Строительная техника Персии, Месопотамии, Междуречья. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Строительная техника Персии, Месопотамии, Междуречья.



Шумеры, населявшие земли двуречья освоили строительство из камня, производство цветного стекла и бронзы, изобрели колесо, осушали болотистую почву, строили дамбы, каналы и плотины, изобрели гончарный круг, форму для выделки кирпича, повозку со сплошными деревянными колесами, плуг-сеялку, освоили технику обработки камня и драгоценных металлов, научились возводить арки, сводчатые перекрытия и купола. Основным строительным материалом был кирпич-сырец, кирпич обожженный и глазурованный. Наряду с балочными перекрытиями из стволов пальмы, часто устраивалось сводчатое перекрытие из кирпича. Коробковый бескружальный свод, выложенный наклонными отрезками был важнейшей формой перекрытия.

Основные строительные материалы: глина, тростник, мелкий речной кустарник. Циновки и плетни из тростника и лозы, обмазанные глиной использовались как ограждающие конструкции домов, каркас которых состоял из плотных связок-фашин того же тростника.

Для более ответственных сооружений применяли сырой только что отформованный кирпич, уложенный в стену из раствора. Высыхая он слеживался в монолитную массу. Для лучшего просушивания стен такой кладки большой толщины в них устраивали дренажно-вентиляционные каналы, для большей прочности их армировали циновками из тростника или пальмовыми стволами.

Применение высушенного на солнце кирпича повысило прочностные качества стеновых конструкций, расширило возможности сырцовой кладки. Зубчатый в плане профиль стен имел на столько декоративное назначение, сколько позволял облегчить кладку без потери прочности, а также избежать перегрева стены сочетанием освещенных и затемненных участков.

Для производства обожженного кирпича не хватало топлива, поэтому применялся он редко, в основном как облицованный материал для сырцовых конструкций или кладки цокольных частей зданий, которым угрожала сырость.

Для гидроизоляции в Двуречье использовался битум (его выходы на поверхность образовывали целые озера). Битум применялся как связующее для кирпичной кладки, для окраски и улучшения осадки стен, устройства полов.

От солнечного перегрева дома защищались толстыми стенами, часто двойными. Площадь теплоотдачи увеличивала солидная облицовка стен небольшими глиняными трубками, открытыми отверстиями наружу. Окна в стенах небольшие под самым потолком.

Толстый земляной накат крыши засеивали травой, испарение которой давало дополнительный эффект охлаждения. Чтобы усилить воздухообмен в жилище, вместо крыши- наката возводили глиняный купол вытянутого силуэта.

Недостаток дерева ограничивал его использование. Стволы местной пальмы позволяли перекрывать только небольшие пролеты 3-4 метра. Ограниченные возможности конструкций перекрытия придают особый характер планировке-смежные тоннелеобразные помещения.

Камень и древесину, привозили с севера, стоил он дорого и шел только на облицовку, скульптуру, памятные стелы.

Здания штукатурились глиной или алебастром, стены расписывались. Глазурованные кирпича или плитки голубого, желтого, коричневого, черного, белого цветов выкладывались наборным рисунком.

Строительная техника сасанидского времени содержит изменения. Кроме обожженого кирпича, сырцовой кладки и пахсы (глиняные блоки) в строительстве используется дикий камень на известняковом растворе. Появляется свод, возводимый на кружале; новый элемент-купол на тромпах.

 

Зиккурат Этеменанкu – храм вавилонского бога солнца Мардука (Вавилонская башня)

 

«Висячие сады» Семирамиды

 

 

Древняя Индия.

Древние памятники индийской архитектуры появляются во втором тысячелетии до н.э. Здесь еще в доисторический период возникают основанные на регулярной планировочной схеме города с домами из обожженного кирпича, с широкими замощенными улицами, канализацией. Об этом свидетельствуют раскопки городов Харрапа и Махёджо-Дар.

Раскопки древнего города Хараппа

 

Руины древнего города Мохенджо-Дар

В последние столетия перед новой эрой в Индию проникает зрелая культура Ирана, а в ½ III в.до н.э. появляются первые буддийские архитектурные памятники-сооружения из долговечных материалов. Более ранние архитектурные постройки были главным образом из дерева. К основным строительным материалам относятся также камень и глина. В более ранний период очень популярным был бамбук, из которого сооружались типичные для индийской архитектуры круглые постройки, формы которых позднее воссоздавались в других материалах.

В III в.до н.э. строятся первые каменные буддийские монументы-колонны (стамбхи), сферические сооружения, символы буддизма (ступы).

Ступа - строение, воздвигнутое для хранения реликвий Будды, является одним из наиболее примечательных буддийских памятников в Индии. Некоторые из них относятся к III в. до н. э. Обычно ступа имеет форму полушария, покоящегося на круглом основании, вокруг которого идет тропа, доступ к которой открывается через лестницу, чем дается возможность процессиям обходить священный холм.

Монастыри - вокруг буддийского храма почти всегда группируются монастырские кельи; часто монастырь располагается также независимо от храма. Монастырь почти всегда высечен в массиве скалы: кельи — пещеры, а фасад — портик, колонны которого вырублены также из камня.

В одном из поэтических описаний столицы Айодхьи: «Город походил на рудник драгоценностей,… его стены, как квадраты шахматной доски, были испещрены различными самоцветными камнями».

В IV-V вв. буддизм постепенно сливается с более древними местными религиями. Будда признается воплощением индуистского божества Вимну. В это время в искусстве, особенно живописи, помимо религиозных широко распространяются светские мотивы и настроения. Они пронизывают даже искусство храмовых пещерных комплексов, сочетающих в себе архитектуру, скульптуру, живопись. Особенно знаменит своими росписями комплекс буддийских монастырей и храмов Аджанты, включающий в себя двадцать девять пещер, высеченных в скалистом берегу реки. Росписи Аджанты – выдающийся художественный памятник прошлого.

Комплекс буддийских монастырей и храмов Аджанты

Храмы

В своей основе тип индуистского храма практически без изменений сохранился с 6-го столетия н.э. до нашего времени.

Самой важной частью храма является гарбхагриха, т.е. святилище, святая святых. Это обычно квадратное низкое помещение без дверей и окон, за исключением естественного низкого и узкого входа. Изображение божества находится в геометрическом центре. Это абсолютно темное место. Над гарбхабрихой находится храмовая башня (вимана). Вокруг святилища обычно есть круговой проход (закрытый с трех сторон проход), по которому верующие обходят Божество. Перед святилищем находится проход в него, соединяющий его с большим залом – мукхамандапа. Кроме функции прохода, мукхамандапа используется для хранения предметов религиозного назначения (пища, подлежащая предложению Богу, прочие предметы культа). Есть еще узкий проход, соединяющий гарбхагриху и мантапу.

Мантапа – большой зал используемый для относящихся к прихожанам религиозных действий. В зависимости от размера, он может иметь простой вход, декорированный лишь незначительными орнаментальными полосками по краям двери, или вход с крыльцом, ступенями, предвратными фигурами и скульптурными группами, горельефами и прочими элементами декора.

Перед входом в храм располагается флагшток, который находится по центральной оси храма напротив святилища. Флаг зависит от Бога, которому посвящен храм, также как и вахана, то есть ездовое животное Бога, которое находится здесь же, напротив храма. Напротив храмов Шивы мордой к храму лежит Нандин, бык. В храмах, посвященных Богине-Матери, это - лев, вахара Дурги, в храмах Вишну это Гаруда - человек с птичьей головой.

Балипитха пьедестал для жертвенных приношений с лотосом или следами божества установлен рядом с мурти (изображением) Божества.

Храм окружен невысокой стеной или забором. В стенах могут находится небольшие храмы или святыни божеств, связанных с главным божеством храма. Например, в храме Шивы второстепенные святыни посвящены Ганеше, супруге Шивы Парвати. В храме Вишну соответственно Лакшми, Хануману и Гаруде. В храме Дурги - Шиве, Ганеше.

 

Храм Шивы Статуя посвященная супруге Шивы Парвати

 

Древний храм Вишну

 

Храм Дурги в Индии

 

Одним из самых любопытных образцов архитектурных памятников из камня, выполненных в приемах деревянной конструкции, является ограда ступа в Санчи, которая датируется II в. до н. э. и считается одним из древнейших памятников Индии. Каменными являются и стойки, представляющие собой столбы, вбитые в землю, и верхняя обвязка, состоящая из брусьев, связанных шипами между собой и со стойками, и брусья, заполняющие пролеты между столбами и пропущенные в сквозные гнезда, как если бы это было в деревянной конструкции.

В пещерах Карли и Аджанты все части деревянных конструкций, которые могут быть воспроизведены скульптурно, высечены в самой толще скалы; что касается частей, не выполненных в камне, строитель их просто вытачивает из дерева и прикрепляет к своду, который они якобы поддерживают. И эти бесполезные фермы вовсе не являются продуктом чисто декоративной фантазии; их искусное построение доказывает, что они являются настоящими фермами, удовлетворяющими своему назначению, фермами, в которых умелое применение дерева и всего оборудования свидетельствует о многовековом опыте. Именно здесь обнаруживаются следы древней индийской архитектуры; остальное — наносное, полученное из Греции, Персии или Китая.

 

 

Пещерные храмы Карли. Индия, Махараштра.

 

Пещерные храм Аджанты.

Храм Аджанты. Индия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.019 с.)