Раздел 1. Теория и методика учета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Теория и методика учета.



Общие положения

В данном разделе даются рекомендации по подготовке к государственному экзамену в рамках дисциплины «Бухгалтерский учет»

Дисциплина «Бухгалтерский финансовый учет» (БФУ) относится к специальным в подготовке будущего бухгалтера в системе высшего профессионального образования, а изучаемые далее базе знаний, полученных при изучении дисциплины БУ. Дисциплина Бухгалтерский финансовый учет дает возможность будущему бухгалтеру сформировать методику ведения бухгалтерского учета в целях составления бухгалтерской отчетности и интегрирования различных видов учета на предприятии.

Один из исследователей бухгалтерского учета В.Д. Белов в девятнадцатом веке (1888 г.) сказал: «Как двуликий Янус, бухгалтерия обращена одною стороною к прошлому, а другою - к будущему». Теория учета, то самое прошлое, к которому обращена бухгалтерия, ее знание позволяет современному бухгалтеру разработать методики, модели ведения учета на предприятии. Поэтому для получения базовых знаний как для получения профессии бухгалтера или в целях освоения дисциплины «Бухгалтерский учет» экономистами прочих специализаций, необходимых им так же, требуется первоначальное изучение «Теории бухгалтерского учета», как базовой исторической системы. Этот процесс в себя включает не просто знакомство с дисциплиной, не просто различные формы изучения, а заучивания и глубокого исследования в целях абсолютного понимания основы – базы бухгалтерской и экономической профессии.

На основе теории бухгалтерского учета создана система методологии учета в современном предприятии – коммерческом, бюджетном, или финансовом. Методология учета постоянно совершенствуется на базе основных допущений и принципов. «Основные различия теории и методологии бухгалтерского учета состоят в следующем: теория - результат предыдущей деятельности; методология - исходный пункт и предпосылка последующей деятельности. Проблемы методологии занимают важное место в современном бухгалтерском учете, особенно в таких его направлениях, как стратегический учет, консолидированная отчетность, учет в условиях несостоятельности и банкротства и прочих направлениях» [2]

Самостоятельность бухгалтерского учета в современном мире коммерческих организаций определяется, в том числе разработкой учетной политики организации. Учетная политика предприятия – это политика по организации и ведению учета, разработанная на базе нормативных документов. Разрабатывает ее бухгалтер, а приказ об учетной политике подписывает руководитель организации, который обязан при этом владеть основами бухгалтерского учета и отчетности. Руководитель должен знать основы учета, в том числе по той причине, что ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет его руководитель. Бухгалтер же отвечает за документы, подтверждающие операции бухгалтерского учета. [1]

Для формирования знаний по различной тематике бухгалтерского финансового учета, включающей объектное ведение учета, обучаемым необходимо подготовить основу для планомерного изучения на базе изучаемой дисциплины теории бухгалтерского учета. Для студентов других специальностей, в курсе «Бухгалтерский учет» предусмотрены разделы «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерская финансовая отчетность». Структура исследования и получения знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский финансовый учет», и бухгалтерский учет» является одинаковой. Поэтому изучение дисциплины «Бухгалтерский учет» организуется в более сжатом объеме подобно поэтапному изучению от теории к методологии и практике.

Для структуризации процесса подготовки и отражения исследуемого объекта в рамках представления различных тем бухгалтерского учета, рекомендуется применение методологии, базирующейся на теории бухгалтерского учета, которую можно кратко изложить в следующем виде:

Бухгалтерский финансовый учет организуется на базе нормативных документов, которая включает: кодексы, законы, положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), методические указания и рекомендации, План счетов хозяйственной деятельности, и самостоятельно сформированную на базе предлагаемых принципов учетную политику организации, включающую и другие нормативные документы. В соответствии с законодательством, принятыми нормами в учетной политике в организации отражение хозяйственных операций в учете происходит следующим образом:

1) На базе исследуемого законодательства

2) определяется объект бухгалтерского учета;

3) на основании первичного документа (можно назвать его документом первого уровня), который, в свою очередь, составлен на основании юридического документа (например, договора) в бухгалтерском учете формируется проводка, отражающая хозяйственную операцию на счетах учета, которая

4) записывается методом двойной записи, в момент составления проводки в учете формируются объекты – имущество и обязательства,

5) хозяйственные операции, относящиеся к одному факту хозяйственной деятельности, фиксируются в регистре бухгалтерского учета (второй уровень документирования), применяемых в организации учета, формируют стоимость, выражаемую в форме оценки средств, при этом возможно применение метода калькуляции, либо стоимость формируется на основании остатка.

6) бухгалтер обязательно проводит и первичную, и последующую инвентаризацию, которую фиксирует с помощью первичных документов или справки. Справкой часто уточняется оценка объектов в учете. В целях достоверности в учете проведение инвентаризации на уровне объектов учета необходимо по определенным правилам, в периоды времени, определенные организацией, для уточнения наличия средств (имущества) и обязательств, поскольку и средства (имущество), и обязательства, и капитал организации находятся в движении постоянно;

7) остатки, прошедшие уточнение инвентаризацией на счетах учета на начало периода отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствующем столбце баланса «начало периода», а остатки на конец периода отражается подобным образом в колонке «на конец периода». Актив баланса показывает остатки по имуществу (внеоборотным и оборотным) средствам предприятия, а пассив баланса отражает источники возникновения средств, каковыми могут быть капитал (собственные средства) и обязательства (заемные средства) организации. Движение некоторых объектов учета отражается в разных формах отчетности.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что фундаментом бухгалтерского учета является методика учета объектов, которая основана на пяти элементах метода бухгалтерского учета, а источником организации бухгалтерского учета и составления отчетности являются нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет и отчетность. Фундаментальные знания теории бухгалтерского учета дают понятие метода учета, который состоит из 5и элементов, а бухгалтерский финансовый учет на основе 5и элементов метода позволяет организовать учет имущества, обязательств и капитала организации. Нужно сказать, что основные элементы метода учета зафиксированы в Законе «О бухгалтерском учете» ФЗ-402. Для «читаемости» отчетности необходима подчиненность бухгалтерского финансового учета определенным правилам, которые отражаются в нормативных документах и стандартах учета, на основании чего можно сказать, что создание единой базы нормативных документов, формирование учетной политики организации имеет очень существенное значение в системе ведения учета в целях составления отчетности.

Поэтому при изучении объектов бухгалтерского учета рекомендуется применять единый план исследования вопроса:

1) формирование списка нормативных документов по тематике бухгалтерского учета; (нормативные документы – Кодексы, законы, положения, рекомендации, учетная политика организации)

2) определение объекта учета как отражение его в нормативных документах;

3) составление возможного списка первичных и юридических документов, регистров, применяемых в учете исследуемых объектов.

4) формирование рабочего плана счетов, направленных на раскрытие исследуемого вопроса, на основе которого, в свою очередь, составление проводок методом двойной записи, отражающих факты хозяйственной деятельности организации;

5) описание видов и методик оценки, используемых в учете имущества, капитала или обязательств;

6) описание методики инвентаризации имущества, капитала и обязательств с отражением методом двойной записи ее результатов;

7) описание отражения имущества, капитала и обязательств в отчетности организации.

Система нормативных актов (стандартов) распределяется на 4 уровня.

1 уровень - нормативно-правовой, законодательный - содержит пояснения по ведению учета в законодательный документах

2 уровень – нормативный, дает возможность стандартизировать ведение учета;

3 уровень – методический, носит разъясняющий характер;

4 уровень – распорядительный, дает возможность предприятиям на базе документов законодательного и нормативного характера с применением рекомендуемой методики разработать собственную систему, политику учета (учетную политику) на предприятии.

Основными объектами на основании Закона о бухгалтерском учете являются имущество, обязательства и хозяйственные операции организации. В целях отражения в бухгалтерском учете объекты определяются на основании 1) первичного документа, 2) характеристики объекта в нормативных документах (описание объекта в Законе, ПБУ или методических указаниях), 3) по предполагаемому использованию в хозяйственной деятельности организации (например, станки для производственного предприятия будут основными средствами, а для торгового предприятия – товаром). Объекты должны стать точкой отсчета в целях изучения бухгалтерского учета по той причине, что они определены законодательно.

В современной российской системе учета в целях отражения объектов, применяются, в основном, унифицированные первичные документы. Но если в Альбоме унифицированных форм таковые документы отсутствуют, то предприятие разрабатывает бланк самостоятельно, и разработанные бланки, и унифицированные документы объединяет в приложении к учетной политике по документообороту предприятия. Изменения, внесенные в ПБУ 1/2008, обязывают в Положении о документообороте создать альбом предприятия, отражающим все формы первичных документов, в том числе, которые имеются в Альбомах унифицированных форм.

Для ведения учета предприятие разрабатывает Рабочий план счетов, который так же является приложением к учетной политике. Приложением к Рабочему плану счетов должна быть методика применения двойной записи для данного предприятия.

Система оценки объектов учета отражается в учетной политике предприятия пообъектно, с раскрытием правил оценки, предлагаемых принципами учета.

В целях определения правил проведения инвентаризации, организация разрабатывает Положение по инвентаризации на предприятии.

Бухгалтерская отчетность формируется на основании законодательных и нормативных актов, стандартов учета и отчетности. Однако, Положение по подготовке отчетности, определяющее сроки, адреса лиц, ответственных за проведение контрольных операций перед сдачей отчетности, указанные в таком Положении помогут предприятию миновать проблемы, связанные со своевременным предоставлением отчетности, вовремя проконтролированной и скорректированной.

Предлагаемая методика изучения бухгалтерского учета дает возможность студентам применять ее как в процессе обучения, так и написания курсовых и дипломных работ (либо других работ для повышения квалификации). Формирование навыка разработки методики учета на базе изучения пообъектного учета для предприятий, дает возможность освоения дисциплины в короткие сроки, формирования основополагающей базы для дальнейшей профессиональной деятельности и совершенствования в профессии и достижения успеха в профессии.

Для формирования ответа на вопрос по бухгалтерскому учету, испытуемый должен помнить о краткости и полноте письменного изложения, добиться такого сочетания в письменном ответе на один из трех вопросов государственного экзамена возможно, если сложилась система

Список источников

 

1.О бухгалтерском учете: [ федер. закон: принят Гос. Думой 21 ноября 1996 г. № 402-ФЗ: по состоянию на 15 мая 2009 г.] – / [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс, 2009

2.Чайковская Л.А., «Теория и методология бухгалтерского учета: институциональный подход» "Аудиторские ведомости", N 12, декабрь 2007 г.// [Электронный ресурс] // СПС «Гарант»


Вопросы государственного итогового квалификационного экзамена по специальности 080109 - «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

1. Нормативное регулирование бухгалтерского финансового учета в РФ.

2. Основные аспекты и элементы учетной политики организации в целях бухгалтерского и налогового учета.

3. Документирование хозяйственных операций.

4. Счета бухгалтерского учета, их назначение.

5. Инвентаризация: порядок ее проведения и отражения результатов в учете.

6. Понятие, состав, назначение бухгалтерской отчетности.

7. Бухгалтерский баланс – информационная модель состояния средств организации.

8. Учет денежных средств на расчетном счете организации

9. Организация учета кассовых операций, порядок ведения кассовой книги

10. Учет денежных средств в иностранной валюте.

11. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

12 Учет кредитов банка и займов, полученных организацией.

13. Учет расчетов с учредителями

14. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

15. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.

16. Учет расчетов с персоналом по оплате труда.

17. Учет расчетов с подотчетными лицами.

18. Учет расчетов с бюджетом.

19. Учет импортных операций.

20. Учет экспортных операций.

21. Основные средства: понятие, классификация, виды оценки.

22. Основные средства: учет поступления и выбытия.

23. Учет амортизации основных средств.

24 Учет аренды основных средств.

25. Понятие, оценка и порядок организации учета нематериальных активов.

26. Учет финансовых вложений организации.

27. Материально-производственные запасы: понятие, классификация, оценка.

28. Учет материально-производственных запасов: поступления и выбытия

29. Учет готовой продукции.

30. Учет товарооборота в организации.

31. Порядок формирования финансового результата

32. Учет прочих доходов и расходов организации.

33. Организация учета собственного капитала.

34. Классификация затрат в управленческом учете

35. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции


Денежные операции

 

Документирование

Юридические документы: Договор на обслуживание валютного счета, паспорт сделки с приложением контракта;Таможенная декларация (контроль над движением денежных средств).

Первичные документы: Платежные поручения;Мемориальный ордер;Справка расчет-бухгалтера, выписка банка и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

Регистры: Журнал-ордер и ведомость№2 (с пометкой валютные счета).

4) Счета и двойная запись:

Проводки идентичны тем, что осуществляются по Дебету и Кредиту 51сч. Дт 52 Кт 66,76,62, 50В; Дт 66,76, 60,50В, Кт 52, основные отличия состоят в том, что определяются курсовые разницы

Дополнительные проводки связаны с покупкой и продажи валюты, с пересчетом остатка по сч. 52 на основании изменяющихся курсов валют. Пересчеты осуществляются на момент расчетов и на конец отчетного периода. Покупка валюты отражается в учете следующими операциями:

Дт 57 Кт 51 Безналичные денежные средства отправлены для покупки валюты
Дт 91_2 Кт 57 Расходы, определяемые в процессе покупки валютных денежных средств
Дт 52 Кт 91_1 Доход, определяемый покупкой валюты
Дт 57 Кт 52 Перечислены с текущего счета средства в иностранной валюте для продажи
Дт 91_2 Кт 57 Расходы, определяемые в процессе продажи валютных денежных средств
Дт 51 Кт 91_1 Доход, определяемый продажей валюты

5) Оценка средств в валюте отражается в виде остатка средств в валюте с учетом поступивших за период валютных средств, выбывших за период средств и выявленных курсовых разниц в момент пересчета валютных средств в рубли.

6) Инвентаризация осуществляется на основе выписки банка по валютному счету и проверки каждой суммы, выявленных курсовых разниц, которые отражаются в справке-расчете бухгалтера.

7) Отчетность. По строке 1250 бухгалтерского баланса отражаются денежные средства предприятия на остатках в кассе, в том числе наличные валютные остатки на расчетном счете и остатки, по валютному счету выраженные в рублях с учетом курсовых разниц на момент представления отчетности. Остатки на валютном счете отражаются в приложении бухгалтерскому балансу «Отчет о прибылях и убытках».

Документирование

Юридические документы – контракты

Первичные документы – накладные – инвойсы, транспортные накладные, таможенные декларации, акты приемки-передачи, в том числе услуг сторонних иностранных организаций

4) Счета и двойная запись. Аналитические счета открываются по каждому виду товара и поставщика, объединение данных происходит на объединенных синтетических счетах

Дт 08 Кт 60,60,76 тр, 76 пошл, и прочие расходы, 70,69

Дт 10, 41 Кт 60,76 конс.услуги, 70 и 69

5) Виды оценки: По ОС – стоимость всех затрат, составляющих первоначальную стоимость ОС

МПЗ оцениваются в сумме фактических затрат, понесенных на их приобретение, пересчет стоимости приобретенного за валюту ОС или МПЗ происходит на момент пересечения границы РФ

Обязательства оцениваются в виде суммы фактического долга, выраженного в валюте иностранного государства и пересчитанного в рубли РФ с учетом выявленных курсовых разниц.

Дт 60 Кт 91_1 – положительная курсовая разница

Дт 91_2 Кт 60 – отрицательная курсовая разница

6) Инвентаризация проводится на основании общих правил инвентаризации Объектов незавершенного строительства, ОС и МПЗ с составлением акта инвентаризации и выявленных сумм недостач или излишков.

Дт 94 Кт 08,01,10,41, Дт 73 Кт 94, Дт 70 Кт 73 – недостачи пообъектно

Дт 91_2 Кт 08,01,10,41- излишки пообъектно

Дт 91_2 Кт 60 – излишки в расчетах

Дт 60 Кт 94, Дт 73 Кт 94, Дт 70 Кт 73 недостача

7) Отражение в отчетности. В бухгалтерском балансе, в активе: ОС отражаются по строке 1150 - как незавершенное строительство, до момента постановки на учет в качестве ОС (остаток на 08 счете), ОС с учетом начисленной амортизации отражается (счет 01- счет 02) по строке 1150 – готовое ОС и также отражается в пояснительной записке к балансу. Товары отражаются по строке запасы. В бухгалтерском балансе, в пассиве: Расчеты с поставщиками отражаются по строке – 1520.

Курсовые разницы отражаются в форме 2 положительные - в виде прочих доходов, отрицательные в виде прочих расходов

Развернутые данные по ОС МПЗ, КЗ и ДЗ отражаются в пояснениях к отчетности.

Учет ресурсов организации

Документы

1) Юридические документы – договор строительства объекта, договор купли-продажи, договор безвозмездной передачи, устав организации, наличие разрешения на строительство.

2) Первичные документы:

справка-расчет бухгалтера о формировании первоначальной стоимости, при строительстве собственными силами предприятия,

КС-2, КС-3, счет на оплату, с.ф при строительстве силами подрядчика;

Накладная, с.ф., акты приемки –передачи выполненных работ, ведомость по начислению з/п и соц.выплат.;

Акт приемки-передачи ООС, решение учредителей при внесении ООС в качестве вклада в уставный капитал;

Акт приемки-передачи ООС при дарении (получении безвозмездно);

Акт приемки-передачи ООС в эксплуатацию

4) Счета, двойная запись:

Дт 08_3 Кт 10,02,05,70,69,60сп – если объект строится собственными силами;

Дт 08_3 Кт 60 – если объект строится силами подрядчика;

Дт 08_4 Кт 10,02,05,70,69,60сп – если объект покупается;

Дт 01 Кт 75 – внесение объекта в качестве вклада в уставный капитал;

Дт 08_4 Кт 98 - принятие к учету с доработкой;

Дт 08_4 Кт 10, 02,05,70,69,60сп – доведение объекта до возможности эксплуатирования;

Дт 01 Кт 08_4 – принятие объекта к эксплуатации -> одновременно формируется прочий доход Дт 98 Кт 91_1 – формирование прочего дохода от безвозмездного поступления основного средства.

5) Оценка При принятии ООС к учету первоначальная фактическая стоимость (ПФС) формируется по Дт 08_4

1) ПФС формируется за счет суммы фактических затрат на приобретение, сооружение, исключая НДС Дт 08 Кт 60, 76, 69,70.

2) ООС используется в производстве долговременно, поэтому списание производится как постепенный перенос стоимости ООС на стоимость произведенных работ, оказанных услуг в виде начисления в учете амортизации

Дт 20, 25, 26, 44 Кт 02 по местам использования ООС

Дт 08 Кт 02 если ООС используется в строительстве нового объекта

В отчетности стоимость ООС показывается по остаточной стоимости равной значению Дт 01 за минусом значения Кт 02 – начисленной амортизационной стоимости объекта – ООС.

Восстановительная стоимость ООС возникает по причине его возможной переоценки 1 раз в год: 1) с увеличением стоимости ООС за счет увеличения добавочного капитала (ДК) и одновременной корректировкой ДК за счет суммы переоценки начисленной амортизации

Дт 01 Кт 83 – переоценка первоначальной стоимости за счет добавочного капитала

Дт 83 Кт 02 – снижение добавочного капитала за счет переоценки начисленной ранее амортизации

2) переоценка может быть произведена с уменьшением ПФС

Дт 91_2 Кт 01 уменьшение ПФС ООС относится на расходы предприятия.

Дт 02 Кт 91_1 исчисленная переоценка ООС уменьшается за счет переоценки начисленной ранее амортизации, переоценка с уменьшением стоимости ООС производится за счет снижения прочих доходов организации, одновременно оценка начисленной амортизации уменьшает расход организации

3) стоимость может быть определена как восстановленная за счет капитального ремонта или модернизации ООС, для этого стоимость ремонта собирается на специальном субсчете счета 08 за счет всех произведенных расходов на ремонт:

Дт 08­_модернизация Кт 10, 08, 70, 69, 60 – формирование стоимости модернизации;

Дт 01 Кт 08­­_модернизация – увеличение первоначальной стоимости до восстановительной – модернизированного ООС.

Таким образом, в трех случаях формируется стоимость ООС как восстановительная

Оценка ООС, поступающих в счет вклада в УК, производится по договоренности сторон. Если стоимость ООС превышает предел, определенный законом, то оценивается ООС независимым оценщиком.

При безвозмездной передаче, стоимость определяется как рыночная.

6) Инвентаризация может быть произведена как в момент формирования ПФС (проверка затрат по Дт 08), так и фактической остаточной стоимости (проверка счетов 01 и 02), и по расходам на ремонт.

7) В отчетности ООС определяется до момента постановки на учет в сумме накопленной первоначальной стоимости (ПФС), в сумме остаточной стоимости по строке 1150 «Основные средства». Если была произведена переоценка ООС, то стоимость учитывается как восстановительная с дополнительным отражением суммы переоценки в пассиве баланса по строке «Переоценка внеоборотных активов» 1340. Переоценка стоимости ООС отражает влияние на результаты показателей в Отчете о прибылях и убытках по строкам «Прочие расходы» и «Прочие доходы».

Документы

1) Юридические документы – договор строительства объекта, договор купли-продажи, договор безвозмездной передачи, устав организации

2) Первичные документы – справка-расчет бухгалтера о формировании первоначальной стоимости, о расчете амортизации, акт приемки-передачи ООС в эксплуатацию, акт переоценки ООС, акт выбытия ООС.

Оценка

Оценка ООС, поступающих в счет вклада в УК, производится по договоренности сторон. Если стоимость ООС превышает предел, определенный законом, то оценивается ООС независимым оценщиком.

При безвозмездной передаче, стоимость определяется как рыночная.

Выбытие осуществляется по остаточной стоимости с учетом восстановительной стоимости.

6) Инвентаризация производится по общим правилам, на основании приказа руководителя, комиссией, не менее 3х человек, результаты инвентаризации отражаются в акте инвентаризации, как недостача или излишек. В учете недостача записывается: Дт 94, Кт 01, 02, 08, если нет виновных лиц – Дт 91_2 Кт 94, если виновное лицо обнаружено, то Дт 73 Кт 94, а далее виновное лицо может добровольно внести недостачу Дт 50, Кт 7 3, или предприятие изымет ее частями из заработной платы, не более 20и % единовременно Дт 70 Кт 73.

7) В отчетности ООС определяется до момента постановки на учет в сумме накопленной первоначальной стоимости (ПФС), в сумме остаточной стоимости по строке 1150 «Основные средства». Если была произведена переоценка ООС, то стоимость учитывается как восстановительная с дополнительным отражением суммы переоценки в пассиве баланса по строке «Переоценка внеоборотных активов» 1340. Переоценка стоимости ООС отражает влияние на результаты показателей в Отчете о прибылях и убытках по строкам «Прочие расходы» и «Прочие доходы».

Документы

1) Юридические документы – Учетная политика организации

2) Первичные документы – справка-расчет бухгалтера о формировании первоначальной стоимости, о методе применяемой амортизации, справка-расчет о начислении амортизации, акт приемки-передачи ООС.

Документирование.

Юридические документы: Договор с покупателем, договор с поставщиками.

Первичные документы: приемо-сдаточные накладные, приходный акт, ведомость выпуска готовой продукции, акт выполненных работ, приказ-накладная (приказ складу, накладная на отпуск), счет-фактура, справка-расчет бухгалтера, доверенность, акт о приемке товаров.

Документирование

Юридические документы – решения учредителей, устав и учредительный договор

Первичные документы – выписки из устава, из решения учредителей, из учредительного Договора, справки-расчеты бухгалтера

Счета и двойная запись

УК формируется за счет взносов учредителей, которые могут быть внесены в различных формах Дт 75 Кт 80 – формирование УК,

Дт 08, 10,41, 51 Кт 75 – внесение Уставного капитала (УК)

Дт 62 Кт 90_1- отгрузка продукции покупателям

Дт 90_3 Кт 68НДС Снижение дохода на сумму начисленного НДС

Дт 90_2 Кт 43,44,41,23 – отражение расходов в части отгруженной продукции

Дт 90_9 Кт 99 – определение финансового результата - прибыли

Дт 99 Кт 68 пр. – начисление налога на прибыль и прочие обязательные платежи

Дт 99 Кт 84 – выделена прибыль, оставшаяся после обязательных платежей

Дт 84 Кт 80 – распределение прибыли на увеличение УК

Дт 84 Кт 82 распределение прибыли на увеличение резервного капитала (РК)

Дт 84 Кт 86 – капитал, распределенный на целевое финансирование

Дт 01,04 Кт 83 – формирование добавочного капитала

Дт 83 Кт 80 – перенос накопленной суммы добавочного капитала на увеличение суммы Уставного капитала

Дт 84 Кт 81 – выделение суммы на распределение на акции

5) Оценка. Капиталы по видам оцениваются в сумме, отнесенной в целях формирования собственного капитала предприятия. Прибыль оценивается как разница между полученными доходами и расходами, понесенными в целях получения доходов. Показателем успешной деятельности организации является приведенная прибыль, рассчитанная с применением коэффициента инфляции. Уставный капитал, добавочный, резервный определяются расчетным путем, согласно документам расчета и уставным документам.

6) Инвентаризация. Капитал, как элемент отчетности, подлежит инвентаризации с целью достоверного отражения в отчетности. Инвентаризация произведенных доходов и расходов помогает наиболее точному определению финансового результата. В процессе инвентаризации могут быть выявлены излишки и недостачи как по видам капитала, так и по видам дохода и расходам

7) Отражение в отчетности. Собственный капитал как элемент отчетности отражается в Бухгалтерском балансе в разделе 3 по видам капитала. Движение капитала отражается в «Отчете о движении капитала».

Примечание. Прибыль, как и любой другой вид капитала, является собственностью учредителя – инвестора, поэтому ее распределение по видам капитала формируется на основании решения учредителей, данный процесс зафиксирован в уставе предприятия.

 

Заключение

В данном пособии разработаны методические указания по подготовке к государственному итоговому квалификационному экзамену по специальности 080109 - «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Ответы на вопросы даны схематично и могут быть рассмотрены как плановое представление необходимых знаний по каждому вопросу.

Пособие не может заменить материалы нормативных актов, регламентирующих организацию бухгалтерского учета на предприятиях, и учебников по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерская финансовая отчетность», «Бухгалтерский управленческий учет», но применяемый план ответа поможет выпускнику из множества информации выбрать основную.

При подготовке к государственному экзамену, студентам рекомендуется применять нормативные акты, которыми регламентируется организация бухгалтерского учета на предприятии.


Общие положения

В данном разделе даются рекомендации по подготовке к государственному экзамену в рамках дисциплины «Бухгалтерский учет»

Дисциплина «Бухгалтерский финансовый учет» (БФУ) относится к специальным в подготовке будущего бухгалтера в системе высшего профессионального образования, а изучаемые далее базе знаний, полученных при изучении дисциплины БУ. Дисциплина Бухгалтерский финансовый учет дает возможность будущему бухгалтеру сформировать методику ведения бухгалтерского учета в целях составления бухгалтерской отчетности и интегрирования различных видов учета на предприятии.

Один из исследователей бухгалтерского учета В.Д. Белов в девятнадцатом веке (1888 г.) сказал: «Как двуликий Янус, бухгалтерия обращена одною стороною к прошлому, а другою - к будущему». Теория учета, то самое прошлое, к которому обращена бухгалтерия, ее знание позволяет современному бухгалтеру разработать методики, модели ведения учета на предприятии. Поэтому для получения базовых знаний как для получения профессии бухгалтера или в целях освоения дисциплины «Бухгалтерский учет» экономистами прочих специализаций, необходимых им так же, требуется первоначальное изучение «Теории бухгалтерского учета», как базовой исторической системы. Этот процесс в себя включает не просто знакомство с дисциплиной, не просто различные формы изучения, а заучивания и глубокого исследования в целях абсолютного понимания основы – базы бухгалтерской и экономической профессии.

На основе теории бухгалтерского учета создана система методологии учета в современном предприятии – коммерческом, бюджетном, или финансовом. Методология учета постоянно совершенствуется на базе основных допущений и принципов. «Основные различия теории и методологии бухгалтерского учета состоят в следующем: теория - результат предыдущей деятельности; методология - исходный пункт и предпосылка последующей деятельности. Проблемы методологии занимают важное место в современном бухгалтерском учете, особенно в таких его направлениях, как стратегический учет, консолидированная отчетность, учет в условиях несостоятельности и банкротства и прочих направлениях» [2]

Самостоятельность бухгалтерского учета в современном мире коммерческих организаций определяется, в том числе разработкой учетной политики организации. Учетная политика предприятия – это политика по организации и ведению учета, разработанная на базе нормативных документов. Разрабатывает ее бухгалтер, а приказ об учетной политике подписывает руководитель организации, который обязан при этом владеть основами бухгалтерского учета и отчетности. Руководитель должен знать основы учета, в том числе по той причине, что ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет его руководитель. Бухгалтер же отвечает за документы, подтверждающие операции бухгалтерского учета. [1]

Для формирования знаний по различной тематике бухгалтерского финансового учета, включающей объектное ведение учета, обучаемым необходимо подготовить основу для планомерного изучения на базе изучаемой дисциплины теории бухгалтерского учета. Для студентов других специальностей, в курсе «Бухгалтерский учет» предусмотрены разделы «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерская финансовая отчетность». Структура исследования и получения знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский финансовый учет», и бухгалтерский учет» является одинаковой. Поэтому изучение дисциплины «Бухгалтерский учет» организуется в более сжатом объеме подобно поэтапному изучению от теории к методологии и практике.

Для структуризации процесса подготовки и отражения исследуемого объекта в рамках представления различных тем бухгалтерского учета, рекомендуется применение методологии, базирующейся на теории бухгалтерского учета, которую можно кратко изложить в следующем виде:

Бухгалтерский финансовый учет организуется на базе нормативных документов, которая включает: кодексы, законы, положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), методические указания и рекомендации, План счетов хозяйственной деятельности, и самостоятельно сформированную на базе предлагаемых принципов учетную политику организации, включающую и другие нормативные документы. В соответствии с законодательством, принятыми нормами в учетной политике в организации отражение хозяйственных операций в учете происходит следующим образом:

1) На базе исследуемого законодательства

2) определяется объект бухгалтерского учета;

3) на основании первичного документа (можно назвать его документом первого уровня), который, в свою очередь, составлен на основании юридического документа (например, договора) в бухгалтерском учете формируется проводка, отражающая хозяйственную операцию на счетах учета, которая

4) записывается методом двойной записи, в момент составления проводки в учете формируются объекты – имущество и обязательства,

5) хозяйственные операции, относящиеся к одному факту хозяйственной деятельности, фиксируются в регистре бухгалтерского учета (второй уровень документирования), применяемых в организации учета, формируют стоимость, выражаемую в форме оценки средств, при этом возможно применение метода калькуляции, либо стоимость формируется на основании остатка.

6) бухгалтер обязательно проводит и первичную, и последующую инвентаризацию, которую фиксирует с помощью первичных документов или справки. Справкой часто уточняется оценка объектов в учете. В целях достоверности в учете проведение инвентаризации на уровне объектов учета необходимо по определенным правилам, в периоды времени, определенные организацией, для уточнения наличия средств (имущества) и обязательств, поскольку и средства (имущество), и обязательства, и капитал организации находятся в движении постоянно;

7) остатки, прошедшие уточнение инвентаризацией на счетах учета на начало периода отражаются в бухга



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.651 с.)