Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет№17 Прошлое и настоящее в лирике ЕсенинаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Лирический герой его ранних стихов- путник и богомолец, идущий по полевым и лесным просторам Руси с тайной верой в Иисуса и Богородицу: Чую радуницу Божью-Не напрсно я живу.Поклоняюсь придорожью,Припадаю на траву.Между сосен, между елок,Меж берез кудрявых бус,Под венцом в кольце иголок Мне мерещится Исус. Революция 1917г была воспринята Е. как исполнение пророчества о голубой Руси,что,в свою очередь, накладывалось на евангельскую идею новой земли и нового неба. Сближение Е. со скифами, кот. выступали за революцию духа, кот.уведет Россию с пути мещанского запада и откроет в ней ее собственную уникальную основу. В 1918г началась гражданская в-на, кот.привела к резкому недовольству кр-н новой властью. Через 2года разразился голод, унесший большое кол-во крестьянских жизней. 1918г-конфликт с Клюевым, в утопию которого Е.больше не верит. 1919г-Е.присоединяется к имажинистам-проповедь национальных истоков поэтической образности, цели иск-ва прямо противоположны целям гос-ва и общ-ва. Превращение инока и пастуха в хулигана. 1920г- «Хулиган», «Исповедь хулигана»: пейзаж становится неуютным, мрачным,враждебным. 1922-3гг – цикл «Москва кабацкая»: парадоксальное соединение темы пьяного распада с изумительной поэтической силой. Распад в Москве кабацкой по-азиацки жесток и разгулен: Ты, Рассея моя… Рас-сея…Азиатская сторона. Если раньше сука превращалась для него в жденщину, то теперь происходила обратная метаморфоза: Пей со мною, паршивая сука,Пей со мной. Очищение к герою МК могло прийти только через смерть и религиозное возвращение к утраченной нац.почве: Чтоб за все грехи мои тяжкие,За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать. 22-23гг-поездка в Европу и Америку. Там Е.ощутил себя ненужным,как и в России. Цикл «Любовь хулигана»-прощание с молодостью, с буйством глаз и половодьем чувств. 1924г.- трилогия «Возвращение на родину», «Русь Советская», «Русь уходящая»- в кот. впервые обращается к жизни советской деревни. Мрачное настроение. Е. осуждает себя за то, что остался в стороне борьбы за будущее. «Отдам всю душу октябрю и маю,Но лиры милой не отдам». «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы».
Есенин не деревенский, а русский поэт. Надеялся на становление Голубой Руси на основе крестьянской России. Это его поэтический миф. Природа для него храм в котором нужно молиться. В ней сочетается языческое (природа- рыжая кобыла, луна-заяц, а звёзды -его следы) и христианское (рябиновые кисти-раны Христа). Русь с полями и лесами для него рай. Надеется, что революция – это исполнение пророчества о голубой Руси, но, увидев, что стало с деревней, сильно разочаровывается. В городе ему неуютно. Образ хулигана ближе к городу, чем к деревне. Пейзажи мрачные. Корова уже не тёплое, природное, а вывеска, говядина, мёртвая природа. В стихе «Сорокоуст» из окна поезда смотрит, как жеребёнок не догоняет железного коня. В «Анне Снегиной» более реальное отражение деревенской действительности – борьба мужиков за землю. Чумазый сброд добрался до господского добра.
В ранней лирике Есенин под влиянием Клюева(крестьянский поэт, хранитель всего национального)герой его ранней лирики - путник, богомолец, шагающий по просторам Руси с верой в Христа и Богородицу. Природа – храм. Иногда появляется образ пастуха. Постепенно на первый план выходит образ босяка, который постепенно становится бродягой и хулиганом. Общая черта – изгойство. В стихе «Инония» он пророк и хулиган одновременно (вместе с Иисусом на небеса взят и разбойник). Новый третий мужицкий завет, пророчил нового Христа. (Спас на кобыле). В 20г. Пишет стихи «Хулиган», «исповедь хулигана». Называет себя вором, хамом, но в душе остался деревенским. Хулиган выпадает из деревенского уклада – деревня не смогла стать голубой Русью. В «любовь хулигана» последняя зацепка за жизнь (Августа Миклашевская), но не удалась. Невозможность любить (губы как жесть). В Анне Снегиной герой – двойник Есенина. Возвращается в деревню и видит жестокую реальность – борьбу мужиков за землю. Любовь к Анне осталась в молодости. Он прощает жизни всё, что не сбылось. расстаётся с ней навсегда (она уехала в Лондон),друга Прона убили белые. Он вернулся в столицу – к ним жизнь безжалостна.
Изначально задумывал как эпическое повествование из крестьянской жизни, а получилась лирическая исповедь. Главная её тема – Октябрь в деревне. С событиями, происходящими в это время в деревне, тесным образом связаны и судьбы главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой крестьяне «забирают в волость», крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов и мечтающего поскорее устроить коммуну в своём селе, старика мельника, рассказчика-поэта, вовлечённого революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение автора поэмы к своим героям проникнуто лирической задушевностью, озабоченностью их судьбами. Об «Анне Снегиной» принято говорить как о лирической поэме, но достаточно очевидно, что источник её художественной силы не только в глубочайшей лиричности, но и в эпической масштабности изображаемых событий. Мужики все разные –Прон(подлинный выразитель мужицких чаяний, прямой и открытый), его брат пьяница-Лабутя. В Анне Снегиной герой – двойник Есенина. Возвращается в деревню и видит жестокую реальность – борьбу мужиков за землю. Любовь к Анне осталась в молодости. Он прощает жизни всё, что не сбылось. расстаётся с ней навсегда (она уехала в Лондон),друга Прона убили белые. Он вернулся в столицу – к ним жизнь безжалостна. Любовная лирика см. вопрос 23. Реквием см. 24.поэзия отходит от личного и стремится к национальному. Её лирика пронизана трагедией (в 21 г. Убит муж-Гумилёв, в 35 арестован сын, отпущен и в 38 арестован вновь) тема войны. Стихи 41-44 гг. составляют цикл «ветер войны».она по-матерински относится к России и ко всем, кто уходит на фронт. Время пишет 24ую драму Шекспира. Выходит на всемирный уровень. Всё самое страшное будет смыто кровью наших близких. «Поэма без героя» в гости к ней приходят тени из прошлого из 13 года. 2 молодых человека, совершивших самоубийство, её подруга актриса, в виде путаницы-психеи (она же козлоногая). Тема обручения с мертвецом. Оно делает невозможным счастье с живым. Смерть влюбленного мальчика открывает тему смертей. Могильный ров-тема безвинных смертей 20века.
12г. Сборник «Вечер», 14-«Чётки». Мотивы разрыва и встречи с любимым. Много деталей из внешнего мира, на которые человек обращает внимание в такие минуты. У Ахматовой встречаются стихи, которые «сделаны» буквально из обихода, из житейского, немудрёного быта. Невольно вспоминаются слова самой Анны Андреевны о том, что стихи «растут из сора», что предметом изображения может стать даже пятно плесени на сырой стене, и лопух, и крапива. Они придают психологическую остроту. Любовь – мука. Пытка. Борьба с любовным чувством, которое жестоко с ней (Брошена! Разве я цветок или письмо). Женщина, но с мужской волей. Она предстаёт в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Мало слов, камерность и тишина – не навязывается одна интерпретация, читатель может сам на своём опыте понять её стихи. Начиная уже с "Белой стаи", но особенно в "Подорожнике", "Anno Domini" и в позднейших циклах любовное чувство приобретает у нее более широкий и более духовный характер. Стихи 20-х и 30-х годов идут по самым вершинам человеческого духа. Они не подчиняют себе всей жизни, всего существования, как это было прежде, но зато все существование, вся жизнь вносят в любовные переживания всю массу присущих им оттенков. Наполнившись этим огромным содержанием, любовь стала не только более богатой и многоцветной, но - и по-настоящему трагедийной. Дневниковость её стихов, они все как фрагменты единого целого. Разговоры как бы подслушаны. Реквием – цикл стихов с 35 по 40 год. Сын арестован, она ждёт приговора, хотя догадывается, что его обвинят. Трагедия. Безвинная Русь корчится под кровавыми сапогами и шинами чёрных марусь. Сравнение со стрелецкими жёнами под стенами Кремля. Надо снова научиться жить и надо память до конца убить. Зовёт к себе смерть. Пишет от лица всех матерей и жён,с кем стояла в очередях. Библейский мотив распятия (там называется последняя часть перед эпилогом). Выражает общенациональную трагедию.
25. Лирика О. Мандельштама: мотивы отчаяния и одиночества.
Человек преодолевает свою смерть путем созидания вечного искусства. Этот мотив начинает звучать уже в первых стихотворениях (“На бледно-голубой эмали”, “Дано мне тело...”). Человек — мгновенное существо “в темнице мира”, но его дыхание ложится “на стекла вечности” и вычеркнуть запечатлевшийся узор уже никакими силами невозможно. Истолкование очень простое: творчество делает нас бессмертными. Эту аксиому как нельзя лучше подтвердила судьба самого Мандельштама. Его имя пытались вытравить из русской литературы и из истории, но это оказалось абсолютно невозможным. Итак, свое призвание Мандельштам видит в творчестве, и эти размышления периодически переплетаются с неизбывной архитектурной темой:“... из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам”. Это из стихотворения, посвященного собору Парижской Богоматери. Вера в то, что он может создавать прекрасное и сумеет оставить свой след в литературе, не покидает поэта. Поэзия в понимании Мандельштама призвана возрождать культуру (извечная “тоска по мировой культуре”). В одном из поздних стихотворений он сравнивал поэзию с плугом, который переворачивает время: старина оказывается современностью. Революция в искусстве неизбежно приводит к классицизму — поэзии вечного. С возрастом у Мандельштама происходит переоценка назначения слова. Если раньше оно было для него камнем, то теперь — плотью и душой одновременно, почти живым существом, обладающим внутренней свободой. Слово не должно быть связано с предметом, который обозначает, оно выбирает “для жилья” ту или иную предметную область. Постепенно Мандельштам приходит к идее органического слова и его певца — “Верлена культуры”. Как видим, опять появляется Верлен, один из ориентиров молодости поэта. Через всю позднюю лирику Мандельштама проходит культ творческого порыва. Он, в конце концов, оформляется даже в некое “учение”, связанное с именем Данте, с его поэтикой. Кстати, если говорить о творческих порывах, то надо заметить, что Мандельштам никогда не замыкался на теме поэтического вдохновения, он с равным уважением относился и к другим видам творчества. Достаточно вспомнить его многочисленные посвящения различным композиторам, музыкантам (Бах, Бетховен, Паганини), обращения к художникам (Рембрандт, Рафаэль). Будь то музыка, картины или стихи — все в равной степени является плодом творчества, неотъемлемой частью культуры. Психология творчества по Мандельштаму: стихотворение живет еще до его воплощения на бумаге, живет своим внутренним образом, который слышит слух поэта. Остается только записать. Напрашивается вывод: не писать нельзя, ведь стихотворение уже живет. Мандельштам писал и за свои творения подвергался гонениям, пережил аресты, ссылки, лагеря: Он разделил судьбу многих своих соотечественников. В лагере закончился его земной путь; началось посмертное существование — жизнь его стихов, то есть то бессмертие, в котором поэт и видел высший смысл творчества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.12.7 (0.009 с.) |