Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первая помощь при острых психических расстройствах и стрессе в условичх чрезвычайных ситуаций.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЗАНЯТИЕ № 14. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ И СТРЕССЕ В УСЛОВИЧХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Введение. 2. Характеристика психологических расстройств у пострадавших при чрезвычайных ситуациях. 3. Характеристика психических расстройств в динамике их развития. 4. Посттравматические стрессовые расстройства. 5. Медицинская помощь пораженным с психоневрологическими расстройствами. 6. Основные способы психологической защиты населения и лиц, участвующих в его спасении. 7. Первая помощь при сопутствующих травмах.
ЛИТЕРАТУРА Учебник Д.В. Марченко «Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях», 279-285 http://cpprik-1905goda.narod.ru/Krizis_pomoz_3.htm Введение. Представление о стрессе как общем неспецифическом адаптационном синдроме было сформулировано в работах Г. Селье ещё в 30-е годы. Стресс по его определению — неспецифическая реакция организма, возникающая в ответ на действие внешних и внутренних раздражителей. По своей природе стресс имеет адаптационную направленность и активирует защитные механизмы для предотвращения негативного действия неблагоприятных факторов на организм. В своем развитии стресс характеризуется рядом последовательно сменяющих друг друга стадий: тревоги, резистентность (невосприимчивости) и истощения. В качестве факторов, вызывающих развитие стресса (так называемых стрессоров), могут выступать: 1. воздействия низких и высоких температур, 2. ионизирующая радиация, 3. чрезмерные физические нагрузки, 4. иммобилизация, 5. боль, 6. действие химических агентов, 7. действие гормонов и медиаторов. Экспериментальными исследованиями было доказано повышение активности гормональной системы с первых минут стресса. Эта реакция, развивающаяся при действии любых раздражителей, играет ведущую роль в срочной мобилизации физиологических функций и энергетических ресурсов организма. В условиях возрастающих психоэмоциональных перегрузок особую социальную значимость приобретает резкое увеличение числа вызванных стрессом заболеваний. К 7-м суткам хронического стресса появляются выраженные изменения сократительной функции миокарда. К этому же сроку развиваются умеренные изменения кислотно-щелочного состава крови, снижается объем циркулирующей крови с преимущественным уменьшением массы и числа циркулирующих эритроцитов, количества гемоглобина в периферической крови. Менее выраженные мелкоочаговые повреждения происходят в почках, печени, надпочечниках. Общими признаками в них были деструктивные изменения сосудистого русла. Характеристика психологических расстройств у пострадавших при чрезвычайных ситуациях. Еще в 1927 г. П.Б. Ганнушкин описал «нажитую психическую инвалидность» у молодых людей в периоды кризисов (войн, революций, голода, стихийных бедствий). Она проявлялась повышенной возбудимостью, раздражительностью, острыми и длительными приступами депрессии, чувством вины, страха. Эти нарушения развивались в течение 2 — 3 лет и приводили к стойкому ослаблению интеллектуальной деятельности. Советские психиатры впервые столкнулись с проблемой отдаленных последствий катастроф в больших масштабах сразу после окончания Великой Отечественной войны при изучении психических нарушений в структуре «синдрома концлагерей», «болезней беженцев и мигрантов». По данным разных авторов, в очагах катастроф и стихийных бедствий психические и неврологические расстройства развиваются в среднем у 80% пораженных. У 70—80% из них, т.е. у подавляющего большинства, непосредственно после начала того или иного катастрофического воздействия возникают непсихические расстройства, а именно острые, психологически понятные реакции. Опыт оказания помощи пострадавшим при различных катастрофах показал целесообразность выделения доклинического (психологического) уровня, действующего на психологические стрессовые реакции в остром периоде. При этом если психический уровень расстройств (аффективно шоковые и реактивные психозы), по данным разных авторов, составлял 1—5%, пограничный (невротические реакции и состояния) — 15—25%, а психологический 75—85%. Психологические расстройства. Стрессовое расстройство может возникнуть независимо от личностных качеств. Никто не обладает иммунитетом против стресса. У каждого существует строго индивидуальная «точка перегрузки», по достижении которой компенсаторные системы не выдерживают и психоэмоциональное напряжение сопровождается срывом психической адаптации. Воздействие на организм и личность человека целого комплекса неблагоприятных факторов ЧС приводит в большинстве случаев к психической травме. Длительное пребывание в неблагоприятных природно-климатических условиях, астенизация (истощение) вследствие перенесенных инфекций, травм и ранений осложняют течение психогений. Их своеобразие заключается также в легкости взаимоперехода признаков, их нередкой скоротечности и некоторой «размытости» границ. Все это обусловливает определенные отличия психотравмы при катастрофе от признаков аналогичных расстройств, наблюдающихся в обычных условиях. Психологические стрессовые реакции отличаются не только большой частотой, но и значительными отличиями. Чем острее был характер их развития, тем менее специфичными были их проявления. Выделяют острые и отставленные психологические стрессовые реакции, в рамках острых психологических стрессовых реакциях — гипо- и гиперкинетическую формы. Гиперкинетическая форма характеризуется двигательным и речевым возбуждением стремлением к деятельности, как правило, малопродуктивной; напряженным эмоциональным состоянием; недостаточно критичным отношением к своему поведению и оценке окружающей действительности. При гипокинетическом варианте отмечаются двигательная заторможенность, вялость, трудность сосредоточения и концентрации внимания. Для этой формы психологических стрессовых реакции типично состояние подавленности, наличие навязчивых мыслей, существенно снижающих продуктивность основной деятельности. Нередко при психологических стрессовых реакциях регистрируют вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, головокружение, тошноту, озноб. Описанные расстройства обычно квалифицируются как острые реакции на стресс. Остальные психологические реакции возникают через некоторое время после психотравмирующих переживаний (после периода «мнимого благополучия»), имеют большее клиническое своеобразие, как правило, личностно обусловленное, меньшую остроту развития и более пролонгированное течение. Психологические стрессовые реакции возникают преимущественно в отдаленном периоде после катастрофы (до 6 месяцев). В целом психологические стрессовые реакции характеризуются понятностью, зависимостью от конкретной ситуации. Вместе с тем чрезмерное «застревание» на психотравмирующих переживаниях, снижение работоспособности, зачастую невозможность труда (отказ от деятельности), высокий риск развития заболеваний внутренних органов (до 56%) и хронизации (до 23%) отличают их от естественных для любого человека эмоциональных переживаний при разного рода катастрофах. Психологические стрессовые реакции имеют место не только у пострадавших, но и у спасателей, очевидцев, в особенности впервые участвующих в ликвидации последствий катастроф. Работа спасателей, очевидцев оказывающих первую помощь характеризуется воздействием неблагоприятных факторов среды, интенсивными нагрузками при отсутствии условий для упорядоченного режима труда и отдыха. Все это сказывается на их здоровье. В случае экстренной ситуации возможны различные реакции со стороны пострадавших. Это может быть: бред, галлюцинации, апатия, ступор, двигательное возбуждение, агрессия, страх, истерика, нервная дрожь, плач и другие проявления.
Бред и галлюцинации. К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить. Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и т.д.). В данном случае: · Необходимо вызвать скорую помощь или бригаду скорой психиатрической помощи. · Важно до прибытия скорой помощи, следить за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Для этого нужно убрать с поля зрения пострадавшего предметы, представляющие опасность. · Изолируйте пострадавшего и не оставляйте одного. · Говорите с пострадавшим спокойным голосом. · Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить.
В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель. Основными признаками апатии являются: ·Безразличное отношение к окружающему; ·Вялость; заторможенность; ·Медленная, с длинными паузами речь. Действия: 1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему простые вопросы: · Как тебя зовут? · Как ты себя чувствуешь? · Хочешь есть? 2. Проведите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь, если тепло.) 3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб, если нет сопротивления. 4. Дайте возможность человеку поспать или просто полежать. 5. Если нет возможности отдохнуть, то больше говорите с ним, вовлекайте в любую совместную посильную деятельность. Ступор. Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Основными признаками ступора являются: · Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи; · Отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения щепки); · «Застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности. · Возможно напряжение отдельных групп мышц. Действия: 1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу. 2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями (позитивные точки). 3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания. 4. Человек находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Необходимо любыми способами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения. Двигательное возбуждение. Взрывы, стихийные бедствия могут дезорганизовать человека, он не понимает, что происходит вокруг. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке. Основными признаками двигательного возбуждения являются: · Резкие движения, бессмысленные и бесцельные действия; · Неадекватно громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда бессмысленные вещи); · Отсутствие реакции на окружающих (на замечания, просьбы, приказы) Действия: 1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему подмышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя. 2. Изолируйте пострадавшего от окружающих. 3. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. 4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов. Старайтесь не использовать такие слова как «Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи». Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться дрожью, плачем, а также агрессивным поведением. Агрессия. Основными признаками агрессии являются: · Раздражение, недовольство; гнев; · Нанесение окружающим ударов руками или каким-либо предметом. · Словесное оскорбление; · Мышечное напряжение; · Повышение кровяного давления. Действия: 1. Дать возможность человеку выговориться или «избить» подушку. 2. Нагрузить человека работой, связанной с высокой физической нагрузкой. 3. Агрессия может быть погашена страхом наказания. Страх. Панический страх, ужас, может побудить к бегству, вызвать оцепенении или наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. Человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг. К основными признаками страха относятся: · Напряжение мышц (особенно лицевых); · Сильное сердцебиение; · Учащенное поверхностное дыхание; · Сниженный контроль над собственным поведением. Действия: 1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом, говорите ему: «Я сейчас рядом, ты не один!»; 2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме; 3. Если пострадавший говорит, слушайте его, высказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие; 4. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.
Нервная дрожь. После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так в организме происходит сбрасывание напряжения. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и т.д. Основными признаками данного состояния являются: · Дрожь начинается внезапно – сразу после инцидента или спустя некоторое время; · Возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету); · Реакция может продолжаться до нескольких часов; · Потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе. Действия: 1. Нужно усилить дрожь. 2. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд. 3. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение. 4. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить спать. Нельзя: · Обнимать пострадавшего или прижимать его к себе; · Укрывать чем-то теплым; · Успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки. Плач. Плач обладает успокаивающим действием. Снимает мышечные зажимы. Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. В случае отсутствия слез, напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека. Основными признаками данного состояния: · Человек уже плачет или готов разрыдаться; · Подрагивают губы; · Наблюдается ощущение подавленности; · В отличии от истерики нет признаков возбуждения. Действия: 1. Не оставляйте пострадавшего одного. 2. Установите физический контакт (можно взять за руку, положить руку на плечо или спину, погладить по голове). 3. Применяйте приемы «активного слушания». 4. Не старайтесь успокоить человека. Дайте возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду. 5. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Главная задача – выслушать человека. Истерика. Истерика может длиться несколько минут или несколько часов. Основные признаки: · Сохраняется сознание; · Чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы; · Речь эмоционально насыщенная, быстрая; · Крики, рыдания. Действия: 1. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). 2. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).
Если своевременно не оказать помощь, состояние пострадавшего ухудшится. Это может привести к сердечным заболеваниям, несчастным случаям, депрессии и другим расстройствам.
Если пострадавший реагирует на активацию, проведите вторичную оценку - ожидая прибытия службы скорой медицинской помощи, узнайте, что случилось, говорите спокойно, по возможности не реагируйте на внешние раздражители. ЗАНЯТИЕ № 14. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ И СТРЕССЕ В УСЛОВИЧХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Введение. 2. Характеристика психологических расстройств у пострадавших при чрезвычайных ситуациях. 3. Характеристика психических расстройств в динамике их развития. 4. Посттравматические стрессовые расстройства. 5. Медицинская помощь пораженным с психоневрологическими расстройствами. 6. Основные способы психологической защиты населения и лиц, участвующих в его спасении. 7. Первая помощь при сопутствующих травмах.
ЛИТЕРАТУРА Учебник Д.В. Марченко «Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях», 279-285 http://cpprik-1905goda.narod.ru/Krizis_pomoz_3.htm Введение. Представление о стрессе как общем неспецифическом адаптационном синдроме было сформулировано в работах Г. Селье ещё в 30-е годы. Стресс по его определению — неспецифическая реакция организма, возникающая в ответ на действие внешних и внутренних раздражителей. По своей природе стресс имеет адаптационную направленность и активирует защитные механизмы для предотвращения негативного действия неблагоприятных факторов на организм. В своем развитии стресс характеризуется рядом последовательно сменяющих друг друга стадий: тревоги, резистентность (невосприимчивости) и истощения. В качестве факторов, вызывающих развитие стресса (так называемых стрессоров), могут выступать: 1. воздействия низких и высоких температур, 2. ионизирующая радиация, 3. чрезмерные физические нагрузки, 4. иммобилизация, 5. боль, 6. действие химических агентов, 7. действие гормонов и медиаторов. Экспериментальными исследованиями было доказано повышение активности гормональной системы с первых минут стресса. Эта реакция, развивающаяся при действии любых раздражителей, играет ведущую роль в срочной мобилизации физиологических функций и энергетических ресурсов организма. В условиях возрастающих психоэмоциональных перегрузок особую социальную значимость приобретает резкое увеличение числа вызванных стрессом заболеваний. К 7-м суткам хронического стресса появляются выраженные изменения сократительной функции миокарда. К этому же сроку развиваются умеренные изменения кислотно-щелочного состава крови, снижается объем циркулирующей крови с преимущественным уменьшением массы и числа циркулирующих эритроцитов, количества гемоглобина в периферической крови. Менее выраженные мелкоочаговые повреждения происходят в почках, печени, надпочечниках. Общими признаками в них были деструктивные изменения сосудистого русла.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.110 (0.014 с.) |