Эриксон считал, человек плох и хорош. Психо-социальное развитие. Каждая стадия содержит кризис. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эриксон считал, человек плох и хорош. Психо-социальное развитие. Каждая стадия содержит кризис.



Оральная стадия (0-1) – базисное доверие к миру против базисного недоверия. Отношения с матерью. + надежда, позитив. – замкнутость, изоляция.

Анальная стадия (1-3) – автономия против стыда и доверия. Родители. + воля. – стыд.

Фаллическая стадия (3-5) – инициативность против чувства вины. Семья. + активность. – пассивность.

Латентная стадия (5-11) – компетентность против неполноценности. Школа. + мастерство. – инерция.

Юность (11-20)– идентичность против смешения идентичности. Группа сверстников. + осознанный выбор судьбы. – конформизм.

Первая зрелость (20-45) – интимность против изоляции. Партнер. + любовь. – одиночество.

Вторая зрелость (45-60) – продуктивность против стагнации. Широкий круг людей. +забота и развитие. – застой и неприятие нового.

Старость (60-…) – интеграция против отчаяния. Человечество. +мудрость. – страх смерти.

 

8. Самосознание как ядро личности. Этапы развития самосознания. Функции и механизмы самосознания.

Что первично – сознание или самосознание? Проявление сознания (сочетание речи и произвольности) – около 2 лет. Эмпирический феномен Я (говорит о себе «я») – около 3 лет, т.е. самосознание позже.

Леонтьев А.Н. говорил о необходимости различать осознание себя и знание о себе. Последнее не может называться С., т.к. «знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в неосознаваемых чувственных формах они, вероятно, существовали у животных». С. (осознание себя) является результатом развития, который проявляется в процессе становления и развития самостоятельности. Источник и движущие силы развития С.- в растущей самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.

Самосознание (С.) – это образ себя и отношение к себе, это осознание человеком себя как индивидуальности.

Основа самосознания – способность к рефлексии. Не только возможность выполнить действие, но и посмотреть на себя со стороны – я тот, кто делает это сейчас, я существо, которое выбирает, делать это или не делать. Простейшее проявление рефлексии – способность узнать себя в зеркале. Обычно у животных реакция как на представителя того же вида. К 18 месяцам только 25% детей узнают себя в зеркале. Через время то, что я делаю, начинает видеться через глаза сначала близких людей. Узнаю о себе, приписываю качества. Ребёнок переносит на себя качества мамы. Поэтому ребёнку нужна счастливая мама

К осознанию ведет представление (выражение) знания в знаково-опосредованной и социально-нормированной форме. Первоначально процесс осознания целиком в совокупную и совместную деятельность, в рамках которой с целью общения индивидуальный опыт выражается в значениях, благодаря чему субъект и может осознавать его.

Т.о. С. является одним из уровней (процессов и результатов) познания человеком самого себя как индивидуальности, в т.ч. своего положения в мире и своего отношения к разнообразным явлениям и объектам.

Нельзя отождествлять С. и Я-концепцию. С. частично включает Я-концепцию,которая в этом случае выступает как более или менее стабильная часть С., но только в той степени, в которой Я-концепция потенциально осознается.

С. включает не только стабильное знание о себе, но и процесс и результата непрерывного (перцептивного и умственного мониторинга состояний и деятельности субъекта).

Выделяют 3 компонента С.:

1) Самопознание (когнитивный)

2) Самооценка (аффективный)

3) Саморегуляция (регулятивный)

 

С. (осознание себя) является результатом развития. При этом развитие С. у личности совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. С. не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее. Однако развитие С. не завершается с появлением рефлексии в школьном возрасте (по Выготскому). Развитие С. происходит вместе с непрекращающимся развитием его объекта и субъекта (личности).

 

Источник и движущие силы развития С.- в растущей реальной самостоятельности индивида,

выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими. Рубинштейн выделяет следующие этапы

формирования личности как самостоятельного субъекта.

1) Овладение собственным телом, возникновение непроизвольных движение (последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий)

2) Начало ходьбы, самостоятельного передвижения - здесь существенна не сама техника этого, а изменения во взаимоотношениях с окружающими людьми,к которому приводит возможность самостоятельного передвижения и овладения предметом посредством хватательных движений ребенок реально начинает становится относительно самостоятельным субъектом различных действий,реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение С., первое представление личности о своем я. Но: человек приходит к С., к познанию собственного я через познание других людей.

Т.о. С. является относительно поздним продуктом развития сознания.предполагающим в качестве своей основы становление ребенка практическим субъектом, сознательно отделяющим себя от окружения.

 
3) Овладение речью изменение взаимоотношений с окружающими и увеличение действенных возможностей ребенка.

Ребенок теперь способен направлять свои действия, окружающих его людей по своему желанию и через посредство других

людей воздействовать на мир изменения в сознании.

4) Высшая ступень развития личности и самосознания – способность самостоятельно, сознательно ставить

перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности, что связано со

способностью самостоятельно мыслить и выработкой цельного мировоззрения.

 

Операциональным признаком С. является употребление личного местоимения «я» и др. рефлексивных слов.

Согласно Выготскому, развитие С. включает приблизительно те же стадии, что и развитие высших психических функций:

1) сначала другие люди познают и осознают свойства и состояния данного субъекта

2) ориентировка на внутренние свойства и состояния ребенка включается взрослыми в содержания совместной деятельности

3) затем субъект в ответ на внешние вызовы пытается выразить себя на том языке,на котором с ним общаются

4) по мере усвоения знаковых средств самовыражения он становится способным обратить усвоенные средства самовыражения не себя и для себя С.

Т.о. прежде чем С. становится индивидуальным фактом, оно уже существует как факт для других; в свою очередь

диалогичная природа С. сохраняется и в его индивидуальной форме.

Кроме того, в работах Выготского многоэтапная траектория содержательного развития С. и связанного с ним самоовладения: от (возможности) осознания воспринимаемых физических качеств, движений и предметных действий до (возможности) осознания поцессов мышления, эмоционально- мотивационных процессов, личностных качеств.

 

Мерлин выделяет следующие стадии развития С.:

1) «Сознание тождественности» (в течение 1года) – происходит самовыделение и принятие себя в расчет

2) «Осознание я» (к 2-3г.)- осознание себя как субъекта деятельности

3) Осознание своих психических свойств, происходящее в результате обобщения данных самонаблюдения

4) Стадия социально-нравственного самоощущения

 

Т.о. С. человека, отражая реальное бытие личности, делает это не пассивно. С. человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. С. – продукт развития; при этом оно не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития.

 

Главные Функции С.:

1) Познание себя – сложная задача, т.к.:

- человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, чтобы потом применить их к познанию себя. А это происходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие

- должен накопиться материал для познания, т.е. человек должен кем-то стать. Вместе с этим он должен находиться в непрерывном развитии, и самопознание все время отстает от своего объекта

- всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим

 

Развитие познания о себе:

- раннее детство – ребенок учится отделять себя от физического мира

- ребенок начинает осознавать себя в качестве члена социальной микрогруппы

- подростковый возраст- происходит осознание «духовного я», т.е. своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Начинает формироваться «идеальное я», т.е. осознанный личный идеал, сопоставление с которым часто вызывает неудовлетворенность собой и стремление себя изменить.

2) Усовершенствование себя – выработка такого идеала,а также соотнесение с ним целей, поступков, линии жизни. Леонтьев А.Н. описывал ее как движение сознания по вертикали, имея в виду пространство собственных мотивов личности.

3) Осмысление собственной жизни – эта функция направлена непросто на осознание ведущих мотивов,но и на координацию всей личности в целом, на полную интеграцию и координацию ее мотивационной сферы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.147.4 (0.011 с.)