Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития человека, периодизации психического развития в онтогенезе, исследование возрастного развития личности - теоретические задачи возрастной психологии. Предмет психологии развития - различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека. Развитие - это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. По словам Б.Д. Эльконина1, акт развития - это событие идеальной формы, особая переходная форма жизни. Структуру акта развития составляют два одновременных перехода: "наличное - иное" и "реалия - идея" (переход к иным обстоятельствам жизни). Возрастную психологию нельзя представить вне развития, как нечто неизменное, так же как развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей. В учебно-методическом пособии реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным. В связи с этим в начале рассматриваются подходы к возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии для представления студентами отдельных этапов онтогенеза (младший школьный возраст, подростковый возраст, ранняя юность) в контексте жизненного пути человека. Представлена общая характеристика психического развития в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Тексты лекций раскрывают роль социальной ситуации развития в процессе становления психики, особенности развития личности в младшем школьном возрасте, в отрочестве и в ранней юности. Подходы к возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития Таблица 1
Психология младшего школьника Таблица 2
Литература 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]. - М., 1998. 2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]. - М., Воронеж, 1995. 3. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. 4. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст]. - М., 1988. 5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]. - М., 1997. 6. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст]. - М., 1995. 7. Практическая психология образования [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997. 8. Психическое развитие младших школьников [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990. 9. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. - М., 2005. 10. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]. - М., 1989. Литература 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]. - М., 1998. 2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]. - М., Воронеж, 1995. 3. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст]. - М., 1990. 4. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. 5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]. - М., 1991. 6. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки [Текст]. - Минск, 1993. 7. Карелина, И.О. Развитие эмоциональной сферы в период детства [Текст]. - Ярославль, 2008. 8. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]. - М., 1997. 9. Практическая психология образования [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997. 10. Прихожан, А.М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников [Текст]. - М., 1980. 11. Психическое развитие младших школьников [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990. 12. Славина, Л.С. Трудные дети [Текст]. - М.; Воронеж, 1998. 13. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. - М., 2005. 14. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст]. - М., 1989. 15. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотиваций [Текст]. - М., Воронеж, 1998. Психология подростка Таблица 3
Литература 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]. - М., 1998. 2. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. 3. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. - М., 1967. 4. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия [Текст]. - М., 1985. 5. Мир детства. Подросток [Текст] / под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 1989. 6. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]. - М., 1997. 7. Практическая психология образования [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997. 8. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст]. - М., 2006. 9. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности [Текст]. - М., 1994. 10. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989. 11. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. - М., 2005. 12. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]. - М., 1989. Литература 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]. - М., 1998. 2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]. - М., Воронеж, 1995. 3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского [Текст]. - М., 1979. 4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т 4. Педология подростка [Текст]. - М., 1983. 5. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]. - М., 1989. 6. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]. - М., 1997. 7. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст]. - М., 1995. 8. Практическая психология образования [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997. 9. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст]. - М., 1989. 10. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. - М., 2005. 11. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]. - М., 1989. Литература 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]. - М., 1998. 2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]. - М., Воронеж, 1995. 3. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. 4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. - М., 1967. 5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т 4. Педология подростка [Текст]. - М., 1983. 6. Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков [Текст]. - СПб., 2004. 7. Мир детства. Подросток [Текст] / под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 1989. 8. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]. - М., 1997. 9. Практическая психология образования [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997. 10. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст]. - М., 1989. 11. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. - М., 2005. 12. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]. - М., 1989. Психология юности Таблица 4
Литература 1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]. - М., Воронеж, 1995. 2. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. 3. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. 4. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и социальное самоопределение молодежи [Текст]. - Киев, 1988. 5. Губанова, М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников [Текст] // Педагогика. - 2002. - № 9. 6. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]. - М., 1989. 7. Мир детства: Юность [Текст] / под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 1991. 8. Практическая психология образования [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997. 9. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст]. - М., 1996. 10. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст]. - М., 1989. 11. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. - М., 2005. Литература 1. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. 2. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]. - М., 1989. 3. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия [Текст]. - М., 1985. 4. Мир детства: Юность [Текст] / под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 1991. 5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]. - М., 1997. 6. Практическая психология образования [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997. 7. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст]. - М., 1989. 8. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. - М., 2005. 9. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст]. - СПб., 2000. 10. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотиваций [Текст]. - М., Воронеж, 1998.
Введение Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития человека, периодизации психического развития в онтогенезе, исследование возрастного развития личности - теоретические задачи возрастной психологии. Предмет психологии развития - различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека. Развитие - это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. По словам Б.Д. Эльконина1, акт развития - это событие идеальной формы, особая переходная форма жизни. Структуру акта развития составляют два одновременных перехода: "наличное - иное" и "реалия - идея" (переход к иным обстоятельствам жизни). Возрастную психологию нельзя представить вне развития, как нечто неизменное, так же как развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей. В учебно-методическом пособии реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным. В связи с этим в начале рассматриваются подходы к возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии для представления студентами отдельных этапов онтогенеза (младший школьный возраст, подростковый возраст, ранняя юность) в контексте жизненного пути человека. Представлена общая характеристика психического развития в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Тексты лекций раскрывают роль социальной ситуации развития в процессе становления психики, особенности развития личности в младшем школьном возрасте, в отрочестве и в ранней юности. Подходы к возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития Таблица 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.166.224 (0.015 с.) |