Визначити предмет і завдання навчального курсу «Історія України». Історія України як наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Визначити предмет і завдання навчального курсу «Історія України». Історія України як наука.



Визначити предмет і завдання навчального курсу «Історія України». Історія України як наука.

 

История Украины - одна из составляющих исторической науки, которая исследует генезис и закономерности становления и развития украинского народа, его борьбу за национально государственную независимость и связанные с ней подвиги, триумфы, драмы, трагедии.

Предметом изучения вузовского курса истории Украины является сложный процесс формирования и развития многомиллионного украинского народа, его деятельности в социально-экономической, духовной, политической и государственной сферах сызвека к настоящему. Вместе с тем история Украины должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с глобальными историческими процессами, с историей ее ближайших соседей, с которыми в разные времена украинцы находились в составе разных государств.

Изучение гуманитарных наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов. К тому же оно способствует развитию индивидуальности и выработке ею творческого подхода к решению производственных проблем. К важнейшим общественным наукам относится история, в частности история Украины.

История - наука многоотраслевая. Она состоит из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, общественной, военной, истории государства и права и тому подобное.

С помощью истории ученые и государственные деятели объясняют источники многих этнонациональных конфликтов. Знание истории развития культуры определенного народа дает возможность прогнозировать перспективы нововведений, экономических и социально-политических реформ, организовать эффективную систему управления социальными процессами, наладить воспитание нового поколения в соответствии с традициями этого этноса.

Воспроизводя историю, историки ее моделируют. А моделей может быть множество, даже тогда, когда четко зафиксированы одни и те же факты. Этим история приближается к литературе и искусству.

Следовательно, история является специфической наукой, которая находится на грани классических наук и искусства.

 

Охарактеризувати основні етапи розвитку історичних знань в Україні.

 

Начало формирования знаний об Украине и ее народе достигают еще античных времен (Гомер, Геродот), продолжаются в период Киевской Руси, где особенную роль начинают играть летописи (в первую очередь Летопись Аскольда и Летопись Русская). Впоследствии, существенно расширившись в аспекте и формальном и смысловом, научные знания об Украине и украинском мире возвышаются на новую ступень в казацких летописях (Самовидця, Грабянки, Величка), в «Истории Русив», творчестве Г.Сковороды, И.Котляревского, М.Максимовича, М.Костомарова, П.Кулиша, Т.Шевченко, В.Антоновича, М.Драгоманова, Леси Украинки, И.Франка и многих других.

В начале ХХ ст., опираясь на наработку предшественников, выдающиеся украинские ученые - М.Грушевский, В.Вернадский, Д. Дорошенко, С.Ефремов, Д.Багалий, И.Стешенко – смогли концептуализовать очертания украинского исторического дискурса как системы научных знаний, в координатах которых исследуется не только образ жизни, но и способ мышления украинцев. Историческое знание в их исследованиях выразительно проявляется научной системой знаний, которая со своей стороны оказывается важным фактором исторического процесса.

Самым известным представителем Киевской школы и народнического направления является М.Грушевский (1866-1935 гг.), автор огромного количества исторических трудов, среди них - "Очерки истории украинского народа", "Иллюстрированная история Украины", а также первая многотомная "История Украины-Руси", где впервые изложена систематическая история нашей родины, начиная с каменного века.

Вопреки народническому направлению, но в русле концепции М. Грушевского начало утверждаться государственническое направление в исторических исследованиях Д. Дорошенко ("Очерк истории Украины"); а также С. Томашевского, который в соответствии с государственнической идеологией сделал синтез Княжеских периодов; публикациях В. Липинского, который проанализировал Казацкий период нашей истории.

Историография истории Украины 1917-1991 гг. состоит из большого количества трудов советских ученых. Не все из них удовлетворяли существующий режим, но на исходе его существования власть добилась почти полного нивелирования национальной идентичности, русифицируя и историческую науку. Это отобразилось в официальном издании отечественной истории - восьмитомной "Истории Украинской ССР" (в 10-ти книгах). В ней полностью возразил автохтонность этногенеза украинского народа и подчеркивается мысль о том, что он навеки обязан всеми своими достижениями "старшему брату" - России.

В условиях независимости Украины большинство историков основываются в своих трудах на принципах утверждения национального сознания и создания государства.

Таким образом, основные этапы развития исторических знаний:

1. Украина в наидревнейшее время

2. Украина времён Киевской Руси

3. Украина в составе метрополий

4. Создание украинского государства

5. Украина в эпоху революций

6. Украина в годы Великой Отечественной войны

7. Украина в послевоенное время

8. Украина в эпоху перестройки

9. Украина в условиях независимости

 

Охарактеризувати основні типи історичних джерел з історії України.

Исторический источник – объект, который существует во время исследования и содержит информацию о фактах прошлого, которые имеют познавательно-историческое значение. Историческими источниками считается все, что было создано человеческим обществом и дошло до нас в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, мировоззрения, морали, обычаев, языка. Общепризнанной является классификация исторических источников по типам и видам. Первая касается всех источников. Вторая - только письменных памятников. Тип объединяет источники, которые одинаково кодируют и хранят историческую информацию.

 

По способу передачи событий прошлого исторические источники разделяются на такие типы:

· вещественные (орудия производства, предметы быта, монеты, сооружения и тому подобное);

· этнографические (данные о характерных особенностях культуры, быта, обычаев);

· лингвистические (гидроними – названия рек и озер; топонимы - названия краев и местностей; этнонимы - названия племен и народов; ононими - фамилии и имена);

· устные (песни, думы, легенды, переводы, пословицы, поговорки и тому подобное);

· письменные (записи на папирусе, на пергаменте, на бересте, на бумаге).

· Самыми молодыми группами источников являются фотодокументы. Они появились только во второй половине XIX ст. с изобретением фонографа и фотоаппарата.

Отдельно стоит вспомнить еще один вид источников – графити. Это древние выцарапанные надписи на стенах, на вещах, на стекле, на керамике. То есть надписи на всем, кроме бумаги.

По видам классифицируются только письменные источники.

Среди письменных источников из отечественной истории существуют такие виды:

· летописи;

· законодательные акты;

· делопроизводственная документация;

· частные акты;

· статистические источники;

· периодическая пресса;

· документы личного происхождения: мемуары, воспоминания, дневники, письма, автобиографии;

· литературные памятники;

· публицистика и политические произведения;

· научные труды разных исторических периодов.

 

Проаналізувати підсумки Другої світової та Великої Вітчизняної воєн. Визначити джерела та значення великої перемоги в історичній долі України. Розкрити політичні уроки, які потрібно засвоїти нашим сучасникам.

 

Всемирно-историческая Победа советского народа над германским фашизмом оказала огромное воздействие на весь дальнейший ход мировой истории, на решение коренных социальных проблем современности.

Навязанная Советскому Союзу война имела непредвиденные для ее организаторов социально-политические последствия. Рухнули надежды реакционных кругов западных держав на ослабление нашей страны. СССР вышел из войны еще более окрепшим в политическом и военном отношении, неизмеримо поднялся его международный авторитет.

победила антигитлеровская коалиция, СССР отстоял свою государственную независимость, была восстановлена государственность народов Европы, подвергшихся фашистской агрессии.

Значение Победы:

1. фашистская Германия и Япония потерпели военно-политическое поражение, антидемократические режимы в этих странах, а также в Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии и др. пали;

2. фашизм и нацизм были осуждены как идеология агрессии, насилия, расового превосходства;

3. в Европе и на Дальнем Востоке произошли некоторые территориальные изменения (в частности, Польша получила Силезию, СССР — Восточную Пруссию, весь Сахалин, Курильские острова);

4. вырос престиж СССР, усилилось его международное влияние, в Центральной и Юго-Восточной Европе начала формироваться система социалистических государств, находящихся под его прямым контролем;

5. возросло и влияние США, утвердившихся в роли лидеров западного мира;

6. был дан мощный импульс национально-освободительному движению, началось разрушение колониальной системы.

Источники победы:

· патриотизм, мужество и героизм народов,

· их нетерпимость к фашизму,

· единство действий в борьбе с агрессией.

Уроки Победы:

Война и победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему. Урок войны, вероятно, и в том, что военно-политическую безопасность одного государства невозможно обеспечить за счет безопасности других, а насилие не может быть способом решения сложных, запутанных международных проблем.

 

Визначити предмет і завдання навчального курсу «Історія України». Історія України як наука.

 

История Украины - одна из составляющих исторической науки, которая исследует генезис и закономерности становления и развития украинского народа, его борьбу за национально государственную независимость и связанные с ней подвиги, триумфы, драмы, трагедии.

Предметом изучения вузовского курса истории Украины является сложный процесс формирования и развития многомиллионного украинского народа, его деятельности в социально-экономической, духовной, политической и государственной сферах сызвека к настоящему. Вместе с тем история Украины должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с глобальными историческими процессами, с историей ее ближайших соседей, с которыми в разные времена украинцы находились в составе разных государств.

Изучение гуманитарных наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов. К тому же оно способствует развитию индивидуальности и выработке ею творческого подхода к решению производственных проблем. К важнейшим общественным наукам относится история, в частности история Украины.

История - наука многоотраслевая. Она состоит из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, общественной, военной, истории государства и права и тому подобное.

С помощью истории ученые и государственные деятели объясняют источники многих этнонациональных конфликтов. Знание истории развития культуры определенного народа дает возможность прогнозировать перспективы нововведений, экономических и социально-политических реформ, организовать эффективную систему управления социальными процессами, наладить воспитание нового поколения в соответствии с традициями этого этноса.

Воспроизводя историю, историки ее моделируют. А моделей может быть множество, даже тогда, когда четко зафиксированы одни и те же факты. Этим история приближается к литературе и искусству.

Следовательно, история является специфической наукой, которая находится на грани классических наук и искусства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.017 с.)