Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская философия 19 –сер.20 вв.(Бердяев, Флоренский, Федоров,Циолковский,Чижевский)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные вопросы русской философии: о смысле и целях истории, о человеческой природы, о его судьбе и жизненном пути, обусловленном духовными стремлениями, развитие идеи общенациональных особенностей русской души Бердяев (идея свободы и творчества) Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) — наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в. Он является одним из важнейших представителей русской религиозной философии. Суть философии Бердяева — познание смысла бытия через субъекта, т.е. человека. Исходным пунктом его философии является превосходство свободы над бытием. В одном ряду с ней находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог,. Бытие раскрывается в человеке через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность — с его природной стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира. Поэтому, человек без Бога, по мнению Бердяева, не является существом самодостаточным. Если нет Бога, нет и смысла и высшей правды и цели. Если же человек есть Бог. То это самое безнадежное и ничтожное. Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращает в отрицание Бога и самообожествление человека. Федоров Он является ярчайшим представителем русского космизма и гуманизма.. Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства. Флоренский . Флоренский принадлежал к софиологическому направлению русской религиозной философии,. Именно православная церковь и оказывается «столпом и утверждением истины». Он утверждает, что как человечество является душой и совестью твари, так церковь является душой и совестью человечества. Флоренский противопоставляет божественный и тварный миры. Божественный мир внутренне един, целен благодаря наличию софийного единства трёх ипостасей божественной Троицы. Земной мир лишён изначальной целостности и поддерживается силами мира божественного. Весь тварный мир рассыпается в антиномических противоречиях, преодолеваемых не рассудочным познанием, а верой. Сам рассудок не является цельностью, а распадается на ряд антиномических противоречий. Циолковский,Чижевский ( русский космизм) Чижевский (1897—1964) биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы. Изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы. Впервые ввёл в научный лексикон понятие «космическая погода Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.
Современная философия (неопозитивизм, постмодернизм, философия существования.) Неопозитивизм. Неопозитивизм — одно из распространённых направлений философии XX века, современная форма позитивизма. Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основные представители: 1) Философы «Венского кружка» (Шлик – основатель, его последователи – Карнап, Нейрат, Рейехенбах) 2) Представители Львовско-Варшавской школы (Тарский, Лукасевич) 3) Рассел 4) Виттенштейн Основные идеи: 1. Главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, т.к. язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир. 2. Логический анализ языка – это анализ текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантика (смысл) знаков. 3. Основной принцип неопозитивистов – принцип верификации – сравнения положений науки с фактами опыта. 4. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) должно быть исключено из философии, т.к. они не подлежат верификации и являются проблемами, не имеющими научного разрешения. 5. Другой основной целью неопозитивизма является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем. Постмодернизм Философия постмодернизма – одно из самых новых философских течений, сложилось оно во второй половине ХХ в. Постмодернистская философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. остмодернистская философия отказывается от категории бытия, которое в прежней философии означало некий «последний фундамент», добравшись до которого мысль приобретает бесспорную достоверность. Прежнее бытие уступает место языку, объявляемому единственным бытием, которое может быть познано. Постмодернизм в философии сближает ее с наукой и литературой, усиливает тенденцию к эстетизации философской мысли. Философия существования Одно из наиболее значительных направлений соврем философии – «философия существования». Крупные представители: Н.Бердяев, Л.Шестов, А.Камю, К.Ясперс и др. Появление этого течения обусловлено кризисом европейского обществава 20в, связанного с мировыми войнами, заменой в ряде стран демократ режимов фашистскими, тоталитарными. Важнейшие особенности: 1. разработка нового понятийного аппарата, т.е. замена понятий традиционной фил-и (бытие, материя, движение) понятиями, связанными с переживаниями отдельной личности, отчужденной от общества ва и др людей в условиях кризисной ситуации (страдание, отчаяние, страх, тревога, заброшенность, абсурд, ответственность, болезнь, смерть, свобода выбора). 2. утверждение идеи неповторимости, уникальности человека и его судьбы 3. утверждая уникальность человеческого бытия, подчеркивает особую роль активности человекака в осознании самого себя, своей сущности Проблема свободы – одна из центральных проблем.
Онтоло́гия - раздел философии, изучающий бытие. Основные исторически сложившиеся позиции в онтологии: Релизм – признание реальности, существующей вне сознания, познающего субъекта и независимо от него (объективная реальность). Объективный идеализм считает объективно реальным и идеи, и вещи, и духовное, и телесное. Духовное – высший род бытия. Бытие духовного вечно, телесного –временно. Материализм отрицает самостоятельное, независимое от материи существование душевных явлений. Субъективный идеализм – реальность в рамках опыта. Феноменология ХХ в. Э. Гуссерль. Вещи – часть содержания самого сознания, на которую направлены акты самого сознания: это то, что мыслится, воспринимается. Бытие феноменов, сущностей. Экзистенциализм – бытие человека – бытие вещей. Философия для осмысления онтологических вопросов применяет особые формы мышления – категории (бытие-небытие, качество-количество, сущность и явление, целое-часть) Бытие – философская категория, обозначающая реальность, действительность, т.е. все, что существует тем или иным способом, это общая характеристика мироздания. Антитезой бытия является Ничто. Виды бытия: - Бытие природы - Бытие человека - Бытие общества - Бытие понятий (идей) В античности бытие рассматривалось как поиск первоначала мира, оно было едино и неизменно. В средние века истинное бытие – Бог. В эпоху возрождения бытие совпадало с природой. Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход: Субстанция – первооснова всего существующего, то, из чего все существует (протяженность, мышление) В эпоху просвещения бытие отождествлялось с материей и веществом. А в марксизме бытие – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека. Материя – объективная реальность, данная в ощущениях. В античности материя – это первоначала. В возрождении материя одухотворена В просвещение материя – это вещество. Согласно материализму материя внутренне противоречива и это противоречие станосится источником ее изменения. Основное свойство материи – движение.
Современная научная картина мира – находится в периоде, который называется постнеоклассицизм. Она характеризуется междисциплинарностью. Современную научную картину мира сформировали прежде всего крупнейшие открытия физики, сделанные в конце XIX — начале XX в. Это открытия, связанные со строением вещества и взаимосвязи вещества и энергии. Если раньше последними неделимыми частицами материи, своеобразными кирпичиками, из которых состоит природа, считались атомы, то в конце прошлого века были открыты электроны, как собственные части атомов. Позднее было исследовано и строение атомных ядер, состоящих из протонов (положительно заряженных частиц) и нейтронов (частиц, не имеющих заряда). . Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы». Фундаментальные основы новой картины мира: 1. общая и специальная теория относительности 2. квантовая механика Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках в в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики), и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих разделах Свойства современной научной картины мира:
- объективность – направлена на изучение сущности самой вещи;
- строгость, достоверность, обоснованность, доказательность;
- динамичность – постоянное стремление к развитию;
- закономерность – представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий.
Революции в разных науках, внося изменения в конкретные науки, порождают измениние картины мира, приводят к пересмотру ранее сложившихся в науке представлений. При этом новые картины сначала выдвигаются в форме гипотез. Картина мира в такой форме проходит этап обоснования и сосуществует рядом с традиционной картиной мира. Для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез для адаптации к аномалиям. Затем утверждается новая картина, благодаря тому, что ее принципы, проверенные в опыте, становятся базой для новых фундаментальных теорий.
АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП (греч. anthropos - человек) - один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных - скорости света, массы протона и электрона и др.). Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных (при неизменности остальных параметров и сохранении всех физических законов), то стало бы невозможным существование тех или иных физических объектов - ядер, атомов и т. дОсмысление этих зависимостей и привело к выдвижению в науке и философии Антропного Принципа. Существуют различные формулировки, но чаще всего он используется в форме двух утверждений (слабого и сильного), выдвинутых в 1973 специалистом по теории гравитации Б. Картером. «Слабый». гласит: «То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей». «Сильный» говорит о том, что «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей». Иными словами, наш мир оказался «устроенным» так удачно, что в нем возникли условия, при которых человек мог появиться. Очевидно, что в мировоззренческом плане Антропный Принцип воплощает в себе философскую идею взаимосвязи человека и Универсума, выдвинутую еще в античности и развиваемую целой плеядой философов и естествоиспытателей (Протагор, Анаксагор, Бруно, Циолковский, Вернадский, Чижевский, Тейяр де Шарден, Ф. Крик, Ф. Дайсон, Ф. Хойл и др. Значение Антропного Принципа возрастает в наше время, для которого характерны космическая активность человека и все более серьезный поворот современной науки к гуманистической проблематике.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.202 (0.01 с.) |