Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лидер группы (председатель).

Поиск
  • Организует собрание;

Продуманная подготовка места проведения собрания может значительно повысить эффективность работы группы. Помните также, что дискомфорт может стать сильным отвлекающим фактором и сбивать группу с цели.

Подготовка рабочей комнаты окажется полезной, если предусмотрит:

ü Наличие плоской стены или подставки для летописи;

ü Расстановку стульев, позволяющую всем участникам сидеть лицом к ведущему, летописи и другим членам группы;

ü Достаточно свободного места, чтобы участники не чувствовали себя стесненными. При этом расстановка полукругом без столов обладает следующими преимуществами:

ü Отсутствие барьеров между людьми;

ü Возможность работы с большими группами;

ü Летопись всегда на виду.

Что понадобится:

ü Плакатная бумага;

ü Плоская стена;

ü Скотч;

ü Маркеры.

С чего начать...

Часто у членов группы нет четкого представления о том, чего они хотят от собрания. Но чем яснее цель, тем проще решить, как к ней продвигаться, поэтому в самом начале стоит поговорить об ожиданиях группы от сегодняшней встречи. Лучше всего сформулировать свои ожидания, как если бы они уже сбылись. Затем ради создания спокойной и рабочей обстановки членам группы надо подумать о том, что могло бы им помешать и как они хотят, чтобы к ним относились во время собрания. Например, если кому-то мешают посторонние разговоры, надо сказать об этом. Из этих замечаний строятся соглашения группы на время совместной работы.

  • Находит ведущего;
  • Вносит идеи;
  • Ведет себя, как член группы, позволяя ведущему следить за ходом собрания.

Ведущий.

  • Помогает группе достичь желаемых результатов;
  • Остается нейтрален (лишь спросив разрешение группы, может выходить из роли ведущего и делать свои замечания по теме)
  • Удерживает членов группы от подавления и критики идей друг друга;
  • Создает атмосферу безопасности для открытой дискуссии;
  • Добивается максимального (но в разумных пределах!) участия от всех членов группы;
  • Не дает группе уклоняться от поставленной цели;
  • Направляет собрание в нужное русло - предлагает ход его проведения и, при необходимости, - альтернативы;
  • Дает возможность летописцу успевать записывать все важное;
  • Находит человека, чтобы следить за временем;
  • Начинает собрание с примерно следующего объяснения своей роли: "Я буду нейтральным ведущим, свои идеи буду предлагать, только если вы мне позволите. Моя задача - не дать вам уклониться от поставленной задачи и помочь достичь нужных результатов. Это ваше собрание - я хочу сделать так, чтобы оно принесло вам пользу".

Летописец.

  • Записывает на плакатной бумаге все, что происходит на собрании;
  • Остается нейтрален (лишь спросив разрешение группы, может выходить из роли летописца и делать свои замечания по теме);
  • Отдает предпочтение ключевым словам и сочетаниям, а не целым предложениям;
  • Разделяет самостоятельные идеи с помощью:

ü письма чередующимися темными цветами (синим, зеленым, фиолетовым, черным, коричневым);

ü выделения/подчеркивания яркими цветами (красным, оранжевым, желтым, розовым);

ü использования "пулек" (*) вместо номеров;

  • Начинает с примерно следующего объяснения своей роли: "Я здесь для того, чтобы вести летопись собрания. Я не буду предлагать своих идей без вашего разрешения. Если я пропущу что-то важное или запишу что-нибудь неверно - подскажите мне, пожалуйста. Это будет память вашей группы".

Член группы.

  • Вносит идеи;
  • Следит за правильностью записей летописца;
  • Открыто делится, если чем-то недоволен;
  • Помогает создать соглашения группы и придерживаться их;
  • Способствует активному участию других членов группы;
  • Придерживается поставленной задачи и не уходит в сторону;
  • Берет на себя часть ответственности за принятие решений.

 

Летопись (лист плакатной бумаги на стене).

  • Показывает, что все идеи услышаны и записаны;
  • Позволяет группе сосредоточиться на идеях, а не друг на друге;
  • Помогает придерживаться поставленной цели;
  • Позволяет избежать повторений;
  • Помогает быстро сориентироваться опоздавшим;
  • Способствует активному участию группы;
  • Фокусирует внимание на одном предмете - помогает не отвлекаться.

Этапы метода взаимодействия

Мозговой штурм

  • Летописцы вешают плакатную бумагу
  • Группа договаривается о времени штурма (не более 10 минут, потом можно добавить)
  • Ведущий назначает человека, следящего за временем
  • Собирается и записывается максимум идей
  • Идеи не обсуждаются
  • Настройся на успех и работай творчески!

Прояснение

  • По просьбе членов группы, авторы идей объясняют непонятные идеи

Объединение

  • Если получается, что идеи похожи, с согласия авторов идей они объединяются

Голосование (постановка приоритетов)

  • Общее число идей делится на 3, чтобы получить число голосов на каждого члена группы, т.е. за такое количество идей каждый член группы может голосовать. Затем, участники голосуют за наиболее понравившиеся идеи, число голосов проставляется рядом с ними. Если идея не находит сторонников, она не вычеркивается, а отмечается нулем или оставляется без рейтинга.

Точка среза

  • Группе предлагается определить "точку среза". Количество голосов, полученных идеями, выписывают в столбик, от большего к меньшему и находят наибольший промежуток между двумя соседними голосами. Например, если голоса распределились как 10, 10, 9, 8, 4, 4, 3, то точкой среза может стать идея с восемью голосами. Идеи, оказавшиеся под точкой среза отбрасываются, остальные заносятся в матрицу критериев.

Матрица критериев

ИДЕИ КРИТЕРИИ ИТОГ
               
                   
                   
                   
                   
                   
                   

 

В данную таблицу заносятся оставшиеся идеи и группа определяет по каким существенно важным признакам (критериям) их можно ранжировать (например: простота исполнения, временные затраты, денежные затраты, и т.п.) Для каждой идеи по каждому критерию ведется голосование. У каждого члена группы в этом случае неограниченное количество голосов. Затем подсчитывается общее количество голосов для каждой идеи (ИТОГО). Оставляют идею, набравшую большее число голосов, она и является решением данной проблемы.

НАВЫКИ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ РАБОТЫ

Понятие организаторской работы.

Лидерами и организаторами не рождаются, ими становятся. Каждый может оказаться в этой роли, и во всех этих ситуациях вы берете на себя ответственность за дело и за тех людей, что пойдут за вами. Но путь этот непрост, а значит придется пробираться к ней сложными каменистыми тропами.

Человечество не может существовать без организаторов и организаторской работы. Даже наши древние предки не могли себе позволить пренебречь организацией во время охоты на зверя. Организовать дело – значит, выделить части этого дела, увидеть основное, определить второстепенное, расположить этапы выполнения дела в логической последовательности, расставить правильно людей, «связать» их, обеспечить взаимопомощь всех участников работы.

Конечная цель организаторской работы – обеспечить эффективность заданного дела, его успешное завершение.

Организаторская работа, как и любая другая, складывается из простых, элементарных действий: внутренних (теоретических) и внешних (практических). Таким образом, от чего зависит хорошая работа организатора?

Хорошая работа организатора зависит:

ü от знания людей, с которыми работаешь;

ü от личности организатора;

ü от знания коллектива;

ü от знаний основ организаторской работы;

ü от знания дела, которое организуешь;

ü от умения практически организовать

Типы людей в коллективе.

При подборе групп для выполнения организаторских задач важно иметь в виду, что участники дела могут по-разному относиться к общей работе. Выделяют три типа людей:

ü Люди, ориентированные на дело: они добираются до сути вопроса, ищут наиболее подходящие средства, чтобы быстро и эффективно решить задачу.

ü Люди, ориентированные на себя: у них проявляется стремление работать в одиночку, они агрессивны, подозрительны, болезненно реагируют на успехи других, не всегда уверены в себе, завистливы.

ü Люди, ориентированные на взаимоотношение с другими людьми. С такими легко работать: они проявляют заботу о товарищах, оказывают бескорыстную помощь, уважительно относятся к мнению окружающих.

Подобные крайние типы в жизни встречаются редко, часто в людях представлено сочетание этих ориентаций с преобладанием какой-либо из них.

Типы организаторов.

Точно так же, как и талантливые актеры и музыканта могут по-разному прочитать пьесу, партитуру симфонического произведения, у организаторов есть своя индивидуальность.

1. Организатор «Художник» воздействует на других эмоциональностью речи и мимикой, образными картинами будущих достижений. В них много фантазии, воображения, эмоциональной приподнятости.

2. Организатор «Мыслитель» предпочитает действовать, опираясь на логику доказательств, стройность в рассуждении, стремясь найти закономерности в работе. Главное – найти смысл, целесообразность, увидеть разумное значение дела.

3. Организатор «Практик» старается увлечь собственным примером, больше показывать, как надо делать, чем доказывать и рассказывать. Их характеризует практическая «цепкость», основательность.

Многие организаторы соединяют в себе сразу несколько форм такого воздействия в самых различных сочетаниях. Индивидуальность зависит и от его темперамента.

 

Темперамент - индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.

 

К динамике психических процессов относятся:

а) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность,

б) скорость протекания психических процессов,

в) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску.

 

Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Одна из наиболее распространенных классификаций типов темперамента:

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

Стадии развития коллектива.

Одно из удивительных свойств коллектива – его способность к саморазвитию. Организатор должен быть дирижером, руководить управлять процессом становления коллектива, его формированием. Формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Если считать, что у подножия этой вершины группа людей, которую мы не можем назвать коллективом. А оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание». Условно обозначим эти ступени:

ü «Песчаная россыпь» Очень много песчинок собрано вместе, и в тоже время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи.

Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости» группы.

ü «Мягкая глина» Мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусный сосуд, но он может оставаться куском глины, если к нему не приложить усилий.

В группе, находящейся на этой стадии, заметны первые усилия по сплочению коллектива. Не все получает у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

ü «Мерцающий маяк» В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу показывает правильный курс. Но маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывая пучки света.

В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те кто не дает погаснуть огню, - организаторы, актив.

ü «Алый парус» - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности своему делу. Здесь действует принцип: «Один - за всех, все – за одного».

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие, надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее. Все переживают горечь, когда их постигают неудачи.

ü «Горящий факел» - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на предыдущей ступени, но настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям.

Стили работы организатора.

Для того, чтобы хорошо организовать какое-либо дело, организаторы пользуются самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекать собственным примером. Частое повторение одних и тех же приемов, способов воздействия выражает стиль организатора:

ü «Разящие стрелы» Стрелок натянул тетиву, и стрела, вырвавшись из плена сильных пальцев, понеслась к цели. Рядом находятся другие стрелки, можно бы их тоже включить в дело. Но стреляющий то ли не доверяет им, то ли считает, что самому действовать надежнее – если промахнется, то отвечать будет сам.

Есть организаторы, которые действуют таким же образом: единолично принимают решения, настойчиво добиваются его выполнения. И летят их стрелы: приказы, указания требования в сторону участников дела.

ü «Возвращающийся бумеранг» Бумеранг, пущенный умелой рукой в цель, он пролетает по окружности и возвращается обратно к тому месту, откуда был послан. Метатель вновь может использовать это оружие.

Вот так и организатор, прежде чем принять важное решение, пускает свое предложение, свой вариант плана по кругу, советуясь с помощниками, с участниками организуемого дела. Выслушав мнения участников работы, учтя эти мнения, организатор принимает решение и начинает действовать.

ü «Плывущий плот» Медленное течение реки несет плот. Его то вынесет на середину, то его занесет на тихую заводь и он стоит спокойно и ждет порывов ветра, чтобы вновь его понесло дальше

Многие организаторы в своих действиях похожи на плот: они предпочитают плыть по течению, не беспокоясь, куда их вынесет.

ü «Снующий челнок» Организатору порой не легко работать там, где сами ребята не могут договориться между собой. Возникают конфликты, ссоры.

Вот и мечется организатор от одного к другому, от группировки к группировке, пытаясь примирить их, сам не вступая в конфликт. Приходиться приспосабливаться, уговаривать, увещевать. Такой организатор стремиться к компромиссу на любой основе. Такие действия организатора напоминают торопливо снующий между берегами реки челнок.

Этапы организации работы.

Организаторская работа имеет свою «дистанцию»:

Старт – получение задания.

1-ый этап – определение цели и усвоение задач.

2-ой этап – обеспечение работы (условия, средства, исполнители)

3-ий этап – планирование работы и распределение обязанностей.

4-ый этап – оперативное руководство (согласование, учет, контроль)

5-ый этап – анализ эффективности и подведение итогов работы.

Финиш – отчет о выполнении задания.

Прохождение каждого этапа будет успешнее, если придерживаться некоторых важных правил организаторской работы.

1. Получив задание, разберись в нем. Хорошо представь цель, определи, что требуется сделать, выдели главное и второстепенное. Определи этапы выполнения задач.

2. Посоветуйся с опытными людьми. Собери и проанализируй имеющиеся данные из прошлого опыта, отметь их достоинства и недостатки, обсуди возможные варианты выполнения дела с опытными людьми, специалистами.

3. Учитывай возможности членов коллектива. Мысленно сопоставьте основные условия задач с возможностями имеющихся в вашем распоряжении людей. Подбери помощников и младших организаторов. Распредели обязанности.

4. Определи, что вам понадобится в работе. Составь список необходимых материалов и принадлежностей, реши, где их можно достать, как получить и где хранить.

5. Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы. Каждый должен четко знать, за что он отвечает, кто ему и кому он подчиняется.

6. Координируйте свою работу. Необходимо постоянносогласовывать работу с другими организаторами и организациями, вышестоящими органами.

7. Доверяй, но проверяй. Контролируй на каждом этапе ход работы, вноси, если надо, изменения

8. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем. Подведи итоги, проанализируй дело. Проанализируй все плюсы и минусы.

 

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

 

- это общение с целью руководить людьми, т.е. изменять их деятельность в определенном направлении, поддерживать в заданном или формировать в необходимом направлении.

Три функции управленческого общения:

- выдача распорядительной информации

- получение обратной информации

- выдача оценочной информации

От того, как вы отдаете распоряжение, зависит и качество исполнительской деятельности. Распорядительная информация по форме может быть директивной и демократической. К директивной форме относятся: приказ (директива), указание, распоряжение, требование, к демократической - рекомендация, совет, просьба.

Любое распоряжение руководителя может быть представлено в виде просьбы.

 

ДЕЛО ИЛИ ЖЕЛАНИЕ СДЕЛАТЬ

Любое дело можно выполнить плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично. Делать дело отлично - это, значит, искать новые, более эффективные пути решения задачи, включить свой творческий потенциал, чтобы сделать лучше.

 

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

Одна из причин невыполнения распоряжений руководителя - отсутствие взаимопонимания.

Условия взаимопонимания:

- единство профессионального языка. Необходимо, чтобы подчиненный знал тот профессиональный язык, на котором вы отдаете ему распоряжения.

- учет уровня интеллекта

- полнота информации

- логичность изложения

- сконцентрированность внимания (слушать, не значит слышать)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.175.48 (0.012 с.)