Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы гос. правления и гос. устройства

Поиск

Форма правления представляет способ организации верховной государственной власти, процедуру образования ее институтов, степень участия населения в их формировании. В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на монархии и республики. В монархии власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица – монарха, являющегося главой государства, как правило, по праву наследования престола. Монархии имеют определенные признаки: ( власть передается по наследству;не зависит от воли населения;осуществляется бессрочно.)Монархические формы правления бывают неограниченными (абсолютными), которые характеризуются полновластием одного лица-монарха, и ограниченными (конституционными), когда сфера полномочий ограничена выборным представительным органом законодательной власти. При республиканской форме правления глава государства является выборным и сменяемым, его власть производна от воли избирателей или представительного органа.Республика характеризуется: (выборностью и сменяемостью власти;зависимостью власти от воли избирателей.) различают президентские, парламентские и смешанные (полупрезидентские) республики. В президентской республике (США, Бразилия, Венесуэла, Боливия) существует жесткое разделение законодательной и исполнительной власти и их значительная самостоятельность. Президент избирается непосредственно народом либо коллегией выборщиков. Президент назначает правительство, руководит им, и оно несет ответственность перед ним.Парламент не имеет права вынести правительству недоверия, а глава государства не располагает правом роспуска парламента. Характерной чертой парламентской республики (ФРГ, Италия, Индия, Израиль, Турция) является формирование правительства парламентом и ответственность правительства перед ним. Главой государства выступает президент, однако исполнительная власть сосредоточена у правительства и его руководителя. Роль президента ограничивается представительскими функциями. Президентско-парламентская республика, или смешанная (Австрия, Ирландия, Польша, Франция), отличается двойной ответственностью правительства перед президентом и перед парламентом. Президент и парламент непосредственно избираются народом. Президент назначает главу правительства и министров без согласия с парламентом, но с учетом расклада политических сил в нем. Государства бывают простые, или унитарные, и сложные по своему территориальному устройству. Простые, или унитарные (Беларусь,Великобритания, Испания, Польша), которые делятся лишь только на административно – территориальные единицы. Сложные государства складываются из нескольких государств или государственных образований, пользующихся различной мерой самостоятельности. Они создаются как на территориально-административной (США), так и на национально-территориальной (Россия) основе. Федерация представляет собой устойчивое и долговременное объединение ее субъектов (штатов, провинций, республик, земель и т.д.), обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью.Конфедерация представляет собой временный союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей.

42.Эволюция идеологии как общественно политического феномена В середине 50-х - начале 70-х гг. ХХв. и снова с середины 80-х гг. оформляется концепция всеобщей «деидеологизации». Авторы - Р. Арон, Д. Белл, С. М. Липсет, К. Поппер и др. Представители данного направления утверждали, что научно-технический прогресс приводит к необходимости научного и технического решения проблем, свободного от влияния идеологии, толкуемой как субъективное, искажающее действительность выражение интересов социальных групп (Д. Белл и др.). В 70-х гг. 20 в. деидеологизацию сменяет концепция «реидеологизации», обосновывавшая необходимость выработки идеологии и идеалов, которые могли бы увлечь массы. Авторы – С. Хантингтон, В. Новак, Кристолл – исходят их того, что общественные науки не способны дать ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, о социальных ценностях, идеалах и целях. Важнейшей предпосылкой формирования политических идеологий стало возникновение и развитие современного государства.

Партия как политический институт: определение,

Понятие «партия» происходит от латинского pars –часть. Уже этимологическое значение указывает на то, что партия не является организацией всего общества, а выступает как добровольная группа граждан, составляющих часть общества, но отличающихся от других вовлеченностью в политику. В современных условиях нередко добровольные организации граждан политического характера, оставаясь партиями, используют в своих названиях термины: «союз», «уния»,«блок», «конфедерация», «соглашение» и др. Сущность, функции и структура политической партии Для современной политологии характерен широкийспектр мнений по вопросу о том, что такое политическая партия и каковы ее основные признаки. Каждый из научных подходов отражает те или иные существенные стороны жизнедеятельности политической партии, подчеркивая их

значимость и приоритетность. Об этом говорит само название таких подходов, как идеологический, организационный, функциональный, социально-классовый. Структура партии Структура политической партии в зависимости от типа последней может включать в разном сочетании несколько элементов: 1) избиратели, голосующие за партию; 2) сторонники, симпатизирующие данной партии; 3) члены партии; 4) партийный актив; 5) партийный аппарат; 6) руководство партии, в том числе: а) партийные лидеры; б) парламентская фракция. Кроме этих элементов, следует учитывать группы, которые по отношению к партии выступают как группы давления, выражающие интересы определенной среды, общественных организаций, или, нередко, в виде спонсоров, что характерно для отношения профсоюзов в Великобритании и Норвегии к социал-демократическим партиям благодаря принципу коллективного членства. Функции полит. Партий: 1.Идеологическая-состоит в выявлении, обосновании и выражении интересов людей. 2.Политическая-состоит в практическом участии партии в борьбе за власть, в ее осуществлении. 3.Организаторскиу-заключается практической реализации своих программных установок и решений.

Партийные системы.

В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Партийные системы отражают устойчивые связи и отношения партий между собой, отношения их с государством, обществом и другими общественными институтами. В основу типологии партийных систем обычно кладутся два основных критерия: характер связей между государством и обществом (тут выделяют конкурентные и неконкурентные партийные системы); количественный характер (однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы). КОНКУРЕНТНЫЕ партийные системы. Многопартийные конкурентные системы обычно характеризуются следующими чертами: (каждая политическая партия должна иметь четкую позицию по основным вопросам, которая отграничивает ее от других политических партий; такая система более типична для парламентской формы правления). У многопартийной системы имеется ряд достоинств и недостатков. «+» многопартийная система создает основы для полицентризма власти;«+» у граждан большие возможности выбора между программами;«-» многопартийная система хуже выполняет функцию обобщения интересов. «-» избиратель, голосуя за такую партию, часто не знает, за что именно он голосует в конечном итоге. Двухпартийная система. О ее существовании можно говорить, когда в стране существует две крупных партии, каждая из которых имеет шанс завоевать большинство на выборах. Двухпартийность не означает, что существуют только две партии. Не исключается возможность существования еще нескольких мелких партий. Двух п ситс имеет: «+» избиратель тут голосует не за «полуфабрикат», а за готовый и вполне конкретный продукт;«+» двухпартийность гарантирует большую стабильность, чем многопартийная система;«+»двухпартийная система, как правило, ориентирует общество на одни и те же ценности, тем самым сближаются позиции различных социальных групп. «-»большое внимание уделяется внешней стороне политики. «-» некоторые интересы граждан периодически вообще не защищаются. НЕКОНКУРЕНТНЫЕ партийные системы. К таковым относятся партийные системы, где конкуренция между партиями невозможна по каким-либо причинам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.008 с.)