Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правительственные и дворянские проекты отмены крепостного права

Поиск
Правительственные проекты (1, П программы) Проект нечерноземной полосы Проект черноземной полосы Проект степной полосы

 

Термины

 

Альтернатива, конституция, монархия, парламент, революция, революционная ситуация, реформа, эволюция.

 

Задание по карте

Нанести на контурную карту границы нечерноземной, черноземной и степной зон Европейской части России. Выделите города, где наиболее активно действовали губернские комитеты.

Контрольные вопросы

1. Какие силы первыми начали борьбу за реформы.

2. Была ли альтернатива реформаторскому пути.

3. Почему вторая половина 50-х годов Х1Х в. отмечена необычным развитием периодических изданий.

4. Чем объяснить наличие вариантов правительственной программы отмены крепостного права.

5. Почему содержание проектов отмены крепостного права зависело от их территориального происхождения.

6. Определите социальное и служебное положение людей, принимавших активное участие в подготовке реформы.

 

 

Тема 2. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Заседание Государственного Совета, состоявшееся 28 января 1861 г., подвело итоги подготовительной работы по содержанию документов крестьянской реформы. На этом заседании Александр П заявил: «Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный Совет, вы убедитесь, что все что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано».

Можно ли считать это высказывание эпиграфом данной темы? Можно ли по нему понять сущность реформы?

Основными документальными материалами по теме являются законодательные акты, составившие крестьянскую реформу. Их можно разделить на несколько групп.

 

1. Манифест 19 февраля 1861 г.

2. Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

3. Положения:

- об устройстве дворовых людей

- о выкупе

- о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях

- об устройстве сельского состояния, о порядке удовлетворения частных долгов помещиков из выкупных ссуд по имениям северо-западного края

- об устройстве сельского состояния, о порядке удовлетворения помещиков юго-западного края за поступающие в собственность крестьян земли.

4. Местные положения о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях:

- в губерниях великороссийских, новороссийских и белорусских

- в губерниях малороссийских: Черниговской, Полтавской и в части Харьковской

- в губерниях Ржевской, Подольской, Волынской

- в губерниях Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и в части Витебской.

5. Правила:

- о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости

- о людях, вышедших из крепостной зависимости Бессарабской области.

6. Дополнительные правила:

- об устройстве крестьян, водворенных в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам

- о приписанных к частным горным заводам людях ведомства министерства финансов

- о крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах

- о крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках

- о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в земле Войска Донского

- о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Ставропольской губернии

- о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Сибири.

 

 

7. Именные указы:

- об устройстве крестьян Царства Польского

- об устройстве сельских гмин в Царстве Польском.

 

В конце Х1Х – начале ХХ в. был издан ряд законодательных актов, дополняющих и развивающих «Положения 19 февраля 1861 г.». Главные из них – указы о понижении выкупных платежей и об обязательном выкупе 1881 г. и об отмене выкупных платежей 1905 г. Для законодательных актов характерны: запутанность, казуистика, невысокий уровень юридической техники. Докажите это. Раскройте их целевое назначение и особенности содержания.

Крестьянская реформа строилась на определенных принципах. Среди них: обязательное, но недостаточное наделение крестьян землей, без права частной собственности; возмездность освобождения крестьян через оброк; превращение общины в финансово-полицейский орган. Раскройте суть и законодательный механизм введения этих принципов в жизнь.

Многие современники крестьянской реформы называли ее Великой. Что дает основание для подобного обозначения. Обоснуйте правомерность или неправомерность использования этого термина. Почему на протяжении почти всего советского периода отечественной истории термин не применялся?

Историография реформы 1861 г. обширна. В ней можно выделить три основных направления: изучение объективных социально-экономических, политических причин и предпосылок реформы; ее подготовки и реализации. Подготовьте краткие историографические обзоры по этим направлениям с конкретным разбором 2-3 монографий по каждому.

 

План занятия

1. Манифест и «Положения» 19 февраля 1861 г.:

- наделение крестьян землей

- выкупная операция

- повинности временнообязанных крестьян

- управление освобожденными крестьянами.

2. Крестьянская реформа в Смоленской губернии.

3. Характер, итоги и значение реформы.

4. Крестьянское движение в ответ на реформу 1861 г.

5. Оценка реформы современниками.

6. Историография крестьянской реформы.

 

Доклады и сообщения

1. Крестьянская реформа в Смоленской губернии.

2. Два пути развития капитализма в России.

3. Крестьянская община в реформе 1861 г.

4. Реформаторы второго поколения (сановники старой гвардии, «шуваловская партия»).

 

Литература

1. Вдовин В.А. Сборник документов по истории СССР. Вторая половина Х1Х в. М.: Высшая школа, 1975.

2. Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917/ под ред. В.Г. Тюкавкина. М.: Просвещение, 1990.

3. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России (любое издание).

4. Будаев Д.И. Крестьянская реформа в Смоленской губернии. Смоленск, 1967.

5. Ленин В.И. Пятидесятилетие падения крепостного права. ПСС. Т.20.

6. Ленин В.И. «Крестьянская реформа» и пролетарски-крестьянская революция. ПСС. Т. 20.

Дополнительная литература

1. Крестьянская реформа в России 1861г. Сборник законодательных актов. М.: Юриздат, 1954.

2. Великие реформы в России 1856-1874. М.: изд-во Московского ун-та, 1992.

3. Захарова Л.Г. Крестьянская община в реформе 1861 г.// Вестник МГУ. История, 1986, № 5.

4. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

5. Пантин Н., Плимак Е. Россия ХУШ-Х1Х вв. Тип «запоздавшего» исторического развития// Коммунист, 1991, № 11.

6. Эйдельман Н. «Революция сверху» в России. М., 1989.

 

Варианты систематизации материала

 

Содержание крестьянской реформы

Личное освобождение крестьян. Организация самоуправления. Временнообязанные отношения Наделение землей Выкупная операция

 

Крестьянское движение в ответ на реформу

Движение Основные требования

 

Характер реформы

Буржуазные черты Капиталистические черты

 

Оценка реформы современниками

Консерваторы Либералы Радикалы

Историография реформы

Направление изучения Авторы, название монографии Краткое содержание концепции
Причины и предпосылки реформы Подготовка реформы Реализация реформы Оценочные характеристики: «реформа» «революция сверху» «переворот»    

 

 

Термины

Аренда, временнообязанный крестьянин, выкуп, крестьянин-собственник, латифундия, наделы, община, отрезки, прирезки, чересполосица.

Задание по карте

Отразите на контурной карте результаты отрезки земель от крестьянских наделов по реформе 1861 г.

Контрольные вопросы

1. Почему наделение крестьян землей было обязательным и недостаточным.

2. Какие возможности получил помещик при размежевании земель.

3. Какие нормативные условия наделения крестьян землей вели к уменьшению крестьянского надела.

4. Что такое «отрезки», «прирезки»? В каких случаях они появлялись.

5. На каких территориях в масштабе Европейской России крестьяне больше потеряли земли и почему.

6. Каковы общие итоги наделения крестьян землей в количественном и качественном отношении.

7. Кто становился собственником крестьянских наделов? Можно ли было их продавать.

8. Почему была сохранена община. Каковы ее функции.

9. Почему оброк был положен в основу выкупной операции.

10. Каковы роль и назначение уставных грамот.

11. Что такое градация оброка и барщины.

12. Каковы крепостнические и буржуазные черты реформы.

13. В чем опасность общинных ценностей для перспективы развития России.

 

Тема 3. РЕФОРМЫ 60-70-х ГОДОВ Х1Х ВЕКА.

Изучение темы целесообразно начать с выяснения причин дальнейшей реформации в стране, связи крестьянской реформы со всеми другими реформами, взаимообусловленности, комплексности реформ.

Далее следует проанализировать законодательные акты, раскрывающие содержание реформ. Среди них: Положение о губернских и уездных земских учреждениях (1 января 1864 г.), Городовое положение (16 июня 1870 г.), Учреждение судебных установлений (20 ноября 1864 г.), Устав о воинской повинности (1 января 1874 г.), Положение о начальных народных училищах (14 июля 1864 г.), Устав гимназий и прогимназий (19 ноября 1864 г.).

Каждую отдельную реформу можно рассматривать по плану:

1. Необходимость проведения.

2. Содержание.

3. Особенности введения на территории России.

4. Позитивное значение и ограниченность.

 

Раскрывая содержание земской и городской реформ, среди прочего, отметьте: как проводились выборы, какие органы были распорядительными, а какие – исполнительными; какова была сфера деятельности местного самоуправления. Объясните, почему российские либералы рассматривали введение самоуправления как первую ступень на пути к конституции.

Судебная реформа была проведена наиболее последовательно. В основу этой реформы были положены принципы: равенство всех перед законом, разделение судебной и административной власти, несменяемость судей, независимая организация адвокатуры, гласность, устность и состязательность судебного процесса, создание суда присяжных. Рассматривая судебную реформу, проанализируйте принципы нового суда, функции прокуратуры, судебных следователей, присяжных заседателей. Поясните, в какой мере реформа способствовала формированию новой для России гражданственности.

Характеризуя военную и финансовую реформы, остановитесь на вопросах комплектования, вооружения армии, подготовки военных кадров, структуры аппарата финансового управления, централизации финансового дела, формирования бюджета страны.

Особое внимание уделите реформе просвещения. Объясните, какие были типы начальных школ, что собой представляли классические и реальные гимназии, как осуществлялось женское образование, как происходило реформирование высшей школы, какие достижения педагогики использовались, что из опыта работы школы Х1Х в. можно использовать в современном образовании.

В заключении дайте общую оценку реформ, покажите последствия и значение реформ для России.

 

План занятия

1. Необходимость дальнейшей реформации социально-политического строя России.

2. Реформы в области управления и суда: земская, городская и судебная.

3. Военные реформы.

4. Финансовые реформы.

5. Реформы в области народного образования и печати.

6. Значение и классовая оценка реформ.

 

Доклады и сообщения

1. Реформаторы второго поколения (молодые бюрократы).

2. Выдающиеся русские юристы А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.

 

Литература

1. Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. М.: Просвещение, 1990.

2. Захарова Л.Г. Россия на переломе (самодержавие и реформы 1861-1874 гг.)// История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России Х1Х – начала ХХ вв. М., 1991.

3. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

Дополнительная литература

1. Великие реформы в России. 1856-1874. Москва, изд-во Московского ун-та, 1992.

2. Наше Отечество. Опты политической истории. Ч. 1. М., 1991.

3. Чернуха В.В. Внутренняя политика царизма в середине 50-х – начале 80-х. Л., 1975.

4. Стаферова Е.Л. Министерство народного просвещения и печать при А.В. Головине (60-е годы Х1Х в.) // Отечественная история, 1995, №5.

5. Смоллрчук В.И. Гиганты и чародеи слова. М.: Юридическая литература, 1984.

 

Варианты систематизации материала

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.153 (0.013 с.)