Рационализм Декарта (1596 – 1650) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рационализм Декарта (1596 – 1650)



- в основе познания лежит разум (рациональная интуиция), а опыт – это практическая проверка данных интеллекта.

- разрабатывал универсальный дедуктивный метод, признавал существование врожденных идей в уме, определяющих результаты познания.

-Вселенная – механизм, первоначальный импульс которой был дан Богом, но дальнейшее развитие определяется самостоятельной творческой силой – деизм.

-Дуализм – существование двух независимых субстанций: материальной и духовной

-Основная субстанция – Бог, он обладает атрибутами мышления и протяженности, все остальное производное, то есть модусы мышления или протяжения.

-Врожденные идеи – идея Бога, большинство оснований математики и логики.

-Метод методологического сомнения как способ получения достоверного знания (сомнение в теориях, ощущениях, но не в самом мышлении)

 

  1. Философия Просвещения (Вольтер, Руссо, Дидро ).

Основные идеи:

-Все должно предстать перед судом разума

-Культ науки и прогресс человечества

-Имей мужество мыслить самостоятельно

-освобождение от предрассудков и метафизических догм

-пересмотр интеллектуальных ценностей

-защита естественных прав человека (свободы и равенства)

-критика суеверий

-борьба против тирании и сословных привилегий

-издание энциклопедий научного знания

-личные качества человека зависят от окружающей среды, пороки – это также результат влияния среды, поэтому от избавления от них необходимо преобразовать окружающую общественную среду.

-Деизм.(бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий)

Вольтер

Он ввел в научный оборот термин «культура». Вольтер и его соратники требовали свободы мысли, устного и печатного слова. Он признавал необходимость веры в бога как перводвигателя вселенной. Ему принадлежит фраза: Осмельтесь мыслить самостоятельно!

Руссо

Он призывал назад к природе, цивилизация испортила человека. Развивал теорию общественного договора, клал в основу отношений между людьми не вражду, а дружбу и гармонию. Был представителем демократического крыла идеологов просвещения, и сторонник естественного права

Дидро

Он утверждал, что все есть материя в движении. Душа – это продукт единства организма, его целостности.

 

  1. Теория познания и этика Канта.

Теория познания

- необходимые условия, формы познания заложены в самом разуме и составляют основу знания

- Феномены – воспринимаемые явления вещей(мир явлений, составляющий содержание нашего опыта) «ВЕЩИ ДЛЯ НАС»

- Ноумены – (вещи сами по себе, умопостигаемая, не данная в опыте, сущность) – непознаваемая часть мира «ВЕЩИ В СЕБЕ» вызывают у нас хаос ощущений, которые упорядочиваются разумом

- мы познаем мир не сам по себе, а как он нам является

- Высшая познавательная способность – рассудок как способность создания правил.

-Познание – взаимодействие рассудка и чувств

- Разум- способность мыслить предельное (свобода воли, бессмертие души, бытие Бога)

-Формы чувственности и рассудка находятся в нас, а не в самом мире, они упорядочивают впечатления

- при попытке постигнуть сущность вещи разум впадает в противоречия – антиномии (сущность «вещи в себе» лишь частично высвечивается в явлении, это место веры)

Этика

-«Две вещи наполняют душу благоговением – звездное небо надо мной и моральный закон во мне»

- Долг – центральная категория этики, долг перед человечеством и самим собой

- Моральный долг (внутренний императив) – желание добра ради него самого, а не чего-то другого.(добрая воля имеет цель сама в себе.

-Гипотетический императив – это поступок, обусловленный целью (чтобы стать врачом нужно изучать медицину)

-Нравственный закон, не обусловленный внешней целью – категорический императив «поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом… поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку, как цели, и никогда как к средству»

-Свобода- необходимое условие морального закона в поисках совершенства.

-Религия – нравственное единение людей.

 

Диалектика Гегеля и материализм Фейербаха

 

Диалектика Гегеля ( он был против «вещи в себе»)

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...

Гегель сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Материализм Фейрбаха

Антропологический материализм Фейербаха

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – центральной проблемой которого стал человек. В центре его философских взглядов - человек как “единственный, универсальный и высший предмет философии”. Человеку нужен идеал, подчеркивал Фейербах, но человеческий, а не сверхъестественный.

Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической, физиологической деятельности.

Основой антропологии Фейрбаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Дух вторичен, природа первична. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве.

 

18 Основные идеи марксистской философии.

Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико - материалистический подход к познанию и практике. Познание - центральный процесс в диалектике Гегеля - в марксистской философии становится подчиненным, вторичным моментом практики, которая, собственно и является главной философской идеей Маркса и Энгельса.

Согласно марксизму существовало 5 основных типов общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая..Каждая формация, представляю­щая собой особую ступень в историческом развитии общества имеет следующую структуру: способ производства, базис и над­стройку.

базис общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью. Системообразующим принципом ОЭФ является способ производства. Смена способов производства определяет смену ОЭФ.

Исторически конкретное единство производственных от­ношений и производительных сил характеризует специфиче­ский для каждой общественно-экономической формации спо­соб производства (деятельность по преобразованию и созда­нию экономических благ). Производительные силы включают в себя предмет труда, орудия труда (средства производства) и рабочую силу.

.

Все было направлено на совершение социальной революции в обществе, для того, чтобы заменить его более справедливым.

Основные философские идеи марксизма

* Идея практики; Под ней они понимали чувственно-предметную, целенаправленную деятельность человека, ориентированную на освоение и преобразование условий его Практика первична и определяет духовный мир человека, его культуру.

* Идеи и принципы материалистической диалектики; Маркс и Энгельс использовали достижения Гегеля в разработке диалектического метода для того, чтобы показать сущность и динамику практической деятельности человека.

* Диалектико-материалистическое понимание истории; Диалектико-материалистическое понимание истории можно представить через такие основополагающие его тезисы:

- Общество есть не результат произвола правителей или божественного вмешательства, а является продуктом деятельности людей.

-Общество исторично, оно развивается во времени.

- В системе разветвленных видов человеческой деятельности есть основополагающая, производственно-материальная деятельность. Люди в первую очередь создают материальные условия жизни, а уже потом пишут стихи, занимаются политикой и т.п.

* Концепция отчуждения; выделялись такие формы отчуждения:

-Отчуждение условий труда от самого труда.

- Отчуждение результатов труда.

- Отчуждение идеологии от жизни.

.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.01 с.)