месяц
| кол-во занятий
| Тема занятия
| Программное содержание
| Название проекта
| Дополнитель-ный материал
|
Сентябрь
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
|
| «Посылка из деревни»
| Уточнять и обобщать представления детей о том, чем занимаются сельские труженики. Воспитывать уважение к людям труда, учить бережно обращаться с продуктами питания.
|
Ягоды
| Артёмова Л.В.
Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с.54
|
«Подбери пару»
| Учить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению. Приучать их сообща выполнять задание.
|
Злаки/ хлеб
| Артёмова Л.В.
Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, 52
|
«Собери картинки. Части целого»
| Развивать понимание отношений целое и его части. Расширять словарный запас.
|
Злаки/ хлеб
| Артёмова Л.В.
Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, 61
|
Экскурсия в осенний парк
| Формировать представление о первом периоде осени. Учить находить первые признаки осени. Способствовать развитию интереса к живой природе. Прививать к ней любовь.
|
Осень
| Н.В. Коломина Занятия по экологии в детском саду С.16
|
Октябрь
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
|
| «С чего начиналась техника»
| Познакомить детей с понятием техника, как жил первобытный человек. Рассказать о первых открытиях древних людей. Развивать
Познавательный интерес, внимательность к окружающей действительности.
|
Грибы/ несъедоб-ные грибы
| Златопольский Д.С.
Удивительные превращения. Детям о секретах вещества, с.4
|
«Материал – дерево. Свойства дерева».
| Рассмотреть дерево, как материал из которого изготовляется очень много предметов полезных для человека. Рассмотреть свойства дерева через опыт (в воде не тонет, в огне горит; чем хорошо и чем плохо дерево как материал)
|
Растения осенью
| Златопольский Д.С.
Удивительные превращения. Детям о секретах вещества, с.7
|
«Ткань»
| Дать детям представление об изготовлении ткани. Рассказать о свойствах ткани: водонепроницаемая ткань.
| Одежда и обувь осенью/ головные уборы
| Златопольский Д.С.
Удивительные превращения. Детям о секретах вещества, с.18
|
«Ткань. Свойства ткани»
(экспери-мент)
| При помощи эксперимента наглядно показать свойство водонепроницаемой ткани не пропускать воду.(сравнить с другими тканями). Познакомить с названием такой ткани- болонья.
|
Рыбы и водоёмы/земновод-ные
| Златопольский Д.С.
Удивительные превращения. Детям о секретах вещества, с.20
|
Ноябрь
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
|
| «Семья»
| Помочь детям понять родственные отношения в семье, закреплять умение называть членов своей семьи. Воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, числительными; в употреблении сложных прилагательных, глаголов. Развивать логическое мышление.
| Моя семья/ мои друзья
| Селихова Л.Г.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи с детьми 5-7 лет, с.71
|
«Правила гигиены»
| Закреплять знания детей о назначении туалетных принадлежностей; названия частей тела. Учить подбирать прилагательные и глаголы к каждому существительному по данной теме.
| Я- человек/ моё здоровье
| Селихова Л.Г.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи с детьми 5-7 лет, с.74
|
«Это не игрушки!»
| Подвести детей к выводу о том, что нельзя шутить с огнем, спички и зажигалки это не игрушки, а опасные предметы.
| Мои игрушки
| Шорыгина Т.А.
Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет
С.31
|
«Посуда»
| Учить детей различать и называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды. Упражнять в образовании однокоренных слов, согласовании существительных с прилагательными.
|
Посуда/ продукты питания
| Селихова Л.Г.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи с детьми 5-7 лет, с.53
|
Декабрь
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
5-я неделя
-я неделя
|
| «Что такое спорт?»
| Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека.
| Спорт / моё поведе-ние
| Авдеева Н.Н. и др.
Безопасность:
Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.,с.109
|
Как вызвать милицию
| Научить детей пользоваться телефоном для вызова милиции «02»(запомнить номер). Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми; научить их правильно себя вести в таких случаях.
| Зимую-щие птицы
| Авдеева Н.Н. и др.
Безопасность:
Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.,
с.46, с.49, с.63
|
Скорая помощь
| Познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить своё имя, фамилию и домашний адрес).
|
Зима
| Авдеева Н.Н. и др.
Безопасность:
Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.,
С.64
|
«Зимние забавы детей»
| Расширить представление о зимних видах спорта; активизировать глагольную лексику; развивать вербальную память на основе упражнений в запоминании.
| Зимние забавы
| Усачёва В.И.
Мир и человек, с.104
|
«Откуда к нам приходит дед Мороз?»
| Рассказать о Дедах Морозах разных стран, как их называют в других странах, как выглядят. Где живёт дед Мороз (по старинным преданиям)
|
Новый год
| Энциклопедия «Всё обо всём»
|
Январь
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
|
|
| каникулы
|
|
|
«Фарфоро-вый секрет китайцев»
| Познакомить детей с историей создания стекла и фарфора. Научить называть свойства стекла (прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, ребристое, хрустальное) и фарфора (белый, перламутровый, тонкий, гладкий, звенящий).
| Домаш-ние животные
| Дыбина О.В.
Ребёнок и окружающий мир(программа и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет),С.43
Златопольский Д.С.
Удивительные превращения. Детям о секретах вещества, с.46
|
«Металл. Свойства металлов».
| Познакомить с материалом – металлом. Дать понятие о том, какие металлы существуют, и какими свойствами обладают.
|
Домаш-ние птицы
| Златопольский Д.С.
Удивительные превращения. Детям о секретах вещества, С.22
|
«Естествен-ные материалы: камень, песок.»
| Познакомить с естественными материалами: камнем и песком. Дать представления о различных породах камней, в каких отраслях используются человеком.
|
Живот-ные родного края
| Златопольский Д.С.
Удивительные превращения. Детям о секретах вещества, С.32,с.38
|
Февраль
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
|
| «Искусственные материалы: бетон, резина, пластмасса. Свойства бетона, резины и пластмассы»
| Познакомить с искусственными материалами бетоном, резиной и пластмассой и способами их изготовления. Перечислить свойства материалов, опираясь на опытно-экспериментальную деятельность
| Живот-ные жарких стран
| Златопольский Д.С.
Удивительные превращения. Детям о секретах вещества, С.52, 56.
|
«Песня колокольчи-ка»
| Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве; их свойствах; познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.
| Живот-ные севера
| Дыбина О.В.
Ребёнок и окружающий мир(программа и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет),С.45
|
«Мой город – Абакан»
(краеведе-ние)
| Познакомить с историческим прошлым и настоящим родного города. Воспитывать уважительное чувство к предкам, землякам, бережное отношение к истории родного города.
| Мой город. Моя Родина
| Фото-альбом «Абакан»
|
«День защитника
Отечества»
| Уточнять и обобщать знания детей о Российской армии, воспитывать уважение к солдатам и офицерам; приучать чтить память павших бойцов.
| Наша Армия
| Селихова Л.Г.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи с детьми 5-7 лет, с.41
|
Март
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
5-я неделя
|
| «Международный женский день»
| Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сёстрам; желание помогать им. Упражнять в образовании наречий из прилагательных, глаголов и прилагательных. Учить составлять небольшие рассказы на основе личного опыта.
|
Мамочка моя
| Селихова Л.Г.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи с детьми 5-7 лет, с.45
|
«Мебель»
| Учить детей описывать мебель, которая находится в кухне, в прихожей, в гостиной, в игровой, детской, спальной. Обогащать словарь глаголами, существительными, прилагательными. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов.
| Мебель/ бытовые приборы
| Селихова Л.Г.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи с детьми 5-7 лет, с.57
|
«Осторожно -электро-приборы!»
| Систематизировать знания детей об электроприборах. Дать понятие- электрический ток. Познакомить с правилами безопасного пользования электроприборами. Выучить с детьми номер телефона 01, для звонка при пожаре.
| Весна. Растения весной
| Шорыгина Т.А.
Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет
С.36.
|
«В гостях у
парикмахе-ра»
| Познакомить детей с деловыми и личностными качествами парикмахера. Подвести к пониманию целостного облика человека, развивать эмоционально-оценочное отношение к нему.
| Профес-сии
| Дыбина О.В.
Ребёнок и окружающий мир(программа и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет),С.56
|
«Транспорт наземный.
Водный транспорт» (обобщаю-щее занятие)
| Закрепить знания о различных видах транспорта, учить выделять наземный транспорт среди других видов транспорта. Дать понятие о том, что транспорт изобретён для удобства жизнедеятельности человека
Обобщение знаний о водном транспорте, автоматизировать дифференциацию водного транспорта из других видов транспорта; расширение словарного запаса
(галера, бригантина, фрегат, каравелла).
| Транс-порт
(назем-ный, водный)
| Скоролупова О.А. «Транспорт: наземный, водный, воздушный» с.9.,с.59
|
Апрель
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
|
| «Воздушный Транспорт» (обобщаю-щее занятие)
| Обобщение знаний о воздушном транспорте, профессиях, расширение словарного запаса: авиация, радист, стюардесса, вертолётчик и т.д.
| Транс-порт
(воздуш-
ный, косми-ческий)
| Скоролупова О.А. «Транспорт: наземный, водный, воздушный» с.99
|
«Космонав-ты»
| Воспитывать у детей интерес к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представления детей о космических полётах.
| Космос
| Селихова Л.Г.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи с детьми 5-7 лет, С.34
|
«Труд пекаря»
| Сформировать представление о работе пекарей, о необходимости и важности их труда. Формировать целостное представление о работе в пекарне, совершенствовать навык рассматривания картины, развивать связную речь, мышление, зрительное внимание, восприятие.
| Профес-сии
| Картина «В пекарне»
Методическое пособие «Профессии»
|
«Нам на улице не страшно
| Закреплять у детей знание правил дорожного движения; расширять знания о правилах поведения на улице; объяснить алгоритм перехода проезжей части по нерегулируемому переходу. Учить решать на модели дорожные ситуации и прогнозировать своё поведение в тех или иных обстоятельствах. Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность.
| Весна. Перелёт-ные птицы
| Скоролупова О.А. «Транспорт: наземный, водный, воздушный» с.51
|
Май
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
|
| «9 мая – День Победы»
| Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Познакомить с памятниками, напоминающими о героях войны в нашем городе. Познакомить детей с памятником Г.К. Жукову на Красной площади, рассказать, почему ему воздвигли памятник. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
| День Победы
| Целевая прогулка в Черногорский парк
Н.В. Алёшина Патриотическое воспитание дошкольников, с.217
|
«Быть примерным пешеходом и пассажиром разреша-ется!»
| Закрепить у детей знание правил дорожного движения; учить адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать своё поведение в тех или иных обстоятельствах. Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность.
| Полевые работы весной
| Скоролупова О.А. «Транспорт: наземный, водный, воздушный» с.54
|
«У кого пчела, тому и жизнь весела».
| Дать представление детям о том, что с глубокой древности пчела стала для человека полезным насекомым. Рассказать о труде пчеловодов – пасечников. Расширять кругозор детей, словарный запас (пасека, пасечник, улей, соты, воск).
| Насеко-мые
| Т.А.Шорыгина Насекомые. Какие они? с.10
Н.В. Коломина Занятия по экологии в детском саду с.139
|
«Жизнь детского сада»
| Показать общественную значимость детского сада. Подвести детей к пониманию того, что самые важные и самые главные в детском саду – дети; взрослые работают в детском саду, чтобы детям было хорошо. Воспитывать уважительное отношение к труду сотрудников детского сада.
|
Детский сад
| Дыбина О.В.
Ребёнок и окружающий мир(программа и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет),С.48
|
Итого:
|
|
| | | | | | |
с детьми 5-7 лет. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет-
На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они познают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений, например связь живого и неживого в природе, единство и многообразие живых существ, непрерывное движение, изменение и развитие и др. Стремление к обобщениям и возможность обобщать делают реальной задачу усвоения детьми элементарных видовых и родовых понятий.
Настоящая рабочая учебная программа разработана на основе обязательного минимума содержания по речевому развитию детей дошкольного возраста программы «Воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, а также с учетом тематического планирования предусмотренного программой для логопедических групп Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
Обновление содержания осуществляется на основании методических разработок: Л.Г.Селиховой Ознакомление с природой и развитие речи, Коломиной Н.В. Занятия по экологии в детском саду.
1. Расширять и углублять представления детей о природе.
2. Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные
умения.
3. Формировать умение ухаживать за живыми существами.
4. Накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным.
Курс содержит 37 занятий в год, приблизительно по четыре - пять занятий в месяц. Длительность занятия колеблется от 25 до 30 минут, согласно нормам СанПиН.
Решение экологических задач также осуществляется в повседневной деятельности детей с различным содержанием: социально-нравственным, художественным, изобразительным и т.д. В процессе обучения обязательным является использование материалов регионального компонента.