Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура древнетюркских государствСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Жизнь эпохи: Феодальное землевладение – на юге К. Оседлость, земледелие, города – на юге К. Города были самостоятельны (имели свои дружины, монеты), их главная функция – административная. Города Юго-Западного Семиречья выполняли торговую функцию. Планировка городов (городищ) – округлая. Широкое распространение торговли города и его округой. В северо-восточном Семиречье (Илийская долина) – новый район городской культуры (12→70 городов, в 25 раз население). В 9в - 12в проживало в Испиджабе – 40т, Отраре – 16т, Тараз, Баласагун, Каялык – по 10т, но больше всего городов с 1 – 3т человек. Основное население – тюркское, об этом говорят тюркские названия городов. Важную роль в распространении городской культуры в Юго – Западном Семиречье играли согдийцы. Развитие городской культуры в 13в было прервано монгольским нашествием. Главный потребитель продукции – ремесленно–торговое население. О развитии ремесла можно говорить по археологическим находкам. Ярмарки развивались в пограничных с кочевым миром городах (Сауран, Янгикент, Каялык). Больше всего – кузнецов, потом – медников (часто они ювелиры). Культурное единство от Хорасана (Юж. Туркмения) до Семиречья. Появляются стремена, новые типы наконечников, сабли. Широко распространяются боевые пояса, украшенные металлическими накладками. Во многих могилах человек вместе с боевым конем. Этноним «тюрк» представляется седоком, сросшимся с конем – кентавром. Из оружия в погребениях чаще всего находят стрелы.
Письменность и язык: Первые тюркские надписи – р. Орхон (Монголия), в Казахстане – р. Талас. В 6в – 10в – согдийское письмо (рунического типа), 9в - 12в – арабский язык и письмо. Самые известные памятники рунической письменности, древнейшие памятники древнетюрксой письменности – надписи в честь Бильге-кагана и Кюль-Тегина (блестящие образцы политической прозы, традиции ораторского искусства, единый литературный язык, богатырские деяния). Монгольские стелы – памятники письменности. Памятники письменности в К – надмогильники Таласа, надписи монет, бытовых предметов. Впервые о письменности тюрков говорит Менандр Протектор («скифское письмо»). Древнетюркский рунический алфавит на основе согдийского. О самостоятельной письменности тюрков в 6в говорят китайские источники. Искусство: Каменные изваяния балбалы, могильники, одиночные погребения обязаны своему появлению тюркам. Балбалы - каменные бабы изображали бородатых мужчин с сосудами, олицетворяли знать могилы, лицом к востоку, при исламе перестают делать. Из керамики выделяются горшки (зеленые и коричневые). Орнаменты: геометрические, буквенные, растительные, зооморфные. Искусства стран Шелкового пути «взаимовлияли». Тюркского правителя философы называют «царем хищных зверей». Общественное сознание и политические концепции 11в отражены в книге Баласагуни «Кутадгу билик» - «Наука, приносящая счастье» (первый памятник светской литературы). 10в - 12в – складывается Северо-Туркестанская архитектурная школа («традиции степного искусства»). Мавзолей Кара-хана – памятник караханидского зодчества (вообще мавзолеи – памятники архитектуры 10в - 12в). Показатель высокого уровня архитектуры 11в - кубический мавзолей Бабаджа-хатун в Таразе (раннее мусульманское мемориальное сооружение). Мавзолеи Айша – биби (11в - 12в, Тараз,), Сырлытам (12в, Сырдарья). Дворцы Кедера и Джамуката (монументальные постройки 7в - 9в). Великий Шелковый путь: Пушнина, лен, просо и мед шли по Шелковому пути из Руси. Золотые византийские солиды на Шелковом пути играли роль международной валюты. В 6в - 7в наиболее оживленный отрезок Шелкового пути – из Китая на запад через Семиречье. Кашмир, индиго, экзотические животные шли по Шелковому пути из Индии. Значение Шелкового пути: взаимодействие культур, рост городов, развитие внешних связей, развитие торговли. Шелк ценился на вес золота. Участок в К начинался в Газгирде. О международной торговле говорит серебряный клад из Отрара.
Города (как их шифруют в тестах):
Кипчаки: Дженд, Сыгнак, Барчкент Карлуки: Тараз, Каялык (центр владений), Юго-Западное Семиречье Огузы: Каратау, Средняя и Нижняя Сырдарья Кимаки: Побережье Алаколь и по Иртышу (пишет Ал-Идриси)
Хозяйство, быт: В 9в - 12в распространена поливная посуда с подглазурной росписью и гравировкой. Стекло – 10в. Земли, водное хозяйство вместе с налогами получило мусульманское духовенство. Бани отапливались жаропроводящими каналами. Бани (Тараз, Отрар, Баласагун) и водопроводы – в коммунальном хозяйстве. На реке Талас добывали серебро (везли через Тараз). Главный центр производства серебряных изделий – Семиречье. Новые анфиладные типы жилищ (помещения в ряд, 11в, юг К).
Деньги: Важную роль в международной торговле играли монеты разных стран. На монетах Отрара (медных и бронзовых) изображен лев и лук с квадратом (8в). С 8в по 10в в К были в обращении тюргешские монеты. На рынке 9в -11в - бухархудатские «черные дирхемы»: Мусеяби – самые высокопробные, Мухаммеди – низкопробное серебро, Гитрифи – медь (дольше всего), они отличались составом и курсом. Золотые динары вошли в обращение при караханидах. «Серебряный кризис» 11в - 12в - медные дирхемы с серебром лишь на поверхности (истощение запасов). В Испиджабе и Таразе 11в чеканились серебряные дирхемы. Медные фельсы найденные в Отраре – монеты саманидских и караханидских правителей, выполняли мелкие разменные функции. Итак, фельсы – медь, дирхемы – серебро, динары – золото. Монеты чеканили: Испиджаб, Отрар, Будухкет, Тараз. Люди:
Религия: Религия раннего средневековья: язычество (Тенгрианство - поклонение Тенгри (Небо); Умай-ана – женское божество - покровительница очага и детей; Йер-Су (Земля-Вода)). «Бир Тенгри» - «Един Господь». Войны, каганы – все было по воле Неба. Культ священных гор. Культ огня. Камнем «джада» (нефрит) вызывали дождь. В 9в – 11в получили признание мировые религии. Они были на юге К и Семиречье, так как там шла активная торговля и была оседлость. Буддизм начал распространяться по Шелковому пути из Индии с 1в\д (тюрки испытывали сильное влияние с 6в\н). Около г. Испиджаб обнаружен подземный буддийский монастырь (7в\н). Буддийские храмы в Суябе и Навакете. Зороастризм – религия древнего Ирана – почитание 4 стихий (6в\д) – занесена согдийцами в 6в\н (оссуарии – глиняные ящики захоронений). Памятники зороастризма 7в\н обнаружены в сырдарьинских городах. Манихейство – синтез зороастризма и христианства, возник в 3в\н в Иране. В начале 8в глава манихеев имел резиденцию в Самарканде. В сочинении манихеев упоминается Тараз и еще 4 города (Баласагун, Чигильбалык). Буддизм, манихейство в Центральной Азии распространили согдийцы. Буддизм и христианство в 7в\н были распространены в южном К и Семиречье. Христианство (несторианского толка - первая половина 5в) шло из Сирии, Ирана через Шелковый путь (т.е. через Среднюю Азию) через сирийцев и согдийцев (7в - 8в). Христианский эфесский собор (собрание) положил начало гонению несторианства (431г). Азиатский центр - Мерв. В К церкви были сначала в Таразе и Мирки, христиане жили на Сырадарье. Вильгельм Рубрук пишет о христианах Илийской долины со своей церковью в Каялыке. Ислам: 571г – родился пророк Мухаммед. В конце 9в - 10в началась исламизация. Исламские мечети (самые ранние в Кедере и Кульшубе) и мавзолеи начинают строиться в 10в -13в. Наиболее ранняя группа мусульманских мавзолеев – в Буранинском городище (Буланин). Наиболее ранние мусульманские некрополи (могильники) 10в в Отрарском оазисе. В широкие слои населения ислам проникает в 12в. Вытесняет остальные религии. В медресе учебники Яссауи и Бекыргани. Арыстанбаба – главный мусульманский святой для казахов. Погребение: в ямах, склепах, головой на северо-запад, лицом на юг.
История: Сюань-Цзянь – буддийский паломник 8в, который шел по Шелковому пути из Китая в Индию через Тюркский каганат, оставил ценные сведения. Сирийские изделия найдены на Сырдарье. Заслуга историографии К в отрицании губительной роли кочевников в истории. Коркут – знаменитый жырау, композитор. Священные горы Урун-Ардж – «горы Цзедань» - «здесь каган производит утверждение владетелей». Тюркоязычные племена принимают этноним «кипчак». 9в – 12в: Рост городов за счет рабадов, рост товарно-денежных отношений вместо товарного обмена. 11в - 12в: Расцвет городской культуры, возникают цеховые организации ремесленников, мастерские. В 10в рост городов шел также за счет оседания кочевников.
Определения: Цитадель – «центральное место в структуре города» Хисар – «центральная часть города, обнесенная стенами» Тамга – знак рода; ставили на монетах Исмаили – высокопробные серебряные дирхемы Саманидов. Рабад – часть города где жили бедняки Медресе – мусульманская школа Тим – караван-сарай (торговый двор), где торгуют тканями Кыстак – жилища оседлых поселян Шахристан – часть средневекового города, где проживала знать Дехканин – богатый землевладелец Баксы – шаманы Суфизм – течение в исламе, проповедующее смирение, аскетизм. Кайраки – несторианские надгробные камни (выдающиеся произведения религиозного искусства) Левират (аменгерство) – традиция выхода замуж вдовы за ближайшего родственника. Вилайет – страна, область, провинция Глазурь – покрытие глины стекловидной массой (полива) Майолика – керамика из цветной глины с непрозрачной глазурью Миссионеры – лица, занимающиеся распространением религии
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.76 (0.009 с.) |