Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение «Нелепая просьба»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Отработать навыки отказа собеседнику в письменной форме. Группа делится на четное число подгрупп по 3-5 человек. Каждая подгруппа получает задание написать письмо в школу от имени родителей. Письмо должно содержать самую что ни на есть нелепую просьбу, касающуюся ребенка ученика школы. Например, родители (авторы письма) могут попросить, чтобы учитель физкультуры после каждого урока давал на дом задание в виде комплекса утренней гимнастики и каждую неделю проверял, как дети выполняют его, или чтобы учительница русского языка проверяла тетради по другим предметам, потому что их ребенок пишет грамотно только в тетради по русскому языку; или, например, родители просят заведующую, чтобы она доставляла их ребенку обед из ресторана, так как ребенку не нравится та пища, которую готовят в детском саду, и т. д. После того как все подгруппы будут готовы, тренер собирает письма, запечатывает их в конверты, перемешивает и предлагает каждой подгруппе выбрать по письму. Далее участники «перевоплощаются» в представителей школьной администрации или администрации детского сада, они получили письмо от родителей и должны дать на него ответ в виде очень вежливого и тактичного отказа. Например: «Спасибо Вам за то доверие, которое Вы оказываете школе» или «Вчера на экстренном педсовете мы рассмотрели Ваше письмо и обсудили возможные пути решения Вашей проблемы...» Далее следует отказ. Затем каждая подгруппа зачитывает свое письмо. Тренер спрашивает участников о том, получили ли они удовлетворение от написанного ими ответа родителям и почему. Получили ли они удовлетворение, будучи в роли родителей, от письма, которое им прислала администрация учебного заведения, и почему? Возможна ли подобная форма работы в реальной педагогической практике? Как бы восприняли родители ответ педагогов? Отдали бы они младшего братишку или сестренку ученика, о котором шла речь, в эту же школу или садик, почему? Будут ли родители доверять педагогическому составу? Какие еще варианты ответов возможны на каждое из написанных писем? Заключительная часть (20-30 минут): Проводится как и в предыдущие дни. «А сейчас я предлагаю обсудить проделанную работу. Высказываемся про плюсы и минусы сегодняшнего занятия, что вы узнали для себя нового». В конце занятия ритуальное прощание.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ Цель: продолжить закрепление полученных коммуникативных навыков и умений. Задачи: Продолжение знакомства участников тренинга друг с другом. Вступление (10-15 минут) Каждый участник делит лист А-4 пополам и на одной половине пишет свое имя (или имя и фамилию, имя и город) и сдает тренеру, на другой половине записывает любой вопрос, касающийся профессиональной деятельности или личных пристрастий слушателей, например: любите ли вы путешествовать? если ли у вас опыт работы с родителями дошкольников? умеете ли вы кататься на велосипеде? Передвигаясь по аудитории, каждый ищет пять желающих написать свое имя под любым вопросом (в случае как положительного, так и отрицательного ответа). Затем тренер называет одно из имен из сланных ему листков, например: «Анна из Владивостока». Все участники, в ответе на вопрос которых есть это имя, говорят: «Я уверена, что Анна очень любит печь пироги», другой участник добавляет: «Я знаю, что Анна недавно ездила в Египет» и т. д. Затем тренер зачитывает по очереди все имена, а участники рассказывают о названном товарище все, что он сообщил о себе, отвечая на вопросы. Таким образом, о каждом участнике можно узнать много разнообразной информации.
Разминка (10-20 минут) Упражнение «Аукцион»(5 мин). Заинтересовать участников в обсуждении темы «Стресс», выявить их запросы. Все участники делятся на группы по три человека, каждая тройка по очереди называет одну причину, вызывающую стресс педагога в школе (высказывания должны быть краткими, не более 3—4 слов). После очередного высказывания тренер считает до 3, и если команда, которая должна была называть причину, молчит, вместо нее за секунду до того, как ведущий произнесет «3», выступает любая другая тройка. Побеждает команда, последней назвавшая причину стресса в школе. Тренер просит участников вспомнить о причинах,не названных во время «аукциона», и задает вопрос: могло ли данное упражнение спровоцировать стрессовую ситуацию у участников Мини-лекция «Что такое стресс»(15-20 мин). Ведущий дает определение понятия «стресс», рассказывает о возможных причинах его возникновения в условиях образовательного учреждения. Участники делятся мнением, нужна ли работа с педагогами по профилактике стресса. Основная часть (50 минут) Упражнение «Стресс». Развитие способности анализировать и управлять стрессовыми ситуациями. Группа разбивается на тройки, каждая из которых организует пространство удобным образом, чтоб при обсуждении тройки не мешали друг другу. Затем каждому участнику лается задание: вспомнить ситуацию, которая произошла с ними или с их коллегами, родителями, знакомыми и в которой они (сами слушатели или их близкие) испытывали стресс после взаимодействия с учителем, с администрацией (желательно, чтобы ситуация не касалась лично участников). Затем каждый в тройках по очереди рассказывает ситуацию, в это время двое остальных участников используют нерефлексивное слушание. После окончания рассказа два слушателя помогают изменить эту ситуацию так, чтобы она не являлась травмирующей, и отвечают на вопрос: «Как могли повести себя работники школы, чтобы эта ситуация не была стрессовой?» В это время 3-й участник, который рассказывал, слушает, а потом сообщает, какое решение ему показалось наиболее приемлемым в рассказанной им ситуации. Ведущий дает определение понятия «стресс», рассказывает о возможных причинах его возникновения в условиях образовательного учреждения. Участники делятся мнением, нужна ли работа с педагогами по профилактике стресса. Заключительная часть (20-30 минут): «Вот и подходит к концу наше четвертое занятие. Но прежде чем мы перейдем к обсуждению проделанной работы, я хочу вас попросить нарисовать «Прогноз погоды», отражающий ваше настроение на данный момент. (Участники рисуют) «А теперь, давайте сравним ваши рисунки, сделанные в начале занятия, и рисунки которые вы нарисовали сейчас. Я предлагаю именно это обсудить сейчас, когда мы будем передавать игрушку». Ритуальное прощание.
Выводы по главе 2 Нами было проведено исследование уровня развития коммуникативных особенностей педагогов с помощью методики «КОП». На основе полученных результатов нами был сделан вывод о необходимости разработки программы тренинговых занятий для развития коммуникативных навыков педагоговПри разработке программы нами были учтены результаты диагностики, а так же психологические особенности. При подборе упражнений для тренинговых занятий нами были учтены возраст участников и наличие базовых коммуникативных навыков. Подбор упражнений осуществлялся с акцентированием на рефлексивном компоненте, так как возраст участников предполагает наличие внимания к самосознанию и самоопределению. Так же это необходимо для выявления начального уровня развития коммуникативных навыков у каждого из участников, что является основой для дальнейшей работы. Для выявления причин отсутствия стремления к общению и предпочтения проводить время наедине с собой нами используется рефлексия в конце упражнений. Для учета наличия опыта участия в тренинговых группах нами выбрана структура построения занятия, при которой коллективные упражнения чередуются с индивидуальными, что дает возможность тренеру контролировать вклад каждого участника в общую деятельность. Это необходимо, если участник, имеющий значительный опыт участия в тренинговых группах, старается показать, что он компетентнее тренера в проведении упражнения и демонстрирует отказ его выполнять. Для учета развития эмоциональной сферы, развития самосознания и наличия кризиса нами сделан акцент на обсуждении каждого проведенного упражнения, для оценки чувств каждого участника и возможных затруднений при выполнении упражнения. Каждый участник группы получает карточку со списком различных невербальных проявлений: жесты, позы, мимика.Тренер просит участников решить, какие из этих средств способствуют созданию доброжелательной атмосферы в общении с родителями, какие препятствуют, а какие являются нейтральными. Каждый участник самостоятельно делает пометки в своей карточке. Можно применять единые условные обозначения, которые даны на карточке. Затем группа делится на несколько подгрупп по 4-5 человек в каждой, где происходит обмен мнениями. После этого проводится общая групповая дискуссия о целесообразности использования перечисленных в карточке паттернов при общении педагога с родителями. Как правило, в этом упражнении группа редко приходит к единому мнению по поводу некоторых невербальных средств общения. В таком случае участникам каждой из подгрупп предлагается побыть в роли экспертов. Для этого один представитель подгруппы что-нибудь рассказывает остальным участникам, например, как готовить яичницу, и при этом демонстрирует тот жест, который вызвал спор. После чего участники подгруппы рассказывают о своих ощущениях и решают вопрос об эффективности того или иного жеста. Таким образом группа приходит к единому мнению. Вместо обсуждения тренер может попросить участников подвести итог работы экспертов, а итогом всего упражнения может быть мини-лекция «невербальные средства общения». Данное упражнение часто вызывает много споров, которые иногда не прекращаются даже в кулуарах. Поэтому тренер может сделать акцент на том, что нельзя «читать» жесты других людей однозначно. Мы рассматриваем эту важную тему не для того, чтобы определять состояния других людей по их жестам, а для того, чтобы следить за своими невербальными проявлениями и достичь желаемой атмосферы в ходе беседы.
Приложение 1
Тест на выявление коммуникативных способностей
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы ни когда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избе жать этой командировки?
5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, отве тить на какой-нибудь вопрос)?
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкаче ственное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым загово рит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения...?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рас смотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оцен ки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чу жих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?
14. Услышав где-нибудь в кулуарах высказывание явно оши бочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпо чтете ли вы промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобрать ся в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оцен ку) в письменной форме, чем в устной?
Теперь рекомендуется самому оценить ответы: за каждое «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0. Затем общее число очков сумми руется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.
30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям то же нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует группо вых усилии. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одино чество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необ ходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надол го выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только недоволь ством — в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы обретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пу гают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и дис путах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком мно го сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любозна тельны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпели вы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчи вости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людь ми. В то же время вы не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охот но знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усид чивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблема ми. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.
Список используемой литературы 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. –6-е изд. – М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2006 – 702с. 2. Аверченко, Л.К. Имидж и личностный рост: учеб. Пособие [Текст] / Л.К. Аверченко – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999 – 147с. 3. Авидон, И. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг [Текст] / И. Авидон, О. Гончукова – СПб.: Речь, 2010 – 256с. 4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /под ред. В.Я. Ядова. – М.: 1996 – 481с. 5. Ежова Н.Н. Научись общаться! Коммуникативные тренинги [Текст] / Н.Н. Ежова – 4-е изд. –Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 249с. 6. Зайцева, Т.В. Теория психологического тренинга: психологический тренинг как инструметальное действие [Текст] / Т.В. Зайцева – СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. – 348с. 7. Мальханова, И.А. Коммуникативный тренинг: учеб пособие [Текст] / И.А. Мальханова – М.: Академический проект, 2006 – 165с. 8. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.С. Мухина – 12-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия»,2009. – 640с. 9. Немов, Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии [Текст] / Р.С. Немов – М.:Просвещение, 1995. – 368с. 10. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории [Текст] / Б.Д. Парыгин – СПб, 1999, 244с. 11. Солободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психологическое развитие человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе.: учеб. пособие для вузов [Текст] / Е.И. Исаев, В.И. Солободчиков – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416с. 12. Солдатова, Е.Л. Психологическое развитие и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез [Текст] / Г.Н. Лаврова, Е.Л. Солдатова – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с. 13.Суховершина, Ю.В. Тренинги делового (профессионального) общения [Текст] / Е.П. Тихомирова, Ю.Е. Скоромная, Ю.В. Суховершина – М.: Академический проект, 2006. – 128с. 14. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / О.В. Хухлаева – 3-е изд. – М.: Издат. центр «Академия», 2006. – 208с. 15.Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис [Текст] / общ. ред. А.В. Толстых – 2-е изд. – М.: Прогресс, 2006. – 352с. 16. Андронов В.Т. Психологические вопросы формирования профессионального мышления [Текст] / В.Т. Андронов. Изд.- Прогресс, Саранск, 1984- 345с 17. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении [Текст] / В.В. Бойко.-М., 1996-189с 18. Вайсбах Х. Дакс У. Эмоциональный интеллект [Текст] / Вайсбах Х. Дакс У. – М.: Лик Пресс, 1998.– 160с. 19. Василюк Ф.Е. Психология переживания [Текст] / Василюк Ф.Е. - М., 1984- 256с. 20. Вачков И.В. Метафорический тренинг [Текст] / Вачков И.В. -М.: Ось – 89, 2005- 144с. 21. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности [Текст]. / Иванова Е.М. - М.: МГУ, 1992- 287с. 22. Иванов И.М. Йога и психотренинг [Текст] / Иванова И.М. - М., 1990- 157с. 23. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учеб. Пособие [Текст] / Ильин Е.П.- Питер, 2001-190с. 24. Клищевская М.В. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности [Текст] / Клищевская М.В. М.,1999-244с. 25. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учеб. Пособие [Текст] / Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Питер, 2001-453с. 26. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Митина Л.М. -М., 1998-321с. 27. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал [Текст] / Митина Л.М. - М., 1994- 281с. 28. Осипова А.А. Общая психокоррекция [Текст] / Осипова А.А. – М: Сфера, 2002. – 512 с. 29. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя [Текст] / Субботин С.В.- Пермь, 1992-342с. 30. Хмелюк Р.И. Эмоциональная регуляция как компонент психологической устойчивости деятельности учителя [Текст] / Хмелюк Р.И. - М., 1987-297с. 31. Чистякова М.И. Психогимнастика [Текст] / Чистякова М.И -М., 1990-132с 32. Ялов А.М. Интерактивные аспекты современной психологии. учеб. Пособие [Текст] / 1992-322с. 33. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей [Текст] / Яценко Т.С. Киев, 1997-154с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.134 (0.01 с.) |