Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мандельшьам: советская действительность и судьба поэтаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1891—1938 Я рождён в ночь с второго на третье Января в девяносто одном Ненадёжном году — и столетья Окружают меня огнём. · Родился в Варшаве. У матери-интеллигентки очень чистая речь, любовь к слову. Отец-кожевник косноязычен, самоучка, много философских терминов. В 3 года его привозят в Павловск, в 6 — в Питер. Ощущение от Питера — священное и праздничное. Сквозная тема творчества. Учился в хорошей гимназии, учитель словесности В.В. Гиппиус — большое влияние. · Одноклассник Борис Синани знакомит его с «миром Эрфуртской программы, коммунистических манифестов и аграрных споров» во время первой революции. Увлёкся народничесо-эсерскими идеями, в 1907 выступал на митинге, в 1918 сотрудничал с Ахматовой в эсеровской газете «Воля народа». Повлияло на мировосприятие. · Родители отправляют его за границу, чтобы не ввязывался в политику. 2 года ездит по Европе. Проявляет свои основные художественные тенденции. Отправлял стихи Вяч. Иванову. В 1910 опубликован в «Аполлоне», дебют. В стихах уже проявляется его дистанцированный взгляд на собственные переживания, позже на реалии, религию и политику. · В 1911 крестился в методической кирхе г. Выборг (протестантизм). Почему — неясно. Тогда же поступает на истор-филол СПбГУ, числится там до 1917, но диплома не получает. Творит. Ходит на цыпочках, напоминает задорного петуха. Стихи читал, как в аполлиническом сне. Сближается с «Академией стиха» (Иванов, Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Зенкевич, Нарбут, Кузмин). Потом они оторвались в «Цех поэтов», М. пишет манифест «Утро акмеизма», но опубликован только в 1919. «строить — значит, бороться с пустотой, гипнотизировать пространство». Ценит Средневековье, готику. · 1913 — первый сборник «Камень», на свои средства. Открыл дверь в поэзию для всех явлений жизни, живущих во времени, а не только для вечного. Вытравил в себе романтика. Вещи, время, эпоха — гармония. Все в экстазе. · 1914 начало войны — крушение гармонии, лёгкое патриотическое воодушевление. Рвался на фронт, но не воевал. · 1915 — второй «Камень», втрое больше, тоже на свои средства. Рассудочность, идеи, язык, война, бытовая конкретика. В 15-16 встречается с Цветаевой, она ему дофига напосвящала. С Ахматовой тоже всегда дружил. Много влюблялся с выходом в стихи. · На революции стихов мало, но очень ёмкие и глубинные. Ассоциации с французской революцией, с Россией сто лет назад, с гибнущим Иерусалимом. Современный город погибает за тот же грех, что и древний — национальный мессианизм, срывающийся в небытие. Уходящий державный мир — слишком густо сакрализованная государственность, ужас, торжественность, жалость. 1918 «Сумерки свободы» — очень символичное ст. Переходное состояние, народ восходит в глухие годы, личная готовность быть жертвой. «Я к смерти готов». Верность русской беде. Но везде искал и находил гармонию. · После революции скитался по Крыму и Кавказу, в Киеве в 21 встретил жену, очень любил. Она поехала с ним в ссылку в 34, а в 38 его уже забрали одного. Она жила только чтобы сохранить память о нём, стихи твердила наизусть, боясь записывать. · Революция оторвала его от корня. До 33г. у него уже не было собственной квартиры, а то и вообще угла. Харьков, Киев, Севастополь, Феодосия, Коктебель (друзья спасают от врангелевской контрразведки), Батуми (грузинские поэты спасают из-под ареста), Тбилиси. В 1920м возвращается в Питер, но там под обложкой старых афиш с его именем пустота, голод, расстрелы, разгром. Для М. — похороны Петербурга. Смерть Гумилёва превратила его в город мёртвых. Пытается стихами удержать от разрушения ещё недавно целый мир. Человечество, отказавшись от дара жизни, идёт в небытие. Эсхатологические мотивы. Остатки гармонии в «земле». · В 21 в Киев, с женой в Москву, потом опять в Грузию, где всё клёво, все пьяные и счастливые. Новороссийск, Ростов, Харьков, Москва. Ни ха что в Питер. Пытается писать статьи, эссе, рецензии, очерки, переводы, публиковал в периодике. «Слово и культура», «Пшеница человеческая», «Гуманизм и современность» — показать пустоту, историческую неоправданность, тупиковость всех предстоящих попыток обновить кровавый пафос государственного величия и утвердить достоинство и свободу человека. Идеал — свободная игра тяжестей и сил, человеческое общество, задуманное как сложный и дремучий архитектурный лес, где всё целесообразно, индивидуально, и каждая часть аукается с громадой». Сборник «Последние стихи», от руки 5 экземпляров, самиздат. · 1922 сборник Tristia, составлена без него против его воли безгрмаотными людьми. Всем понравилось. · 1923 ещё две книги — «Вторая книга» и новый «Камень». · с 1925 по 1930 молчание, но до того «Век» и «1 января 1924 года» — самые крутые, итожащие этап жизни. Необратимость произошедшего, метафора век-зверь, перешибленный хребет, хлещет кровь, с бессмысленной улыбкой глядит на следы своих же лап. В ком беспомощная улыбка человека, который потерял себя. Какая боль — искать потерянное слово, Больные веки поднимать И с известью в крови для племени чужого Ночные травы собирать. · 25-30 проза. Авто- и петербургографическая книга «Шум времени». В 1928 последний сборник «Стихотворения», содействие Бухарина, жёсткая цензура. В критике не могут его опускать, поэтому зовут насквозь буржуазным поэтом. Пастернак тащится. Сборник статей «О поэзии», повесть «Египетская марка» — Питер в эпоху керенщины. «Четвёртая проза» — до 71 года в списках, исповедь, памфлет, открытое письмо. Диагноз нравственной деградации эпохи, начисто лишённой категории доброты, порядочности и чести. Сюжетная основа — скандал в редакции Московского Комсомольца. · в 1930 Бухарин помог выбраться на Кавказ, в Армению, потом в Тифлис. «Полуповесть «Путешествие в Армению»», продолжает писать стихи, ощущение подъёма. Европейская культура родилась в средиземноморье — история и поэзия, которой он жил. Много прекрасно пишет о европе, естествознании, филологии (и это почему-то всех злит). Ощущение непреходящей значимости слова. · В Ленинград. Не было жилья, скоро в Москву. Там мыкались порознь с женой. «Волчий цикл». Обречённость и ожесточённое чувство свободы. «Поэзию уважают только у нас — за неё убивают». Слово должно стать делом, поэзия — поступком. Стихи потоком, единение с миром, с людьми. · в 1933 в Крым на выхлопотанные Бухариным деньги, сблизился с Белым, получил нищенскую квартиру. В Москве была квартира, но не было друзей, зато в Питере все сбегались, стоит нос показать. · 1934 арест, антисталинские стихи. Обыск, искали стихи. Нашли «Волка», он всё признал, ссылка в Чердынь на три года. Осенью попытка самоубийства, разрешение выбрать город для жительства кроме 12 крупнейших, выбрал Воронеж. Сталин проявил мягкость, позвонил Пастернаку: «Он мастер? — Да не в этом дело!» Непонятно, почему не заступился. «Изолировать, но сохранить». · с весны 1935 «Воронежские стихи». Простор, широта, глубокое дыхание. Делает героическое усили и вновь принимает действительность. «Ода», «Стансы» считаются просталинскими. Поэтическая система М. предполагает обязательную каталогизацию мира в каждый период, и Сталин тоже был освоен. Жить было трудно, но урывал время для лит. труда — постановка на радио, лит. консультации в театре, журнал «Подъём». · С 1936 проблемы, больше не платят, знакомые отворачиваются. Тяжело болен. Врачи не умели или не хотели диагностировать. Продолжал работать, сжигал себя. 2 голоса в стихах — один нашёл в себе силы опереться на землю, запечатлеть свободное дыхание природы, другой — пленник, в размолвке с миров, с волей. Загадочные «Стихи о неизвестном солдате». · весной 1937 заканчивается ссылка, едут в Москву. Все люди поруганные. Нет перспектив на работу, из-за судимости не может прописаться в квартире. Милиция дала отлежаться и предложила уехать. Скитания. Литфондовые путёвки в дом отдыха под Москвой. весной 1938 снова арестован за контрреволюционную деятельность, умер в пересыльном лагере под Владивостоком.
28.Художник и власть в лирике О. Мандельштама. Мандельштам долгие годы не печатался, был запрещен и практически находился в полном забвении. Все эти годы длилось противостояние поэта и государства, которое закончилось победой поэта. Его напряженные поиски духовных оснований творческого бытия отразили метания от "платонических" религиозных стремлений к "детскому увлечению марксистской догмой", движение через "очистительный огонь Ибсена" — к Л. Н. Тол- стому, Г. Гауптману, К. Гамсуну. Он переживает увлечение "музыкой жизни" Ш. Бодлера и П. Верлена, ему кажется близкой философия А. Бергсона, его завораживает "мистический рационализм" католической религии. Человек преодолевает свою смерть путем созидания вечного искусства. Этот мотив начинает звучать уже в первых стихотворениях (“На бледно-голубой эмали”, “Дано мне тело...”). Человек — мгновенное существо “в темнице мира”, но его дыхание ложится “на стекла вечности” и вычеркнуть запечатлевшийся узор уже никакими силами невозможно. Истолкование очень простое: творчество делает нас бессмертными. Эту аксиому как нельзя лучше подтвердила судьба самого Мандельштама. Его имя пытались вытравить из русской литературы и из истории, но это оказалось абсолютно невозможным. Мандельштам писал и за свои творения подвергался гонениям, пережил аресты, ссылки, лагеря: Он разделил судьбу многих своих соотечественников. В лагере закончился его земной путь; началось посмертное существование — жизнь его стихов, то есть то бессмертие, в котором поэт и видел высший смысл творчества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.244 (0.007 с.) |