Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная структура общества и общественный быт.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Пиренейский полуостров, омываемый с запада Атлантическим океаном, а с востока и юга Средиземным морем, и населенный в древности иберами, а затем и кельтами, не раз подвергался захватам со стороны могущественных соседних государств: в конце III века до нашей эры большая часть полуострова попала под власть Карфагена, которая в конце I века до нашей эры сменилась властью Рима. Под влиянием более высокой римской культуры произошла романизация коренного населения, составившего единый испанский народ, говоривший на латыни - так называемой «вульгарной» - народной форме латинского языка, имеющего местную окраску. К моменту распада Римской империи в Испании настолько утвердилась римская цивилизация, что захватившие Испанию в начале V века вест-готы сами подверглись романизации и растворились среди численно преобладавшего коренного населения. Иначе обстояло дело с нашествием арабов, которые захватили постепенно, в течение семи лет (с 711-го по 718 год) почти всю территорию Испании. Эти захватчики были восприняты населением полуострова как несомненные враги, примирение с которыми невозможно (несмотря на высокий уровень культуры арабов, она осталась чужда испанцам), и уже в 718 году началась борьба испанцев за освобождение полуострова от арабов. Она длилась до 1492 года и получила название Реконкисты. По мере изгнания арабов на освобожденных территориях возникали королевства, которые в дальнейшем, путем династических уний и феодальных войн объединились в одно государство. Таким образом, за семь- сот семьдесят пять лет войны с арабами сначала сформировалось, затем достигло расцвета и, наконец, стало клониться к упадку испанское феодальное рыцарство. Этому упадку сопутствовал расцвет городов и торговли: развитие мореходства и торговых связей подрывало власть феодалов; какое-то время сложившийся в средние века строй сохранялся только потому, что крупнейшим, влиятельным феодалом была церковь, что сделало Испанию оплотом католицизма в Европе. Но с момента приобретения Американских колоний, завоеванных испанцами в XV веке, в упадок стали приходить и города: избыток ввозимых за бесценок богатств, в том числе золота, подорвал и торговлю, и сельское хозяйство. В начале XVII века Испания стала превращаться во второразрядное государство Европы. Дворянство Испании подразделялось на группы, различавшиеся происхождением, богатством и связанными с этим правами. Наиболее знатные и богатые составляли при дворе короля узкий круг грандов. Это были представители старинных аристократических фамилий; в двадцатые годы XVI века их было всего двадцать пять человек, они имели право именовать короля «братом» и не снимать шляпу в его присутствии. Остальные знатные феодалы назывались titulos (титулованными) и считались только королевскими «родственниками», но не братьями. Впрочем, этим и ограничивалось различие между двумя высшими категориями знати. Спустя некоторое время они слились в один класс старинной аристократии, и гранды стали именоваться также просто титулованными. Основной слой дворянства составляли кабальерос (caballeros) и идальго (hidalgo), что в обоих случаях означало - «рыцарь». При этом звание идальго носили самые бедные из дворян, часто не имевшие ни состояния (или имевшие самое мизерное), ни поместья (синьории), а потому лишенные права юрисдикции и возможности занимать высокие общественные посты. Тем не менее, количество идальго все время росло, так как попасть в число благородного сословия стремились многие, не имевшие других способов изменить свое общественное положение на более высокое. С этим связано увлечение гербами, охватившее страну к концу средних веков. Каждый из недавно разбогатевших стремился доказать свое знатное происхождение, изобретая подтверждающий его знак. Многие владельцы гербов выставляли их напоказ по любому, даже мало подходящему случаю - из тщеславия и в надежде получить те же привилегии, которыми пользовалась знать. Ни один идальго не хотел быть плебеем, даже если жил на грани нищеты; но поправить свое положение, занявшись каким-либо трудом, идальго не желал, так как это было несовместимо с его дворянской гордостью. Звание идальго мог даровать король, что он и делал, иногда без достаточных к тому оснований. Кортесы (сословно-представительные собрания страны) не раз в XVI веке обращались к королю с просьбой ограничить раздачу званий идальго, но это не возымело действия: власти торговали званиями в целях пополнения казны. В старину все дворяне, от грандов до идальго, имели право на приставку «дон» перед именем, но в 1611 году вышел указ, сохраняющий это право только за некоторыми представителями высшей знати и идальгии. Правда, право носить шпагу по-прежнему имел каждый дворянин. Плебеями именовались свободные люди простого звания, не принадлежащие ни к одному из привилегированных сословий. Второй группой свободных людей были печерос - податное сословие, обязанное платить подати и налоги, тогда как многие из плебеев были освобождены от таких платежей. Понятие плебей появилось во времена римского владычества в Испании; оно означало человека, не связанного с родовой общиной ни правами, ни обязательствами, то есть свободного, живущего независимо. Поначалу это означало, что плебей не имеет и имущества. Но за годы развития торговли и ремесел в городах возник значительный слой не просто состоятельных, но даже очень богатых плебеев. Эти богатые горожане составили особую корпорацию, сложившуюся по образцу ремесленных цехов, и вводили в своем кругу правила, подобные аристократическим традициям: например, придерживались правила майората - безраздельной передачи наследства старшему из наследников. Свое богатство они не скрывали, де- монстрируя роскошь в одежде и домашней жизни. Многие из них стремились к получению звания идальго с правом на приставку «дон» перед именем и правом носить шпагу. Податное сословие печерос состояло из людей, входящих в общины по профессиональному признаку - сельскохозяйственные, ремесленные. Они считались свободными гражданами, но имели некоторые обязательства перед своей общиной и платили государственные подати и налоги. Самые низшие слои народа - батраки и пеоны(реоп) - поденщики. Это были люди, лишенные имущества и не имеющие определенных занятий. Они жили физическим трудом по найму, за поденную оплату. В таком же положении находились многие вассалы бедных синьорий, которые по существу являлись наемными сельскохозяйственными рабочими. Как писал в 1664 году Монте-майор де Куэнка, «...есть в королевстве вассалы, которые называются крепостными, но они находятся в худшем положении, чем рабы». Официально крепостное право, то есть прикрепление крестьян к земле, было уничтожено на всем полуострове, за исключением Арагона, в начале XVI века. Однако личная зависимость, то есть рабство, сохранялось. Захваченные в плен мавры, турки, а также пираты любой национальности становились рабами, то есть частной собственностью владельца, предметом купли и продажи. Ряды рабов пополнялись в основном неграми и мусульманами. Рабы могли выкупить себя, тогда они получали название га-сис или кортадос. Формально свободные, кортадос были ограничены во многих правах; например, им запрещалось жить на территории Гранадского королевства, особенно на побережье, где они могли связаться с пиратами. Нарушивших запрет секли кнутом или посылали на галеры. Юридически почти бесправными были цыгане, хотя и не считались рабами. По указу 1499 года, неоднократно подтвержденному в дальнейшем, цыгане имели право работать только в сфере земледелия, ненашедшие себе разрешенного занятия подвергались суровой каре. Запрещалось цыганам селиться в поселениях, где жителей было больше тысячи человек, говорить на цыганском языке, носить цыганские имена и одежду, сохранять свои брачные обычаи и жить отдельно от других цыган. Особо запрещалось заниматься барышничеством - этим чисто цыганским ремеслом. За нарушение этих постановлений могло последовать изгнание из страны. Во время правления Филиппа III даже возникал проект поголовного изгнания цыган из Испании. В числе причин, вызывавших такие строгости по отношению к цыганам, были как религиозные (опасались распространения в народе суеверий и языческих обычаев), так и соображения общественного порядка и безопасности: цыгане поднимали вооруженные бунты, создавали грабительские шайки, в которые вовлекали людей из местного населения и т.п. Однако самые суровые меры не приносили желаемого результата: образ жизни цыган оставался все таким же даже в XVIII веке. Итак, приняв за основу точку зрения, что испанское дворянство может служить примером того, как развивался общественный быт в эпоху, переходную от средневековья к новому времени, можно посмотреть, какое же наследство в области быта и нравов получили дворяне XVI-XVII веков от рыцарей феодальных времен. Социальная структура общества стала более сложной, в ней выделились новые слои, достаточно определившиеся по составу, правам и месту, занимаемому в обществе. Однако притом, что большинство населения теперь считалось свободными людьми, слои эти заметно различались по своему влиянию на государство и на жизнь народа в целом. Совершенно очевидным было лидирующее положение дворянства, хотя в экономике страны его начали заметно теснить влиятельные круги буржуазии. Экономические мотивы проникали даже в чисто дворянскую иерархию: если раньше вассал служил сюзерену по добровольно принятому на себя долгу верности, то теперь нередко положение вассала скорей напоминало материальную зависимость, чем долг чести. Это привело к тому, что вопросы чести приобрели особое значение, как ведущая идея морально-этической основы дворянского самосознания. Иначе говоря, понятие чести - то главное, что унаследова- ло дворянство новых поколений от средневековых рыцарей, и лозунг «Душу - Богу, жизнь - королю, сердце - даме, честь - себе» приобрел значение незыблемого закона жизни, который следовало защищать даже с оружием в руках, ценой собственной жизни и тем более не щадя жизни других людей. Этот же принцип лежал в основе правил поведения в любом обществе, вплоть до придворных кругов. Чтобы представить себе формы поведения дворянина в официальной и в домашней обстановке, необходимо познакомиться с его костюмом и оружием.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.167.85 (0.008 с.) |