Тема 13. Психология психологического эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Психология психологического эксперимента



Тема 13. Психология психологического эксперимента

 

Искажения (систематические ошибки) – приводят к снижению валидности эксперимента

• Вызываемые экспериментатором

• Вызываемые испытуемым

_____________________________________________________________________________

Искажения, вызываемые экспериментатором
Механизм возникновения «эффекта исследовательских ожиданий»

  1. Желание (неосознаваемое) экспериментатора подтвердить гипотезу
  2. Изменения поведения экспериментатора
  3. Искажение результата исследования (артефакт)

 

Причины эффекта необъективности экспериментатора

  1. Непреднамеренные действия экспериментатора, которые влияют на поведение испытуемого:
    • Паралингвистические сигналы (тон речи),
    • Кинетические сигналы (изменение позы)
    • Мимические сигналы (изменение выражения лица)
    • Вербальные подкрепления
  2. Непреднамеренно неверное толкование поведения испытуемого.
  3. Непреднамеренно неверная регистрация поведения испытуемого.
  4. Экспериментатор может совершить описанные выше действия намеренно
  5. Экспериментатор может сфабриковать экспериментальные данные

 

Исследования эффекта предубеждений (общая схема)

1. Формирование случайным образом двух групп студентов - экспериментаторов

2. Создание 2-х групп испытуемых случайным образом

3. Сообщение «экспериментаторам» противоположных сведений об ожидаемых в их группе испытуемых результатах

4. Проведение исследования по одинаковой в двух группах процедуре.

5. Сравнение результатов испытуемых двух групп

 

Исследования Роберта Розенталя (Исследования эффекта Пигмалеона)

НП – Ожидания экспериментатора

НП Сообщение членам группы Результат оценки людей (одни и те же в двух группах)
Уровень 1 (группа 1) Обычно люди оценивают других положительно» Более высокие оценки
Уровень 2 (группа 2) «Обычно люди оценивают других негативно» Более низкие оценки

 

Вывод: ожидания влияют на конечный результат исследования. «Экспериментаторы» невольно влияли на ответы: одобряли (мимика, жесты и пр.) ожидаемые и не одобряли несоответствующие ожиданиям.

 

Исследования с «умными» и «глупыми» крысами Р. Розенталя: крысы быстрее изучают лабиринт, если экспериментатор думает, что они умные.

Возможные объяснения:

  1. С «умными» крысами и «глупыми» студенты обращались по–разному и это повлияло на обучение (Розенталь).
  2. Экспериментаторы подделывали данные (Барбер)

Значимость "эффекта Пигмалиона": три точки зрения

1. Розенталь - эффект значим и проявляется в значительном числе исследований.

2. Барбер и Сильвер - влияние не значимо и при анализе подтверждается лишь в небольшом числе исследований, посвященных выявлению влияния экспериментатора исследования на результат психологического эксперимента.

3. Барбер - влияние может быть, но сложно предсказать, каким оно будет в конкретном эксперименте.

Критика Роберта Розенталя

§ Розенталь переоценивает степень искажений: при статистической обработке допущены нарушения (в действительности между группами нет различий).

§ План исследования отличался от общепринятых норм: обычно экспериментаторы исследуют всех испытуемых при всех условиях.

§ Низкий уровень внешней валидности исследований: экспериментаторы – неопытные студенты, им недвусмысленно дается понять каковы желаемые результаты, им обещают повысить оплату за подтверждение гипотезы и т.п.

 

Типы ошибок экспериментаторов при оценке результатов деятельности испытуемого (Л. Бергер)

1. Занижение очень высоких результатов (и завышение очень низких). (Причина - стремление исследователя подсознательно "привязать" данные испытуемого к собственным достижениям).

2. Избегание крайних оценок (как низких, так и высоких).

3. Завышение значимости одного свойства испытуемого или одного задания из серии. Через призму этой установки производится оценка личности и заданий.

4. Аналогичный случай, но эффект кратковременный, когда особое значение придается заданию, следующему после выделения существенной для экспериментатора личностной черты испытуемого.

5.Аналогичный случай, но оценка опосредована концепцией о связи или противопоставлении тех или иных свойств личности.

6. Ошибки, обусловленные влиянием событий, эмоционально связанных с конкретным испытуемым.

 

Другие переменные экспериментатора, влияющие на испытуемого

Тип личности и состояние экспериментатора:

• биосоциальные качества (возраст, пол, раса, культурно-религиозная, этническая принадлежность и т. д.);

• психосоциальные качества (уровень тревожности, потребность в социальном одобрении, агрессивность, враждебность, авторитарность, интеллект, социальный статус, дружелюбие);

• ситуационные переменные (знакомство с испытуемым, настроение и др.).

Опосредующая переменная - предмет исследования. Чем "выше" структурный уровень психической реальности, тем влияние значимее.

 

Контроль искажений экспериментатора

• Обучение экспериментаторов (тренинг),

• Стандартизация (автоматизация) процедуры исследования (самозаписывающий лабиринт со столом для автоматической доставки Толмена)

• «Слепой» эксперимент – экспериментатор не знает, какая группа является экспериментальной, какая контрольной «Двойной слепой» эксперимент

• Участие нескольких экспериментаторов и использование плана, позволяющего элиминировать фактор влияния экспериментатора.

• Перепроверка результатов с участием других экспериментаторов

 

 

Искажения, вносимые испытуемым

Определяются:

- знаниями испытуемых о психологии и психологических исследованиях,

- ожиданиями (что будет происходить в лаборатории)

- представлениями о своей роли в исследовании

 

Хоторнский эффект (ХЭ) – изменение поведения участников исследования, если они знают, что их изучают. Выявлен в Хоторнском эксперименте.

Изучались факторы производительности труда рабочих на заводых «Вестерн электрик», Хоторн, Иллинойс, 1924-1933 гг. Факторы: изменение в расписании, общее время работы, размер премии и т.п.

ХЭ выявился в серии «исследования сборки реле в тестовой комнате», в 12-й период исследования. Как выяснилось, «Неважно, какие изменения вносились – увеличивали или уменьшали количество перерывов, длительность рабочего дня и т.п. – женщины производили все больше телефонных реле».

Объяснение результатов исследователями: производительность труда сохранялась, т.к. рабочие думали о себе как об особой группе, находящейся в центре внимания.

 

Хоторнский эксперимент: альтернативные объяснения результатов

  1. Повышение производительности может объясняться участием в исследовании женщины, которая обладала выдающими способностями.
  2. Ошибка в статистических подсчетах. В действительности в 12-й период наблюдалось не повышение, а снижение продуктивности.
  1. Женщины были не довольны изменениями (объяснение эффекта), но боялись протестовать и лишиться премии за участие в исследовании.
  2. Рост производительности мог быть вызван изменением системы оплаты.

 

Другие поведенческие проявления (эффекты) как результат участия в эксперименте

Эффект плацебо. Если испытуемые считают, что препарат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния.

Эффект Хоторна. Участие в эксперименте расценивается испытуемым как проявление внимания к нему лично. Участники исследования ведет себя в соответствии с ожиданиями.

Эффект социальной фасилитации (усиления), или эффект аудитории(Р. Зайонц). Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу.

 

Тема 18. Методы исследования в психологии развития и педагогической психологии

Основные задачи психологии развития и педагогической психологии:

• Изучение возрастных различий и закономерностей (законов) психического развития

• Обоснование и разработка методов обучения и воспитания

ЛОНГИТЮДНЫЙ МЕТОД

Методы психологии развития

§ Сравнительно-возрастной (Поперечных срезов)

Межсубъектные исследования

§ Лонгитюдный (Продольных срезов)

Внутрисубъектные исследования

Метод поперечных срезов -сопоставление психологических показателей в одно и тоже время у людей разных возрастных групп.

 
 


Кривые развития – получаются на основе усредненных данных о характере изменений психологических особенностей с течением времени. При этом возможны искажения реальной картины изменений.

Эффект когорты – разновидность проблемы неэквивалентных групп.

Когорта – группа людей рожденных приблизительно в одно время

Различия между когортами:

- различия в возрасте (основная переменная)

- в условиях развития (экономические, социальные и проч.) (внешние переменные)

Когорта как переменная

Когорта – лица, рожденные в определенный (от месяца до 10 лет) общий промежуток времени (специфическая популяция). Характеристики (в т.ч. психологические) могут быть связаны с культурно-исторические условия (войны, кризисы, изменения в системе обучения и пр.)

Лонгитюдный метод

метод, предполагающий продолженное исследование, т.е. многократную фиксацию психологических показателей в длительный период, причем обязательно на одном и том же человеке или на одной и той же группе.

Лонгитюды

  1. Германия, 50-60 годы – изучение особенностей физического и психического развития детей и подростков, растущих в условиях неблагоприятной социально-экономической ситуации
  2. СССР, Ленинград, 70-е годы – комплексное лонгитюдное изучение студентов под руководством Б.Г.Ананьева
  3. Льюис Терман, Роберт Сирс: металонгитюдное исследование одаренных детей

1470 детей из начальной и средней школы, средний возраст - 11 лет, средний

IQ - 150

Фиксируемые показатели: характеристики физического, интеллектуального, умственного и личностного развития

Задачи: исследование константности – изменчивости интеллектуального уровня участников в течении жизни, профессиональные достижения и влияние условий среды.

 

«Умственные и физические особенности одаренных детей» (Терман, 1925)

«Одаренная группа в преклонном возрасте»(Сирс, 1995)

Архивы - источник информации современных исследователей,

Специфика ЛМ

• Основной метод изучения процессов развития

• Цель: исследование феноменов с точки зрения их изменений во времени.

• Схема исследования (с методологической точки зрения) - квазиэксперимент

НП – фактор времени (возраст),

ЗП – измеряемые различия между группами

• Изменения прослеживаются в виде «кривых (траекторий) развития» (Например, кривая словесного запаса)

Основное преимущество ЛМ – связано с относительно продолжительным и систематическим отслеживанием изучаемого свойства у одних и тех же испытуемых

ЛМ МПС
Кривые развития – на основе анализа индивидуальных кривых – более точные сведения о характере изменений Кривые развития – на основе усредненных данных о характере изменений психологических особенностей с течением времени - возможны искажения реальной картины изменений

Задачи:

• Установление интраиндивидуальных изменений

- изменение степени или уровня проявления исследуемой характеристики

- изменение самой формы поведения (трансформация исследуемой характеристики). Переход с одного уровня познавательной деятельности на другой по Ж.Пиаже

• Установление межиндивидуальных различий с точки зрения происходящих с течением времени интраиндивидуальных изменений

- сравнение индивидуальных траекторий и оценка степени их сходства /

различия

• Объяснение причинных связей фиксируемых изменений

Планирование ЛИ (классический подход)

Внутрисубъектный план:

НП (аналог) – хронологический возраст,

ЗП – психологические характеристики, значения которых

фиксируются в ходе систематически повторяющихся

исследований

Основная трудность - смешение трех переменных:

• возраста,

• когорты (специфические особенности выборки, особенности жизненного опыта поколения),

• времени измерения

Время измерения как переменная – особенности ситуации, в которой производится тестирование

Параметры ситуации тестирования АВС
  А1В1С1 А2В2С2 А3В3С3 А4В4С4
Год 50 г. 57 г. 64 г. 71г.
Измерение        

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Подходы к изучению явлений

• изучение естественного процесса, сложившихся форм на разных ступенях развития психического процесса

• изучение в процессе активного управляемое формирования психических процессов

«Формирующие» исследования

• Павлов И.П. – изучение законов физиологии мозга с использованием методов формирования новых нервных связей

 

• Выготский Л.С. – «экспериментально-генетический» метод - для выявления качественных особенностей строения высших психических функций, их отличия от натуральных процессов.

Метод «искусственно вызывает и создает генетически процесс психического развития. В лабораторных условиях вызывается, создается генетический процесс психологического становления.

 

Тема 13. Психология психологического эксперимента

 

Искажения (систематические ошибки) – приводят к снижению валидности эксперимента

• Вызываемые экспериментатором

• Вызываемые испытуемым

_____________________________________________________________________________

Искажения, вызываемые экспериментатором
Механизм возникновения «эффекта исследовательских ожиданий»

  1. Желание (неосознаваемое) экспериментатора подтвердить гипотезу
  2. Изменения поведения экспериментатора
  3. Искажение результата исследования (артефакт)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 920; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.241 (0.059 с.)