Социально-политическая структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-политическая структура



Во второй половине XI в. сыновья Ярослава Мудрого приняли свод правовых норм "Русскую Правду" ("Правда Ярославичей"), которая включала в себя кодификацию норм обычного права ("Закон русский"), новые нормы, необходимые для классового общества. "Русская правда" – это основной источник наших сведений о социальных отношениях в Киевской Руси.Основными социальными группами были: рабы, свободные, знать (предполагались разные размеры штрафов за убийство), полусвободные, зависимые (закупы, рядовичи).

Кроме того, отразились элементы структуры управления, например, управляющие княжеским хозяйством (тиуны, огнищане, дворские).Политическая структура: князь, знать (бояре) и дружинники управляют отдельными территориями, собирают штрафы. В системе управления важнейшей процедурой был сбор дани – полюдье. Сохраняется и определенная роль вече.

Существует три основные концепции о характере древнерусского общества:

Согласно академику Грекову, большинству советских книг и учебников: древнерусское общество имело раннефеодальный характер (основой строя являлась вотчина и смерды – зависимые крестьяне).

Концепция государственного феодализма: вотчин почти не было, смерды – это свободные общинники, эксплуатировались государством через дань, полюдье.

Согласно Ленинградскому историку Фроянову: Киевская Русь вообще не была феодальной, носила переходный характер, феодальные отношения только зарождались.К истории Киевской Руси относятся понятия…

Культура Древней Руси.

Культура – это сложная система, включающая в себя всю совокупность материальных и духовных ценностей общества, их производство, хранение и передачу. Обычно при изложении истории культуры основное внимание уделяют духовной культуре, т.к. материальная культура рассматривается в связи с развитием производства.

Материальная культура

В традиционном аграрном обществе развитие экономики идет медленно, но все же имел место прогресс. Главное достижение материальной культуры в основной сфере производства – сельском хозяйстве: применение плуга и совершенствование системы земледелия: переход от подсека к перелогу и от перелога к трехполью. Важным процессом является отделение от сельского хозяйства ремесла. К XII в. насчитывается до 60 ремесленных специальностей (горшечники, кожевники, оружейники и др.).

Духовная культура

До принятия христианства на Руси господствовало язычество ("ведическая" религия). Имело два основных момента мировоззрения: поклонение силам природы и культ предков.

Решающим пунктом в развитии древнерусской культуры явилось принятие христианства: в 988 г. выбор христианства Владимиром – это очень важная веха в длительном процессе христианизации. Проникновение христианства шло и раньше. После крещения Руси также оставалось много язычников. В сознании самих христиан длительное время имело место сохранение больших остатков язычества: т.е. существовало "двоеверие" или сложный синтез двух религий.

В марксистской историографии это явление расценивалось как выражение интересов господствующего класса (христианство учило покорности властям и потому было удобно для классового общества). Сейчас же существует высокая положительная оценка, так как принятие христианства приобщило Русь к самой высокой византийской культуре, повысило международный авторитет Руси.

Особенности религиозной реформы:

-Продолжительность по времени;

-Насильственный характер;

-Синтез языческих обычаев и верований и христианской религии.

Причины принятия христианства:

-Политическая необходимость, укрепление власти Киевского князя;

-Потребление гос-ного объединения на новой духовной основе;

-Оправдание возникшего в обществе социального неравенства;

-Необходимость приобщения Руси к обще-европейской политике,культурным и социальным ценностям.

Значения принятия:

-Развитие образование, появление письменности, каменное строительство, иконописи;

-Повышение авторитета на международной арене;

-Укрепилась власть князя;

-Появился соц.институт-церковь;

Христианство развернуло проповедь более высокой морали, которая начинала оказывать воздействие на поведение людей (пример Бориса и Глеба, которые были убиты во время междоусобицы в 1015–1019 гг. их братом Святополком Окаянным, не сопротивляясь, за что были объявлены святыми).

В последнее время появились негативные оценки принятия христианства с позиций "языческого фундаментализма": истинная культурная основа славян это ведическая религия. Христианство исказило их культуру, сделало их слабыми (потому и покорились монголам) – эта оценка спорная.

Правовая культура

Правовая культура представляет собой нормы права и отношение людей к ним. Главным процессом является кодификация обычного права, т.е. тех норм, которые существовали до государства. Основное событие – это появление "Русской правды", которая включала в себя кодификацию норм обычного права ("Закон русский"), новые нормы, необходимые для классового общества. "Русская правда" – это основной источник наших сведений о социальных отношениях в Киевской Руси.

Основные положения «Русской правды»: четко определено положение разных групп, кровная месть заменена штрафами, т.е. вирой. Из других правовых актов наиболее известен – "Устав" Владимира Мономаха, основным достижением которого было ограничение процентов по займам.

Письменность

По некоторым данным у славян существовала древнейшая письменность (знаки на камнях – "руническое письмо") – "черты и резы ". В IX в. славянские просветители на основе греческой азбуки разработали азбуку для славян – кириллицу, которая и стала основой древнерусской письменности.

Основное средство хранения и передачи культуры в тот период – книги. Они создавались и переписывались прежде всего в монастырях. Создавались религиозные книги, великолепно оформленные, например Остромирово евангелие (Остромир – новгородский посадник). По некоторым данным, было до 140 тыс. книг, но большинство погибло в ходе монгольского нашествия.

Характерная черта древнерусской цивилизации, показатель ее высокого уровня – это широкое распространение грамотности, по крайней мере, в городе. Данный факт подтверждается берестяными грамотами, которых сейчас найдено до 600.

Предпринимались первые шаги по созданию системы образования при Ярославе Мудром были созданы школы для юношей, сестра Владимира Мономаха создала школу для девушек.

Литература

С глубокой древности существовал фольклор. Особенно был распространён героический эпос – былины богатырского или Владимирового цикла. Бытовали вплоть до XX в.

Письменная литература

Наиболее распространены были летописи. Существовали в различных городах, затем возникли общерусские своды, из которых особое значение имела возникшая в начале XII в. «Повесть временных лет», которую по преданию написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранилась в составе более поздних Лаврентьевской и Ипатьевской летописей. Основные идеи летописей: славянское единство, величие Киевской Руси.

Основным видом литературы является религиозная: сначала была переводная, затем появились русские произведения.

Два наиболее известных автора:

II половина XI в. – Илларион, первый митрополит из русских. "Слово о законе и благодати". Главная идея произведения – патриотизм, высокая оценка восточных славян и Киевской Руси.

II половина XII в. – Кирилл Тровский – также ряд "Слов"

Появляется светская литература:

"Поучение" Владимира Мономаха, основная идея – высокая ответственность княжеской власти, забота о простом народе

В конце XII в. произошло высшее достижение древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". Это синтез христианской и языческой культуры, патриотизм, призыв к единству. Сложная дискуссия о подлинности. Некоторые историки (например, Зимин), считают, что появилось в конце XVIII в.

Конец XII в. – "Слово" Даниила Заточника. Здесь впервые отражены мысли рядового дружинника.

Начало XIII в. – "Сказание о погибели русской земли". Здесь – осуждение усобиц.

Архитектура

Основным видом архитектуры в то время были церкви, но сохранились отдельные сооружения гражданской архитектуры, например, построенные при Ярославе Мудром Золотые ворота.

Первый каменный храм – Десятинная церковь был построен в Киеве.

От XI века сохранились самые известные храмы: Софийские соборы в Киеве и Новгороде. В них – преобладало византийское влияние.

От XII века в основном сохранилось белокаменное зодчество Северо-Восточной Руси. Особенно известен Успенский собор во Владимире. В нем уже преобладала самобытная русская культура.

Живопись

В основном была религиозной: иконы и фрески (живопись на сырой штукатурке красками). Светские элементы отразились в миниатюрах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.013 с.)