Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Федерация и ее формально-юридические признаки.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Федерация и ее формально-юридические признаки.
Федера́ция (лат. fœderatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия). Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР). Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия). Национ. и нац-тер федерации. В зависимости от территориальных основ образования: территориальные федерации(границами между субъектами могут быть географ объекты(реки, хребты, горы) Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика). Например в Австрии. Германии, Австралии. Национальность определяется только по гражданству.В национальной федерации субъекты создаются только по национальному принципу, и границы проходят по границе компактного проживания национальности (СССР, Чехословакия раньше, сейчас Югославия (Сербия и Черногория), судьба этой федерации предрешена, так, Черногория уже много раз порывалась выйти из состава Югославии). Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия). Национально-территориальная федерация (РФ) - часть субъектов таких федераций, в отличие от чисто национальной, создается по территориальному принципу. Автономные области и округа выделены по границам проживания народов. В Индии 28 штатов, которые в принципе созданы по территориальному принципу, имеется и 8-мь союзных территорий, они созданы по чисто национальному принципу. В Канаде все субъекты созданы по территориальному принципу, а один (Квебек) создан по национальному принципу. К таким странам относятся Нигерия, Коморские острова, Канада, РФ. В конституции Индии записано, что эта федерация создается по лингвистическому принципу, означает ли это то, что она создается по национальному принципу. У нации должен быть свой язык, но есть и исключения Швейцария - 4 языка. В Индии объединяется много наций, но которые говорят на одном языке. Союзные территории очень близки по статусу нашим автономным округам, там, где проживают племена со своей культурой. В Индии создано специальное министерство по резервациям, и появиться на этих территориях можно только с согласия министерства. Охраняется возможность своей культурной эволюции. Но если не принять кардинальных мер, то Индия может развалиться как федерация. Постоянно идут войны за создание своего национального государства. Нет ни одной национально-территориальной федерации, где была бы стабильность и отсутствовали националистические движения
Конституционные основы РФ РФ – демократическое федеративное правовое гос-во с республиканской формой правления. Наименования Россия и РФ равнозначны. Россия – суверенное государство, имеет свою территорию, в которую вкл вся земная поверхность в пределах гос границы РФ, воды, в том числе территориальные-прибрежные морские воды шириной 12 миль от линии наибольшего отлива, недра под этой сушей и водами, воздушное пространство над ними, внутренние воды(реки, озера и др водоёмы), континентальный шельф(морское дно и недра за пределами терр вод на всем протяжении естественного продолжения окраины материка, общее геол строение с сушей и примыкает к ней.) Суверенитет - это свойство гос власти в силу которой она является верховной внутри страны и независимой на международной арене. Верховенство гос власти по отношению к религиозным организациям, полит партиям. Единый субъект властвования (В РФ – народ). Принимает свою конституцию, законы и иные НпА, обязательные для всех субъектов. Независима на международной арене, по собственному праву может вступать в любые междунар отношения. Конституции РФ принята в 1993 г на всенародном референдуме. Вносить изменения можно в гл 3-8 при участии субъектов. Высшие органы власти: Парламент=Фед собрание, Президент, правит-во. ВСРФ, ВАСРФ. Исполнительные органы: министры, фед службы, контрольно-надзорные органы. РФ формирует свои территориальные органы(управление МВД, ФСБ, суды, прокуратура) Распределены предметы ведения между РФ и субъектами, а также совместное ведение. РФ – принятие и изменение конституции, ФЗ; федерат устройство и территория РФ, гражданство, права и свободы чел-ка, федерал налоги, ядерная энергетика, космос, оборона, суд, прокуратура, гражданское и уголовное законодательство, гос служба. Совместно: природопользование, охрана окр среды, обеспечение законности, правопорядка, общ безопасности, административное, трудовое, лесное закон-во, зак-во о недрах и охране окр среды. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов, субъекты РФ обладают всей полнотой гос власти.(Конституция ст 73)
КП статус субъекта РФ. Особенности правового положения субъектов заключаются в том, что они не являются суверенными государствами, это просто государственно-территориальные образования., к-е не могут свободно выйти из состава федерации. Территория субъектов федерации является одновременно территорией федерации в целом. Границы между субъектами федерации изменяются только по их взаимному согласию и согласию РФ. Это утверждается субъектом РФ, действует ФЗ «о преобразовании субъектов РФ» Субъекты федерации имеют право самостоятельно принимать свои конституции и уставы. Есть те, кто действуют только на основе ФЗ(п) в Индии)). Республики в составе РФ могут принимать свои конституции. Субъекты федерации формируют свои внешние органы гос власти и редко регулируют вопросы гражданства.(Башкортостане, а также гражданство ассоциированного члена РФ, как в Республике Татарстан. На основании федеративного договора). Но субъекты обладают ограниченной международной правосубъектностью. Гражданин субъекта (если это допустимо) одновременно является гражданином РФ. А все граждане РФ равноправны в экономичсекой, социальной, политической жизни общества. Предметы ведения см предыдущий вопрос. Субъект может заключать договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти, ей гарантируется представительство в Совете Федерации. Республики могут устанавливать собственные гос языки. Статус субъекта определяется Конституцией РФ и Конституцией субъекта или уставом, он может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта в соответствии с ФКЗ. Виды избирательных систем
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др. При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины – 2/3, 3/4 и т.д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов. Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти. Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1/4мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально. Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата. Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием. В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг. Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе. 47. Правовое регулирование подготовки и проведения выборов в парламенты. 1) назначение выборов. Начало избирательной кампании определяется датой выборов, которая может:а) прямо устанавливаться в конституции; 2) создание избирательных округов и избирательных участков. Выбор вида создаваемых избирательных округов определяется особенностями принятой в стране избирательной системы. Одномандатные округа – избирательные округа, в которых избирается только один депутат (Канада и др.). Многомандатные округа – избирательные округа, в которых избираются несколько депутатов; 3) формирование избирательных органов. Избирательные органы – органы, специализирующиеся на проведении выборов: избирательные комиссии, избирательные советы и избирательные трибуналы; 4) составление списков избирателей. Список избирателей – основной документ, на основании которого избиратели допускаются к участию в выборах; 5) выдвижение кандидатов в депутаты – определяется законодательством страны; 6) избирательная кампания – это комплекс мероприятий, во время которых избирательные объединения и кандидаты ведут предвыборную агитацию, а избиратели знакомятся с кандидатами и их предвыборными программами; 7) голосование 8) подведение итогов голосования; 9) объявление результатов голосования. 10) обжалование результатов выборов. 1. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ФЗ о выборах депутатов Государственной Думы фед собрания РФ, других федеральных законов. Выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ назначает Президент РФ не позднее чем за 4 месяца до истечения полномочий Государственной Думы прежнего созыва, а организуют Центральная избирательная комиссия, ее органы на местах, органы исполнительной власти субъектов РФ. Выбоы по пропорциональной системе, раньше было по смешанной. С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер составляет 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 % Кандидат – любой гражданин достигший 21 г и обладающий избирательными правами. Партийные списки утверждаются на съездах и предоставляются в ЦИК. Если партия представлена в гос думе, подписей собирать не надо. Если нет, необходимо 900 тыс подписей. ^ Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более 25% избирателей.
Классификация парламентов. По степени выборности 1)Назначаемые(в странах с абс монархией – совещательные ф-и) 2)выборные(их абсолютное большинство) 3)частично выборные(в национальный конгресс индии назначаются депутаты от зарезервированных каст и племен) Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий. в зависимости от внешней структуры: 1)однопалатные(в унитарных государствах, все депутаты избираются) Однопалатные (монокамеральные) парламенты обычно существуют в небольших по территории и населению унитарных государствах, например в Швеции, Латвии, Литве, Эстонии, Венгрии, Болгарии, Греции, Словакии, Португалии и других странах. Однопалатные парламенты имеют свои достоинства: • просты и компактны;• обычно избираются всем населением страны напрямую;• как правило, имеют большие полномочия;• часто избирают президента и формируют правительство, ответственных перед парламентом;• все депутаты имеют равный статус;• быстрее принимаются решения;• проще законодательный процесс. Тем не менее, у однопалатных парламентов есть свои недостатки: • недостаточно представлены территориальные единицы государства;• отсутствует противовес в виде второй палаты; 2) Двухпалатные (бикамеральные) парламенты существуют, как правило, в крупных федеративных государствах. В таких парламентах одна палата, часто именуемая «нижней», избирается всем народом напрямую и представляет интересы народа в целом; а вторая – «верхняя»- представляет интересы регионов, субъектов федерации и формируется ими. Достоинства двухпалатной структуры в том, что:• более «объемно» представлено общество - и народ в целом, и регионы с их особенностями;• обычно к кандидатам в члены верхней палаты предъявляются более высокие требования, чем к кандидатам в депутаты нижней палаты, и поэтому в верхнюю палату избираются люди более грамотные, квалифицированные, уважаемые, опытные и старшие по возрасту;• верхняя палата служит противовесом нижней - фильтрует ее решения, сбивает страсти, уменьшает партийное влияние в пользу общегосударственных интересов, не дает нижней палате радикализироваться;• обычно верхняя палата имеет больший срок полномочий и обновляется по частям, что препятствует резкой смене политического курса; Недостатки двухпалатной структуры состоят в том, что: Помимо указанных крупных федераций двухпалатная структура парламента характерна для Великобритании, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Голландии, Японии, Швейцарии, Польши, Чехии, Беларуси, Казахстана, Румынии и многих других стран. Фактически большинство высокоразвитых государств имеет именно двухпалатный парламент, имеющий преимущества перед однопалатным. Главные из них в том, что деятельность парламента становится более организованной и профессиональной, а жизнь общества и государства - более стабильной.
В зависимости от объема компетенции: 1) парламент с абсолютно-определенной компетенцией-все его полномочия закреплены в конституции, в конст законах, за пределы к-х он выйти не может. Чаще всего бывает в президентских республиках. 2) с относительно-определенной компетенцией – кроме конст законов и конституции его компетенция закреплена в иных НПА. Это означает, что границы их компетенции являются относительно подвижными (парламент Германии, эффективно для стран с высокой правовой культурой) 3) с абсолютно неопределенной компетенцией(т.е. парламенты, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями).Классический пример - парламент Великобритании. Парламент имеет право принимать, отменять и изменять любой закон в порядке обычной законодательной процедуры, и никто (в том числе и суд) не может поставить под сомнение конституционность акта парламента. По соц составу парламентов: 1) чисто-буржуазные (конгресс США – представители крупной монополистической буржуазии) 2) народные (в скандинавских странах в составе парламента много рабочих) по партийному составу: однопартийные где представлена одна партия (социалистические страны КНР. Куба, Сев Корея) и многопартийные(парламент РФ)
по степени организованности: организованные(обязательное посещение пленарных заседаний парламента, выделены спец должностные лица, которые наблюдают за дисциплиной депутатов. Они определяют содержание речей выступающих, порядок голосования.) Неорганизованные – этой дисциплины нет, свободное посещение, голосуют свободно (РФ).
По степени политической(конституционной ответственности): 1)парламенты к-е не несут ответственность за свою деят-ть. Например конгресс США, парламент Израиля, не могут принять резолюцию о самороспуске. В РФ роспуску подлежит гос дума а совет федерации не подлежит.
Полномочия парламента. • принятие законов;(Главная часть компетенции парламента. За исполнительной властью закрепилось право на принятие нормотворческих актов. Оно выводится либо из присущих ей полномочий, либо делегируется законодательной властью.) • утверждение кандидатуры на пост премьер-министра, предлагаемой обычно главой государства, иногда - утверждение министров; • вынесение вотума недоверия правительству; (В парламентской практике - выражение (как правило, нижней палатой парламента) неодобрения политической линии, определенной акции или законопроекта правительства либо отдельного министра. Инициатива постановки вопроса о вотуме недоверия может исходить от правительства, от парламентских фракций или групп депутатов. Выражение вотума недоверия правительству на практике приводит либо к уходу его в отставку и формированию нового (правительственному кризису), либо к роспуску парламента (нижней палаты) и проведению досрочных выборов.) • ратификация международных договоров;(Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров. Ратификация - это утверждение высшим органом государства международного договора, после чего этот договор приобретает юридическую силу. И, напротив, денонсация - в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора.) • принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением;(Государственный бюджет - это роспись государственных доходов; принимается парламентом ежегодно. Он утверждает бюджет, уполномочивая правительство расходовать государственные средства в соответствии со сметой и возлагая на правительство обязанность собрать необходимые для обеспечения налоги и иные поступления.) • формирование счетной палаты либо иного органа, осуществляющего контроль за финансами; • избрание генерального прокурора; • избрание судей верховного суда либо иных высших судов; • избрание судей конституционного суда либо их части; • проведение парламентских расследований;(Деятельность расследовательских комитетов и комиссий. В случае, представляющем особый общественный интерес, парламент (или его палаты) могут проводить парламентское расследование, для него создается парламентская комиссияad hos, обладающая практически неограниченными возможностями получения интересующих ее сведений, а, следовательно, и контроля.) • решение вопроса об импичменте высших должностных лиц; Полномочия в области обороны и безопасности. К ним прежде всего относится право объявления войны (состояние обороны). Например, согласно Конституции США, решение вопросов войны и мира возложено на Конгресс. Он наделен правом "объявлять войну, выдавать каперские свидетельства и разрешения на репрессии и устанавливать правила относительно захватов на суше и на море" (разд. 8 ст. 1). Квазисудебные полномочия. Встречаются в парламентах ряда стран. Условно к ним можно отнести: 1. Процедуру импичмента (заимствована из парламентской практики Англии). Суть ее в следующем: субъектами ответственности являются глава государства, должностные лица исполнительной власти, судьи; основание привлечения к суду импичмента измена, взяточничество, иное тяжкое преступление. Однако импичмент только по названию и определенному сходству с судопроизводством может считаться судом. По сути дела - это политический процесс, цель которого отстранить от должности виновных в совершении преступления, что не освобождает от обычной судебной ответственности в дальнейшем. Объявление амнистии. Федеральное собрание РФ. Понятие, порядок формирования и структура. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. 1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. 2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.(ФЗ"О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. Постоянно переназначаются высшими должностными лицами соответствующих субъектов РФ, поэтому этот срок, как правило, равен сроку полномочий главы представляемого субъекта РФ. 3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. 1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.(ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».) 1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. 2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. 3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. 1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. 2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. 3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Законодательный процесс в Федеральном собрании. Субъекты законодательной инициативы: президент, Палаты Фед Собрания, члены Совета Фед-и и деп-ты гос думы, правительство РФ, законодат(представит) органы субъектов, КСРФ, ВСРФ, ВАСРФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Гос Думу. Законопроект считается внесенным в Гос.Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы. Каждая из палат принимает регламент, который строго регулирует весь законодательный процесс.
Законопроект направляется в соответствующий комитет. Комитет отправляет текст законопроекта в государственные органы и организации для получения заключений, отзывов, а из научных учреждений - специальной научной экспертизы. Одновременно с этим правовое управление аппарата Государственной думы готовит правовую экспертизу. + гос(общественная) антикоррупционная экспертиза – минво юстиции и ген прокуратура. В конце акт проведения экспертизы. Комитет направляет законопроект для внесения на первое чтение одновременно с проектом постановления Государственной думы, о том, следует ли принять данный законопроект в первом чтении или отклонить его. Предлагая отклонить законопроект, комитет должен дать развернутое и мотивированное заключение.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.204 (0.023 с.) |