Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Нелепая просьба»

Поиск

Отработать навыки отказа собеседнику в письменной форме.

Группа делится на четное число подгрупп по 3-5 человек. Каждая подгруппа получает задание напи­сать письмо в школу от имени родителей. Письмо дол­жно содержать самую что ни на есть нелепую просьбу, касающуюся ребенка ученика школы. Например, родители (авторы письма) могут попросить, чтобы учитель физкультуры после каждого урока давал на дом задание в виде комплекса утренней гимнастики и каждую неделю проверял, как дети выполняют его, или чтобы учительница русского языка проверяла тет­ради по другим предметам, потому что их ребенок пишет грамотно только в тетради по русскому языку; или, например, родители просят заведующую, чтобы она доставляла их ребенку обед из ресторана, так как ребенку не нравится та пища, которую готовят в детс­ком саду, и т. д.

После того как все подгруппы будут готовы, тре­нер собирает письма, запечатывает их в конверты, пе­ремешивает и предлагает каждой подгруппе выбрать по письму. Далее участники «перевоплощаются» в представителей школьной администрации или адми­нистрации детского сада, они получили письмо от ро­дителей и должны дать на него ответ в виде очень веж­ливого и тактичного отказа. Например: «Спасибо Вам за то доверие, которое Вы оказываете школе» или «Вчера на экстренном педсовете мы рассмотрели Ваше письмо и обсудили возможные пути решения Вашей проблемы...» Далее следует отказ.

Затем каждая подгруппа зачитывает свое письмо.

Тренер спрашивает участников о том, получили ли они удовлетворение от написанного ими ответа роди­телям и почему. Получили ли они удовлетворение, будучи в роли родителей, от письма, которое им при­слала администрация учебного заведения, и почему? Возможна ли подобная форма работы в реальной пе­дагогической практике? Как бы восприняли родите­ли ответ педагогов? Отдали бы они младшего братиш­ку или сестренку ученика, о котором шла речь, в эту же школу или садик, почему? Будут ли родители доверять педагогическому составу? Какие еще вари­анты ответов возможны на каждое из написанных писем?

Заключительная часть (20-30 минут):

Проводится как и в предыдущие дни. «А сейчас я предлагаю обсудить проделанную работу. Высказываемся про плюсы и минусы сегодняшнего занятия, что вы узнали для себя нового». В конце занятия ритуальное прощание.

 

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ

Цель: продолжить закрепление полученных коммуникативных навыков и умений.

Задачи: Продолжение знакомства участников тренинга друг с другом.

Вступление (10-15 минут)

Каждый участник делит лист А-4 пополам и на одной половине пишет свое имя (или имя и фамилию, имя и город) и сдает тренеру, на другой половине за­писывает любой вопрос, касающийся профессиональ­ной деятельности или личных пристрастий слушате­лей, например: любите ли вы путешествовать? если ли у вас опыт работы с родителями дошкольников? уме­ете ли вы кататься на велосипеде?

Передвигаясь по аудитории, каждый ищет пять желающих написать свое имя под любым вопросом (в случае как положительного, так и отрицательного от­вета). Затем тренер называет одно из имен из слан­ных ему листков, например: «Анна из Владивостока». Все участники, в ответе на вопрос которых есть это имя, говорят: «Я уверена, что Анна очень любит печь пироги», другой участник добавляет: «Я знаю, что Анна недавно ездила в Египет» и т. д.

Затем тренер зачитывает по очереди все имена, а участники рассказывают о названном товарище все, что он сообщил о себе, отвечая на вопросы. Таким образом, о каждом участнике можно узнать много раз­нообразной информации.

 

Разминка (10-20 минут)

Упражнение «Аукцион»(5 мин).

Заинтересовать участников в обсуждении темы «Стресс», выявить их запросы.

Все участники делятся на группы по три человека, каждая тройка по очереди называет одну причину, вы­зывающую стресс педагога в школе (высказывания дол­жны быть краткими, не более 3—4 слов). После очеред­ного высказывания тренер считает до 3, и если команда, которая должна была называть причину, молчит, вмес­то нее за секунду до того, как ведущий произнесет «3», выступает любая другая тройка. Побеждает команда, последней назвавшая причину стресса в школе. Тренер просит участников вспомнить о причинах,не названных во время «аукциона», и задает вопрос: могло ли данное упражнение спровоцировать стрес­совую ситуацию у участников

Мини-лекция «Что такое стресс»(15-20 мин).

Ведущий дает определение понятия «стресс», рассказывает о возможных причинах его возникновения в условиях образовательного учреждения. Участники делятся мнением, нужна ли работа с педагогами по профилактике стресса.

Основная часть (50 минут)

Упражнение «Стресс».

Развитие способности анализировать и управлять стрессовыми ситуациями. Группа разбивается на тройки, каждая из которых организует пространство удобным образом, чтоб при обсуждении тройки не мешали друг другу. Затем каж­дому участнику лается задание: вспомнить ситуацию, которая произошла с ними или с их коллегами, роди­телями, знакомыми и в которой они (сами слушатели или их близкие) испытывали стресс после взаимодей­ствия с учителем, с администрацией (желательно, что­бы ситуация не касалась лично участников). Затем каждый в тройках по очереди рассказывает ситуацию, в это время двое остальных участников используют нерефлексивное слушание. После окончания расска­за два слушателя помогают изменить эту ситуацию так, чтобы она не являлась травмирующей, и отвечают на вопрос: «Как могли повести себя работники школы, чтобы эта ситуация не была стрессовой?» В это время 3-й участник, который рассказывал, слушает, а потом сообщает, какое решение ему показалось наиболее приемлемым в рассказанной им ситуации.

Ведущий дает определение понятия «стресс», рассказывает о возможных причинах его возникновения в условиях образовательного учреждения. Участники делятся мнением, нужна ли работа с педагогами по профилактике стресса.

Заключительная часть (20-30 минут):

«Вот и подходит к концу наше четвертое занятие. Но прежде чем мы перейдем к обсуждению проделанной работы, я хочу вас попросить нарисовать «Прогноз погоды», отражающий ваше настроение на данный момент. (Участники рисуют) «А теперь, давайте сравним ваши рисунки, сделанные в начале занятия, и рисунки которые вы нарисовали сейчас. Я предлагаю именно это обсудить сейчас, когда мы будем передавать игрушку». Ритуальное прощание.

 

Выводы по главе 2

Нами было проведено исследование уровня развития коммуникативных особенностей педагогов с помощью методики «КОП». На основе полученных результатов нами был сделан вывод о необходимости разработки программы тренинговых занятий для развития коммуникативных навыков педагоговПри разработке программы нами были учтены результаты диагностики, а так же психологические особенности. При подборе упражнений для тренинговых занятий нами были учтены возраст участников и наличие базовых коммуникативных навыков. Подбор упражнений осуществлялся с акцентированием на рефлексивном компоненте, так как возраст участников предполагает наличие внимания к самосознанию и самоопределению. Так же это необходимо для выявления начального уровня развития коммуникативных навыков у каждого из участников, что является основой для дальнейшей работы.

Для выявления причин отсутствия стремления к общению и предпочтения проводить время наедине с собой нами используется рефлексия в конце упражнений.

Для учета наличия опыта участия в тренинговых группах нами выбрана структура построения занятия, при которой коллективные упражнения чередуются с индивидуальными, что дает возможность тренеру контролировать вклад каждого участника в общую деятельность. Это необходимо, если участник, имеющий значительный опыт участия в тренинговых группах, старается показать, что он компетентнее тренера в проведении упражнения и демонстрирует отказ его выполнять.

Для учета развития эмоциональной сферы, развития самосознания и наличия кризиса нами сделан акцент на обсуждении каждого проведенного упражнения, для оценки чувств каждого участника и возможных затруднений при выполнении упражнения.

Каждый участник группы получает карточку со списком различных невербальных проявлений: жес­ты, позы, мимика.Тренер просит участников решить, какие из этих средств способствуют созданию доброжелатель­ной атмосферы в общении с родителями, какие пре­пятствуют, а какие являются нейтральными. Каждый участник самостоятельно делает пометки в своей кар­точке. Можно применять единые условные обозначе­ния, которые даны на карточке. Затем группа делится на несколько подгрупп по 4-5 человек в каждой, где происходит обмен мнениями. После этого проводится общая групповая дискуссия о целесообразности использования перечисленных в карточке паттернов при общении педагога с родите­лями.

Как правило, в этом упражнении группа редко при­ходит к единому мнению по поводу некоторых невер­бальных средств общения. В таком случае участникам каждой из подгрупп предлагается побыть в роли экс­пертов. Для этого один представитель подгруппы что-нибудь рассказывает остальным участникам, например, как готовить яичницу, и при этом демонстрирует тот жест, который вызвал спор. После чего участники под­группы рассказывают о своих ощущениях и решают вопрос об эффективности того или иного жеста. Таким образом группа приходит к единому мнению. Вместо обсуждения тренер может попросить участников подвести итог работы экспертов, а итогом все­го упражнения может быть мини-лекция «невербаль­ные средства общения». Данное упражнение часто вызывает много споров, которые иногда не прекращаются даже в кулуарах. Поэтому тренер может сделать акцент на том, что нельзя «читать» жесты других людей однозначно. Мы рассматриваем эту важную тему не для того, чтобы определять состояния других людей по их жестам, а для того, чтобы следить за своими невербальными проявлениями и достичь желаемой атмосферы в ходе беседы.

 

 

Приложение 1

 

Тест на выявление коммуникативных способностей

 

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?

 

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

 

3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

 

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы ни когда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избе жать этой командировки?

 

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

 

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, отве тить на какой-нибудь вопрос)?

 

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

 

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

 

9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкаче ственное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

 

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым загово рит он. Так ли это?

 

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения...?

 

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рас смотрению конфликтных ситуаций?

 

13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оцен ки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чу жих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

 

14. Услышав где-нибудь в кулуарах высказывание явно оши бочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпо чтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

 

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобрать ся в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

 

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оцен ку) в письменной форме, чем в устной?

 

Теперь рекомендуется самому оценить ответы: за каждое «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0. Затем общее число очков сумми руется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.

 

30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям то же нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует группо вых усилии. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

 

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одино чество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необ ходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надол го выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только недоволь ством — в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы обретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

 

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пу гают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и дис путах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком мно го сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

 

14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любозна тельны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпели вы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчи вости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людь ми. В то же время вы не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

 

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охот но знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усид чивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблема ми. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.

 


Список используемой литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. –6-е изд. – М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2006 – 702с.

2. Аверченко, Л.К. Имидж и личностный рост: учеб. Пособие [Текст] / Л.К. Аверченко – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999 – 147с.

3. Авидон, И. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг [Текст] / И. Авидон, О. Гончукова – СПб.: Речь, 2010 – 256с.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /под ред. В.Я. Ядова. – М.: 1996 – 481с.

5. Ежова Н.Н. Научись общаться! Коммуникативные тренинги [Текст] / Н.Н. Ежова – 4-е изд. –Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 249с.

6. Зайцева, Т.В. Теория психологического тренинга: психологический тренинг как инструметальное действие [Текст] / Т.В. Зайцева – СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. – 348с.

7. Мальханова, И.А. Коммуникативный тренинг: учеб пособие [Текст] / И.А. Мальханова – М.: Академический проект, 2006 – 165с.

8. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.С. Мухина – 12-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия»,2009. – 640с.

9. Немов, Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии [Текст] / Р.С. Немов – М.:Просвещение, 1995. – 368с.

10. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории [Текст] / Б.Д. Парыгин – СПб, 1999, 244с.

11. Солободчиков, В.И. Основы психологической антропологии.

Психологическое развитие человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе.: учеб. пособие для вузов [Текст] / Е.И. Исаев, В.И. Солободчиков – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416с.

12. Солдатова, Е.Л. Психологическое развитие и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез [Текст] / Г.Н. Лаврова, Е.Л. Солдатова – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.

13.Суховершина, Ю.В. Тренинги делового (профессионального) общения [Текст] / Е.П. Тихомирова, Ю.Е. Скоромная, Ю.В. Суховершина – М.: Академический проект, 2006. – 128с.

14. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / О.В. Хухлаева – 3-е изд. – М.: Издат. центр «Академия», 2006. – 208с.

15.Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис [Текст] / общ. ред. А.В. Толстых – 2-е изд. – М.: Прогресс, 2006. – 352с.

16. Андронов В.Т. Психологические вопросы формирования профессионального мышления [Текст] / В.Т. Андронов. Изд.- Прогресс, Саранск, 1984- 345с

17. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении [Текст] / В.В. Бойко.-М., 1996-189с

18. Вайсбах Х. Дакс У. Эмоциональный интеллект [Текст] / Вайсбах Х. Дакс У. – М.: Лик Пресс, 1998.– 160с.

19. Василюк Ф.Е. Психология переживания [Текст] / Василюк Ф.Е. - М., 1984- 256с.

20. Вачков И.В. Метафорический тренинг [Текст] / Вачков И.В. -М.: Ось – 89, 2005- 144с.

21. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности [Текст]. / Иванова Е.М. - М.: МГУ, 1992- 287с.

22. Иванов И.М. Йога и психотренинг [Текст] / Иванова И.М. - М., 1990- 157с.

23. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учеб. Пособие [Текст] / Ильин Е.П.- Питер, 2001-190с.

24. Клищевская М.В. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности [Текст] / Клищевская М.В. М.,1999-244с.

25. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учеб. Пособие [Текст] / Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Питер, 2001-453с.

26. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Митина Л.М. -М., 1998-321с.

27. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал [Текст] / Митина Л.М. - М., 1994- 281с.

28. Осипова А.А. Общая психокоррекция [Текст] / Осипова А.А. – М: Сфера, 2002. – 512 с.

29. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя [Текст] / Субботин С.В.- Пермь, 1992-342с.

30. Хмелюк Р.И. Эмоциональная регуляция как компонент психологической устойчивости деятельности учителя [Текст] / Хмелюк Р.И. - М., 1987-297с.

31. Чистякова М.И. Психогимнастика [Текст] / Чистякова М.И -М., 1990-132с

32. Ялов А.М. Интерактивные аспекты современной психологии. учеб. Пособие [Текст] / 1992-322с.

33. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей [Текст] / Яценко Т.С. Киев, 1997-154с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.6 (0.015 с.)