Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковь в Раннее Средневековье.

Поиск

Средневековье – время деградации. Решающую роль сыграет принятие христианства Хлодвигом. Карл Великий одновременно с завоеванием будет лично руководить обращением покоренных народов в христианство. Христианизация Европы завершится к 1000 году. Европейские народы были объединены христианством, что способствовало рождению единой европейской цивилизации.

Первый Папа-главный миссионер – Гриорий 1 Великий.Начинается возвышение папства. Папы добьются того, что создаваемые церковные кафедры на западе попадали под рямую юрисдикцию папы.

Понтификат Гелассия 1го еще более укрепит Папство в конце 492-296 года. Концепция двух мечей. Меч светский и меч духовный. Один меч вложен в руки светской власти, меч духовной власти вложен в руки церкви.

С 8го века обязательными становятся служение только на латыни. Библия только на латинском языке. Право читать и толковать библию могут только лишь священники.

 

Постепенно нарастают различия между Западной и Восточной Церковью. Первые шаги к расколу – еще в период иконоборчества. В 1054 году произойдет великая схизма. Схизма с греческого – раскол. Разногласия между Римом и Константинополем нарастали давно, но в 1054 году Папа Лев 9 отправляет своего легата в Константинополь для разрешения конфликта. Конфликт возник в связи с тем, что в Константинополе было закрыто несколько латинский церквей по распоряжению Михаила Ебалая-Кирулая. Потребовали отлучить его от церкви, а он предал анафеме папских легатов. Происходит выделение двух церквей: Грекокафолическая (вселенская) или Православная (Ортодоксия) и Римскокатолическая церковь. Различия между церквями постепенно накапливались.

В Католической церкви большая централизация. Высшая власть принадлежит папе. Папство претендует на госодство и в светских делах (папоцезаризм). Запрещен выход из духовного звания. Клир обособлен от мирян и на все священство распространяется целибат.

На Востоке большая зависимость от светской власти. СУКА ТЫ ТАКАЯ МЕШАЕМ МЫ ЕЙ блять да иди ты нахуй. Высшая власть принадлежит соборам, стоящим над всеми иерархами церкви. Допускается выход из духовного звания. Целибат распространяется только на черное монашество. Нет обособления духовенства от мирян. Главные же расхождения догматические:

Главный догмат, не дающий христианству вновь воссоединиться, Догмат о Филиокве (догмат об исхождении святого духа). Учение католической церкви говорит, что святой дух исходит и от сына, а православная церковь считает, что только от Бога отца.

Православие не принимает католического догмата о непорочном зачатии пресвятой богородицы. Католики понимают под этим догматом то, что Дева Мария непричастна к первородному греху.

Православие не принимает догмат о суприматии Папы и догмат о непогрешимости Папы. Православие не признает догмата о Чистилище. Не признается так же учение о Благодати.

 

Различия обрядов: совершение таинства евхаристии. Миряне на Западе ели только хлеб. Разница и в допущении к причастию (на Западе с определенного возраста). Разница в осуществлении крестного знамения.

Итог всего произошедшего: в следствие этой схизмы происходит разобщение европейских народов по конфессиональному признаку.

 


 

Средневековый город.

В период с 5 по 11 века в Европе произошли колоссальные перемены, выразившееся прежде всего в складывании феодализма и образования феодальной системы. Складывается и новая социальная ситуация – оформляются основные классы, формируется господствующий класс, вассальные отношения. Формируется и зависимое крестьянство. К 1000 году, по сути, происходит цивилизационное смещение. Центр цивилизации перемещается с Юга на Север. Цивилизация значительно расширилась и охватила всю Европу. Европа христианизируется. Очень ванное изменение в 11 веке – рождение Средневекового города.

Литература: Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4-х т. М., 1999 – 2000.

Дживелетов А.К. Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902.

Пиренн А. Средневековые города в Бельгии. СПб., 2001.

Ястребицкая А.Л. Западная Европа 11-13 веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1987.

 

Источники: Цеховые статуты (Франция, Германия, Италия)

«Книга ремесел» Этьена Буало (Париж, 13 век)

«Книга эпарха» (Константинополь, 10 век)

Хартии вольностей

Городская литература

 

Города существовали и в раннее Средневековье. Прежде всего в тех регионах, где были сильны античные традиции. Римские города враннее средневековье сильно попустели, усиленная аграризация. Товарообмен сведен на нет. В 10-12 века – время урбанизации Европы. Прежде всего города возникают в Италии, в 11 веке в Центральной Европе, в 12 веке в Скандинавии.

Причины урбанизации: Существует несколько теорий происхождения городов.

1) Романистическая. Город выходит из римских муниципиев. Средневековый город чаще всего возникает на месте римских городов, и наследуют римские традиции.

2) Вотчинная. Город рождается в пределах сеньориальной вотчины, на город распространяется система взаимоотношений «сеньор-подчиненный».

3) Рыночная. Город вырастает на месте пересечения торговых путей, вокруг рынка.

4) Марковая. Город выходит из соседской общины-марки.

5) Бурговая. Город вырастает из крепости, замка.

Недостаток теории в том, что теории пытаются разглядеть что было ядром города. Множество было причин:

1) Экономическая. Развитие сельского хозяйства, из которого обособляется ремесло. Вслед за ремеслом отделяется и торговля.

2) Социальная. Складывание господствующего класса, становящегося основным заказчиком и основным потребителем для ремесленника.

3) Политическая. Город рождается в условиях политической раздробленности. Появляется много носителей частной власти, заинтересованных становлением городов – их будущих форпостов. Процесс инкастоломенто – становление замков, из которых вырастает в город.

4) Демографическая причина – с 10го века наблюдается демографический подъем. Прирост населения вызывает проблему избыточного населения. В деревне появляется избыток, который должен ее покинуть.

Город чаще всего возникает на реке или на море. Функции города:

1) Экономическая. Город – центр ремесла и торговли.

2) Военная функция. Города окружены крепостной стеной, в городе формируется свое ополчение.

3) Политическая – очень часто в городе была сосредоточена местная власть.

4) Административная функция – управление городом и его округами. Э

5) Фискальная функция – город тоже единица налогообложения.

6) Идеологическая

7) Культурная функция.

Основное население в возникающем городе – ремесленники и торговцы. Возникают корпорации. Цех – объединение ремесленников одной профессии. Гильдия- объединение торговцев. Причины создания корпораций. 1. В город перенесен уклад, характерный для деревни. 2. Отстоять свои интересы перед лицом сеньора. 3. Не допускает как внутреннюю, так и в внешнюю конкуренцию.

Производство не ориентировано на получение прибыли, просто роблема выживания.

В цехе выделяются три категории – мастер, подмастерье, ученик. Ученики – те, кто осваивает профессию.

В цехе возникает эгалитарная регламентация – уравнительное ограничение. Чтобы не допустить внутренней конкуренции.

 

Город рождается когда нет ничьей земли, он появляется на чьей-то земле. И город кому-то принадлежит. Сперва все мирно, потом конфликт. Коммунальное движение – движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость, в Западной Европе 10 – 13 вв. Требования – свобода торговли и личная свобода для горожан. В ходе коммунальной борьбы формируется бюргерство. Бюргерство распадалось на патрицат и на основную массу мастеров. Будет ярко выражена социальная дифференциация.

 


 

Крестовые походы.

Литература: Виймар П. Крестовые походы миф и реальность священной войны. СПб., 2003.

Мишо Г. История крестовых походов. М., 1999

Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.

Лучицкая С.И. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001.

 

Крестовые походы – явление, протекавшее с 1096 по 1270 гг. Первоначально Крестовые Походы – на восток, в Святую Землю. Позже под ними будут понимать походы не только против людей другой веры, но и другие кампании, связанные с борьбой с ересью. Все эти войны имели другими названия – странствования, путь по стезе Господней, поход в святую землю. Формулировку КП придумали в 18 веке. Всего крестовых походов в Святую Землю было 8. Поводом к КП стал захват Иерусалима турками-сельджуками. Но это повод, причины же другие:

1. Урбанизационный процесс. Оживление города и городской экономики. Возникает потребность в торговых контактах с Востоком.

2. Завершение христианизация. Становление фанатичного христианства. Католическая церковь – мощный институт. В 1054 году Схизма.

3. Нехватка земельных ресурсов Европы. Проблема новых поместий.

4. Повышение роли денег в обществе. Стремление к богатству.

Поначалу КП – военно-колонизационные мероприятия. Постепенно это стали типично феодальные мероприятия ради наживы и заработка. Участие в КП принимало мелкое рыцарство, нуждавшееся в поместье. Было там и крупные феодалы, стремившиеся укрепить свой политический вес, и даже короли, укреплявшее так свои позиции в королевстве. Принимало участие и северо-итальянское купечество, стремившееся к расширению ливантийской торговли. Принимало участие крестьянство, надевшееся обрести личную свободу, какой-то материальный достаток. Идеологом была католическая церковь. Постепенно складывается особая идеология, имевшая христианский оттенок, заражавашая рыцарство.

Смысл крестоносной идеологии: в ней совмещались идеи религиозного самоотречения с помыслами о щедрой земной награде. Большу роль сыграет учение о Небесном Иерусалиме. Это учение говорит о том, что цель каждого верующего человека – достичь Царства Небесного. А если Земной Иерусалим захвачен, куда уж в небесный. Еще она идея – теория заслуг перед церковью, обеспечивавших милосердие божье и вечное спасение. Оформляется идея мученической смерти – смерти в бою, как способ заслужить спасения.

 

Подготовка к первому походу в ноябре 1095 года. В Клермоне состоялся Собор, на котором выступил Папа Урбан Второй. Он призвал взяться за оружие и выступить против муслимов. Всем, кто пойдет в поход было обещано отпущение грехов, погибшим был гарантирован рай, освобождались от податей. Иерусалим – это пуп земель. Начинается подготовка. Весть о призыве распространяется среди крестьянской массы.

Появляются пропагандисты этой идеи. Петр Пустынник, монах, призывавший крестьян к походу. Весной, до того как рыцари созрели, весной 1096 года толпы крестьян Сев и Центр. Франции, Фландрии, Лотарингии поднимаются на Священный Поход. Десятки тысяч людей, правда по пути численность сокращается. И Венгры, Болгары и Византийцы дали им отпор и разбили их. Крестьянский Поход.

Первый Крестовый Поход – лето 1096 года. В три потока рыцари собираются в Святую Землю. Готфрид Бульонский вместе со своим братом Болдуином из Лотарингии. Рыцари Норманнские из Южной Италии во главе с Боэмундом 1 Тарентским. Раймунд Тулусский из Южной Франции. Весной 1097 года рыцарские войска переброшены в Малую Азию. Начинается поход. Летом 1097 года – Осада Никеи, которая пала после месячной осады. Затем – Осада Антиохии, очень долгая, в районе года. Затем была завоевана Эдесса. Ключевое событие – взятие Иерусалима. (осада – 7 июня – 15 июля 1099). ПКП 1096 – 1099.

Начинается эпоха Государств Крестоносцев на Востоке.. 4 государство. Графство Эдесса -первое государство. Основано в 1098 году Балдуином Бульонским. Просуществовало до 1146 года.

Княжество Антиохийское – основано Боэмундом Таренским в 1098 и до 1268. Антиохия.

Иерусалимское королевство – тоже Балдуин, просуществовало до падения Акры в 1191 году.

Графство Триполи основано в 1105 графом Раймундом 4. До 1289г.

 

На Востоке возникают монархии европейского типа. Сюда переносятся традиции, характерные для европейского общества – вассально-ленная система, раздача поместий, распространение зависимости на местное население. Чтобы укрепить государства, в начале 12го века начинают формироваться духовно-рыцарские ордена. Тамплиерский орден – Бедные Рыцари Христа и Храма Соломона. Основан в Святой Земле в 1119 году группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном.

Госпитальеры или Иоанниты. Основан был еще в 1080. После 1 крестового похода стали военно-религиозным орденом.

Тевтонский орден. Духовно-рыцарский орден, учрежденный Фридрихом Швабским и объединяющий немецких рыцарей.

Первоначальная цель орденов – защита и помощ паломников и торговцев.

 

К середине 12 века ситуация меняется. Мусульмане соединяются и начинается их наступление. Большая часть Иерусалимского королевства была потеряна. Была потеряна Эдесса в 1146 году. Это стало поводом для ВКП (1147 – 1149 года).

Идеологом ВКП благословил Аббат Бернард Клервосский. Он призвал отправиться в КП. Это был поход, называемый Королевским. Но при переходе через МА, почти все войско или погибло, или было истреблено Сельджуками, и короли позорно бежали.

ТКП был вызван действиями Саладина. В 1187 году он захватил Иерусалим. ТКП (1189 – 1192). Христиане прибывающие на Восток имеют право находиться в Иерусалиме – вот и все, чего удалось добиться

ЧКП (1202 – 1204). Поход на Византию. В 1204 году пал Константинополь.

Детский Крестовый Поход. 12летний пастух Этьен призывал детей последовать за ним. 1212 год. В Марселе договорились, что их довезут до Палестины. Часть кораблей затонула, в Египте детей продали в рабство.

1217 – 1221гг – ПКП. Цель похода – захват Египта. Долго осаждали Дамиету, но войско повязло во внутренних конфликтах.

1228 – 1229гг. ШКП. Единственный поход, который не поддержал Папа. Возглавил Фридрих 2 Сицилийский. Иерусалим ненадолго был захвачен, но вскоре был окончательно утрачен для Запада.

1248 – 1254 гг. СКП. Направлен против Египта, инициирован Папой Иннокентием 4. Основной участник – французское ополчение во главе с Людовиком 9. Французский правитель попал в плен и был освобожден за огромный выкуп.

1270 – Восьмой КП. Людовик 9 снова отакуэ.

 

Целых 200 лет они крестоносились. Только первый поход был успешен. Завоевать не удалось Восток, но на фоне КП укреплялся авторитет правителей. КП ускоряли централизацию Европейских государств. Византия не смогла оправить от удара. В 1261 году Византия будет восстановлена, но это путь к концу.Кто выиграл от КП – так это Итальянские города Генуя и Венеция. Мировоззренческие изменения. ВНЕЗАПНО оказалось, что мир больше, чем они думали.


 

Франция в 12 – 15 вв.

Литература: Ле Гофф Ж. Людовик 9 Святой. М., 2001.

Люшер А. Французское общество времен Филиппа Августа. СПб., 1999..

Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции 13 – 14 вв. М., 1989.

 

Королевская власть, посла развала, слаба. Сохраняется видимость единства. Капетинги правят только в ИльДеФранс. Но королевский домен имеет выгодное положение меж двумя сильными городами – Париж и Орлеан.

Людовик 6 Толстый (1108 – 1137). При нем начинается централизация. Вымороченное имущество – наследование государством имущества покойников. Людовик наводит порядок в собственных домениальных владениях. Прекратил вольницы мелких вассалов, укрепил свой домен. Делает ставку на церковь. Большу роль сыграет аббат Сугерий (1081 – 1151) из Сен-Дени. Советник Людовика 6 и 7. При Людовике 7 (1137 – 1180) начинается расширение королевского домена. Женится на Алиенор Аквитанской, которая позже выходит замуж за Генриха 2 и Аквитания уходит к Англии. Людовик принимает участие в КП.

Англия и Нормандия объединяются. Во Франции у власти Филипп 2 Август (1180 – 1223). У него главная цель – борьба с Плантогенетами, то есть с английскими королями. Во время КП нападает на Норманнские владения, присоединив их к короне. Битва при Бувине (27 июля 1214 год). Англия с Германией потерпели поражение.

При нем новая система управления. Был феодальный совет, куда входили его вассалы. Во главе войск – сенешаль. Курия меняется – теперь это Королевский Совет, который становится центральным органом управления. Большую роль играют не феодалы, а служилая знать. Во главе совета – Коннетабль. Коннетабль – главнокомандующий, пришедший на смену сенешалю. Появляются два важных ведомтсва – Счетная Палата и Парламент. Вся территория делится на превотства( округ вокруг города, во главе стоит прево) и бальяжи( более крупные объединения, во главе бальи), т.е. административное деление.

Укрепился весь короля. Союзники – церковь, города. Рыцарства.

Король смотрит на Лангедок. Но в 12 столетии здесь широко распространяется вальденская ересь. Еще одна ересь на юге Франции – катары (альбигойцы). Будет подчинена богатая южная область.

 

Людовик 8 (1223 – 1226).

Людовик 9. (1226 – 1270). Святой. Занят проблемой обустройства и внутренней централизации. Территория расширилась и ее надо было объединить. Первая его реформа – судебная. Существовало множество разных судов, были розданы судебные полномочия. Необходимо, чтобы король был носителем права и закона. Были запрещены судебные поединки, во всех областях, входивших в королевство. Вместо этого необходимо было перенести в королевский суд. Любое решение феодального суда можно было опротестовать и рассмотреть в королевском суде. Устанавливалось правило «40 дней короля»: если 2 стороны находятся на грани конфликта, то они в течении 40 дней не имели права развязывать войну и должны были обратиться к королю.

Проводится монетная реформа. В каждой области существовала своя денежная система, чего не может быть при централизованном государстве. Вводится единая монета – золотой экю. Ликвидируются границы между областями, развитие экономическое. Происходит экономическое объединение страны.

Попытки военной реформы. Попытка заменить феодальное ополчение наемным. Появляется городская полиция.

После смерти сразу был причислен к лику святых. Учасвовал в 2х КП. При нем экономический, политический и культурный подъем. Расцвет французской готики.

Т.о. к третьей четверти 13 века централизация действительно далеко зашла. Окрепла королевская власть, сумев подчинить непокорных вассалов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.244 (0.013 с.)