Русская философия 19 –сер.20 вв.(Бердяев, Флоренский, Федоров,Циолковский,Чижевский)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская философия 19 –сер.20 вв.(Бердяев, Флоренский, Федоров,Циолковский,Чижевский)



Основные вопросы русской философии: о смысле и целях истории, о человеческой природы, о его судьбе и жизненном пути, обусловленном духовными стремлениями, развитие идеи общенациональных особенностей русской души

Бердяев (идея свободы и творчества)

Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) — наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в. Он является одним из важнейших представителей русской религиозной философии. Суть философии Бердяева — познание смысла бытия через субъекта, т.е. человека. Исходным пунктом его философии является превосходство свободы над бытием. В одном ряду с ней находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог,. Бытие раскрывается в человеке через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность — с его природной стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира. Поэтому, человек без Бога, по мнению Бердяева, не является существом самодостаточным . Если нет Бога, нет и смысла и высшей правды и цели. Если же человек есть Бог. То это самое безнадежное и ничтожное. Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращает в отрицание Бога и самообожествление человека.

Федоров

Он является ярчайшим представителем русского космизма и гуманизма .. Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.

Флоренский

. Флоренский принадлежал к софиологическому направлению русской религиозной философии,. Именно православная церковь и оказывается «столпом и утверждением истины». Он утверждает, что как человечество является душой и совестью твари, так церковь является душой и совестью человечества. Флоренский противопоставляет божественный и тварный миры. Божественный мир внутренне един, целен благодаря наличию софийного единства трёх ипостасей божественной Троицы. Земной мир лишён изначальной целостности и поддерживается силами мира божественного. Весь тварный мир рассыпается в антиномических противоречиях, преодолеваемых не рассудочным познанием, а верой. Сам рассудок не является цельностью, а распадается на ряд антиномических противоречий.

Циолковский,Чижевский (русский космизм)

Чижевский (1897—1964) биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы. Изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы. Впервые ввёл в научный лексикон понятие «космическая погода

Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.

 

Современная философия (неопозитивизм, постмодернизм, философия существования.)

Неопозитивизм.

Неопозитивизм — одно из распространённых направлений философии XX века, современная форма позитивизма.

Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Основные представители:

1) Философы «Венского кружка» (Шлик – основатель, его последователи – Карнап, Нейрат, Рейехенбах)

2) Представители Львовско-Варшавской школы (Тарский, Лукасевич)

3) Рассел

4) Виттенштейн

Основные идеи:

1. Главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, т.к. язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир.

2. Логический анализ языка – это анализ текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантика (смысл) знаков.

3. Основной принцип неопозитивистов – принцип верификации – сравнения положений науки с фактами опыта.

4. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) должно быть исключено из философии, т.к. они не подлежат верификации и являются проблемами, не имеющими научного разрешения.

5. Другой основной целью неопозитивизма является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Постмодернизм

Философия постмодернизма – одно из самых новых философских течений, сложилось оно во второй половине ХХ в. Постмодернистская философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство.

остмодернистская философия отказывается от категории бытия, которое в прежней философии означало некий «последний фундамент», добравшись до которого мысль приобретает бесспорную достоверность. Прежнее бытие уступает место языку, объявляемому единственным бытием, которое может быть познано.

Постмодернизм в философии сближает ее с наукой и литературой, усиливает тенденцию к эстетизации философской мысли.

Философия существования

Одно из наиболее значительных направлений соврем философии – «философия существования». Крупные представители: Н.Бердяев, Л.Шестов, А.Камю, К.Ясперс и др. Появление этого течения обусловлено кризисом европейского обществава 20в, связанного с мировыми войнами, заменой в ряде стран демократ режимов фашистскими, тоталитарными.

Важнейшие особенности:

1. разработка нового понятийного аппарата, т.е. замена понятий традиционной фил-и (бытие, материя, движение) понятиями, связанными с переживаниями отдельной личности, отчужденной от общества ва и др людей в условиях кризисной ситуации (страдание, отчаяние, страх, тревога, заброшенность, абсурд, ответственность, болезнь, смерть, свобода выбора).

2. утверждение идеи неповторимости, уникальности человека и его судьбы

3. утверждая уникальность человеческого бытия, подчеркивает особую роль активности человекака в осознании самого себя, своей сущности

Проблема свободы – одна из центральных проблем.

  1. Философская онтология. Понятия: бытие, субстанция, материя.

Онтоло́гия - раздел философии, изучающий бытие.

Основные исторически сложившиеся позиции в онтологии:

Релизм –признание реальности, существующей вне сознания, познающего субъекта и независимо от него (объективная реальность).

Объективный идеализмсчитает объективно реальным и идеи, и вещи, и духовное, и телесное. Духовное – высший род бытия. Бытие духовного вечно, телесного –временно.

Материализм отрицает самостоятельное, независимое от материи существование душевных явлений.

Субъективный идеализм – реальность в рамках опыта.

Феноменология ХХ в. Э. Гуссерль. Вещи – часть содержания самого сознания, на которую направлены акты самого сознания: это то, что мыслится, воспринимается. Бытие феноменов, сущностей.

Экзистенциализм – бытие человека – бытие вещей.

Философия для осмысления онтологических вопросов применяет особые формы мышления –категории(бытие-небытие, качество-количество, сущность и явление, целое-часть)

Бытие – философская категория, обозначающая реальность, действительность, т.е. все, что существует тем или иным способом, это общая характеристика мироздания. Антитезой бытия является Ничто.

Виды бытия:

- Бытие природы

- Бытие человека

- Бытие общества

- Бытие понятий (идей)

В античности бытие рассматривалось как поиск первоначала мира, оно было едино и неизменно.

В средние века истинное бытие – Бог.

В эпоху возрождения бытие совпадало с природой.

Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход: Субстанция – первооснова всего существующего, то, из чего все существует (протяженность, мышление)

В эпоху просвещения бытие отождествлялось с материей и веществом.

А в марксизме бытие – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека.

Материя –объективная реальность, данная в ощущениях.

В античности материя – это первоначала.

В возрождении материя одухотворена

В просвещение материя – это вещество.

Согласно материализму материя внутренне противоречива и это противоречие станосится источником ее изменения.

Основное свойство материи – движение.

  1. Современная научная картина мира.

Современная научная картина мира – находится в периоде, который называется постнеоклассицизм. Она характеризуется междисциплинарностью.

Современную научную картину мира сформировали прежде всего крупнейшие открытия физики, сделанные в конце XIX — начале XX в. Это открытия, связанные со строением вещества и взаимосвязи вещества и энергии. Если раньше последними неделимыми частицами материи, своеобразными кирпичиками, из которых состоит природа, считались атомы, то в конце прошлого века были открыты электроны, как собственные части атомов. Позднее было исследовано и строение атомных ядер, состоящих из протонов (положительно заряженных частиц) и нейтронов (частиц, не имеющих заряда).

. Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы».

Фундаментальные основы новой картины мира:

1. общая и специальная теория относительности

2. квантовая механика

Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках в в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики), и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих разделах

Свойства современной научной картины мира:

 

- объективность – направлена на изучение сущности самой вещи;

 

- строгость, достоверность, обоснованность, доказательность;

 

- динамичность – постоянное стремление к развитию;

 

- закономерность – представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий.

 

Революции в разных науках, внося изменения в конкретные науки, порождают измениние картины мира, приводят к пересмотру ранее сложившихся в науке представлений. При этом новые картины сначала выдвигаются в форме гипотез. Картина мира в такой форме проходит этап обоснования и сосуществует рядом с традиционной картиной мира. Для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез для адаптации к аномалиям. Затем утверждается новая картина, благодаря тому, что ее принципы, проверенные в опыте, становятся базой для новых фундаментальных теорий.

 

  1. «Антропный принцип» в современной космологии.

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП (греч. anthropos - человек) - один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных - скорости света, массы протона и электрона и др.). Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных (при неизменности остальных параметров и сохранении всех физических законов), то стало бы невозможным существование тех или иных физических объектов - ядер, атомов и т. дОсмысление этих зависимостей и привело к выдвижению в науке и философии Антропного Принципа. Существуют различные формулировки , но чаще всего он используется в форме двух утверждений (слабого и сильного), выдвинутых в 1973 специалистом по теории гравитации Б. Картером. «Слабый» . гласит: «То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей». «Сильный» говорит о том, что «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей». Иными словами, наш мир оказался «устроенным» так удачно, что в нем возникли условия, при которых человек мог появиться. Очевидно, что в мировоззренческом плане Антропный Принцип воплощает в себе философскую идею взаимосвязи человека и Универсума, выдвинутую еще в античности и развиваемую целой плеядой философов и естествоиспытателей (Протагор, Анаксагор, Бруно, Циолковский, Вернадский, Чижевский, Тейяр де Шарден, Ф. Крик, Ф. Дайсон, Ф. Хойл и др. Значение Антропного Принципа возрастает в наше время, для которого характерны космическая активность человека и все более серьезный поворот современной науки к гуманистической проблематике.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.191.202 (0.011 с.)