Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сельское хозяйство в России в конце XIX - начале XX вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
За данный период заметных успехов достигло сельское хозяйство. Посевные площади за 1900 - 1913 г. возросли на 15 %, а урожайность поднялась в среднем на 10%; среднегодовые сборы зерновых увеличились с 3,5 млрд. до 5 млрд. пудов, т.е. на 40%. Из 5 млрд. пудов 4,4 млрд. было собрано на крестьянских и 600 млн. на помещичьих полях. Иначе говоря, основным кормильцем страны было крестьянское поле. Из крестьянского хлеба около половины приходилось на долю зажиточных крестьян. Производство хлеба на 1 душу населения за 1900-1913 гг. увеличилось с 450 до 550 кг. По объему производства зерна Россия занимала первое место в мире и была основной хлебопроизводящей страной. На Россию приходилось 25,4% мирового сбора пшеницы, 52,8% ржи, 37,6% ячменя, 26,6% овса. Хотя урожайность за 1900-1913 гг. и возросла с 34 до до 44 пудов с 1 десятины, однако в сравнении с европейскими странами она продолжала оставаться еще низкой: в то время собиралось зерна (пудов с 1 десятины) в Австро-Венгрии 85, в Германии - 130, в Англии - 149, в Бельгии - 157. В 1908-1913 гг. из среднегодового сбора хлебов на рынок шло около 1,5 млрд. пудов, следовательно, товарность зернового производства составляла около 30%. Основными поставщиками товарного хлеба были Среднее Поволжье, Южный степной, Юго-Восточный и Предкавказский регионы. Они поставляли более половины продаваемого в стране хлеба. Нечерноземная полоса была главным внутренним потребителем хлеба: ежегодно она закупала свыше 500 млн. пудов зерна. В начале XX в. возросло производство технических культур. Расширились площади под посевами картофеля, сахарной свеклы, льна и конопли. Резко возросло хлопководство в Средней Азии в связи с ростом спроса российской текстильной промышленности. Заметные успехи были достигнуты в животноводстве, в основном за счет разведения продуктивного скота. За 1900-1913 гг. поголовье лошадей увеличилось с 19, 2 млн. до 23,3 млн. голов, крупного рогатого скота с 30,8 до 47 млн. При этом произошло перемещение специализации по разведению крупного рогатого скота в восточные регионы страны. В 1913 г. 35% крупного рогатого скота приходилось на Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан. Овцеводство наибольшее развитие получило в Средневолжском, Юго-Восточном, Южном степном и Предкавказском регионах, в которых сосредоточивалось свыше половины поголовья овец. Прибалтика, Белоруссия и Украина являлись регионами высокоразвитого свиноводства. Численность наемных сельскохозяйственных рабочих возросла за указанные годы с 3,5 млн. до 4,5 млн. человек. Наемный труд применяли помещичьи хозяйства, крупные капиталистические экономии юга России и часть зажиточных крестьянских хозяйств. Они же являлись и основными потребителями сельскохозяйственных машин. Накануне миро вой войны в России появлялись и первые тракторы (всего 152), привезенные из США. Однако 52% крестьянских хозяйств не имели и плугов. Соха, деревянная борона, серп, коса, цеп продолжали оставаться основными орудиями в сельском хозяйстве России начала XX в. Минеральные удобрения применялись лишь на 3% посевной площади. Создавались объединения латифундистов - производителей товар ной сельскохозяйственной продукции. В 1913 г. насчитывалось 272 торгово-промышленных товарищества, обладавшие 3,6 млн. десятин земли, в среднем по 13 тыс. десятин на товарищество. Ряд крупных торгово-промышленных предпринимателей-латифундистов являлись участниками и промышленных монополистических организаций. Так, членами синдика та сахарозаводчиков являлись обладатели крупных поместий, представители титулованных дворянских фамилий, Бобринские, Потоцкие, Браницкие. С другой стороны представители промышленных монополий (например, известные московские текстильные фабриканты Рябушинские, Морозовы, Коноваловы) приобретали десятки тысяч десятин земли, на ко торой велось предпринимательское сельское хозяйство. Доходы помещики-латифундисты получали не только за счет предпринимательского сельского хозяйства, но и путем сдачи своих земель в аренду (как за деньги, так и за отработки), от продажи лесов и пр. угодий, залога в кредитных учреждениях. На 1 января 1915 г. в залоге находилось 46,6 млн. десятин помещичьей земли (свыше 80% ко всему помещичьему землевладению).
Кооперация в дореволюционной России.
Характерным явлением в экономической жизни России начала XX в. был бурный рост кооперативного движения. Первые кооперативы в России появились в 1865 г. В 1900 г. было уже 1348 кооперативов. Но особый размах кооперативное движение приобрело после 1905 г. К 1917 г. в России насчитывалось уже до 55 тысяч разного рода кооперативов: 25 тыс. потребительских и 16,5 тыс. кредитных обществ, 11,5 тыс. сельскохозяйственных и 2 тыс. ремесленных артелей. В них в общей сложности числилось 14 млн. пайщиков. Такой бурный рост кооперации свидетельствовал о ее жизненности, а также и о том, что она наиболее подходила к условиям России, с ее традициями артельности. 80% кооперативов были крестьянскими. По размаху кооперативного движения Россия находилась впереди раз витых капиталистических стран, в которых кооперация занимала сравнительно скромное место. Преобладали кредитные и ссудосберегательные кооперативы. Развитию кооперации как формы рационального использования трудовых ресурсов и повышения производительности труда придавалось тогда большое значение. Появилось обилие работ и специальных периодических изданий, пропагандирующих теорию и практику кооперативного дела, содержавших необходимую для кооператоров информацию. Был образован общероссийский Союз кооператоров, имевший свои отделения в губерниях и созывавший периодические съезды, на которых кооператоры делились своим опытом. Теоретиками кооперации как передовой организационной формы ведения хозяйства выступали известные русские экономисты: М.И. Туган-Барановский, А.Ф. Фортунатов, С.Л. Маслов, А.В. Чаянов. Об организации кооперативного дела читались специальные курсы в Петровской сельскохозяйственной академии и в народном университете им. А.Д. Шанявского. Русские кооперативы сделали немало для экономического развития страны. Кредитная кооперация на селе в значительной степени ограждала крестьянское хозяйство от грабительских процентных ссуд местных ростовщиков. Российская кооперация внесла существенный вклад в мировую теорию и практику кооперативного дела.
Состояние транспорта.
За 20-летие (1897 - 1917) железнодорожная сеть России (без Польши и Финляндии) выросла с 58 млн. до 71 млн. верст. В первое десятилетие XX в. были построены дороги Оренбург-Ташкент, Санкт-Петербург-Вологда, Тюмень-Омск, Саратов-Архангельск, завершилось строительство железных дорог, связавших центральные районы России с ее окраина ми. Были построены такие важные в экономическом и стратегическом отношении дороги, как Транссибирская (1891 - 1905) и Мурманская (1915 - 1917), к 1914 г. завершена постройка сети закавказских железных дорог. Паровозы новейшей конструкции, созданные русскими инженерами, превосходили иностранные образцы и прослужили на отечественных железных дорогах более полувека. В речном транспорте появились теплоходы. В то время Россия заняла лидирующие позиции по теплоходостроению и производству дизельных моторов. Только на одном Коломенском заводе к 1913 г. было построено с дизельными моторами 70 теплоходов (а в мире тогда насчитывалось 10 теплоходов). К 1913 г. речной флот России насчитывал до 31 тыс. разного типа судов, в том числе 5,5 тыс. пароходов и теплоходов. Морской флот пополнился пароходами и теплоходами большого водоизмещения и дальнего плавания. В морском торговом судоходстве интенсивно шел процесс концентрации капитала: к 1913 г. примерно половина русского торгового флота принадлежала шести крупным компаниям. В 1912 - 1913 гг. Русско-Балтийский завод приступил к серийному производству крупных транспортных многомоторных аэропланов конструкции И.И. Сикорского - "Русский Витязь" и "Илья Муромец". В 1913 г. Англия сделала русскому правительству предложение о закупке аэропланов серии "Илья Муромец" для оснащения своего морского флота.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.19 (0.009 с.) |