Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные парадигмы и авторские школы в современной отечественной и зарубежной педагогике. - Семинар.Содержание книги
Поиск на нашем сайте 1. Дайте характеристику наиболее известным научным школам и представителям общей, школьной, вузовской педагогики, педагогики среды, социальной педагогики, этнопедагогики. 2. Подготовить конспект по работе одного из представителей вышеуказанных научных школ и направлений и выступить с кратким изложением идей данного ученого на семинаре. 3. Охарактеризуйте взгляды одного из зарубежных представителей какого-либо научного направления. Литература 1. Столяренко А. М. Общая педагогика. - М., 2006. 2. Очерки истории отечественной педагогики и образования / под ред. М. А. Захарищевой. – Глазов, 2008. 3. Педагогика / под ред. Л. П. Крившенко. – М., 2006.
Методы педагогических исследований. - Семинар. 1. Дайте характеристику одному из методов педагогических исследований. 2. Подготовьте и проведите элемент практического занятия по использованию одного из методов педагогических исследований Литература 1. Ситаров В. А. Дидактика: Пособие для практических занятий. М., 2008. 2. Кукушин В. С. Теория и методика воспитания. – Ростов-на-Дону, 2008.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ Контрольная работа Вариант 1. (фамилия студента от А до Г) 1. Концепция культуры Э.Б. Тейлора. 2. Традиция и новация в культуре. 3. Игровая концепция культуры. 4. Гений в искусстве и науке. 5. Символ в искусстве: знак и образ. Вариант 2 (фамилия студента от Д до З)
6. «Рациовитализм» Х.Ортеги-и-Гассета. 7. К.Леви-Строс о первобытном мышлении. Э.Б.Тайлор о первобытной культуре. 8. История мировой культуры или круговорот «локальных цивилизаций»? 9. Смеховая и зрелищная культуры русского средневековья. 10. Массовая и элитарная культуры. Вариант 3 (фамилия студента от И до М)
11. Культура и цивилизация (концепции О.Шпенглера, А.Тойнби, Н.Я.Данилевского и др.). 12. Миф как явление культуры. Теория мифа А.Ф.Лосева. 13. Молодежная субкультура. 14. Культура как текст. 15. Религия и наука в контексте культуры. Вариант 4 (фамилия студента от Н до Р) 16. Концепция Н.Рериха «Мир через культуру». 17. Научный и художественный взгляд на мир. 18. Проблема генезиса культуры. 19. Рефлексия как импульс к возникновению культуры (по П.Тейяру де Шардену). 20. Россия в системе Восток – Запад: противостояние или диалог культур. Вариант 5 (фамилия студента от С до У) 21. Функционализм как направление культурологической мысли. 22. Концепция культуры З.Фрейда. 23. Сравнительный анализ культурологических воззрений Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера и А.Тойнби. 24. Составляющие профессиональной культуры. 25. Техника как социокультурное явление. Вариант 6 (фамилия студента от Ф до Ц) 26. Культура и личность. 27. К.-Г. Юнг об архетипах культуры. 28. Соотношение изменчивости и устойчивости в культуре. Проблема историко-структурной типологии. 29. Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева. 30. Мифы древности и их значение для современности.
Вариант 7 (фамилия студента от Ч до Щ)
31. Человек как биологическое, социальное и культурное существо. 32. Концепция «неосферы» А.И.Вернадского. 33. Теория социокультурной динамики П.Сорокина. 34. Символический язык сакральных текстов. 35. Наука как культурный феномен.
Вариант 8 (фамилия студента от Э до Я)
36. Проблема социокультурной динамики и синергетика. 37. Понимание цивилизаций как тысячелетних циклов, качественно меняющих содержание человеческой истории, в концепции О.Тоффлера 38. Культурологические воззрения Н.Я.Данилевского. 39. Полемика вокруг концепции С.Хантингтона относительно «столкновения цивилизаций». 40. Условия плодотворности межкультурных диалогов. Контрольные вопросы: 1. Основные подходы к определению культуры 2. Какой образ человека возникает из различных определений культуры? 3. Проанализируйте ключевое понятие рабочего определения культуры (в данном курсе). 4. Основные моменты антропогенеза (с учетом гипотезы Б.Ф.Поршнева). 5. Что принципиально отличает человека от животных (варианты возможных подходов)? 6. Роль языка, значение появления «имен собственных» для становления человеческой культуры? 7. Социокультурные функции магии и религии в начале человеческой истории. 8. Какую роль в становлении культуры сыграла, этническая и социальная дифференциация? 9. Место музыкального и образного искусства в архаической культуре человечества. 10. Что объединяет цивилизации Древнего Востока в единый историко-культурологический тип? 11. Основные особенности мифологического мировосприятия. 12. Какими приемами обеспечивалась надежная трансляция традиционной культуры Востока? 13. Основные факторы (природные и социокультурные) возникновения античной культуры, согласно гипотезе М.К. Петрова? 14. Как осуществлялся переход «от мифа к логосу»? 15. Проанализировать и сопоставить понятия античной культуры: логос, полис, номос, космос. 16. Античная культура как игра; отношение античных авторов к новаторству и канону. 17. Имперские символы Древнего Рима и символика раннесредневековой культуры (заимствование и переосмысление). 18. Пространство и время в христианской и варварской картине мира. 19. Роль алхимии и астрологии в становлении творческой личности эпохи Возрождения. 20. Система ценностей, идеал человеческой личности в новоевропейской культуре. 21. Критика позитивистской культуры Нового времени представителями «философии жизни» и экзистенциализма. 22. Культура России между Востоком и Западом. 23. Понятия «природа» и «культура» в философской антропологии. 24. Какова «человеческая природа», по К.Лоренцу? 25. Анализ концепции этногенеза и сущности культуры Л.Н.Гумилева. 26. Основные факторы формирования человеческой личности и культуры, по З.Фрейду. 27. Архетипы «коллективного бессознательного», по К.-Г. Юнгу, их место в культурном творчестве. 28. Сравнительный анализ образа человека и его культуры в концепциях З.Фрейда и К.-Г. Юнга. 29. На какие философские и культурологические концепции опирались русские символисты? 30. Дионисийство и апполонийство как архитипы культуры, их место в «эллинской» и «варварской» культурах, по Вяч. Иванову. 31. Как воплотились идеи русских символистов в культуре ХХ века? 32. В.В.Соловьев о Востоке и Западе как архетипах мировой культуры. 33. Как ставили вопрос о месте и предназначении России русские символисты и религиозные философы? 34. Основные особенности культуры постмодернизма. 35. Задачи феминистской критики культуры, ее основные темы. 36. Полемика вокруг концепции С.Хантингтона относительно «столкновения цивилизаций». 37. Условия плодотворности межкультурных диалогов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Учебники и учебные пособия Кармин А. С., Новикова Е. С. Культурология. СПб., 2006. Культурология. Под ред. Солонина Ю. Н., Кагана М. С. М., 2005. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997. Трофимова Р. Б. История русской культурологии. М., 2003. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., 2002. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов н/Д., 1997. Дополнительная литература Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно- исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Российск. гос. гуман. ун-т, 2000, 1005 с. Баткин Л.М. Пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. Изд. 2-е, доп. М.: Российск. гуманит. ун-т, 2002. 640 с. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1991. Библер В.С. От науконаучения – к логике культуры. Два философских введния в двадцать первый век. М., 1991 Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995. Бонгард- Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993. Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. М., 1977 Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М., 1993. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1989 Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995. Дубнов С.М. Краткая история евреев. М., 1994. Дюрант В. Цезарь и Христос, М., 1995. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991 Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. М., 1990. Культурология: ХХ век: Антология. М., 1995. Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М., 1992. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. Липпс Ю. История вещей. М., 1954 Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. - М.: Издательская группа «Прогресс»; «Культура», 1993. – 352 с. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого инду-стриального общества. М., 1994. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М.: Прогресс- Традиция, 2006. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1991-1992. Ницше Ф. Избранные произведения: В 3 т. М., 1994. О России и русской философской культуре. М., 1990. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. Очерки по истории мировой культуры. М., 1997. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980 Пигалев А.И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов, 1991. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974 Риккерт Г.Науки о природе и науки о культуре. М., 1998 Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас (Очерки истории философии и культуры). М., 1991 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1992 Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. Тойнби А.Дж Постижение истории. М., 1995. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., Феномен человека: Антология. М., 1993. Ферреро Г. Величие и падение Рима. СПб., 1997. Фрезер Дж.Дж. золотая ветвь. М., 1983 Фрезер Дж.Дж. Фольклор в ветхом завете. М., 1989 Фрейд З. Психоанализ. Религия, Культура. М., 1992. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990. Фромм Э. Искусство любить. М., 1992 Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб, 1997. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., СПб., 1994. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. Целлар К. Архитектура страны фараонов. М., 1990. Шарден П.Т.де Феномен человека. - М., 1987 Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1995 Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1986 Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Роль и место культурологии в системе гуманитарного знания. Определение культуры. 2. Основные этапы становления культурологии. 3. Классическая модель культуры. 4. Типология культуры. 5. Что понимали под человеком и культурой разные исторические ступени: Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время? 6. Традиционная культура. Культурантропология. 7. Национальная культура. Филология - культурология национальной культуры. 8. Культура и цивилизация. История и суть вопроса. 9. Элитарная и массовая культуры. 10. Методы культурологических исследований. 11. Субъект культуры. Культура и личность. Культурная самоидентичность. 12. Основные культурологические школы. 13. Теории локальных цивилизаций. 14. Взгляд на культуру представителей натуралистической школы. 15. Основные аспекты функциональной теории культуры. 16. Как трактуется культура в работах представителей социологической школы? 17. Символическая школа. 18. Природоцентризм, социоцентризм и культуроцентризм. 19. Основные различия между религией, наукой, искусством и философией. 20. Культура как знаковая система. 21. Какие типы цивилизаций вы можете выделить? 22. Восточный и западный типы культур. 23. Что такое культурный архетип, менталитет и национальный характер? 24. Основные сферы и сущности культуры. 25. Культура и природа. Глобальные проблемы современности. 26. Культура и общество. 27. Функции культуры. 28. Культурные ценности и нормы. 29. Миф как форма культуры (древность и массовое современное сознание). 30. В чем состоит прогресс культуры? 31. Традиции, новации и нормы в культуре. 32. Взаимодействие национального и общечеловеческого в современной культуре. ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ Каковы функции культуры? Проследить историю становления знаний о культуре. Раскрыть понятие классической модели культуры. Объяснить взаимосвязь культуры и цивилизации. Определить этническую культуру и национальную культуру. Что такое типология культуры? Как может быть построена типология мировой культуры? Перечислить и охарактеризовать основные типологии культуры. Рассмотреть культуру, природу, общество как формы бытия. Охарактеризовать основные направления в современном европейском культурологическом знании. На примере различных культурных эпох раскрыть понятие культурной самоидентичности. Объяснить феномен массовой культуры. Раскрыть сущность религии, философии, искусства и науки как явлений культуры
К ЗАЧЕТУ ПРОЧИТАТЬ И ЗАКОНСПЕКТИРОВАТЬ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ УЧЕБНИК С.Н. ИКОННИКОВОЙ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»!!! РУССКИЙ ЯЗЫК
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.248 (0.007 с.) |