивационной сферы.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.172 (0.01 с.) |