Розкрити особливості соціально-економічної та політичної ситуації в УРСР в роки «перебудови» (1985 - 1991 роки). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Розкрити особливості соціально-економічної та політичної ситуації в УРСР в роки «перебудови» (1985 - 1991 роки).



 

Вторая половина 80-х - начало 90-х годов занимают особое место в жизни Украины. В эти годы были сделаны решительные шаги по обретению Украиной независимости, становлению ее как самостоятельного, суверенного государства.

Надо отметить, что первым решительным шагом на пути к государственному суверенитету и реальной независимости Украина сделала 16 июля 1990 года, когда Верховным Советом республики была принята "Декларация о государственном суверенитете Украины". Декларация провозглашала государственный суверенитет Украины как верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах ее территории и независимость равноправия во внешних сношениях.

Характерными для большинства отраслей народного хозяйства Украины являются устаревшие технологии и большой коэффициент изношенности основных производственных фондов - в среднем 50-60%.

Потребности экономики Украины сегодня удовлетворяются продукцией собственного производства на 82%. За счет ввоза покрывается 60-80% потребностей нефти, цветных металлов, автомобилей, станков. Причины этого: в течение многих лет Украине выделялось не более 13% общей суммы капиталовложений, что почти вдвое меньше части ее национального дохода в союзном объеме.

Необходимо отметить, что после провозглашения Украиной независимости идет интенсивный процесс расширения ее связей с внешним миром. Учитывая экономический потенциал республики, уровень развития ее производительных сил, природные ресурсы, многие страны заинтересованы в установлении более тесного сотрудничества с Украиной. К 1993 году 108 стран мира признали Украину как независимое государство, а более 60 стран установили с ней дипломатические отношения.

Украина прошла трудный и сложный путь своего развития. Она стала независимым государством. Однако это только первый шаг на пути к становлению действительно самостоятельного, экономически мощного, процветающего государства.

 

Проаналізувати політичний розвиток України в умовах незалежності (кінець XX- початок XXI століття).

 

Изменения в обществе на рубеже 90-х годов обусловили ускоренную политизацию общественного сознания. В условиях демократизации общества, когда возможности аппаратных работников манипулировать избирательным процессом ограничились, усилилось влияние на Советы электората. Советы, будучи зависимыми от воли избирателей, не могли удовлетворительно справляться с диктаторской властью. Следствием этого стало общее падение эффективности государственного управления во всех ее звеньях и ослабление авторитета власти. Процесс общественного развития становится неуправляемым, что негативно сказалось на общественной жизни.

В течение 1992 -1994 гг. Верховная Рада Украины приняла около 450 законов. Однако большинство из них оказались оторванными от жизни и надлежащим образом не сработали.

С проведением первых свободных выборов начался процесс трансформации власти от диктаторской к демократической.

27 июля 1991 г. Верховная Рада утвердила введение должности Президента государства, что привело к расщеплению монолита советской власти на самостоятельные властные ветви, способные противостоять одна другой и предупреждать перерастание какой - либо из них в диктатуру.

В марте 1992 г. Верховная Рада приняла закон о введении должности представителя президента на местах. В Законе говорилось, что представитель президента является главою местной администрации в областях, районах и городах центрального подчинения - Киеве и Севастополе.

Работа парламента, коллективных органов власти, на местах время от времени заходила в тупик. Политические деятели не имели опыт политической борьбы парламентского типа, не умели идти на компромисс, ощущалось отсутствие профессионализма.

Сложность политического положения Украины усиливалась отсутствием массовых политических партий. Новые партии из-за отсутствия в обществе традиций многопартийности, не могли рассчитывать на широкое пополнение. На начало января 1998 г. в Украине было зарегистрировано 53 политических партии общей численностью 350-400 тыс. чел. Приблизительно половина из них осуществляли регулярную работу на общегосударственном уровне, остальные проявляли эпизодическую активность или, практически, не работали.

С развертыванием подготовки к парламентским выборам 1998 г. активизировалась деятельность политических партий в направлении создания предвыборных коалиций и блоков, усилением влияния на профсоюзы, национально-культурные общества, религиозные конфессии. Были созданы политические объединения "Рух за народ, за Украину", "Национальный фронт", "Вперед Украина", "Трудовая Украина" и др. В регионах также создавались непартийные структурно-общественные объединения, фонды для обеспечения выборной кампании.

 

Охарактеризувати соціально-економічне становище незалежної України (кінецьXX - початок XXI століття).

 

Экономическое развитие Украины в начале 90-х годов было очень сложным. Катастрофическое положение экономики Украины было обусловлено, во-первых, унаследованными от СССР негативными последствиями длительного воздействия - тотальным огосударствлением экономики, господством монополизма, экстенсивным путем развития хозяйства, самим процессом трансформации существовавшей у нас в стране экономической системы.

Надежда на регулирующую роль рынка, желание отойти от модели "командной" экономики привели к недооценке роли государства, управленческих структур, хотя особенности украинской промышленности и отсутствие четкой программы реформирования говорили о необходимости активного применения в переходный период госрегулирования экономикой.

Серьезной проблемой на современном этапе стало отставание правовой базы от рыночных преобразований в экономике, несовпадение нового законодательства и реальной экономической жизни. Непоследовательно и противоречиво велась эмиссионная политика. Нежелание влиятельных представителей "партии власти" идти путем реформ привели к прогрессирующему кризису народного хозяйства. Дефицит госбюджета в несколько раз превышал критическую отметку. Практически он финансировался за счет денежной эмиссии. Экономика в 1994 г. пребывала в положении глубокой депрессии. Почти два года Украина не оплачивала свою внешнюю задолженность.

Кризис поставил под угрозу государственную независимость. Поэтому в октябре 1994 г. была провозглашена стратегия экономических преобразований. Спустя три года в украинской экономике наметились определенные позитивные изменения. В основном был завершен этап денежной стабилизации, осуществлена либерализация цен, валютного курса, механизмов внешней торговли, внедрение системы рыночного обслуживания дефицита бюджета.

Но экономический кризис преодолеть не удалось. Правительство было мало инициативным, допустил ошибки в кадровых вопросах президент. Это привело к необходимости дополнить стратегию 1994 г. программой антикризисных действий. Основные ее направления были обозначены в докладе Президента, посвященного первой годовщине Конституции 1997 г.

7 июля 1997 г. Президент Украины подписал указ "О высшем экономическом совете президента Украины" в составе 30 человек.

На него возлагались задачи разработки предложений и проектов решений относительно стратегии и тактики экономической реформы, анализа и прогноза экономической ситуации в стране.

Сложным остается положение в сельском хозяйстве. Подрывает базу сельскохозяйственного производства постоянное подорожание сельхозтехники, минеральных удобрений. Одновременно не создаются надлежащие условия для развития фермерского хозяйства.

Таким образом, социально-экономическое развитие Украины носит противоречивый характер. Несмотря на меры, принятые по выходу из кризиса, экономическая ситуация остается очень сложной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.007 с.)