Вопрос 1. Правовое регулирование перевозок. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Правовое регулирование перевозок.



Понятие перевозки. 1. Перевозка в гражданско-правовом смысле со­стоит в перемещении грузов, пассажиров и багажа в согласованное место. 2. Технологическая перевозка собственным транспортом лица (напр., из цеха в цех) не порождает гражданско-правовых обязательств. 3. Перевозка – это перемещение грузов и лиц, находящихся в транс­портных средствах либо на них (вагон, палуба, платформа, трюм). При перемещении толка­нием или тягой возникают отношения не пере­возки, а буксировки. 4. Ос­новная часть перевозок осуществляется спе­циально созданными для ока­за­ния транспортных услуг лицами. 5. Обычно в от­ношениях перевозки при­нимают участие два субъекта – транспортная организация (владелец транс­портного средства) и лицо, заинтересован­ное в транспортировке.

Содержание транспортных обязательств. 1. В них включаются обя­зательства перевозки и иные, связанные с перевозкой (напр., хране­ние в пути и по прибытии груза). 2. По обязательству перевозки пере­возчик обя­зуется доставить груз или пассажира в пункт назначения, а отправи­тель груза, пассажир или иное лицо обязуется уплатить возна­граждение за транспортную услугу (перевозную плату). 3. Иные транс­портные обяза­тельства (организационные, экспедиционные, арендные, по буксировке и др.) являются производными от обязательства пере­возки и в гражданском праве рассматриваются в качестве самостоя­тель­ных предметов.

Источники правового регулирования перевозки. 1. В транс­порт­ную систему России входят железнодорожный, речной (внутрен­ний вод­ный), морской, автомобильный и воздушный транспорт. Такая раз­новид­ность транспорта, как трубопроводный, в силу специфики ре­гу­ли­руется прави­лами об энергоснабжении. 2. ГК регулирует лишь наиболее принци­пиаль­ные правила перевозки грузов, пассажиров и ба­гажа, а кон­кретные вопросы регулируются транспортными уставами и кодексами. 3. Ст. 71 КРФ во­просы федерального транспорта и путей сообщения отно­сит к исключи­тельному ведению РФ, поэтому для еди­нообразного регули­рова­ния этих отношений используются в значи­тельной степени императивные нормы. Условия перевозки могут оп­ределяться соглаше­ниями только в случаях, когда ГК или иными нор­мами не установлено иное (ст. 784 ГК). 4. Ввиду особого значения единства транспортной сис­темы, ее правовое регулиро­вание является комплексным, т.е. в од­ном нормативно-правовом акте со­единяются нормы публичного и част­ного права: установлена еди­ная схема управ­ления видами транспорта, органи­зация перевозок, содер­жание транс­портных средств, дорог, взаи­моотно­шение сторон в обяза­тельст­вах по пе­ревозке. 5. Поэтому, в соот­ветствии со ст. 784 ГК, общие по­ложения пере­возки определяются транспортными уставами и кодек­сами, иными зако­нами и издавае­мыми на их основе пра­вилами. 6. В на­стоя­щее время дейст­вуют: Устав железнодорожного транспорта РФ (2003 г.); Устав автомо­бильного транспорта (1969 г.); Воз­душный ко­декс РФ (1997 г.); Кодекс внутрен­него водного транспорта РФ (2001 г.); Кодекс торгового морепла­вания РФ (1999 г.).

Организационные предпосылки договора перевозки грузов (пред­до­го­ворные мероприятия). 1. Согласование условий перевозки (сро­ков, ко­личе­ства транспорта, объема и характера грузов). 2. Подача пе­ре­возчи­ком под погрузку транспортных средств; предъявление грузоот­правите­лем груза к перевозке. 3. На железнодорожном, автомо­биль­ном, речном и воз­душном транспорте подаются заявки (заказ) на пе­ре­возку, в соответст­вии с которыми определяется транспорт (но это не считается офертой). 4. При сложившихся длительных отношениях за­клю­чаются до­говоры об ор­гани­ з ации перевозок, по которым перевоз­чик обязу­ется при­нимать, а гру­зовла­делец – предъявлять к перевозке грузы в обу­слов­лен­ные сроки и объемах. Это – не договоры перевозки. 5. Транспорт­ные средства пода­ются в со­гласованном количестве, обу­словленный срок и в определенном месте, в исправном и пригодном состоянии. 6. Груз к пере­возке предъяв­ляется в со­ответствии с общими условиями (количест­во, на­именование, тара, упа­ковка, маркировка, объявление ценности), а для от­дельных гру­зов – специ­альными усло­виями (ветери­нарные доку­менты для животных и птиц, температур­ный режим для скоропортя­щихся гру­зов ). 7. Коли­чество и род груза определяется за­явкой. Объяв­ление цен­ности груза об­легчает до­каза­тельство стоимости груза при его утрате или повреждении. Груз мар­ к ируется путем нане­сения на него оп­ределенных надписей и ус­ловных знаков для определе­ния его принадлеж­ности и осо­бенностей («верх», «стекло»). 8. Вес груза может быть опреде­лен: а) взвешиванием; б) по тра­фарету на гру­зовом месте; в) по стандартной вме­стимости тары; г) расчет­ным спосо­бом (напр., по осадке судна); д) ус­ловно (напр., по ко­личеству подле­жащих погрузке животных, автомоби­лей).

Заключение договора перевозки груза. 1. Это соглашение, по ко­то­рому перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт на­зна­че­ния и выдать его грузополучателю, а отправитель обязуется упла­тить за перевозку установленную плату (ст. 785 ГК). 2. Договор - дву­сторон­ний, возмездный, реальный. 3. Он заключается в письменной форме с со­блюде­нием установленных законом реквизитов. 4. Как пра­вило, это пуб­личный договор, где: а) перевозчик – специализированная коммерческая орга н иза­ция; б) перевозка осуществляется транспортом общего пользо­вания; в) ор­ганизация имеет соответствующую лицензию и включается в особый пере­чень общественных перевозчиков с обяза­тельным опублико­ванием. 5. Для заключения договора применяется система единого доку­мента: а) наклад­ная; б) при морской перевозке – коносамент и чартер. 6. По сложности перевозки договоры бывают: а) местного сообщения – в пределах действия транспортной организа­ции; б) прямого – несколькими организациями од­ного вида транспорта; в) прямого смешанного – не­сколькими организа­циями различных ви­дов транспорта по соглашению между ними. Все три вида перевозки осуще­ствляются по единому пере­возному документу.

Элементы договора грузовой перевозки. 1. Договор обычно за­клю­чается с транспортной организацией пункта отправления. 2. При пря­мых смешанных перевозках эта организация выступает как от сво­его имени, так и от имени всех других участвующих в перевозке лиц как их предста­ви­тель. 3. Указанное представительство осуществляется как на осно­вании за­кона (же­лез­нодорожный транспорт), так и договоров между транс­порт­ными ор­гани­зациями. 4. Грузополучатель, не являющийся грузоот­правите­лем, вы­сту­пает как третье лицо, в пользу которого за­ключен до­говор. 5. Предметдо­говора – услуга по доставке груза, включающая транс­порти­ровку, хранение, выдачу, а в отдельных случаях – погрузку и выгрузку. Доставка груза – основной элемент, остальные - сопутствующие, создаю­щие условия надлежащего исполнения перевозки. 6. Срок пере­возки указан в законе, либо это – разумный срок. В автомобильных и морских перевоз­ках срок определяется соглашением либо является обычным сроком. 7. Провозная плата определяется утвержденными тарифами, а при их отсут­ствии – соглашением сторон. Другие услуги (взвешивание, хранение груза) оплачиваются по соглашению сторон. Плата может осуществляться и по­лучателем, тогда до ее внесения груз удерживается перевозчиком.

Погрузка и выгрузка. 1. Она осуществляются транспорт­ной орга­ни­зацией или отправите­лем (получателем) с соблюде­нием правил транс­порт­ного законодатель­ства (крепление груза и пр.). 2. По­грузку и выгрузку в местах общего дос­тупа (грузовой двор железнодо­рож­ной станции, грузо­вой порт) осуще­ствляют транспортные организа­ции. 3. В иных местах (склады, причалы) – отправители (получа­тели) или за их счет. 4. Вспомо­гательные материалы и приспо­собления предоставляются грузоот­правите­лем, если иное не ус­танов­лено прави­лами перевозок или соглаше­нием. 5. За просрочку под по­груз­кой и вы­грузкой с отправителя и получа­теля взы­скивается штраф. 6. Трюмы, ва­гоны, цистерны подлежат пломби­ро в анию.

Доставка груза. 1. Онаосуществляется в срок, определенный транс­портными уставами и кодексами. 2. Перевозчик несет обязанности по со­хран­ению пе­ревозимого груза с момента его принятия и до выдачи. 3. При пря­мых смешанных сообщения производится передача груза на дру­гой вид транспорта (перевалка) согласно договору между транспортными ор­гани­за­циями без участия отправителя груза. 4. В ходе транспортировки грузоот­прави­тель вправе с согласия перевозчика изменить указанного в наклад­ной грузопо­лучателя, а также пункт назначения груза (переадресов­ка) – с со­ставлением новой накладной станции переадре­совки, изменением срока доставки и пе­рерасчетом стоимости перевоз­ки. 5. Указанные вопро­сы ре­гу­лируется транспорт­ными уставами и кодексами.

Выгрузка и при­емка груза, его выдача. 1. Если в адрес грузополу­ча­теля поступил неза­казан­ный им груз, он должен вывезти его и принять на ответственное хра­нение до решения отправи­теля этого груза. 2. Отка­заться можно только от получения груза, использо­вание которого вследст­вие порчи или по­вреждения невозможно. 3. Получа­тель уве­домляется гру­зоотправителя о прибытии груза в определенном порядке и сроки, иначе грузоотправитель не будет платить за сверхнор­мативное хранение груза. 4. Произ­водится проверка количест­ва, веса и состояния груза, недостатки удостове­ря­ются коммерческим актом, ак­том общей формы или другим спосо­бом. 5. Просрочка вы­возки снимает с перевозчика ответственность за порчу груза, вызван­ную несвоевре­менной приемкой. 6. По истечении ус­та­новлен­ного срока невостребован­ный груз реализуется (то же касает­ся гру­зов, прибывших без сопрово­дительных документов).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.005 с.)