ТОП 10:

Вопрос Отмена крепостного права.



Поражение в Крымской войне выявило техническое отставание России и подорвало международный престиж самодержавия и страны в целом. Одновременно оно послужило мощным стимулом роста гражданственности. Совершенствование общественной системы и ликвидация крепостничества все более осознавались как безотлагательная потребность.
18 февраля 1855 г. на российский престол вступил Александр II . Но именно Александр II выступил инициатором преобразований. Может быть, свою роль сыграло как раз то обстоятельство, что Александр II к моменту прихода к власти не выработал четкой программы действий, поэтому обладал способностью непредвзято оценивать положение дел. Александр II пришел к власти в совершенно иных условиях, чем его отец. В речи перед московскими дворянами 30 марта 1856 г. он произнес ключевые слова: «Гораздо лучше, чтобы освобождение крестьян произошло свыше, нежели снизу». Практически одновременно началась разработка проектов реформ в различных сферах общественной жизни. Наступившее время Ф. И. Тютчев назвал «оттепелью» По содержанию предстоявшие реформы должны были быть буржуазными, но социальной опорой государственности являлись дворяне. Без их участия становилась невозможной всякая политика, особенно в периоды преобразований. Однако большинство дворян выступали против малейших изменений и занимали к тому же ключевые государственные посты всех уровней. Крепостники представляли наиболее мощную и организованную силу в стране. Интересы меньшинства дворян, отстаивавших реформы, выражались либеральной интеллигенцией и частью высшей бюрократии. Краткий период подготовки реформ был, возможно, звездным часом российского либерализма, действовавшего инициативно, в наибольшей степени выражая общественные потребности
Либералы выступали за полное освобождение крестьян, демократизацию государства при сохранении монархии. На политической арене России важнейшей силой выступало крестьянство. В период подготовки реформ крестьянские волнения росли, но не настолько, чтобы поколебать позиции правительства. Гораздо опасней представлялась мощь иррациональной крестьянской стихии — массовый исход в Крым за обещанной якобы царем волей или трезвенническое движение в надежде заслужить эту волю у царя. «Воля» для крестьян — это «вся земля да царь - заступник и никакого начальства». Их устремления заключались в распространении общинной уравнительности на все общество, но это патриархальный, догосударственный идеал. Он не был достижим, так как успех крестьян в борьбе за землю означал крах государственности, а новой, «своей» они создать не могли. Поэтому деятельность организаций и партий, называвших себя крестьянскими и ставивших в своей программе вопрос о земле как главный, изначально обрекались на неудачу. Аграрный вопрос имел другое содержание: как помочь крестьянам войти в современную цивилизацию. В качестве первоочередных мер здесь надо сказать об уменьшении всяческих сборов с них, подъеме их культуры, производительности труда и т. п.
Интересы крестьян выражали, как им казалось, крестьянские демократы, прежде всего Герцен А.И. и Чернышевский Н.Г. . В их планах решительное уничтожение крепостного права сочеталось с признание^ интересов помещиков и государства.
19 февраля 1861 г. Александр II утвердил законодательные акты об отмене крепостного права и обратился к народу с «Манифестом» (они были опубликованы 5 марта). Крестьянству даровалась юридическая свобода, но земля объявлялась помещичьей собственностью. За отводимые наделы (урезанные в среднем на 20%) крестьяне на положении «временнообязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые по сути не отличались от прежних, крепостных. С заключением выкупных сделок временнообязанное состояние прекращалось. Казна расплачивалась за землю с помещиками, крестьяне - с казной в течение 49 лет из расчета 6% годовых (выкупные платежи). Величина их определялась не на основе стоимости земли, а из так называемого капитализированного оброка - путем приравнивания к капиталу, который в виде 6% годовых приносил доход, равный прежнему оброку. Крестьяне платили и за землю, и за свободу, поэтому сумма внесенных выкупных платежей превысила стоимость земли более чем в 3 раза.
Пользование землей, взаимоотношения с властями строились через общину. Она сохранялась как гарант крестьянских платежей, к ней переходила часть вотчинной власти. Крестьяне прикреплялись к обществу и без согласия мира не могли из него выйти. Став лично свободным, крестьянин исполнял казенные и земские повинности. Он подпадал под податный пресс государства без посредничества помещика. Свобода раскрывалась во всей своей противоречивости.
В 1863 г. основные положения крестьянской реформы были распространены на удельных крестьян, а в 1866 г. - на государственных. В общей сложности на них приходилось около половины всего крестьянского населения. Земельное обеспечение их было значительно лучше, чем помещичьих крестьян: средний размер надела у последних составлял 3,3 дес., удельных - 4,8 дес., у государственных - около 6 дес.
Отмена крепостного права дополнялась реформами в политической и идеологических сферах.
По положению, утвержденному царем 1 января 1864 г., создавалась новая система органов местного управления. Ими стали уездные и губернские земские собрания, избиравшиеся на всесословной основе. Высокий имущественный ценз обеспечил преобладание в них дворян, что стало своеобразной компенсацией за упразднение вотчинной власти. Задачей земств являлось содействие буржуазному предпринимательству на местах и привлечение общественности к подъему хозяйственной жизни, просвещения и здравоохранения. Кроме того, местные заботы, по мнению автора реформы П. В. Валуева, должны были отвлечь «умы от политических мечтаний в общей, так сказать, сфере».

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.51.159 (0.002 с.)