Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития

Поиск

Введение

Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития человека, периодизации психического развития в онтогенезе, исследование возрастного развития личности - теоретические задачи возрастной психологии.

Предмет психологии развития - различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека.

Развитие - это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. По словам Б.Д. Эльконина1, акт развития - это событие идеальной формы, особая переходная форма жизни. Структуру акта развития составляют два одновременных перехода: "наличное - иное" и "реалия - идея" (переход к иным обстоятельствам жизни).

Возрастную психологию нельзя представить вне развития, как нечто неизменное, так же как развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей.

В учебно-методическом пособии реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным. В связи с этим в начале рассматриваются подходы к возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии для представления студентами отдельных этапов онтогенеза (младший школьный возраст, подростковый возраст, ранняя юность) в контексте жизненного пути человека. Представлена общая характеристика психического развития в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.

Тексты лекций раскрывают роль социальной ситуации развития в процессе становления психики, особенности развития личности в младшем школьном возрасте, в отрочестве и в ранней юности.

Подходы к возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития

Таблица 1

Критерии периодизации психического развития Автор, периодизация психического развития, хронологические рамки
Л.С. Выготский (1896 - 1934)
Социальная ситуация развития, возрастные новообразования кризис новорожденности младенчество (2 мес. - 1 год) кризис 1 года раннее детство (1 - 3 года) кризис 3-х лет дошкольный возраст (3 - 7 лет) кризис 7 лет школьный возраст (8 - 12 лет) кризис 13 лет пубертатный возраст (14 - 17 лет) кризис 17 лет
Д.Б. Эльконин (1904-1984)
Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования Эпохи Периоды Ведущая деятельность Тип деятельности Кризис новорожденности Раннее детство: Младенчество (2 мес. - 1 г.) Непосредственно-эмоциональное общение I (развитие мотивационно-потребностной сферы) Кризис 1 года Раннее детство (1 - 3 года) Предметно-манипулятивная деятельность II (развитие интеллектуально-познавательной сферы) Кризис 3-х лет Детство: Дошкольный возраст (3 - 7 лет) Ролевая игра I Кризис 7 лет Младший школьный возраст (7 - 10 лет) Учебная деятельность II Кризис 11 - 12 лет Подростничество: Подростковый возраст (11 - 15 лет) Интимно-личное общение со сверстниками I Кризис 15 лет Ранняя юность (15 - 17 лет) Учебно-профессиональная деятельность II
Д.И. Фельдштейн, "Психология развития личности в онтогенезе", 1989
Становление социальных позиций: "Я в обществе" и "Я и общество" Фазы Этапы Периоды Стадии Детство I.Младенчество (0 - 1 г.) 3 стадии (внутри каждого периода): - развитие определенной стороны деятельности; - максимальная реализация развития ведущего типа деятельности; - насыщение этой деятельности и актуализация другой ее стороны Раннее детство (1-3) II.Дошкольный возраст (3 -6) Младший школьный возраст (6 - 10) III. Подростковый возраст (10 - 15) Старший школьный возраст (15 - 17)
В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, "Интегральная периодизация общего психического развития", 1996
"Со-бытийная общность" (две стороны развития: объект и источник) Ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей: оживление (от рождения до 12 мес.) одушевление (11 мес. - 6,5 лет) персонализация (5,5 - 18 лет) индивидуализация (17 - 42 года) универсализация (39 лет и старше)
Критерии периодизации психического развития Автор, периодизация психического развития, хронологические рамки
И.В. Шаповаленко, "Психология развития и возрастная психология", 2006
Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психические новообразования КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ (от рождения до 2 мес.) МЛАДЕНЧЕСТВО (2 мес. - 1 год) КРИЗИС 1 ГОДА РАННЕЕ ДЕТСТВО (1 - 3 года) КРИЗИС 3-Х ЛЕТ ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (3 - 7 лет) КРИЗИС 7 ЛЕТ МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7 - 10-11 лет) КРИЗИС ПРЕДПОДРОСТКОВЫЙ (9 - 11 лет) ПОДРОСТКОВЫЙ (ОТРОЧЕСКИЙ) ВОЗРАСТ (10-11 - 14-15 лет) КРИЗИС ПЕРЕХОДА К ЮНОСТИ (15 - 18 лет) ЮНОСТЬ: РАННЯЯ ЮНОСТЬ (15 - 17 лет), ПОЗДНЯЯ ЮНОСТЬ (17 - 21 год) КРИЗИС ПЕРЕХОДА К ВЗРОСЛОСТИ (18 - 20 лет) ВЗРОСЛОСТЬ: МОЛОДОСТЬ И ЗРЕЛОСТЬ РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (молодость, "вхождение в зрелость") 20 - 30 лет, СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (зрелость)30 - 60 лет НОРМАТИВНЫЕ КРИЗИСЫ ЗРЕЛОСТИ: 30-летия, 40-летия (кризис середины жизни), 50 лет ВЗРОСЛОСТЬ: СТАРЕНИЕ И СТАРОСТЬ ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ(60 - 75 лет), СТАРОСТЬ(75 - 90 лет), ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО(свыше 90 лет) КРИЗИС ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Психология младшего школьника

Таблица 2

Хронологические рамки 6-7 - 10-11 лет С. Холл (теория рекапитуляции): 8 - 12 лет - предподростковый период, конец дикости и начало цивилизации З. Фрейд (психоаналитический подход): 6-7 -12 лет, латентная стадия развития личности Э. Эриксон (теория психосоциального развития личности): 6 - 12 лет, конфликт: трудолюбие / неполноценность Л.С. Выготский (культурно-историческая теория развития психики): 8 - 12 лет Д.Б. Эльконин ("К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте", 1971): 7 - 10 лет Д.И. Фельдштейн ("Психология развития личности в онтогенезе", 1989): 6 - 10 лет
Социальная ситуация развития Внутренняя позиция ученика. Адаптация к школьной жизни
Ведущий вид деятельности Учебная деятельность
Новообразования познавательной сферы Произвольность психических процессов: - произвольность всех умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования); - осмысленность и произвольность всех свойств внимания, опора непроизвольного внимания на познавательные интересы ребенка; - произвольность и осмысленность восприятия, формирование восприятия времени и пространства; - произвольность процессов памяти (запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания), овладение способами запоминания; - произвольность и осмысленность воображения, целостность и дифференцированность образов воображения Формирование внутреннего плана действий Интеллектуальная рефлексия
Новообразования личности Ориентация на группу сверстников Формирование личностной рефлексии (способности самостоятельно установить границы своих возможностей) Формирование осознанной и обобщенной самооценки Осознанность и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств Осознанность волевых действий, формирование волевых качеств

Литература

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]. - М., 1998.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]. - М., Воронеж, 1995.

3. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.

4. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст]. - М., 1988.

5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]. - М., 1997.

6. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст]. - М., 1995.

7. Практическая психология образования [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997.

8. Психическое развитие младших школьников [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.

9. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. - М., 2005.

10. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]. - М., 1989.

Литература

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]. - М., 1998.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]. - М., Воронеж, 1995.

3. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст]. - М., 1990.

4. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]. - М., 1991.

6. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки [Текст]. - Минск, 1993.

7. Карелина, И.О. Развитие эмоциональной сферы в период детства [Текст]. - Ярославль, 2008.

8. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]. - М., 1997.

9. Практическая психология образования [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997.

10. Прихожан, А.М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников [Текст]. - М., 1980.

11. Психическое развитие младших школьников [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.

12. Славина, Л.С. Трудные дети [Текст]. - М.; Воронеж, 1998.

13. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. - М., 2005.

14. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст]. - М., 1989.

15. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотиваций [Текст]. - М., Воронеж, 1998.

Психология подростка

Таблица 3

Хронологические рамки 10-11 - 14-15 лет С. Холл (теория рекапитуляции): 12-13 - 22-25 лет - отрочество, эпоха романтизма А. Гезелл (теория созревания): 11 - 16 лет З. Фрейд (психоаналитический подход): 12 - 18 лет, генитальная стадия развития личности Э. Эриксон (теория психосоциального развития личности): 12-13 - 19-20 лет - юность, конфликт: Эго-идентичность / ролевое смешение Ш. Бюлер (гуманистическая психология): 11 - 13 лет (девочки), 14 - 16 лет (мальчики), пубертатный период Ж. Пиаже (операциональная концепция интеллекта): 11-12 - 14-15 лет, формально-операциональный интеллект Л.С. Выготский (культурно-историческая теория развития психики): кризис 13 лет, 14 - 17 лет - пубертатный возраст Д.Б. Эльконин ("К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте", 1971): 11 - 15 лет Д.И. Фельдштейн ("Психология развития личности в онтогенезе", 1989): 10 - 15 лет
Социальная ситуация развития Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества. Включение в новую систему отношений и общения со сверстниками и взрослыми. Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростка
Ведущий вид деятельности Интимно-личное общение со сверстниками (Д.Б. Эльконин) Общественно полезная деятельность (Д.И. Фельдштейн)
Новообразования познавательной сферы Формирование дискурсивного мышления, умение оперировать гипотезами в решении познавательных задач Рефлексия мышления Интеллектуализация всех познавательных психических процессов Новый уровень развития воображения
Новообразования личности Чувство взрослости Становление нового уровня самосознания ("Я-концепция", рефлексия) Устойчивость эмоций и чувств

Литература

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]. - М., 1998.

2. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.

3. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. - М., 1967.

4. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия [Текст]. - М., 1985.

5. Мир детства. Подросток [Текст] / под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 1989.

6. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]. - М., 1997.

7. Практическая психология образования [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997.

8. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст]. - М., 2006.

9. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности [Текст]. - М., 1994.

10. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.

11. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. - М., 2005.

12. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]. - М., 1989.

Литература

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]. - М., 1998.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]. - М., Воронеж, 1995.

3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского [Текст]. - М., 1979.

4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т 4. Педология подростка [Текст]. - М., 1983.

5. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]. - М., 1989.

6. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]. - М., 1997.

7. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст]. - М., 1995.

8. Практическая психология образования [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997.

9. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст]. - М., 1989.

10. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. - М., 2005.

11. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]. - М., 1989.

Литература

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]. - М., 1998.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]. - М., Воронеж, 1995.

3. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.

4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. - М., 1967.

5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т 4. Педология подростка [Текст]. - М., 1983.

6. Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков [Текст]. - СПб., 2004.

7. Мир детства. Подросток [Текст] / под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 1989.

8. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]. - М., 1997.

9. Практическая психология образования [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997.

10. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст]. - М., 1989.

11. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. - М., 2005.

12. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]. - М., 1989.

Психология юности

Таблица 4

Хронологические рамки 15-17 лет - ранняя юность 17 - 21 год - поздняя юность С. Холл (теория рекапитуляции): 12-13 - 22-25 лет - отрочество, эпоха романтизма А. Гезелл (теория созревания): 16 - 21 год З. Фрейд (психоаналитический подход): 12 - 18 лет, генитальная стадия развития личности Э. Эриксон (теория психосоциального развития личности): 12-13 - 19-20 лет - юность, конфликт: Эго-идентичность / ролевое смешение Э. Шпрангер (культурно-историческая психология): 13 - 19 лет (девушки), 14 - 21 год (юноши) Ш. Бюлер (гуманистическая психология): 17 - 21-24 года Л.С. Выготский (культурно-историческая теория развития психики): 14 - 17 лет - пубертатный возраст, кризис 17 лет Д.Б. Эльконин ("К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте", 1971): 15 - 17 лет Д.И. Фельдштейн ("Психология развития личности в онтогенезе", 1989): 15 - 17 лет
Социальная ситуация развития Профессиональное самоопределение как психологический центр социальной ситуации развития. Аффективный центр - обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив. Завершение предварительного самоопределения и переход к самореализации
Ведущий вид деятельности Учебно-профессиональная деятельность
Новообразования познавательной сферы Формирование индивидуального стиля умственной деятельности Формирование интеллектуальных творческих способностей (креативности)
Новообразования личности Профессиональное самоопределение Построение жизненных планов Формирование личной идентичности Устойчивое самосознание Наличие дифференцированной самооценки Потребность в самовоспитании Формирование мировоззрения

Литература

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]. - М., Воронеж, 1995.

2. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.

3. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] // Вопросы психологии. - 1994. - № 3.

4. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и социальное самоопределение молодежи [Текст]. - Киев, 1988.

5. Губанова, М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников [Текст] // Педагогика. - 2002. - № 9.

6. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]. - М., 1989.

7. Мир детства: Юность [Текст] / под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 1991.

8. Практическая психология образования [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997.

9. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст]. - М., 1996.

10. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст]. - М., 1989.

11. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. - М., 2005.

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.

2. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]. - М., 1989.

3. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия [Текст]. - М., 1985.

4. Мир детства: Юность [Текст] / под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 1991.

5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]. - М., 1997.

6. Практическая психология образования [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997.

7. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст]. - М., 1989.

8. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. - М., 2005.

9. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст]. - СПб., 2000.

10. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотиваций [Текст]. - М., Воронеж, 1998.

 

Введение

Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития человека, периодизации психического развития в онтогенезе, исследование возрастного развития личности - теоретические задачи возрастной психологии.

Предмет психологии развития - различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека.

Развитие - это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. По словам Б.Д. Эльконина1, акт развития - это событие идеальной формы, особая переходная форма жизни. Структуру акта развития составляют два одновременных перехода: "наличное - иное" и "реалия - идея" (переход к иным обстоятельствам жизни).

Возрастную психологию нельзя представить вне развития, как нечто неизменное, так же как развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей.

В учебно-методическом пособии реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным. В связи с этим в начале рассматриваются подходы к возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии для представления студентами отдельных этапов онтогенеза (младший школьный возраст, подростковый возраст, ранняя юность) в контексте жизненного пути человека. Представлена общая характеристика психического развития в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.

Тексты лекций раскрывают роль социальной ситуации развития в процессе становления психики, особенности развития личности в младшем школьном возрасте, в отрочестве и в ранней юности.

Подходы к возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития

Таблица 1

Критерии периодизации психического развития Автор, периодизация психического развития, хронологические рамки
Л.С. Выготский (1896 - 1934)
Социальная ситуация развития, возрастные новообразования кризис новорожденности младенчество (2 мес. - 1 год) кризис 1 года раннее детство (1 - 3 года) кризис 3-х лет дошкольный возраст (3 - 7 лет) кризис 7 лет школьный возраст (8 - 12 лет) кризис 13 лет пубертатный возраст (14 - 17 лет) кризис 17 лет
Д.Б. Эльконин (1904-1984)
Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования Эпохи Периоды Ведущая деятельность Тип деятельности Кризис новорожденности Раннее детство: Младенчество (2 мес. - 1 г.) Непосредственно-эмоциональное общение I (развитие мотивационно-потребностной сферы) Кризис 1 года Раннее детство (1 - 3 года) Предметно-манипулятивная деятельность II (развитие интеллектуально-познавательной сферы) Кризис 3-х лет Детство: Дошкольный возраст (3 - 7 лет) Ролевая игра I Кризис 7 лет Младший школьный возраст (7 - 10 лет) Учебная деятельность II Кризис 11 - 12 лет Подростничество: Подростковый возраст (11 - 15 лет) Интимно-личное общение со сверстниками I Кризис 15 лет Ранняя юность (15 - 17 лет) Учебно-профессиональная деятельность II
Д.И. Фельдштейн, "Психология развития личности в онтогенезе", 1989
Становление социальных позиций: "Я в обществе" и "Я и общество" Фазы Этапы Периоды Стадии Детство I.Младенчество (0 - 1 г.) 3 стадии (внутри каждого периода): - развитие определенной стороны деятельности; - максимальная реализация развития ведущего типа деятельности; - насыщение этой деятельности и актуализация другой ее стороны Раннее детство (1-3) II.Дошкольный возраст (3 -6) Младший школьный возраст (6 - 10) III. Подростковый возраст (10 - 15) Старший школьный возраст (15 - 17)
В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, "Интегральная периодизация общего психического развития", 1996
"Со-бытийная общность" (две стороны развития: объект и источник) Ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей: оживление (от рождения до 12 мес.) одушевление (11 мес. - 6,5 лет) персонализация (5,5 - 18 лет) индивидуализация (17 - 42 года) универсализация (39 лет и старше)
Критерии периодизации психического развития Автор, периодизация психического развития, хронологические рамки
И.В. Шаповаленко, "Психология развития и возрастная психология", 2006
Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психические новообразования КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ (от рождения до 2 мес.) МЛАДЕНЧЕСТВО (2 мес. - 1 год) КРИЗИС 1 ГОДА РАННЕЕ ДЕТСТВО (1 - 3 года) КРИЗИС 3-Х ЛЕТ ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (3 - 7 лет) КРИЗИС 7 ЛЕТ МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7 - 10-11 лет) КРИЗИС ПРЕДПОДРОСТКОВЫЙ (9 - 11 лет) ПОДРОСТКОВЫЙ (ОТРОЧЕСКИЙ) ВОЗРАСТ (10-11 - 14-15 лет) КРИЗИС ПЕРЕХОДА К ЮНОСТИ (15 - 18 лет) ЮНОСТЬ: РАННЯЯ ЮНОСТЬ (15 - 17 лет), ПОЗДНЯЯ ЮНОСТЬ (17 - 21 год) КРИЗИС ПЕРЕХОДА К ВЗРОСЛОСТИ (18 - 20 лет) ВЗРОСЛОСТЬ: МОЛОДОСТЬ И ЗРЕЛОСТЬ РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (молодость, "вхождение в зрелость") 20 - 30 лет, СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (зрелость)30 - 60 лет НОРМАТИВНЫЕ КРИЗИСЫ ЗРЕЛОСТИ: 30-летия, 40-летия (кризис середины жизни), 50 лет ВЗРОСЛОСТЬ: СТАРЕНИЕ И СТАРОСТЬ ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ(60 - 75 лет), СТАРОСТЬ(75 - 90 лет), ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО(свыше 90 лет) КРИЗИС ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.138 (0.012 с.)