Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 3 : «Эволюция лирики Н.А.Некрасова»

Поиск

ЗАДАНИЕ НА 1 СЕМЕСТР ГРУППА ХПб-1

Учебный год

 

предмет преподаватель Зачетная точка Контрольная работа
История Тимкин Ю.Н. Лекции и практика Есть!
Иностранный язык Габидуллина М.А. Кириллина Т.Н. Практика Есть!
Педагогика Александрова Н.С. Зачет Есть!
Культурология Колыванова Е.В. Зачет Есть!
Литература Лицарева К.С. Зачет Есть!
Русский язык Бочкарева А.С. практика Есть!
Основы информатики Бунькова Г.В. Зачет  
История самодеятельного хореографического творчества Колыванова Е.В. Экзамен  
Этнография и танцевальный фольклор народов России Быкова Е.В. Зачет  
Классический танец Кулдышева С.В. Лекции, практика, индивид-ые  
Народно-сценический танец Волохов Н.Ф. Экзамен  
Русский танец Волохов Н.Ф. Лекции, практика, индивид-ые  
Клубный танец Кулдышева С.В. Экзамен  
Методика постановочной и репетиционной работы Кулдышева С.В. Лекции, практика, индивид-ые  
Анатомия Сенникова О.Б. Зачет Есть!
Методика сценической обработки танцевального фольклора Волохов Н.Ф. Экзамен  
Грим Свинцов А.В. Зачет  
Физическая культура Кулдышева С.В. Практика  

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

к выполнению контрольных работ.

 

1. Контрольная работа может быть выполнена:

· на листах формата А4: по краям листа остаются свободные поля: слева – 2,5 см, справа – 1,5 см, вверху и внизу – по 2,5 см.

· в тетради

2. Объем контрольной работы:

· 16 – 20 рукописных или

· 10 – 12 печатных листов

Нумерация страниц начинается с самого первого листа, но ставится только со второй страницы. Номер обозначается арабской цифрой и ставиться в нижнем правом углу.

3. Структура контрольной работы:

· титульный лист – первый лист работы, содержащий основные сведения о ней. Вверху рабочего поля страницы симметрично пишется полностью название министерства, ниже – название вуза. Приблизительно в центре листа заглавными буквами пишется название работы. Под ним указываются сведения об исполнителе (фамилия, инициалы, номер группы, название специальности) и научном руководителе (фамилия, инициалы, ученая степень, должность) (см. образец)

· оглавление – перечень названий рубрик, т.е. глав и других составных частей, работы с указанием страниц, где они помещены. Оглавление дает общее представление о структуре работы и позволяет легко отыскивать нужные фрагменты текста. Располагается на следующем за титульным листом странице 2, номер которой проставляется.

· введение (актуальность темы, ее изученность различными авторами, цель изучения) – 1-2 стр.

· основная часть – раскрывает тему контрольной работы в логической последовательности. Может состоять из нескольких глав Параграфы, выделяемые внутри главы, нумеруются в ее пределах – все параграфы одной главы имеют одинаковою первую цифру (например, 1.1, 1.2, 1.3.)

Основная часть содержит информацию, полученную путем изучения, осмысления и переработки содержания книг, статей. Следует обратить внимание на стиль изложения, грамматически правильное построение фраз и предложений. Наряду с текстовым материалом могут быть представлены таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации.

При ссылке в тексте работы на чье-то авторитетное высказывание используются цитаты. Применяется два вида цитирования: прямое и непрямое. Прямое цитирование предполагает точное, буквальное – слово в слово – воспроизведение текста источника. В этом случае цитируемый фрагмент выделяется кавычками. При непрямом цитировании мысль автора дается в пересказе, однако при этом она должна быть выражена предельно точно.

Указание на источник цитирования оформляется определенным, установленным образом и называется библиографической ссылкой. Существует несколько видов библиографических ссылок:

· внутритекстовые ссылки, когда источник указывается в скобках непосредственно за цитатой;

· подстрочные ссылки, когда источник приводится в нижней части той же страницы;

· затекстовые ссылки, которые выносятся в конец работы.

Наиболее удобными являются затекстовые ссылки, когда все источники, на которые вы ссылаетесь, группируются по алфавиту в один список литературы и нумеруются. Этот список литературы помещается в конце работы. При наличии такого списка ссылка оформляется следующим образом. После цитаты в тексте в квадратных скобках указывается номер цитируемого источника по списку литературы, а затем, после точки с запятой приводится номер страницы, на которой напечатан цитируемый фрагмент. Например: [5; с.32].

· заключение – содержит выводы по работе – 1-2 стр.

· список использованной литературы (не менее 4-6 авторов).

В целом работа должна иметь аккуратный вид, напечатана или написана на хорошей бумаге (формат А4). Если студент выполняет работу на ПК, то многие вопросы, связанные с ее оформлением, снимаются сами собой.

Если Вы используете чье-то высказывание в своей работе, необходимо сослаться на того автора и то произведение, откуда они взяты. Такое указание на источник цитирования оформляется определенным, установленным образом и называется библиографической ссылкой.

Работа сдается методисту в начале сессии для регистрации в сброшюрованном виде или в специальной папке.

Плохо оформленная работа существенно снижает впечатление от нее даже при отличном содержании, влияет на оценку.

 

ИСТОРИЯ

Занятия для самостоятельной работы студентов

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы Количество часов
Раздел I. Предмет. Историография. Методология    
1.1. Сущность, формы, функции исторического знания. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Конспектирование первоисточников и учебной литературы  
1.2.Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть мировой истории. Общий обзор  
Раздел 2. Восточные славяне и Русская земля в V1-ХIV вв.    
2.1. Античное наследие в эпоху великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Общий обзор  
2.2.Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция древнерусской государственности в ХI-ХII вв. Конспектирование и подготовка к семинару  
2.3. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХIY вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Конспектирование первоисточников и учебной литературы  
Раздел 3. Возникновение и развитие единого российского государства в ХIV-ХVIII вв.    
3.1. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Конспектирование первоисточников и учебной литературы  
3.2. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Конспектирование первоисточников и учебной литературы  
Раздел 4. Социально-экономическое развитие дореволюционной России    
4.1. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право.    
4.2.Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное Конспектирование первоисточников и учебной литературы  
4.3.Общественная мысль и особенности общественного развития России ХIХ в. Реформы и реформаторы России. Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру.    
Раздел 5. Россия в условиях глобализации общественных процессов ХХ в.    
5.1. Роль ХХ в. в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Конспектирование и подготовка к семинару  
5.2 Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.    
Раздел 6. Россия в начале ХХ в.    
6.1.Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Конспектирование и подготовка к семинару  
6.2.Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Конспектирование первоисточников и учебной литературы  
Раздел 7. Раздел 7. Революция 1917 г. и Советская Россия в 20-е гг. ХХ в.    
7.1.Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Общий обзор  
7.2.Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Общий обзор  
7.3.Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.    
Раздел 8. СССР в 30-начале 50-х гг.    
8.1. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг.    
8.2. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.    
8.3. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.    
8.4. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика в послевоенные годы. Холодная война.    
Раздел 9. СССР в середине 50-начале 90-х гг.    
9.1. Попытки осуществление политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.    
9.2. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.    
9.3. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.    
Раздел 10. Современная Россия    
10.1.Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.) Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Культура в современной России.    
Итого:128    

 

Требования к выполнению контрольной работы

по курсу «История»

Контрольная работа по курсу «История» выполняется и защищается студентами всех специальностей, обучающихся в Кировском филиале ПГИИК. Объём - 18-20 листов формата А 4

 

Содержание работы:

1. Введение (2-3с.).

2. Теоретическая часть (12-14с.)

3. Заключение (2-3с.).

4. Библиографический список.

5. Приложение.

Во введении следует рассказать об основных проблемах темы, раскрыть её значение и актуальность.

В основной части работы раскрывается сущность рассматриваемой проблемы. Каждый раздел основной части целесообразно разделить на несколько пунктов (параграфов), в которых излагаются положения, освещающие проблему.

В заключении подводятся итоги, содержатся основные выводы студента по теме в целом.

При формировании библиографического списка необходимо соблюдать правила библиографического описания, указать автора, полные данные использованного источника: заглавие, место издания, год издания, объём (для книг); название статьи, журнала, газеты, год издания, номер, страницы (для журналов и газет).

В качестве приложения может использоваться иллюстративный материал: фотографии, планы работы, программы, сценарии, буклеты, методическая литература, абонементы и т.п.

Студент должен быть готов защитить контрольную работу устно: уметь доказать правомерность основных положений и выводов по теме работы, дать характеристику библиографическим источникам.

Темы контрольных работ

по курсу «Отечественная история»

Тема № 1. Государство Киевская Русь в 1Х- первой трети Х11 в

1. Образование государства у восточных славян

2. Политической строй. Социально-экономические отношения.

3. Распад единого государства. Причины и последствия

 

Дополнительная литература

Вернадский Г.В. Древняя Русь. Тверь, 1996

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в Х11-Х111 вв. М., 1982

Он же. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987

 

Тема № 2. Духовная жизнь и культура Киевской Руси

1. Религиозная жизнь: от язычества к православию

2. Книжная культура

3. Материальная культура

Дополнительная литература

Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987.

Шмурло Е.Ф. История России. 862-1917 гг. М., 1999.

 

Тема № 3. Образование русского централизованного государства

1. Возвышение Москвы. Иван Калита.

2. Русь при Дмитрии Донском. Куликовская битва.

3. Рождение России при Иване III.

Дополнительная литература

Вернадский Г.В. История России: Московское царство. Ч. 1. М., 1997

Каргалов В.В. Конец ордынского ига. М., 1980

 

Тема № 4. Россия в ХУ1 в.

1. Личность Ивана Грозного и его окружения

2. Реформы «Избранной рады».

3. Опричный террор и его последствия

Дополнительная литература

 

Тема № 5. Россия во время Смуты начала ХУ11 в.

1. Причины распада государства. Царь Федор и Борис Годунов.

2. Основные события смутного времени: самозванцы и интервенты

3. Земский Собор 1613 г. и воцарение династии Романовых.

Дополнительная литература

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Любое издание.

Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 1978

Он же. Самозванцы в России в начале ХУ11 в. Григорий Отрепьев. Новосибирск, 1990

 

Тема № 6. Православная церковь и государство в Х1У- первой четверти ХУ111 вв.

1. Роль церкви в образовании централизованного государства

2. Реформы Никона и раскол церкви

3. Церковь в условиях петровских реформ

Дополнительная литература

Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990

Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. М., 1993

 

Тема № 7. Отечественная война 1812 г.

1. Причины войны

2. Первый период войны: от начала до захвата Москвы

3. Изгнание французов с территории страны

4. Заграничный поход русской армии

Дополнительная литература

Жилин П.А. Гибель наполеоновской армии в России. М., 1974.

Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. Любое издание.

Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812 г. М., 1992

Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. М., 1988.

 

Тема № 8. Личность и реформы Александра II

1. Личность Александра II

2. Причины реформ.

3. Реформы: общая характеристика

4. Значение и последствия

Дополнительная литература

Геллер М.Я. История Российской империи:В3-х т. М., 1997

Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. М., 1991.

История России (1Х-ХХ вв.): Учебное пособие / Отв. Ред. Я.А. Перехов. - М.: Гардарики, 1999

Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990

Троицкий Н.А. Россия в Х1Х в.: курс лекций. М.: Высшая школа, 1999.

 

Тема № 9. Манифест 17 октября 1905 г.

1. Причины и предпосылки Манифеста

2. Основные положения

3. Значения и последствия

Дополнительная литература

Вуич Н.И., Оболенский Н.Д. К истории Манифеста 17 октября 1905 г. // Архив русской революции: В 24 т. Т.2. с.5-13.

Геллер М.Я. История Российской империи: В 3-х т. Т. 3. М., 1997

Милюков П.Н. Воспоминания: В 2-х т. М., 1991

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2001.С. 274-275

 

Тема № 10. Столыпинская аграрная реформа

1. Причины и предпосылки реформ

2. Сущность реформы и основные ее черты

3. Итоги реформы

Дополнительная литература

Верт Н. История советского государства. 1900-1991. М., 1995

Геллер М.Я. История Российской империи: В 3-х т. Т. 3. М.: МиК, 1997

Дякин В.С. Был ли шанс у Столыпина? // Звезда. 1990. № 12. С. 113-124

Зырянов А.П. Столыпин. М., 1992

Мейси Д. Земельная реформа и политические перемены: феномен Столыпина // Вопросы истории. 1993. № 4. С. 4-19.

 

Тема № 11. Октябрьский переворот или Великая Октябрьская Революция 1917 г.: современные оценки

1. Причины и предпосылки революции

2. Оценки основных преобразований большевиков

3. Последствия и значение революции

Дополнительная литература

Боффа Д. История Советского Союза: От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин. 1917-1941 гг.: В 2-х т. Т. 1. М., 1994

Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 1997

Верт Н. История советского государства. 1900-1991.М.,1992.

Всемирная история: В 24-х т. Минск, 1998, Т. 21.

Октябрь 1917 г.: величайшее событие века или социальная катастрофа? / Под ред. П.В. Волобуева. М., 1991

Пайпс Р. Русская революция. Ч.1,2. М., 1994.

Суханов Н.Н. Записки о революции: В 3-х т. М.,1991.

Троцкий Л.Д. Моя жизнь: Опыт автобиографии. Т. 2. М., 1990

 

Тема № 12. Политический портрет В.И. Ленина

1. Личность В.И. Ленина

2. Политический портрет

3. Последние годы жизни

Дополнительная литература

Валентинов Н. Недорисованный портрет. М., 1993

Мельгунов С.П. Красный террор в России: 1918-1923. М., 1990

Терне А. В царстве Ленина: Очерки современной жизни в РСФСР. М., 1991

 

Тема № 13. Гражданская война в России в 1918-1920 гг.

1. Причины, предпосылки войны

2. «Белые» армии и правительства

3. Организация РККА. Политика «военного коммунизма».

Дополнительная литература

Верт Н. История советского государства. 1900-1991. М., 1995

Деникин А.И. Поход и смерть генерала Корнилова. Ростов н/Д, 1989

Добровольский С. Борьба за возрождение России в северной области // Архив русской революции: В 24 т. Т.3. С. 5-146.

Изгоев А. Пять лет в Советской России // Архив русской революции. Т.10. С. 5-55.

Казанович Б. Поездка из Добровольческой армии в “ Красную Москву” // Там же. Т.7. С. 184-202

Какурин Н.Е. Как сражалась революция. Т. 1-2, М.: Политиздат, 1990

Краснов П.Н. Всевеликое войско Донское // Архив руской революции. Т.5. С. 190-321.

Могилянский Н.М. Трагедия Украины // Архив русской революции. Т. 11. М.,1991. С.74-105

 

Тема № 14. СССР в 30-е гг. ХХ в.

1. Причины и предпосылки сталинского «скачка»

2. Индустриализация и коллективизация народного хозяйства

3. Культурная революция

4. Политические репрессии

Дополнительная литература

Боффа Д. История Советского Союза... Т.2. М., 1994.

Верт Н. История советского государства... М., 1992

Конституция СССР 1936 г. // Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1999

Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: В 2-х т. М., 1997

 

ЛИТЕРАТУРА

Темы семинарских занятий

Тема № 1: «Отцы и дети» И.С.Тургенева. Своеобразие конфликта и авторской позиции. Полемика вокруг романа (4 часа)

ЗАДАНИЕ

1. Составить конспект статьи Д.И.Писарева «Базаров».

2. Подготовить индивидуальное сообщение «М.А.Антонович о романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”» (Статья М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени»)

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Отражение в конфликте романа идейного антагонизма дворянских либералов и демократов 60-х годов. Группировка персонажей в конфликте. Своеобразие композиции романа. Основной композиционный прием решения идеологического конфликта.

2. Лагерь «детей» в изображении И.С.Тургенева:

1. Базаров как типичный представитель демократической молодежи 60-х годов: основы мировоззрения, идеологическая позиция Базарова;

2. Смысл сюжетной линии Базаров – Одинцова;

3. Базаров как «лицо трагическое». Одиночество Базарова. Авторская оценка образа;

4. Базаров в оценке Д.И.Писарева.

3. Лагерь «отцов» в изображении Тургенева

1. Павел Петрович Кирсанов как идейный антагонист Базарова. Основные этапы развития конфликта между героями. Павел Петрович в оценке Д.И.Писарева;

2. Образ Николая Петровича Кирсанова. Базаров о Николае Петровиче. Оценка образа Д.И.Писаревым;

3. Базаров и Аркадий Кирсанов. Д.И.Писарев об образе Аркадия;

4. Смысл образов Ситникова и Кукшиной в романе.

4. Сложность авторской позиции в романе. Автокомментарии к роману (письма, статья «По поводу “Отцов и детей”»)

5. Нравственная и эстетическая проблематика в романе «Отцы и дети».

6. Литературно-политическая борьба вокруг «Отцов и детей».

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Писарев Д.И. Базаров. Реалисты. - Любое издание.

2. Лебедев Ю.В. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». – М., 1982

3. Пустовойт П.Г. Тургенев – художник слова. – М.,1987

4. Пустовойт П.Г. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Литературный комментарий. – М.,1991

5. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике./Сост. И.Н.Сухих. – Л.,1986.

ТЕМА № 2: РОМАН И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»(4 часа)

Задание.

1. Сделать конспект критической статьи Добролюбов Н.А. «Что такое обломовщина?».

2. Подготовить сообщения «А.В.Дружинин об Обломове», «Д.И.Писарев об Обломове».

 

Вопросы для подготовки.

1. Один день из жизни Обломова. Портреты, деятельность и характеры посетителей Обломова. Обломов как «тип русской жизни». Бытовые подробности как проявление мастерства Гончарова-реалиста. Значение образа обломовского халата. Противоречия в характере Обломова и его душевная драма (По первой части романа).

2. Сон Обломова, его композиционная роль. Идиллический мир Обломовки. Значение 9-й главы в реализации общего замысла романа.

3. Ситуация испытания любовью в художественном мире романа. Обломов и Ольга Ильинская. Роль пейзажа и музыки в раскрытии чувств героев. Причины разрыва.

4. Обломов и Штольц. Обломов о собственной ущербности в разговоре со Штольцем. Историко-культурный смысл противопоставления. Авторское отношение к героям. Обломов как истинно свободная личность, в которой «…с любовью выражается все то, что есть хорошего в русском человеке» (из письма И.А.Гончарова 1878 года).

5. Центральные женские образы романа – Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына – как психологические антиподы.

6. Анализ статьи Н. Добролюбова «Что такое обломовщина?»:

а) в чем смысл названия статьи?

б) на какие 4 части можно разделить статью по содержанию?

в) почему в романе И.А. Гончарова критик увидел «знамение времени»? Что говорит Н. Добролюбов о сущности обломовщины?

г) в чем типичность Обломова? Н.А.Добролюбов о крепостническом барстве и нравственном рабстве Обломова.

д) как Н. Добролюбов оценивает Ольгу Ильинскую и Штольца?

е) с какими литературными героями сближает критик Обломова и почему?

 

Литература.

1. Котельников В.А. Обломов – несостоявшийся герой в одноименном романе // Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова. – СПб., 2001. – С. 271 – 285.

2. Краснощекова Е. Иван Александрович Гончаров: Мир творчества. – СПб.: Пушкинский Фонд, 1997.

3. Криволапов В.Н. Вспомним о Штольце…: [«Обломов» И.А. Гончарова] // Русская литература. – 1997. - № 3. – С. 42 – 66.

4. Кулешов В.И. Роман – «знамение времени» [«Обломов» И.А. Гончарова] // В.И. Кулешов. Этюды о русских писателях. – М., 1982. – С. 171 – 193.

5. Лощиц Ю.М. Гончаров (Серия ЖЗЛ). – М.,1987.

6. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров – романист и художник. – М.: Изд-во МГУ, 1992.

7. Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 1997.

8. Отрадин М.В. «Сон Обломова» как художественное целое (некоторые предварительные замечания) // Русская литература. – 1992. - № 1. – С. 3 – 17.

9. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. – М. – Л., 1962.

10. Холкин В.И. Русский человек Обломов// Русская литература. – 2000. - № 2. – С. 26-63.

 

Задание.

Подготовить подробный анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…». Подготовить выразительное чтение наизусть (не менее 3-х) стихотворений Некрасова, в которых изображается Муза поэта.

Вопросы для обсуждения:

1. Итоговый характер сборника «Стихотворения» (1856). Н.А.Некрасов как поэт крестьянской демократии. Реализм и драматизм стихотворений о крестьянстве («В дороге», «Тройка», «В деревне», «Забытая деревня»).

2. Стихи Некрасова о городской бедноте. Герой-разночинец в некрасовской поэзии («Еду ли ночью по улице темной…», «На улице»).

3. Сатирические опыты раннего Некрасова («Современная ода», «Колыбельная песня», «Отрадно видеть, что находит…»)

4. Антикрепостнический пафос автобиографических стихотворений («Родина», «В неведомой глуши»). Переосмысление темы «счастливого детства». Многогранность лирического героя Некрасова. Нравственная саморефлексия.

5. Образ некрасовской Музы («Вчерашний день…», «Муза», «Блажен незлобивый поэт», «Безвестен я. Я вами не стяжал…», «Неизвестному другу («Умру я скоро. Жалкое наследство…)», «О Муза! я у двери гроба!..»,).

«Поэт и гражданин» как манифест революционно-демократической поэзии.

6. Стихи о пореформенной судьбе крестьянства («Элегия»). Сборник «Последние песни».

Литература

1. Лекции, учебники.

2. Корман Б. Лирика Н.А. Некрасова. – Воронеж, 1964.

3. Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников. – М. 1971.

4. Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 237.

5. Чуковский К. Мастерство Некрасова. М., 1971.

6. Степанов Н.Л. Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. – М.,1971 (гл 3).

7. Сквозников В.Д. Гражданственность и роль вещного образа. Некрасов // Сквозников В.Д. Русская лирика. Развитие реализма. – М., 2002. – С. 86 – 114.

 

 

Тема № 4: Денисьевский и панаевский циклы в поэзии Ф. И. Тютчева

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

· Связь русской литературы с мировым литературным процессом.

· Христианизация Руси и возникновение древнерусской литературы.

· Своеобразие русской средневековой церковной литературы. Проблемы литературного канона, вымысла автора.

· Формирование литературного языка и жанровой системы. Концепция личности и приемы изображения человека в литературе Древней Руси.

· Смена стилей в древнерусской литературе. Проблема русского предвозрождения конца XIV — начала XV вв.

· «Смутное время» в русской истории и литературе. Кризис средневекового литературного этикета. 7. Усиление индивидуального начала и трансформация традиционных жанров летописи и жития. Сближение русской литературы с западно-европейской, секуляризация культуры.

· Письменное двуязычие. Переводной рыцарский роман как развлекательное чтение. Появление жанра бытовой повести.

· Демократическая сатира и смеховая культура Руси.

· Жизнь и сочинения протопопа Аввакума.

· Оптимистический характер русского барокко. Симеон Полоцкий - первый профессиональный поэт.

· Силлабическая система стихосложения. Проблема Возрождение в русской культуре конца XVII в.

· Петровские реформы, активное «обмирщение» культуры

· Формирование русского классицизма, его просветительский характер. Поэтика русского классицизма. Концепция человека-гражданина. Особенности классической типизации.

· Силлабо-тоническая система стихосложения Тредиаковского, Ломоносова. Теория «штилей» и формирование русского литературного языка.

· Творчество М. В. Ломоносова. Проблематика «од-рекомендаций», их художественные особенности. Значение образа Петра I. Научно-философская лирика.

· Творчество А. П. Сумарокова. Социально-политические, философские и эстетические взгляды. 18. Формирование русского сентиментализма. Поэтика сентиментализма, «новый слог», противопоставление любви рассудочному долженствованию.

· Творчество Н. М. Карамзина — вершина русского сентиментализма. Жанры сентиментального путешествия и сентиментальной повести.

· Творчество Д. И. Фонвизина. Классицистический характер драматургии. Просветительская трактовка дворянского долга. Новое понимание воздействия среды на человеческую личность, выходящее за рамки классицизма.

· Творчество А. II. Радищева. Философские и политические взгляды.

· Творчество Г. Р. Державина. Консерватизм поэта и его понимание гражданского долга. Автобиографизм поэзии. Новый подход к проблеме исторической и национальной обусловленности характера.

· Проблематика, поэтика, жанровая система романтизма. Проблема национального колорита.

· Творчество В. А. Жуковского. Романтический идеал элегий, «двоемирие» и мистике меланхолической лирики. Балладах и поэмы. Переводы.

· Творчество К. Батюшкова, Характер романтизма.

· Идеал гармонической жизни в поэзии А. А. Дельвига.

· Лирический герой поэзии Д. В. Давыдова.

· Творчество А. С. Грибоедова. Мировоззрение, литературные взгляды драматурга, Использование приемов классицистического театра.

· Творчество А. С. Пушкина. Эволюция романтической поэмы.

· Усиление реалистических тенденций в лирике А.С. Пушкина.

· Реалистический роман в стихах «Евгений Онегин». Эволюция героев, значение, образ автора.

· Философская лирика Е. А. Баратынского.

· Творчество М. Ю. Лермонтова. Личностно-исповедальный характер романтической поэзии. Осознание трагизма существование своего поколения. Философская лирика.

· Своеобразие поздних романтических поэм М.Ю. Лермонтова.

· Творчество Н. В. Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: фольклорная основа цикла. Мир народной мечты.

· Героическое и комическое. «Миргород». Идейный смысл композиции сборника.

· Героическое и трагическое в истории народа «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.

· Своеобразие фантастики в повести «Вий» Н.В. Гоголя.

· Новаторство Гоголя в драматургии. «Миражная интрига» в «Ревизоре»

· «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Реально-бытовой и символический смысл названия. Композиция поэмы. Русский человек, его проявления и возможности. Соотношение бытового и символического в поэме.

· И. С. Тургенев. Поиски положительного героя в романах 50-х — начала 60-х гг. Осмысление проблемы «лишнего человека» в романе «Рудин».

· «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Кризисное состояние России и пути ее спасения. Образы либералов и нигилистов. Масштабность фигуры Базарова и его трагическое одиночество. Полемика вокруг романа.

· Роль Островского в формировании национального репертуара русского театра. «Гроза» как русская трагедия

· Поэзия Н. А. Некрасова. Демократизм, обновление тематики, преобразование лирических жанров.

· Герои поэмы «Мороз - Красный нос» Н.А. Некрасова как народно-национальные типы. Фольклоризм и мифологическая образность поэмы.

· Эпопея «Кому на Руси жить хорошо» - художественное исследование народной жизни. Замысел и его эволюция в процессе работы над поэмой. Крестьянские образы. Синтез фольклорного и литературного начала.

· М. Е. Салтыков-Щедрин Обличительное, сатирическое начало в «Истории одного города».

· Ф. М. Достоевский. Духовная трагедия героя романа «Преступление и наказание».

· Л. Н. Толстой. «Диалектика души» как объект повествования и художественный метод.

· «Война и мир» - образец исторической эпопеи. Нравственно-философская проблематика романа. 51. Духовные искания Пьера и князя Андрея.

· «Мысль народная» в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого.

· Переосмысление гуманистических традиций, нравственный максимализм в творчестве А.П. Чехова.

· Социально-философские и нравственные проблемы в творчестве Чехова.

· Новаторство Чехова-драматурга.

· Возникновение символизма в России. Основные этапы развития русского символизма.

· История возникновения акмеизма. «Адамизм» акмеистов и декадентство. Эстетика акмеизма.

· Футуристические литературные группировки 10 годов XX века. Творчество Игоря Северянина. Творчество Велимира Хлебникова.

· Феномен «двух Россий» в истории XX века. Русская эмиграция «первой волны», ее особенности.

· Творчество Е. И. Замятина.

· М. М. Зощенко - сатирик.

· Становление социалистического реализма в советской литературе 30-х гг.

· Творческий путь Андрея Платонова.

· «Фантастический реализм» М. А. Булгакова.

· Творчество А. Н. Толстого.

· Творческий путь К. Симонова и А. Твардовского.

· Военная проза 50—70-х гг.: творчество В. Некрасова, Ю. Бондарева, В. Астафьева, В. Быкова.

· «Деревенская проза» 60—70-х гг.

· Творческий путь А. И. Солженицына.

· В. Шукшин и нравственные искания творческой интеллигенции 60—70-х гг.

· Испанский плутовской роман XVII века.

· Грасиан как теоретик барокко.

· Жанровая классификация театра Лопе де Веги.

· Специфика конфликта драмы Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна».

· Проблема свободы воли в драме Кальдерона «Жизнь есть сон».

· Герой и проблема выбора в трагикомедии П. Корнеля «Сид».

· Греческая тематика трагедий Ж. Расина.

· Концепция страсти в трагедии Ж. Расина «Федра».

· Философская проблематика комедии Мольера «Дон Жуан».

· Сатирико-комические типы в комедиях Мольера «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мнимый больной».

· Фарсовый и «высокий» комизм в драматургии Мольера.

· Жанр басни в творчестве Ж. де Лафонтена.

· Поэзия немецкого барокко.

· Эволюция творчества Д. Донна.

· Синтетический характер поэмы Мильтона «Потерянный рай».

· Мастерство Гофмана – сатирика (на примере повести-сказки «Крошка Цахес»).

· Проблема достижения романтического идеала в новелле Гофмана «Крошка Цахес».

· Идейно-художественный анализ стихотворения Байрона «Прометей».

· Тема свободы в лирике Байрона.

· Новаторство Байрона в истолковании образа Дон Жуана.

· Роль лирических отступлений в романе Байрона «Дон Жуан».

· Тип байронического героя в поэме Байрона «Корсар».

· Романтический образ идеального рыцаря в романе В. Скотта «Айвенго».

· Средства создания исторического и местного колорита в романе В. Скотта «Айвенго».

· Тема природы в философской лирике Шелли.

· Романтический портрет и приемы его создания в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

· Образы детей в романе В. Гюго «Отверженные».

· Жанры романтического исповедального романа во французской литературе первой половины XIX века (Шатобриан, де Мюссе).

· Образ Консуэло в одноименном романе Ж. Санд.

· Пушкин и Мицкевич: взаимодействие творческих индивидуальностей.

· Идейно-художественное своеобразие новеллы В. Ирвинга «Рип Ван Винкль».

· Эволюция образа Натти Бампо в пенталогии Ф. Купера о Кожаном чулке.

· Мастерство Э. По – новеллиста.

· Жанровое своеобразие романа Мелвилла «Моби Дик».

· Своеобразие поэтического мира У. Уитмена.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Освоение учебной дисциплины студентами осуществляется прежде всего с опорой на тексты лекций преподавателя, а также на основе изучения и осмысления материала учебников по Истории русской и зарубежной литературы, монографий, исследований, статей, включенных в осно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.148 (0.023 с.)