Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слово врача — речевые контакты с больным.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общеизвестен и глубоко справедлив старинный афоризм о трех главных средствах в лечебном арсенале врача: травах (лекарствах), ноже и слове. Слово — самое универсальное средство и, может быть, самое ценное для больного, но безусловно самое трудное для врача. Идеально и мастерски владеть врачебным словом вовсе не просто. Эго требует большого «душевного ресурса» врача, высочайшей культуры, тонкого психологизма и большой чуткости, знаний и таланта, а также некоторых актерских задатков. Объем словесного контакта врача с больным зависит от множества факторов и требует очень тонкой индивидуализации и чувства меры у врача. Объем разговора врача с больным сильно зависит от состояния больного, его культурного уровня, особенностей его характера, от его готовности получить у врача информацию одновременно с достаточным «зарядом» и объемом психотерапевтического воздействия. Разговаривая с больным, врач должен соблюдать меру, тщательно следить за реакцией больного на беседу. В словесном контакте врача с больным нельзя допускать многоречивости, а тем более суесловия. Все больные должны очень высоко ценить слова врача, обдумывать их, надолго запоминать, повторять себе и другим, руководствоваться ими, делать многие советы и указания врача своими жизненными правилами. В связи с этим речь врача должна быть в известной мере скупой, каждое слово — веским, произнесенным с убежденностью и силой. Все объяснения должны быть лаконичными, вескими, абсолютно понятными больным и притом находиться строго в рамках той информации, которую врач может (и был намерен заранее) сообщить больному. Речевой контакт врача с больным имеет форму диалога по инициативе и под управлением врача. Хорошо, если речь врача, обращенная к больному, не только кратка и основательна, пропитана убежденностью, силой и оптимизмом, но и ярка, образна, по-особому метка и закончена, иногда даже афористична. Сильное воздействие умелого и адекватного врачебного слова требует от каждого врача постоянного совершенствования, оттачивания своего мастерства в области речевых контактов с больным. Вторая основа высококлассных речевых контактов врача и больного — это тонкий психологизм врача, чуткость и внимание к конкретному больному. Кроме благородной сдержанности речи, ее яркости, красоты и афористичности, очень важны для врача манера, стиль, тон, уверенность, определенный волевой акцент, вескость речи. Речь врача должна быть убежденной и убеждающей, внушать больному уверенность, четкое стремление следовать врачебным рекомендациям. Вместе с тем надо уметь удерживаться в пределах тона и стиля именно врачебных рекомендаций настоятельных, напористых, по-доброму агрессивных и не сбиваться на стиль голых директив и приказов. Речь врача должна не только быть яркой, внушать определенную информацию и образ действий, речь и голос врача по возможности должны быть благозвучны, благородны, приятны. Нельзя говорить с больным слишком громко, шумно, слишком быстро, захлебываясь и спеша, скрипучим, визгливым или грубым голосом. Неадекватные, ранящие и вредящие больному словесные контакты могут привести к многообразным психогенным ятрогениям. Врач всегда должен продумать, будет ли он сообщать больному его подлинный диагноз или нет. Если врач решает сообщить диагноз больному, то опять-таки необходимо определить, следует ли сообщить его целиком, сразу, с указанием подлинных фаз, стадий, осложнений и т. д. или в смягченной и облегченной форме, либо сказать горькую правду (при серьезном прогнозе) не сразу, а поэтапно, частями, как бы постепенно подготавливая больного. При ряде болезней, включая злокачественные опухоли, диагнозы вообще не сообщаются; при множестве заболеваний и диагноз, и многие подробности, связанные с лечением, профилактикой осложнений и рецидивов открыто сообщаются больному. Наконец, при некоторых заболеваниях врач посвящает больного буквально во все аспекты, связанные с заболеванием, снабжает специальными памятками, рекомендует литературу, организует «школу больных» с данной патологией Важнейшим и труднейшим вопросом медицинской деонтологии остается поведение врача у постели тяжелобольного с возможным смертельным исходом, в частности, вопрос том, информировать о возможном смертельном исходе больного и (или) его родственников или нет, а если информировать, то при каких условиях и как. В отечественной клинике этот вопрос — об информации больного о вероятной смерти — традиционно и однозначно решался и решается отрицательно. Во-первых, объявить больному «горькую правду» при абсолютно безнадежном прогнозе — это прежде всего отнять у него самое главное в жизни – надежду. Во-вторых, само определение «безнадежности» состояния, абсолютной негативности прогноза в немалой степени неточно, спорно и условно. В-третьих, при контакте с больным с тяжелым прогнозом или с его родными возникает вопрос не только о возможной (или вероятной) смерти, но и о том, когда это может произойти, о «последнем сроке». Такой вопрос иногда остро ставят родные больного или он сам перед врачом. Активно, по своей инициативе, врач не может и не должен информировать больного о неблагоприятном прогнозе. Мотивируя свою просьбу, больной подчеркивает необходимость успеть распорядиться своими делами на работе и дома и поэтому просит лечащего врача сообщить ему не только о предполагаемом исходе, но и об отпущенном ему сроке жизни, нередко больной говорит, что он «приговорен», что «спасения нет», он с этим примирился и его волнует лишь момент, когда наступит развязка. Клинический опыт показывает, что больной в этих случаях на самом деле не только не знает исхода своего заболевания, но втайне страстно желает, чтобы врач его убедил в благополучном результате, развеял или хотя бы уменьшил тревогу, укрепил надежду. Не следует называть никаких сроков и никак, прямо или косвенно, не подтверждать «уверенности» больного в неблагоприятном прогнозе. На просьбу больного и его родных о предупреждении в случае угрозы для жизни следует указать, что состояние тяжелое и в определенном отношении небезопасное, и надеясь на улучшение и кризис, абсолютно ручаться ни за что нет возможности, а дела всегда лучше привести в порядок. План такой беседы с больным и его близкими должен быть индивидуализированным. В ряде случаев нужно фиксировать внимание на особенностях течения болезни, ее упорстве, нацеливать больного на длительную борьбу, терпение; в других случаях внимание больного привлекается к определенным симптомам; иногда, наоборот, приходится отвлекать внимание больного от тревожащих его признаков болезни, давать этим симптомам успокаивающие трактовку и объяснение. Ориентированный пациент получает морально-психическую поддержку, его жизнь на этом трудном отрезке наполняется смыслом, значением, длительность сопротивления даже фатальной болезни увеличивается, в ряде случаев удается достичь стабилизации или относительной ремиссии болезни на несколько месяцев, лет. Всегда ли врач должен говорить всю правду больному о его болезни — только правду, всю правду, ничего, кроме правды? Врач, как и всякий порядочный и честный человек, должен придерживаться истины, быть правдивым и искренним, ценить свое слово. Однако есть обстоятельства, когда врач не может говорить больному всю правду. Примером этому является сказанное выше. В других случаях это «корригированная информация» о болезни с тяжелым или среднетяжелым течением у человека с тревожно-мнительным характером или у пессимистически настроенного пациента. Врачу, как правило, не приходится в этих случаях прибегать к прямой лжи: он чаще всего использует «фигуру умолчания», смещает акценты, намеренно рисуя в «розовом свете» положение больного. Намеренно искажать или искривлять, тенденциозно представлять истинное положение дел для подбадривания больного вовсе нет необходимости у всех и всегда. Там, где нет витальной угрозы, где больной адекватно относится к своей болезни, где он не нуждается в утешении и подбадривании, этого и не нужно делать. Прежде всего это касается информации об инфаркте миокарда. если больной не будет знать правду, его будет невозможно заставить соблюдать строгий постельный режим. Рассматривая другие вопросы речевых контактов врача и больного, следует остановится на таком вопросе, как методика выговора больному. Необходимость в выговоре больному возникает наиболее часто в связи с нарушением режима, дисциплины, правил внутреннего распорядка в больнице и т. д. Врачу в этих случаях следует говорить с больным очень четко, ясно, точно, внушительно, не быть многословным. Важен лишь итог этой беседы: больной должен понять и усвоить урок и полностью принять замечание врача, и вместе с тем после такого разговора с врачом больному никак не должно стать хуже. Последнее надо специально учитывать, не забывая, что речь врача воспринимается больным по-особенному, она как бы многократно усилена мощным мегафоном. Особенно трудно больному тогда, когда врач говорит с ним рассерженно, в состоянии раздражения, гнева. Врач не должен терять присущей ему объективности и доброжелательности. С больным никогда нельзя говорить запальчиво, с нотками раздражения, неприязни, противопоставления. Можно и нужно добиваться порядка в отделении, но не следует «распекать» пациентов, разговаривать с «виновными» раздраженно, гневливо, пристрастно. Говоря о методике отказа больному, подчеркнем, что этот отказ всегда должен быть хорошо продуман врачом и хорошо аргументирован. Хорошо подготовившись, врач уверенно, аргументированно, веско отвечает больному, причем такой отказ больной, как правило, понимает и принимает. Врач в таких случаях должен продумать, что посоветовать и предложить больному взамен. Другой выход, иное решение тоже должны быть хорошо аргументированы, врач должен проявить готовность помочь больному реализовать предложенный вариант. Важная часть словесных контактов врача и больного — точное инструктирование больного о предписанном ему индивидуальном режиме, диете, лекарственной терапии. Необходим не только подробный, настоятельный и убедительный инструктаж о режиме и приеме определенных лекарств, необходим и контроль обратной связи. Диалог врача с больным, а только одностороннее инструктирование, повторные контакты — единственный путь повышения готовности больных выполнять предписания врача, особенно при длительной профилактике.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.189 (0.01 с.) |