Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика промышленного пролетариатаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Термины Бюджет, индустриализация, капиталистический цикл, класс, кредит, наемный рабочий с наделом, отработочная и капиталистическая системы сельского хозяйства, промышленный переворот
Задания по карте (по вариантам) 1. Нанесите на контурную карту границы промышленных районов страны. Отметьте отрасли, получившие в этих районах наибольшее развитие. 2. Отразите на контурной карте районную специализацию сельского хозяйства европейской России в конце Х1Х в.
Контрольные вопросы
1. Что вы знаете о концепции трех эшелонов? 2. Почему Россию относят к странам второго эшелона капиталистического развития? По уровню развития капитализма какой страной вы считаете Россию? («среднеразвитой», «слаборазвитой») Докажите. 3. Почему в России промышленный переворот начался и завершился раньше, чем аграрно-буржуазный, который вообще не получил завершения? 4. Что предшествовало завершению аграрно-буржуазного переворота в деревне? 5. Какие показатели свидетельствуют о развитии буржуазных отношений в русской деревне второй половины Х1Х в.? 6. Можно ли считать продажу хлеба за границу показателем уровня развития капитализма в сельском хозяйстве? Почему? 7. Каковы особенности промышленного переворота в России? 8. Чем отличается роль железнодорожного строительства в развитии капитализма Западной Европы и России? 9. Что такое капиталистический цикл? Проявилось ли циклическое развитие в экономике России во второй половине Х1Х в.? 10. Чем можно объяснить столь быстрые темпы промышленного роста в России? 11. Как повлияли особенности развития капитализма России на формирование социально-классовой структуры российского общества?
Тема 5. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 70-80-х ГОДОВ Х1Х ВЕКА В советской историографии длительное время освещение общественного движения дореволюционной России было неполным, однобоким и догматическим. Основное внимание уделялось изучению революционного движения, значение которого преувеличивалось в ущерб другим направлениям, особенно либеральному. Слишком резко выделялись степени различий и размежевания отдельных направлений и их внутренних течений. Современные исследователи пытаются исправить накопленные просчеты и восполнить пробелы. Одной из самых укоренившихся догм в исторической науке была ленинская периодизация освободительного движения, характеризующаяся прежде всего двумя тезисами: 1) освободительное движение – это революционное движение; 2) оно проходит 3 этапа развития: дворянский (1825-1861), разночинский (1861-1895), пролетарский (1895-1917) в соответствии с основными движущими силами, давшими и название этим этапам. В настоящее время незыблемость ленинской схемы подвергается сомнению, а классовый подход к ней не представляется единственно возможным. Среди прочих, определенный интерес вызывает периодизация освободительного процесса, учитывающая весь спектр передовых сил, участвующих в движении, и реализацию крупных исторических задач в поворотные моменты российской истории, которая выглядит следующим образом: I этап – антикрепостнический (с 1814-1816 по 1855-1861); П этап – этап борьбы за расширение сферы гражданских и политических свобод (с 1861 по 1905-1907); Ш этап – этап социальных и политических потрясений (с 1907 по 1917-1920).
Современные историки считают, что нет необходимости категорично делить общественное движение на три составные части: консервативное, либеральное и радикальное. И в этот период оно развивалось во взаимодействии и взаимопроникновении, поэтому его необходимо рассматривать не как сложный конгломерат, а как единый процесс, состоящий из различных направлений и течений в них, которые следует изучить как в совокупности, так и каждое в отдельности. Особое внимание стоит уделить либеральному движению, которое исследовано еще в недостаточной степени. При изучении этого направления обратите внимание на трактовку термина «либерализм» в современной литературе. Рассмотрите различные взгляды на этот счет. Выясните, чем отличается «узкая» и «широкая» трактовка термина. Говоря об этапах развития либерализма, следует заметить, что в этом отношении у историков единого мнения нет. Можно рассмотреть периодизацию, которая выделяет такие вехи, как: формирование либеральной идеологии, развитие общественно-политического движения либералов, возникновение либеральных политических партий или более конкретную с указанием времени, это: правительственный либерализм первой половины Х1Х в., консервативный либерализм второй половины Х1Х в., новый либерализм начала ХХ в. Далее материал можно рассмотреть в соответствии с одной из предложенных периодизаций, начав с характеристики кредо либералов и методов их деятельности. В основу ваших рассуждений могут быть положены следующие тезисы. Суть либерализма состоит в защите личности правами и свободами, обеспечивающими ее экономическую, гражданскую, политическую независимость и самостоятельность. Для либерала индивидуализм и свобода не тождественны эгоизму и анархизму. Либерал уважает права и свободы других, отстаивая равные права перед законом. Он является сторонником учреждений и общественных форм, в которых каждый конкретный человек подчиняется оформленному в законах порядку и дисциплине. Методом деятельности либералов является устранение помех и преград личной свободе путем преобразований, исключающих насильственные, в особенности – правовые действия. История либерализма в России берет свое начало в эпохе просвещенного абсолютизма Екатерины П. Заметное распространение либеральных идей имело место при Александре П. Происходит вызревание либерального сознания в высших, наиболее образованных сферах дворянского общества и связано оно с такими именами, как Н.С. Мордвинов, М.М. Сперанский. Либералами по своей сути были западники и славянофилы. База либерализма укрепилась с появлением земств и тысячи земских деятелей, новых судов, адвокатуры. Реформы в области просвещения и печати превратили в островки либерализма университеты, вузы, некоторые периодические издания. Из наиболее крупных либеральных деятелей пореформенного времени можно назвать К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, Н.А. и Д.А. Милютиных и других. Либералы выражают свои убеждения через журналы «Вестник Европы», «Дело», «Русская мысль». Особенно плодотворной была многолетняя деятельность редактора-издателя «Вестника Европы» М.М. Стасюлевича. Либералы стремились приблизить введение конституционного строя, расширить права управления и самоуправления, сферу гражданских и политических свобод, в том числе – за счет углубления земской реформы. В условиях политической реакции 1880-90-х годов возможности либерального движения были ограничены, но исчезнуть оно не могло. Либеральная альтернатива развития России была чрезвычайно популярной и основывалась на поддержке значительных общественных сил. Народническое движение в исторической литературе представлено очень широко. Следует обратить внимание на новые акценты, которые имеют место в работах современных историков. Так, в свете новых исследований, народничество уже с начала своего возникновения не представляло из себя единого течения. В нем была и либеральная, и демократическая, и революционная струя. Основным средством воздействия на крестьян «Земли и воли» (1861-1863 гг.) была пропаганда, а в ее программе основными требованиями были передача земли крестьянам за выкуп, замена государственных чиновников выборными лицами, что по сути является либеральными предложениями. Н.Г. Чернышевский, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин рассчитывали именно на воздействие словом, на пропаганду, на общественное мнение, а не на революцию. Н.Г. Чернышевский был арестован не за призыв крестьян «к топору», а как журналист, просветитель, обличавший существующий строй и призывавший к его общественно-социалистическому реформированию. Зато авторы прокламации «Молодая Россия», вышедшей из революционного кружка П.Г. Заичневского – П.Э. Аргиропуло, единственным средством преобразования России считали кровавую революцию. Однако во всех годах просветительско-либеральные тенденции преобладали над революционно-насильственными. В рамках же Н.А. Ишутина – И.А. Худякова действовали и сторонники пропагандистско-просветительской работы (группа Г.А. Лопатина, «Рублевое общество») и законспирированная внутри этой самой организации группа «Ад», один из участников которой – Д.В. Каракозов – в апреле 1866 г. стрелял в Александра П. Помимо террора, «Ад» брал на себя функции контроля за товарищами по делу во время подготовки и свершения революции. Подобные отношения создавали в самих революционных кружках, обществах, организациях обстановку недоверия и подозрительности, что в конечном счете вело к появлению в них диктаторских тенденций. Особенно ярко это проявилось в деятельности С.Г. Нечаева, который создал в основном из московских студентов в 1869 г. революционную организацию «Народная расправа». С.Г. Нечаев написал «Катехизис революционера» – руководство для членов своей организации, где изложил свое понимание революционера и революционной деятельности. Революционера он объявил человеком свободным от юридических и нравственных законов. Революционер ради достижения народного счастья может использовать всякие средства, включая обман, грабеж, убийство. С. Нечаев требовал слепого подчинения руководителю. Для поддержки дисциплины он использовал запугивание, шантаж, насилие и даже убийство одного из членов организации – студента сельскохозяйственной академии И. Иванова, не подчинившегося ему. «Народная расправа» прекратила деятельность, члены ее были арестованы, а сам Нечаев бежал за границу. Выданный швейцарскими властями России как уголовный преступник, С. Нечаев был осужден и умер в заключении. Нечаевщина не была принята революционерами. Но с течением времени мученическая смерть С. Нечаева стала вызывать к нему сочувствие и даже симпатии. На передний план стало выдвигаться не осуждение методов его деятельности, а цель – благо народа, благо России. Высокая цель стала оправданием политического убийства. Оно перестало быть преступлением. Оправдание судом присяжных в 1878 г. В. Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Ф. Трепова, стало поворотным пунктом в развитии народничества. Раскололась «Земля и воля» (1876-1879). Террор стал преобладающим средством борьбы. Террористы объединились в «Народную волю» и довели свое дело до конца. И хоть в программе народовольцев политическое убийство нескольких столпов официальной России рассматривалось лишь способом подтолкнуть на выступление широкие слои населения, на самом деле сил хватило только на преследование и убийство Александра П. Разгром «Народной воли» не обозначал крах народнической теории и идеи вообще. Народничество в рамках уже в основном либерального направления не только не исчезло, но было наиболее сильным из всех оппозиционных течений. На рубеже 1870-1880-х годов произошло оформление легально-реформаторского как правого, так и левого крыла народничества. По-прежнему отстаивалась идея продвижения к социализму через крестьянскую общину. Однако, на фоне успехов капитализма в стране, на фоне разрушения капитализмом общины усиливаются споры внутри самого народничества, а также между народниками и быстро увеличивающимся числом марксистов. Неудачи, пережитые революционерами-народниками, бросали их в объятия других теорий. Г.В. Плеханов с единомышленниками создал первую марксистскую группу. А вот Л. Тихомиров, бывший член Исполнительного комитета «Народной воли», ее распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», даже перешел на позиции убежденного и активного монархиста. Взаимодействие, взаимовлияние, а не только борьба были характерны для различных направлений общественно-политической жизни России, в том числе и социалистических – марксизма и народничества. В полемике оттачивалось оружие и народников, и марксистов. При рассмотрении рабочего движения проследите эти процессы. Особое внимание обратите на анализ программ первых рабочих союзов. Проследите связь между рабочим движением и внутренней политикой правительства.
Занятие 1. Либеральное движение 1. Истоки, этапы развития, социальная база либерализма. 2. Социально-экономические и политические требования либералов. 3. Либеральная пресса. 4. Основные направления либерального движения: либеральная бюрократия, земское движение, Вольное Экономическое общество, Общество русских врачей. 5. Либералы и самодержавие. Доклады и сообщения 1. Земско-либеральные проекты переустройства государственных учреждений России. 2. Лидеры либерального движения.
Литература 1. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М.: Русский путь, 1995. Ч. П. Гл. 1-4; Ч. Ш. Гл. 1-2. 2. Ленин В.И. Из прошлого рабочей печати в России. ПСС. Т. 25. 3. Левин Ш.М. Общественное движение в России в 60-70-х годах Х1Х в. М., 1958. 4. Пирумова Н.М. Земское либеральное движение. Социальные корни и эволюция до начала ХХ в. М.:Наука, 1977. 5. Россия в революционной ситуации на рубеже 1870-1880-х годов. М.: Наука, 1983. Гл. 10.
Дополнительная литература 1. Рабидулина Н. Либерализм в России// Вестник высшей школы. 1992. № 7-9. 2. Петров А. Земско-либеральные проекты переустройства государственных учреждений в России в конце 70-х – начале 80-х годов Х1Х в.// Отечественная история. 1993. № 4.
Термины Оппозиция, конституция, либерал, радикал, консерватор
Занятие 2. Революционное народничество 1.Идеология народничества. 2.Народнические кружки, «хождение в народ». 3. «Земля и воля», «Народная воля»: а) состав б) программные документы, тактика в) практическая деятельность 4. Студенческое движение. Доклады и сообщения 1. Портреты народников: - М.А. Натансон (1851-1919) - С.М. Степняк-Кравчинский (1851-1895) - П.А. Кропоткин (1842-1921) - С.Л. Перовская (1853-1881) - Н.И. Кибальчич (1853-1881) - А.И. Желябов (1851-1881) - В.Н. Фигнер (1852-1942)
2. Вера Засулич: героиня или преступница? Литература 1. Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. М.: Просвещение, 1990. Гл. 7. 2. Фигнер В. Запечатленный труд. М., 1964. Т. 1. 3. Антонов В.Ф. Революционное народничество: Пособие для учителей. М., 1965. 4. Ленин В.И. О народничестве. ПСС. Т. 22. 5. Ляшенко Л.М. Революционные народники. М.: Просвещение, 1990. Дополнительная литература 1. Виленская Э.С. Н.К. Михайловский и его идейная роль в народническом движении 70-х – начала 80-х годов Х1Х в. М., 1979. 2. Волк С.С. Народная воля. 1879-1882. М.-Л., 1966. 3. Итенберг Б.С. Движение революционного народничества. М., 1965. 4. Нечаев и Нечаевщина// История СССР. 1994. № 21. 5. Плоткин Г. Вера Засулич: героиня или преступница?// Преподавание истории в школе. 1993. № 4. Варианты систематизации материала Идеология народничества
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.63 (0.013 с.) |