Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Старшей (логопедической) группы

Поиск

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

СТАРШЕЙ (логопедической) ГРУППЫ

(по комплексной программе «Воспитание и обучение в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой)

Разработано:

Мартьянова Ирина Владимировна

вторая квалификационная категория

Оглавление:

 

1. Пояснительная записка______________________________________ 3

2.Раздел программы «Формирование элементарных

математических представлений»_______________________________11

3. Раздел программы «Развитие речи»____________________________ 22

4. Раздел программы «Предметное окружение.

Явления общественной жизни»_______________________________ 37

5. Раздел программы «Природное окружение.

Экологическое воспитание»__________________________________ 49

6. Раздел программы «Художественно-эстетическое воспитание»____ 60

7. Раздел программы «Художественная литература»________________ 83

8. Раздел программы «Физическое развитие»______________________91


Пояснительная записка

Детский сад «Жаворонок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по двум направлениям развития детей (реализует общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по интеллектуальному и физическому развитию детей). Шестой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Дети впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей, характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Детский сад «Жаворонок» работает по комплексной программе «Воспитание и обучение в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Реализуя основную программу детского сада, основываясь на приоритетное направление по интеллектуальному и физическому развитию детей, дополняем содержание программы «Воспитание и обучение в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, парциальными программами, такими как:

· Князева О.Л., Стёркина Р.Б., «Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет»: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений, «Просвещение», 2005

· Князева О.Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998год.

· Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003 год.

Методическими разработками:

1. Ушакова О.С. Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет Москва

Издательский центр «Вентана - Граф» 2009.

 

2. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и

методические рекомендации / Сост. О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-

Синтез, 2008.

3. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи.

Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет- М.: Мозаика-

Синтез, 2008

4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду:

Пособие для воспитателей.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981.

 

5.Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.

Учебно-методическое пособие – М.: Мозаика Синтез, 2008

Старшую возрастнуюгруппу «Умка» посещают 19 человек в возрасте от 5 до 6 лет: мальчиков – 9 человек, девочек – 10человек. С детьми проводится 13 занятий в неделю в первый период обучения, 14 занятий во втором и третьем периодах обучения (см. учебный план таблица 1), (одно физкультурное занятие проводится на свежем воздухе). Длительность занятия колеблется от 25 до 30 минут, перерыв между занятиями длится 10 – 15 минут, согласно нормам СанПиН. Занятия проводятся в первой половине дня.

Таблица 1

Учебный план на 2009-2010 учебный год для специализированной логопедической группы «Умка»

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»

(авторы Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева)

занятия Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год
1-й период 2-й период 3-й период
1.Логопедическое            
2. Ребёнок и окружающий мир          
3. Развитие речи          
4.ФЭМП          
5. Рисование 0,5 0,25 0,25    
6. Лепка 0,5 0,25 0,25    
7.Конструирование 0,5 0,25 0,25    
8.Аппликация 0,5 0,25 0,25    
9.Физкультурное воспитание          
10.Музыкальное воспитание          
Общее кол-во          

 

Таблица 2

Расписание организованной деятельности с детьми

понедельник вторник среда четверг пятница
Первая половина дня 1.Логопедическое 2.Окружающий мир(предмет-ный). 3.Художественный труд 1.ФЭМП   2.Физкуль-турное воспитание 1.Логопедическое   2.Развитие речи 3.Музыкаль-ное 1.Окружающий мир(природный)   2. Физкуль-турное воспитание 1.Логопедическое. 2.Конструирование/Ручной труд/Аппликация 3.Физ. на улице
Вторая половина дня Музыкальное   Рисование/ Лепка   Художественная литература

 

Для реализации совместных усилий в воспитании полноценной личности ребёнка, его целостном развитии немаловажную роль играет социум.

Таблица 3

Ребёнок и социум

№ п/п Учреждения Задачи, решаемые в совместной работе Формы работы с детьми
  Общеобразовательная школа № 22 Преемственность д/сада и школы, взаимопомощь. Экскурсии, праздники, КВН, концерты, конкурсы, выставки, фестивали, взаимопосещения (занятия – уроки).  
  Республиканская филармония Приобщение детей к мировой и национальной музыкальной культуре. Знакомство с произведениями классической и народной музыки.   Концерты воспитанников музыкальных школ в дошкольном учреждении. Беседы с педагогами музыкальной школы о музыкальных инструментах.
  Театр «Сказка» Театр «Читиген» Драматический театр им. М.Ю. Лермонтова Приобщение детей к театральной культуре. Знакомство с устройством театра: сцена, занавес, кулисы, зрительный зал, гримерная.   Посещение театра. Спектакли в ДОУ Беседы с работниками театра
  Детская библиотека Приобщение детей к культуре чтения и художественной литературе Использование фонда библиотеки для занятий с детьми, воспитателями, родителями. Организация экскурсий в библиотеку. Беседы с детьми о прочитанных книгах, викторины.
  Культурный центр «Победа» Приобщение детей к миру искусства. Проведение фестивалей, конкурсов, смотров, организация выставок детских работ
  Конно - спортивный клуб «Бисер» Организация досуга детей, воспитание у детей любви к животным. Катание детей на лошадях, общение с лошадью.
  Детская поликлиника Работа по оздоровлению детей, консультации для педагогов и родителей Осмотр детей специалистами, рекомендации.
  Школа искусств №2 Приобщение детей к миру искусства Проведение совместных музыкальных праздников, организация выставок детских творческих работ
  Зоопарк Обобщение знаний о животных, птицах и земноводных. Наблюдения, беседы с работниками зоопарка.
  ОКЦМ «Родник» Организация досуга детей. Проведение конкурсов, праздников, организация выставок детских работ.

 

Диагностика проводится два раза в год: сентябрь, май, для выявления знаний, умений и навыков, определения уровня развития детей, результаты которой используются в планировании коррекционной работы.

Таблица 4

Раздел программы

«Формирование элементарных математических представлений» в старшей логопедической группе

Пояснительная записка

На шестом году жизни у ребёнка развиваются способность управлять своим поведением, произвольная память, наглядно-действенное и наглядно0образное мышление. Главное направление в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста – развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

Настоящая рабочая учебная программа разработана на основе обязательного минимума содержания по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста программы «Воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой Обновление содержания осуществляется на основании методической разработки: Новиковой В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.

 

 

Целью раздела является – овладение умением обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

Задачи обучения:

1. Формировать умение устанавливать связь между целью (задачей),

осуществлением (процессом) какого-либо действия и результатом.

2. Формировать умение детально анализировать свойства и отношения

предметов, явлений окружающего мира, подмечать не только характерные,

но и менее существенные признаки в рассматриваемых фактах, умение

строить простые высказывания о сущности явления, свойства, отношения и

т.д.

3. Формировать умение находить нужный способ выполнения задания,

ведущий к результату наиболее экономным путём.

4. Развивать навык количественного и порядкового счёта в пределах десяти,

умение сравнивать рядом стоящие числа. Познакомить с количественным

составом числа из единиц в пределах 5.

5. Учить сравнивать совокупности предметов, сопоставляя их элементы один

к одному; различать и сравнивать параметры протяжённости (длину,

ширину, высоту); углублять понятие единицы, понимание отношений между

целым и его частью.

6. Развивать основные пространственные и временные ориентировки.

В старшей группе проводится одно занятие в неделю. Курс содержит примерно 34 занятия в год. Длительность занятия колеблется от 25 до 30 минут, согласно нормам СанПиН. Решение задач заданного в программе содержания осуществляется во взаимосвязи с другими содержательными видами деятельности, такими как экологическая, изобразительная, конструктивная и т.д.

Список средств обучения

ТСО Учебно-наглядные пособия Оборудование
DVD Мультипликационная «Арифметика - малышка» · Серия сюжетных картинок: мир животных, фрукты, птицы, овощи. · Плакаты: счёт, геометрические фигуры, части суток, времена года. · Дидактические игры: учимся считать, цифры, счётный материал, счётные палочки, «Сложи квадрат», «Что сначала, что потом». · Использование рабочей тетради по математике Новиковой В.П. Магнитная доска, фломастеры, карандаши простые и цветные, счётный материал, линейки, тетради в клетку, раздаточный материал (фигуры, цифры, счётные палочки).  

 

Список литературы:

1. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

 

2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.

Учебно-методическое пособие – М.: Мозаика Синтез, 2008

 


 

 

Раздел программы

«Развитие речи» в старшей логопедической группе

Пояснительная записка

В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком, что обусловлено большим по сравнению с предшествующим периодом опытом детей, развитием их интеллектуальных способностей. В старшем возрасте общение становится способом познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания. Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:

- обогащение и активизация словаря,

- воспитание звуковой культуры речи;

-совершенствование грамматической правильности речи;

- развитие связной речи.

 

Настоящая рабочая учебная программа разработана на основе обязательного минимума содержания по речевому развитию детей дошкольного возраста программы «Воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, а также с учетом тематического планирования предусмотренного программой для логопедических групп Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

Обновление содержания осуществляется на основании методических разработок: Л.Е.Кыласовой «Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста»; Е.В.Кузнецовой «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»; В.Н.Волчковой, Н.В.Степановой «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи».

 

Целью раздела является - овладение нормами и правилами родного языка детьми старшего дошкольного возраста и развитие их коммуникативных способностей.

Задачи обучения:

1. Развивать связную речь детей, совершенствовать монологическую речь.

2. Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; стимулировать

переход из пассивного словаря в активный.

3. Формировать у дошкольников разные структурные уровни системы языка:

фонетический, лексический, грамматический.

4. Формировать слуховое внимание, фонематический слух, правильное

звукопроизношение.

5. Формировать умение пользоваться различными средствами интонацион-

ной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.

6.Формировать у дошкольников навыки владения языком в его

коммуникативной функции.

7. Формировать у детей способность к элементарному осознанию языковых и

речевых явлений.

8. Развивать память, внимание, воображение, мышление, речевое творчество.

9.Развивать общеучебные умения: взаимодействовать в коллективе

сверстников, планировать и контролировать свои действия, следовать

инструкциям, работать внимательно, сосредоточенно.

10.Расширять представления об окружающем мире, явлениях действитель-

ности с опорой на жизненный опыт ребёнка.

Курс содержит 39 занятий в год, по одному занятию в неделю,4-5 занятий в месяц. Длительность занятия колеблется от 25 до 30 минут, согласно нормам СанПиН.

Решение речевых задач также осуществляется в повседневной деятельности детей с различным содержанием: экологическим, социально-нравственным, художественным, изобразительным и т.д. В процессе обучения обязательным является использование материалов регионального компонента.

 

Раздел программы

«Предметное окружение. Явления общественной жизни» в старшей логопедической группе

Пояснительная записка

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. В этом возрасте появляется исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности, что позволяет действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, реализовывать в своём поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.

Настоящая рабочая учебная программа разработана на основе обязательного минимума содержания по ознакомлению с предметным окружением и с явлениями общественной жизни детей дошкольного возраста программы «Воспитание и обучение в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, а также с учетом тематического планирования предусмотренного программой для логопедических групп Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

. Обновление содержания осуществляется, главным образом,на основании методической разработки: Селиховой Л.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи с детьми 5-7 лет.

Введение в предметный мир

Целью данного раздела является формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.

Задачи:

· Продолжать обогащать представления детей о мире предметов.

· Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковёр и т.п.).

· Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы.

· Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда – фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).

· Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.

Для наилучшего достижения поставленных задач, занятия по разделу «Предметное окружение. Явления общественной жизни» проводятся один раз в неделю. Курс содержит 37 занятий в год, приблизительно по 4-5 занятий в месяц. Длительность занятия колеблется от 25 до 30 минут, согласно нормам СанПиН.

Также материал детям преподносится в повседневной деятельности (на прогулке, режимных моментах, играх, наблюдениях, опытах).

Распределение учебного материала по разделу « Предметное окружение. Явления общественной жизни».

Раздел Содержание программы
Предметное окружение Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка, овощерезка, микроволновая печь), создающих комфорт (бра, вентилятор, ковёр и т.п.). Объяснить, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твёрдость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость. Закреплять умение определять цвет, величину, форму, вес предметов. Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда – фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая). Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда пришёл стол?», «Как получилась книжка?» и т.п.); что люди усовершенствовали многие предметы, чтобы ими было удобнее пользоваться (гусиное перо – перьевая ручка – авторучка). Продолжать рассказывать об истории предметов (прошлом, настоящем).
Явления общественной жизни Семья.Формировать интерес к своей родословной, вместе с ребёнком изображать генеалогическое древо (начать с дедушек и бабушек); рассматривать фотографии родственников, помочь ребёнку увидеть внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, глаз). Дети должны знать, где работают их родители, как важен для общества их труд; иметь постоянные обязанности по дому, уважать труд и занятия других членов семьи, хорошо знать свой домашний адрес. Привлекать детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников. Познакомить детей с понятием «хозяйство семьи».   Детский сад.Расширять представления детей о детском саде, подвести к пониманию названия «детский сад». Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на территории детского сада. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ и т.л.). Вместе с родителями учить соблюдать правила уличного движения, переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора. Учить детей соблюдать технику безопасности: не играть с огнём, в отсутствие взрослых не пользоваться электрическими приборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы. Научить в случае необходимости самостоятельно набирать телефонные номера пожарной службы, милиции и «Скорой помощи» (01, 02, 03). Продолжать учить быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших. Формировать уважительное отношение к работникам детского сада.   Родная страна.Расширять представления о родной стране, о государственных и народных праздниках. Знакомить с народными традициями и обычаями. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна. На контурной карте показать Россию: моря, озёра, реки, горы, леса, отдельные города. Рассказать о том, что Москва – главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом нашей страны, мелодией гимна.   Наша армия.Продолжать расширять представления о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.   Труд взрослых. Расширять представления детей о людях разных профессий. Познакомить с людьми таких профессий, как строители, земледельцы, работники транспорта, связи, швейной промышленности. Расширять знания детей о современных профессиях (дизайнер, менеджер, косметолог и др.). Рассказывать о личностных и деловых качествах человека труда, важности и значимости его труда. Прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд. Продолжать учить уважительно относиться к результатам труда, раскрывать деловые и личностные качества человека труда, мотивы и цели деятельности взрослого.

 

Примерный тематический план по разделу

«Предметное окружение.

Список средств обучения

ТСО Учебно-наглядные пособия Оборудование
магнитофон, аудиокассеты Картинки предметов для классификации, игрушки: спец. машины, военная техника, бытовая техника; атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Прачечная»; коллекция материалов: виды бумаги, ткани, топливо. Изделия из дерева, пластмассы, стекла, железа.     Увеличительные стёкла, весы, колбы пластмассовые для исследовательской - опытной деятельности.

 

 

Список литературы:

 

10. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп.- М.:УЦ «Перспектива», 2008.

11. Артёмова Л.В Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. –М.: Просвещение, 1992

12. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

13. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и метод. рекомендации.- М.: Мозаика – Синтез, 2008.

14. Златопольский Д.С. Удивительные превращения» Детям о секретах вещества: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.-М.: Вентана – Граф, 2007

 

15. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. – М.: ТЦ Сфера,

16. Селихова Л.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

с детьми 5-7 лет. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет-

М.: Мозаика- Синтез, 2008

 

17. Скоролупова О.А. Транспорт: наземный, водный, воздушный. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006

18. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей/ Т.А.Шорыгина.- М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2008.

 

19. Шорыгина Т.А Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2007.

 


 

 

Раздел программы

«Природное окружение. Экологическое воспитание» в старшей логопедической группе

Пояснительная записка

На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они познают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений, например связь живого и неживого в природе, единство и многообразие живых существ, непрерывное движение, изменение и развитие и др. Стремление к обобщениям и возможность обобщать делают реальной задачу усвоения детьми элементарных видовых и родовых понятий.

Настоящая рабочая учебная программа разработана на основе обязательного минимума содержания по речевому развитию детей дошкольного возраста программы «Воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, а также с учетом тематического планирования предусмотренного программой для логопедических групп Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

Обновление содержания осуществляется на основании методических разработок: Л.Г.Селиховой Ознакомление с природой и развитие речи, Коломиной Н.В. Занятия по экологии в детском саду.

Целью раздела является – воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.

Задачи обучения:

1. Расширять и углублять представления детей о природе.

2. Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные

умения.

3. Формировать умение ухаживать за живыми существами.

4. Накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным.

Курс содержит 37 занятий в год, приблизительно по четыре - пять занятий в месяц. Длительность занятия колеблется от 25 до 30 минут, согласно нормам СанПиН.

Решение экологических задач также осуществляется в повседневной деятельности детей с различным содержанием: социально-нравственным, художественным, изобразительным и т.д. В процессе обучения обязательным является использование материалов регионального компонента.

 

 

Список средств обучения

ТСО Учебно-наглядные пособия Оборудование
магнитофон, аудиокассеты (звуки природы) DVD Мультипликационная «География для малышей» Комплект плакатов. Наглядное пособие «Космос». Плакаты: «Времена года», «Солнечная система», «Деревья», «Дикие и домашние животные», «Птицы: зимующие и перелётные», «насекомые». Схемы, таблицы: «Части тела», Основные кости скелета», «Внутренние органы», «Строение уха» и др., инструменты, модели растений и животных. Энциклопедии, гербарии растений и пейзажи Хакасии, карта мира, муляжи, картинки и карточки для игр. Настольные д/игры «Деревья и плоды» и др.

Список литературы:

1. Донина О.И., Хамидуллина Л.А. Путешествия по Вселенной…Занятия по

формированию у дошкольников естественно-научной картины мира.-М.:

АРКТИ, 2009.

2. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. – М.: ТЦ

Сфера,2008

3. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи.

Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет- М.: Мозаика-

Синтез, 2008

 


 

Раздел программы

«Художественно-эстетическое воспитание» в старшей логопедической группе

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание по программе осуществляется через изобразительную деятельность: рисование, лепку, аппликацию, а также через занятия по конструированию и ручному труду.

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей старшего дошкольного возраста, так как они имеют возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок. Этот процесс вызывает у них чувство радости, удивления. Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс, дети получают художественные впечатления, приобщаются к искусству, умеют понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Конструирование и ручной труд имеют большое значение для умственного и эстетического воспитания, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы (образные представления, образное мышление, воображение и др.), творчество, формируются художественно-творческие конструкторские способности. Эстетическое воспитание осуществляется постоянно, поэтому широко используется содержание других разделов программы «Воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой (игра, труд, художественная литература, развитие речи, предметный и природный мир, и др.).

Настоящая рабочая учебная программа разработана на основе обязательного минимума содержания по художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста программы «Воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, а также с учетом тематического планирования предусмотренного программой для логопедических групп Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

По разделу

«Художественно-эстетическое воспитание»

месяц кол-во занятий Тема занятия Программное содержание Название проекта Дополнительный материал
Сентябрь   1-я неделя     2-я неделя   3-я неделя     4-я неделя     5-я неделя       Лепка «Овощи»     Конструиро-вание «Дома»   Учить передавать различия в форме овощей и характерные особенности свёклы и моркови, основную форму овощей лепить всей кистью, обеими руками, а детали прорабатывать пальцами. Уточнять представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов; о способах соединения, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания). Познакомить с понятиями «равновесие», «сила тяжести», «карта», «план», «компас»; формировать навыки пространственной ориентации.   Овощи, фрукты     Швайко Г.С. занятия по изобразительной деятельности в детском саду: ст. группа, С.8 Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада.,с.5
    Рисование «Гроздь винограда»   Лепка «Что созрело в саду»   Аппликация «Колосок» (коллектив-ная)   Учить передавать форму грозди винограда в рисунке или аппликации (по выбору детей) без показа способов изображения; формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод винограда (светло-зелёный или фиолетовый); закрепить способы рисования округлых форм.   Учить передавать характерную форму и окраску знакомых фруктов, растущих в наших садах и на юге; продолжать развивать композиционные умения.     Познакомить со способом вырезывания овала из согнутого пополам прямоугольника. Развивать чувство коллективизма, сотрудничества, результатом которого будет законченная композиция Ягоды   Швайко Г.С. занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа, с.18     Швайко Г.С. занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа, с.16
  Рисование «Подбери цвет и оттенок»   Лепка «Испекли мы калачи»   Ручной труд «Веялка» (хлебоуборочная техника)   Закрепить представление о цвете и оттенках знакомых овощей и фруктов; упражнять в употреблении названий оттенков цвета: тёмно-красный, светло-зелёный и др.     Закреплять умение раскатывать длинный жгут всей ладошкой. Учить правильно передавать форму калача.   Учить складывать лист по диагонали, сгибать в квадрат, отгибать углы. Воспитывать аккуратность, усидчивость.   Злаки/ хлеб Швайко Г.С. занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа, с.23
  Рисование «Пшеничное поле»   Лепка «Колосок»(пластилиногра-фия)   Аппликация «Пшеничный колосок» (индив.)   . Учить детей рисовать колосок. Познакомить с приёмом «примакивания». Рисовать колосок используя приём «примакивания»; продолжать развивать композиционные умения.     Закреплять умение передавать особенности строения пшеничного колоска (приёмы сглаживания, вытягивания) на плоскости.   Закрепить умение вырезывать овал из согнутого пополам прямоугольника, полоски из листа бумаги равные по ширине.     Злаки/ хлеб   Дьяченко В.Ю. и др. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий, с. 184    
  Рисование «Осеннее дерево»   Лепка «Осеннее дерево» (пластилино-графия)   Конструиро-вание «Лесные гости» (из природного материала) Учить детей располагать предметы на широкой полосе земли «ближе» и «дальше»; учить передавать в рисунке строение дерева – соотношение частей по величине и их расположение относительно друг друга; упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листвы дерева приёмом вертикального мазка.   Закреплять умение передавать форму дерева (приёмы сглаживания, вытягивания)   Учить создавать сказочный образ. Учить делать фигуры зверей из шишек. Развивать воображение. Осень Швайко Г.С. занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа, с.26
Октябрь 1-я неделя     2-я неделя     3-я неделя     4-я неделя       Рисование «Корзина с грибами»     Лепка «Грибная полянка»   Аппликация «Осенние узоры» (из листьев) Учить передавать в рисунке композицию из трёх грибов в корзине, большой гриб располагать посередине, два одинаковых слева и справа от него; познакомить детей со способом изображения корзины для грибов.   Продолжать учить детей составлять общую сюжетно-тематическую композицию. Закрепить способы лепки составных элементов гриба     Учить детей из листьев составлять композиции с изобра


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.231.116 (0.013 с.)