Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как подготовиться к докладу.

Поиск

Что необходимо для подготовки к докладу?

1. Знать аудиторию.

- определить время выступления

- использовать термины

- определить тип доклада (научный, популярный, общий и т.д.)

2. Набросать тезисы доклада

3. Ознакомиться с литературой на эту тему.

- соберите значительно больше материала, чем вы намерены использовать. Подберите сто мыслей и отбросьте из них девяносто.

- создайте резервные знания, то есть соберите значительно больше материала, чем вы можете использовать, получите наиболее полный объем информации.

4. Подобрать и скомпоновать собственные мысли, выработать и оформить собственные убеждения (а не выписывать механически на бумагу фразы и заучивать их).

5. Речь должна вызреть. Не пытайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут. Обдумывайте ее в свободное время, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Делайте ее предметом бесед. Обсуждайте ее с друзьями, родными. Записывайте все мысли и примеры

6. Написать доклад.

- если в голове и сердце оратора действительно есть идея, внутренняя потребность высказаться, он может почти полностью быть уверен в успехе. (Это интересно мне, я хочу, чтобы это было интересно и вам).

7. Отрепетировать его.

- Если можете, запишите свое выступление на диктофон и прослушивайте ее.

- Записи в руках оратора на 50% уничтожают интерес к выступлению. Главное - не читайте своих речей. Трудно заставить аудиторию вынести чтение речи по бумажке.

- Репетируйте ее про себя, когда вы ходите по улице.

- Уединяйтесь и произносите речь полностью с начала до конца с жестами, дав себе волю.

8. Подготовиться психологически. (Преодолеть неуверенность в себе).

- Готовьтесь к выступлению. Вы будете чувствовать себя неуверенно, если не будете знать то, о чем вы собираетесь говорить.

- Проявляйте уверенность. "Чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, будто вы действительно смелы, напрягите для этой цели всю свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества".

- Практикуйтесь. Это самое важное для достижения цели. Страх является следствием неуверенности, неуверенность вызвана незнанием того, на что вы способны, а это незнание - результат недостатка опыта. Поэтому создайте себе багаж успешного опыта, и ваши страхи исчезнут.

ЧТО ПОЛЕЗНО СКАЗАТЬ СЕБЕ

а)... при подготовке:

- Я знаю, что от меня хотят услышать;

- Я могу свести свою точку зрения к одному предложению, а основные мысли - к трем;

- У меня увлекательное начало, ясная середина и наводящее на размышление завершение;

- Основные положения выступления я написал разными цветами на карточках, чтобы подчеркнуть главное. Я не забыл пронумеровать карточки - это мне поможет, если я их уроню;

- Я испробовал свою речь на родителях, дедушке, бабушке, собаке, кошке, соседе, дворнике и зеркале. После их критики я все учел и попробовал снова.

б)... при выступлении

- Я буду помнить, что выступление начинается с минуты, когда я поднимусь со своего кресла. Я собираюсь уверенно выйти на сцену и осмотреть аудиторию, прежде чем начать;

- Я глубоко вздохну и начну, достаточно медленно и громко (направив голос на человека в последнем ряду), так, чтобы все услышали эту речь, над которой я столько работал;

- Я буду смотреть на каждого слушателя, чтобы донести до них свое выступление;

- Я не дам своим рукам приклеиться к кафедре или карманам, чтобы жестикулировать и прояснять вещи, которые я говорю;

- Закончив, я сделаю небольшую паузу, затем уверенно удалюсь со сцены. После выступления я отыщу в зале своего знакомого и спрошу, что прошло неплохо и над чем предстоит в дальнейшем поработать;

- Чтобы ни произошло, я все равно открою что- то новое в себе и узнаю о других (да при таком отношении понятия «провал» просто не существует!). Каждый раз, оказавшись перед публикой, я совершенствую свое умение выступать.

 

Типы выступлений

информационное развлекательное

агитационное

научное популярное

 

Информационное выступление объясняет ту или иную позицию.

Агитационное - убеждает что-то делать (доводы), активизирует слу­шателей к действию, воодушевляет перед делом.


Части выступления

Вступление

Основная часть

Заключение

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж, и на него сравнительно легко произвести впечатления, возбудить любопытство и завоевать его внимание.

С чего лучше начать выступление?

- Задав вопрос (Например: Вы знаете, где построена первая АЭС?).

- Затронув жизненно важный интерес слушателей.

- Начав с потрясающих фактов, с цитаты.

- Поведав интересную историю.

Если слушатели настроены враждебно, то сразу надо сказать, что вы это знаете: "Я раньше думал, как и вы, но в силу обстоятельств изменил свое мнение и излагаю его". Плохо если оратор говорит: "Я, конечно, вас не убедил...", "Если мои доводы не подействуют, то...".

Не следует начинать выступления с юмористического рассказа и с извинения. И то, и другое обычно бывает неудачным. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот. Обычно такая попытка приводит аудиторию в замешательство. Никогда не извиняйтесь, так как обычно это оскорбляет ваших слушателей и раздражает их.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Это главная мысль, вокруг которой строится доклад.

Как сделать ясным смысл вашего выступления?

- Делайте незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями. Например: Если вы хотите дать ясное представление о величине Аляски, то не надо приводить данные о ее площади в квадратных километрах; назовите города, которые можно было поместить на ее территории.

- Избегайте специальных терминов, выступая перед людьми, не связанными с вашей профессией.

- Будьте определенными. Не говорите слова "собака", если вы имеете в виду "фокстерьера с черным пятном над правым глазом"

- Повторяйте ваши главные мысли, но не повторяйте и не употребляйте дважды одни и те же фразы. Варьируйте предложения, но повторяйте вашу мысль, не давая слушателю заметить это.

- Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводив общие категории конкретными примерами и случаями.

- Обстоятельно осветите вопрос, которого вы касаетесь, и больше к нему не возвращайтесь. Не нужно перескакивать с одного вопроса на другой и возвращаться к нему снова.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Помните: то, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить.

Не заключайте свое выступление словами: «Вот, пожалуй, все, что я хотел вам сказать», "Все"; "Я закончил". Плавно завершайте свою речь. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой.

Вот семь вариантов концовок:

- резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затронули в своем выступлении. "Сначала расскажите публике, что вы собираетесь рассказать ей; затем рассказывайте, а потом вы расскажите ей о том, что вы уже рассказали".

- призвать к действию;

- сделать слушателям подходящий комплимент;

- вызвать смех;

- процитировать подходящие поэтические строки;

- создать кульминацию;

Подготовьте хорошее начало и хорошее заключение выступления и сделайте так, чтобы они были связаны друг с другом. Всегда прекращайте свое выступление прежде, чем ваши слушатели захотят этого. Помните: "После пика популярности очень скоро наступает пресыщение".

 

Контакт с аудиторией.

Наладить контакт с аудиторией позволяют обращение, первые фразы выступления, благожела­тельный взгляд, приветливое выра­жение лица.

Как обратиться к аудитории? Это зависит от того, кто ваши слушате­ли. Возможны варианты: «Господа!», «Дамы и господа!», «Уважаемые кол­леги!», «Друзья!»... Но помните, что эта официальная форма обращения употребляется председательствую­щим и основным оратором. Если у вас не основное выступление, то по­сле представления вы сразу начина­ете свою речь без обращения.

Облегчает выступление зритель­ный контакт с кем-либо из слуша­телей, активно реагирующих на ва­ши слова.

Следите за настроением слуша­телей.

Информационную перегрузку, от­сутствие интереса (или его потерю) можно увидеть по изменению позы ваших слушателей, и если вы суме­ете это заметить и понять, то вам будет легко изменить ситуацию: по­шутить, отвлечь слушателей, пре­рваться - в общем, сделать все, чтобы после короткой передышки вновь привлечь к себе внимание.

Первое. Вас слушают вниматель­но, заинтересованы в информации:

• слушатели сидят, не разва­лившись, прислонясь к спинке кресла, а как бы подавшись вперед, к вам, голова слегка наклонена, взгляд на лектора и плечи приподняты.

Второе. Информация неинте­ресна или ее чересчур много:

• поза меняется: голова скорее прямо, чем набок, спина нена­долго распрямляется и затем сгибается, как бы под тяжес­тью, округляется (сутулится), взгляды в потолок, на часы, на окружающих. В этих случаях лучше прерваться, так как дальнейший разговор беспо­лезен.

Если по ходу выступления вы очень волнуетесь, то сделайте пау­зу (несколько глубоких вдохов) и расслабьтесь. В конце речи побла­годарите слушателей за внимание (в коротком выступлении это не принято).

 

Советы выступающему:

  • Выступай, продумав тему, а не только нахватавшись фраз в газете или брошюре.
  • Говори живо и только о том, что сам хорошо понял и в чем убежден. Только тогда тебе поверят.
  • Когда говоришь, помни твердо свою тему и не отходи от нее далеко. Имей при себе конспект и, если забыл мысль, не стесняясь посмотри в него и продолжай. Это лучше, чем говорить что попадется на язык.
  • Приводи в своей речи побольше примеров, фактов; поменьше употреб­ляй общих, ничего не говорящих фраз.
  • Внимательно прислушивайся и присматривайся к слушателям. Если тебя перестают слушать, это значит, надо изменить свою речь, привести яркий пример, сообщить факт.
  • Никогда не говори слишком долго, это утомляет.
  • Не кричи. Соизмеряй свой голос с количеством слушателей. Привыкай владеть своим голосом.
  • Не прерывай спрашивающего, дай ему высказаться, внимательно следи за ним, обдумай и дай исчерпывающий ответ. Если не знаешь, что ответить, скажи что ответишь завтра, никогда не отговаривайся пусты­ми фразами.
  • Одевайтесь опрятно и изящно. Сознание того, что вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе. Если у оратора мешковатые брюки, нечищеные ботинки, непричесанные волосы, то слушатели, видимо, будут чувствовать к оратору столь же малое уважение, как он, наверное, испытывает к самому себе.
  • Улыбайтесь. Выходите перед слушателями с таким выражением лица, которое должно говорить, что вы рады находиться перед ними.
  • Соберите слушателей вместе. Очень трудно оказывать воздействие на них, если они разбросаны по разным местам.
  • Если вы выступаете перед небольшой группой слушателей, то соберите их в небольшом помещении. Не стойте на возвышении, а спуститесь на один уровень с ними.
  • После того, как вы появились перед слушателями, не спешите начать говорить, ибо это свойственно дилетанту. Сделайте глубокий вдох. Окиньте взглядом ваших слушателей и, если где-то слышен шум, сделайте паузу до тех пор, пока он не прекратится, т.е. должен быть визуальный контакт - он разрушает барьеры между Вами и слушателями и вовлекает слушателей.
  • Жесты должны быть естественными, должны исходить из вашего сердца, ума, интереса к затрагиваемому предмету, из вашего стремления заставить других видеть так, как видите вы. Жест нельзя надеть на себя, как смокинг. Он является только внешним выражением внутреннего состояния. Нельзя обучать жестикулированию. Жесты человека должны быть сугубо личными. Ведь все люди непохожи друг на друга, и если они будут вести себя естественно, их жесты будут индивидуальными.
  • Не теребите одежду или ювелирные украшения, так как это отвлекает внимание слушателей, такое поведение создает впечатление о вашей слабости и об отсутствии у вас самоконтроля, ухудшает впечатление о вас, поэтому стойте спокойно и контролируйте свое физическое состояние. Это создаст впечатление о вашей психической и физической уравновешенности.
  • Не игнорируйте своих слушателей, не смотрите поверх их голов или на пол. Между аудиторией и оратором должен быть визуальный контакт.
  • Акцентируйте важные слова и подчиняйте им неважные.
  • Меняйте тон голоса (внезапно понизив или повысив голос, вы можете достичь того, что любая фраза или слово, выбранные вами, будут выделяться на общем фоне)
  • Меняйте темп речи.
  • Делайте паузу до и после важных мыслей
  • Используйте графические иллюстрации и слайды т.к. люди обычно запоминают около 10% того, что они услышали, 20% того, что увидели, и около 50% того, что увидели и услышали одновременно. Это поможет сосредоточить внимание слушателей, а также поможет и вам при выступлении. Схемы, графики, таблицы выступают в роли записей, тезисов доклада.

Подготавливая графическую часть выступления, помните:

-ваши материалы должны быть видны всей аудитории.

-не перегружайте таблицы и графики данными.

-чтобы избежать монотонности и скучной однообразности, используйте разные цвета, размеры шрифта и схем.

-иногда стоит нарисовать график или внести изменения по ходу рассказа в присутствии слушателей - это делает доклад живее и интереснее.

Упражнения на закрепление материала:

1 ."Расскажи". На подготовку дается 3 мин. Каждый член группы рассказывает на свободную тему не менее 1 мин. После каждого выступления проводится обсуждение.

-Построение рассказа: Было ли вступление?

§ Выражена ли основная мысль?

§ Есть ли выводы?

§ Как сделано заключение?

- Был ли визуальный контакт?

· жестикуляция?

· поза?

· улыбка?

-использовал ли в речи следующие приемы:

      • делал паузы?
      • менял темп?
      • менял тон?
      • акцентировал слова, выражения?

 

2 ."Оратор - слушатель": Один из участников тренинга выходит из зала вместе с ведущим. Группа, пока участник вышел из зала, выбирает ему тему для 2-х - 3-х мин. выступления. Ведущий в это время дает участнику главное слово, которое участник за время выступления должен произнести 1 раз в единственном числе, именительном падеже. После возвращения участника ему дается тема, и он после минутного обдумывания делает доклад. Группа отгадывает слово. После доклада происходит разбор речевых, жестикуляционных реакций участника при обыгрывании данного слова

 

3. Видео тренинг: Выступление участников (темы выбираются свободно или группа выбирает для каждого участника индивидуально на усмотрение ведущего) записываются на видео для последующего просмотра и разбора. Вопросы для разбора см. тренинг N 1.

ЭТИКЕТ

 

Знание и соблюдение элементарных правил поведения помогает людям чувствовать себя комфортно и уверенно в любых ситуациях повседневного, делового общения. Этикет существует не для того, чтобы попавший в него заблудился в дебрях наставлений и поучений, наоборот, он, как «нить Ариадны», предназначен для того, чтобы каждый мог отыскать верную дорогу в лабиринтах разнообразных обстоятельств и случаев, ситуаций общения, человеческих контактов.

Этикет – явление исторически изменчивое, и, конечно, этикет сегодняшнего дня – это, прежде всего средство общения, средство регуляции отношений людей, вступающих в общение. Этикет претерпел значительные изменения, время отсеяло все неразумное, бесполезное и оставило лишь наиболее практичные правила.

Этикет – в переводе с греческого «обычай» - это совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям: поведение в общественных местах, формы обращения и приветствий, манеры и одежда….

Современный этикет – это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом.

Общение

Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем с незнакомыми. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.

Обращение и приветствие

Есть три вида обращения к людям:

1. Официальное (гражданин, господин);

2. Дружеское (уважаемый коллега, старина, дорогой друг);

3. Фамильярное, допустимое только среди самых близких друзей.

К старшим по возрасту нужно обращаться на «вы».

К незнакомым ровесникам тоже нужно обращаться на «вы».

На «ты» обращаются только к самым близким друзьям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.76 (0.014 с.)