Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Советское государство в 20-30-е гг. : формирование и сущность нового строяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Борьба в партии за власть. Формирование тоталитарного политического режима в СССР. 2. Новая экономическая политика. 3. Индустриализация и коллективизация: темпы, ход, итоги. Опорные понятия: ГУЛАГ, коллективизация, колхозы, кулаки, культ личности, новая экономическая политика (НЭП), «ножницы цен», продналог, «пятилетка», тоталитаризм. Персоналии: И.В. Сталин, В.М. Молотов, Н.И. Бухарин, С.М. Киров, В.В. Куйбышев, А.И. Рыков, Л.П. Берия, А.Я. Вышинский.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Гимпельсон Е.Г. НЭП. Новая экономическая политика Ленина-Сталина. Проблемы и уроки (20-е гг. ХХ в.). М.: Собрание, 2004. Зеленин И.Е. Крестьянство и власть в СССР после «революции сверху» // Вопросы истории. 1996. №7. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (нач. 30-х гг.). М.: Магистр, 1996. Ивницкий Н.А. Судьба раскулаченных в СССР. М.: Собрание, 2004. Лютов Л.Н. Неэффективность промышленности в условиях нэпа // Вопросы истории. 1993. № 4-5. С.106-110.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В начале семинара надо обратиться к такому важному вопросу как борьба за лидерство в партии большевиков, которая началась уже при жизни Ленина. Отметить, что окончание гражданской войны ознаменовалось поиском путей дальнейшего развития страны. Политическая борьба особенно обострилась с 1924 года, после смерти В.И. Ленина. Основными оппонентами были в тот период Л. Троцкий, возглавлявший военное ведомство, с одной стороны, и триумвират в лице И. Сталина, Г. Зиновьева и Л. Каменева, с другой. Этот непрочный союз распался сразу после устранения Троцкого с политической сцены. С 1925 г. Зиновьев и Каменев перешли на сторону Троцкого, выступив уже против Сталина и Бухарина. Сталин же «умел искусно лавировать и вставать в позу беспристрастного судьи между теми и другими, чтобы обеспечить за собой политическую победу и завоевание власти» (Н. Верт). Следует отметить, что Сталин возглавлял Секретариат, что позволяло ему, как позднее, кстати, и Н.С. Хрущеву, контролировать партийный аппарат. Обращаясь к причинам введения новой экономической политики в 1921 г., следует отметить, что она заменила ставшую неэффективной мобилизационную политику «военного коммунизма». Стало очевидным, что путь к социализму лежит через сочетание плановых и рыночных начал в экономике. Главной проблемой НЭПа был разрыв между высокими ценами на промтовары и низкими – на сельхозпродукцию («ножницы цен»). Это приводило к серьезному дисбалансу в развитии сельского хозяйства и промышленности. Создать эффективное фермерское сельское хозяйство пытался еще П.А. Столыпин, но не совсем удачно. На занятии следует рассмотреть различные стратегии развития страны. Указать, что одна из них связана с Троцким, который говорил о создании тяжелой промышленности путем изъятия средств у крестьянства, в первую очередь, у крепких кулацких хозяйств. Тем самым, Троцкий призывал свернуть всякие рыночные отношения, НЭП в целом, и вернуться к мобилизационной экономике времен гражданской войны. Тем более, что, по его мнению, коммунизм вскоре должен был утвердиться во всем мире. Россия выступала лишь плацдармом для «мировой революции», а потому ее можно было нещадно эксплуатировать. Вторую стратегию отстаивал Н. Бухарин, которого Ленин называл «крупнейшим теоретиком и любимцем партии». Бухарин призывал сначала создать прибыльное сельское хозяйство, легкую промышленность, наполнить рынок потребительскими товарами, а уже затем ориентироваться на создание тяжелой промышленности, которая требовала крупных капиталовложений. Покажите, какая точка зрения была более убедительна и реалистична в тех условиях? Выскажите собственное мнение об альтернативах развития страны в 20-е гг. Резюмируйте, что Сталин, разгромив оппозицию, принял в итоге программу Троцкого – индустриализация за счет крестьянства, раскулачивание и создание колхозов. Единственное расхождение с Троцким было в том, что Сталин понял бесперспективность разговоров о «мировой революции» и выдвинул концепцию «построения социализма в одной стране». На семинаре следует рассмотреть причины пересмотра НЭПа и введения политики индустриализации и коллективизации. Важно обсудить вопрос о темпах индустриализации и коллективизации, которые были сильно завышены в угоду Сталина. Формируется культ личности Сталина как «гениального вождя и учителя». Подчеркните, что к началу 30-х гг. речь уже шла не о реальных экономических показателях, а форсированной политике в разных областях народного хозяйства, ускоренных пятилетних планах и спекуляции на трудовом энтузиазме советских граждан. В заключении надо отметить значение и итоги сталинской политики «догоняющего развития» в 30-е гг., а также тот факт, что в стране утвердился тоталитарный режим. Темы докладов 1. Быт и мировоззрение советских людей в 20-30-е гг.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Иванов Ю.М. Положение рабочих в России в 20-х-начале 30-х годов // Вопросы истории. 1998. №5. С.28-43. Измозик В. Нэп через замочную скважину. Советская власть глазами советского обывателя // Родина. 2001. №8. С.81-87. Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. Павлова И.В. Власть и общество в СССР в 30-е годы // Вопросы истории. 2001. № 10. Рожков А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории. 2000. №1. С.134-139.
2. Внешняя политика СССР в 20-30-е годы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Аптекарь П. Пушки вместо Маркса // Родина. №5-6. С. 142-145. Белоусова З.С. Советский Союз и европейские проблемы: 1933-1934 годы // Вопросы истории. 1999. № 10. С.52-64. Дьяков Ю.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР: Красная армия и рейхсвер. Тайное сотрудничество. 1922-1933. Неизвестные документы. М.: Изд-во «Советская Россия», 1992. Европа между войной и миром. 1918-1939 гг. М., 1992. Советская внешняя политика, 1917-1945 гг.: поиски новых подходов / Под ред. Л.Н. Нежинского. М.: Международные отношения, 1992.
3. Советская культура эпохи тоталитаризма.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец XIX-XX века: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Аз», 1998. Гл.II, IV. Зеленов М.В. Главлит и историческая наука в 20-30-е годы // Вопросы истории. 1997. №3. С.21-36. Морозов А.И. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. М.: Изд-во «Галарт», 1995.
4. Роль И.В. Сталина в истории России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Великие ХХ века. Тайны Сталина / Авт.-сост. В.В. Веденеев. М.: Мартин, 2005. Грей Я. Сталин. Личность в истории. М.: Интердайджест, 1995. Жуков Ю. Сталин: тайны власти. М.: Вагриус, 2005. Левин М. Бюрократия и сталинизм // Вопросы истории. 1995. №3. С.16-27.
5. Государство и православие в первые годы Советской власти.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. М.: Республика, 1995. Прот. Георгий Митрофанов. История русской православной церкви. 1900-1927. СПб.: Сатисъ, 2002. Слезин А.А. Воинствующий атеизм в СССР во второй половине 1920-х годов // Вопросы истории. 2005. №9. Шмелев Р.И. Русская православная церковь, ее деятельность и экономика до и после 1917 года // Вопросы истории. 2003. № 11.
Семинар 14 СССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН 1. Международный кризис 1939-1941 гг. 2. Основные операции Великой Отечественной войны. Цена победы. 3. Экономика и тыл в годы войны. Опорные понятия: антигитлеровская коалиция, блицкриг, вермахт, «зимняя война», ленд-лиз, Лига наций, пакт Молотова-Риббентропа, политика коллективной безопасности, план «Барбаросса», превентивная война, фашизм, эвакуация. Персоналии: А. Гитлер, У. Черчилль, Т. Рузвельт, Г.К. Жуков, А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский, С.К. Тимошенко, А.И. Покрышкин, Г. Гудериан, К. Манштейн, Г. Гот, Э. Хартман.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Александров В.А. Сговор Сталина и Гитлера в 1939 г.- Мина, взорвавшаяся через полвека // Вопросы истории. 1999. №8. Ганеев Р.Г., Каримов К.К. Привлечение сырьевых ресурсов Урала и Поволжья на нужды войны. 1941-1945 // Вопросы истории. 2000. №4-5. С.136-141. Мухин М.Ю. Советская авиапромышленность накануне Великой Отечественной войны // Отечественная история. 2003. №3. С. 113-123. Типпельскирх К. История второй мировой войны. В 2-х тт. СПб.: Полигон, 1994. Уваров Г. «Ястребок» или «Густав». Кто сильнее: «Як» или «Мессершмитт» // Родина. 2004. №8. С. 60-65. Якубович Н.В. Авиация СССР накануне войны. М.: Вече, 2006.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Рассматривая международную обстановку в 1939 – 1941 гг., следует отметить провал политики «коллективной безопасности» в Европе и зашедшие в тупик переговоры между Англией и Францией, с одной стороны, и СССР, с другой. Отметить, что Германии и СССР нуждались друг в друге для реализации своих геополитических замыслов. Результатом этого стало соглашение между ними. Необходимо подробно проанализировать советско-германский пакт о ненападении от 23 августа 1939 г. и его роль в последующих событиях – начале Второй мировой войны, разделе Восточной Европы на сферы влияния между СССР и Германией. Кто выиграл, а кто проиграл в результате подписания данного соглашения? Нельзя обойти вниманием и советско-финскую войну 1939-1940 гг., в ходе которой западному миру (и, прежде всего, Германии) были продемонстрированы отсутствие боевой выучки и низкое качество командного состава Красной армии. Главный урок «Зимней войны» заключается в том, что выявленные недостатки советской военной машины так и не были устранены до 1941 года, когда сама жизнь и огромные потери начального периода Великой Отечественной войны заставили исправлять их в реальных боевых условиях. Вопрос о качественном и количественном превосходстве вермахта над РККА накануне 22 июня 1941 г. также требует отдельного разговора, поскольку сегодня многими историками этот тезис советской историографии заслуженно подвергается сомнению. Так было ли на самом деле такое превосходство в силах и технике у Германии, не очередной ли это миф, придуманный историками для оправдания унизительных поражений советских войск летом 1941 г.? Затем надо обсудить важнейшие этапы Великой Отечественной войны, основные военные операции, чтобы понять, почему в итоге СССР сумел не только остановить немецкие легионы у Москвы и Сталинграда, но и победить их под Курском, закончив войну Победой в Берлине. Важно отметить на семинаре работу советского тыла, поскольку именно благодаря полной мобилизации экономики и привлечению огромных людских и материальных ресурсов удалось переломить ход войны. В связи с этим, необходимо подчеркнуть помощь по ленд-лизу западных союзников, а также роль открытия «второго фронта» в Европе.
Темы докладов 1. Уроки советско-финской войны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Зимняя война 1939-1940. Политическая история. В 2-х кн. / Отв. ред. О.А. Ржешевский. М.: Наука, 1998. Исаев А.В. Антисуворов: Десять мифов о Второй мировой. М.: Яуза, Эксмо, 2005. Лиддел Гарт Б.Г. Вторая мировая война. М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 1999. Маннергейм К.-Г. Мемуары. М.: Вагриус, 2000.
2. «Барбаросса»: превентивный удар по СССР?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Безыменский Л.А. Гитлер и Сталин перед схваткой. М.: Вече, 2000. Васильев А.Ф. Был ли в 1941 г. Советский Союз готов к войне? // Вопросы истории. 2005. № 1. Верховский Я.Г., Тырмос В.И. Сталин. Тайный «Сценарий» начала войны. М.: Олма-Пресс, 2005. Гареев М. Правда и ложь о начале войны // Независимое военное обозрение. 2000. №22. Вишлев О.В. Накануне 22 июня 1941 года: Документальные очерки. М.: Наука, 2001. Волков В.К. Призрак и реальность «Барбароссы» в политике Сталина (весна-лето 1941 г.) // Вопросы истории. 2003. №6. Мельтюхов М.И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939-1941 (Документы, факты, суждения). М.: Вече, 2000. Случ С. З. Сталин и Гитлер, 1933 – 1941. Расчеты и просчеты Кремля // Отечественная история. 2005. № 1.
3.Полководцы Великой Отечественной – Г.К. Жуков, А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Гареев М.М., Симонов В.Ф. Победители 1941-1945 гг.: полководцы и военачальники. М.: Экзамен, 2005. Командиры второй мировой войны / Сост. А.Н. Гордиенко. Минск: Литература, 1998. Лубченков Ю.Н. Самые знаменитые полководцы России. М.: Вече, 2002. Шевеленко А.Я. Кирилл Афанасьевич Мерецков // Вопросы истории. 2000. №4-5. С. 60-82.
4. Советская дипломатия и открытие «второго фронта» в Европе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Иванов Р.Ф. Сталин и союзники, 1941-1945 гг. М.: Вече, 2005. Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2000): Учебник для вузов / Под ред. А.С. Протопопова. М.: Аспект-пресс, 2003. Сахаров А.Н. Война и советская дипломатия: 1939-1945 гг. // Вопросы истории. 1995. №7. С.26-45.
5. Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Самарская область. Учеб. пособ. / Сост. Э.Я. Дмитриева, П.С. Кабытов. Самара: Самарский информационный концерн, 1998. С.176-221. Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение: Учебное пособие. Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. С.252-272. Храмкова Н.П. Культура Среднего Поволжья в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Учеб. пособ. по спецкурсу. Самара: Изд-во «СамГПИ», 1993. Семинар 15
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.55.138 (0.008 с.) |