Особливості проведення загальнорозвивальних вправ з предметами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особливості проведення загальнорозвивальних вправ з предметами



План

  1. Особливості проведення загальнорозвивальних вправ з предметами
  2. Вправи з гімнастичною палкою
  3. Вправи з великими та малими м’ячами
  4. Вправи з обручем

Особливості проведення загальнорозвивальних вправ з предметами

При занятиях ОРУ используются предметы с различной целью, чаще всего как отягощения, а также как средство воспитания точ­ности движений и повышения интереса к занятиям.

Гимнастическая палка используется как ограничитель движений, уточняющий их направление и амплитуду. Кроме того, ее можно применять как опору для упражнений в упорах и висах при заня­тиях с партнерами. Типичными упражнениями со скакалкой являются прыжки с перепрыгиванием через нее: на двух и на одной ноге, с вращением скакалки вперед и назад, на каждое вращение скакалки и с промежуточными подскоками, с двойным вращением, в приседе и ряд других прыжков. Скакалку, сложенную вдвое, втрое или вчетверо, используют и как палку. Применяется и д л и н-ная скакалка для перепрыгиваний при вращении ее за кон­цы двумя партнерами.

Мячи надувные используются для бросков и ловли при индивидуальных, парных и групповых упражнениях. М алые (теннисные) мячи применяются также для метания в цель/

Мячи набивные разного веса служат отягощением, а также ограничителем движений и опорой при выполнении ряда упражнений (к примеру, прогибания лежа с опорой спиной о мяч).

Гантели разного веса широко применяются как отягоще­ния, усиливающие эффект при динамических упражнениях скоростно-силового характера (малого веса) и при силовых динамических и статических упражнениях (среднего и большого веса). С этой же целью используются резиновые и пружинные амортизаторы.

Многие ОРУ можно выполнять с использованием гимнастиче­ской скамейки и гимнастической стенки.

Скамейка служит опорой в положении сидя, упоре лежа, пре­пятствием при прыжках. Многие упражнения можно выполнять, пользуясь скамейкой как отягощением, поднимая ее руками или ногами группой занимающихся.

На гимнастической стенке благодаря конструкции снаряда мож­но выполнять специфические упражнения с опорой руками и но­гами о рейки на разной высоте.

ОРУ целесообразно проводить также с партнером — вдвоем, втроем. Это расширяет возможности использования ОРУ: взаимодействие партнеров может облегчать или усложнять двига­тельную задачу, а в целом повышает эмоциональный фон занятий.

Многие ОРУ в школе проводятся с предметами (скакалками, обручами, палками, набивными мячами, гантелями и т. п.). Они повышают у детей интерес к занятиям. Мышечные ощуще­ния сигнализируют о положении частей тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе от­дельных мышечных групп, коррекции выполняемого движения с заданным образцом. Использование предметов создает ощуще­ние сопротивления. При этом физические усилия становятся от­четливее, лучше осознаются. Некоторые предметы помогают дифференцировать мышечные ощущения (гантели, набивные мячи и др.).

1. Поэтому развитие двигательных качеств и способностей в уп­ражнениях с предметами происходит значительно эффектив­нее. Все упражнения с предметами в той или иной степени тре­буют работы пальцев рук. Совершенствование координации движений пальцев важно и для интеллектуального развития де­тей. В упражнениях с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ни­ми, организованно и быстро брать и класть их на место. Терми­нологические основы названий упражнений с предметами ана­логичны терминологии упражнений без предметов. Некоторую специфику имеют упражнения с гимнастическими палками.

Методика обучения

В I—II классах включается много упражнений типа заданий, упражнения с балансированием палки на раскрытой ладони, приседания с опорой палкой о пол. В III—IV классах упражнения с гимнастической палкой усложняются и требования к их выполнению приближаются к принятым в гимнастике. Упражнения с палками способствуют более точной фиксации различных положений рук, туловища, головы и ног, а также луч­шему контролю за выполнением движений как со стороны учите­ля, так и со стороны учащихся.

Упражнения с палкой обычно проводятся на месте, в разомкну­той колонне.

Палки можно раздавать следующими способами: а) учащиеся берут палки из ящика или пирамиды во время движения в колон­не по одному; б) дежурные выдают палки ученикам, стоящим в шеренге, колонне; в) впереди стоящие ученики раздают палки по рядам; г) дежурные заранее кладут палки на пол.

Сбор палок должен быть также организованным. Их могут со­бирать дежурные, учащиеся, стоящие первыми в рядах или колон­нах. Кроме того, ученики сами могут убирать их в отведенное место.

К разучиванию упражнений с гимнастической палкой нужно приступать после упражнений без предметов.

Етапи навчання (1 етап):

1. Сначала необходимо научить детей основным хватам: хвату сверху и снизу, удерживая палку за концы одной и двумя руками и за середину. Ознакомление учащихся с основными способами держания палки: палка вниз — палку взять за концы прямыми руками (вни­зу перед бедрами), хватом сверху

Изучая хват сверху, учитель должен продемонстрировать положение хвата, обращая внимание на способ размещения пальцев— четыре сверху, а большой снизу в обхват. Правильное освоение именно этого хвата создает благоприятные предпосылки к изуче­нию в дальнейшем лазания по гимнастической стенке, где от точности хвата, а значит, и его прочности зависит безопасность.

2. При этом всегда следует обращать внимание на пра­вильную осанку, на точность исходных и конечных положений.

Несколько первых занятий нужно посвятить овладению навыком перемещения (перевода) палки из горизонтального положения в вертикальное ("к плечу - один конец палки внизу в правой руке, между большим и указательным паль­цами, другой — у правого плеча), и наоборот. Движения прямыми руками с палкой: палка горизонтально вперед, палка горизонтально вверх. Этот этап обучения можно считать законченным, когда движения учащихся станут свободными и правильными, а положения палки—точными.

Положение «палка внизу» явля­ется основным во время выполнения упражнений на месте; положение «палка к плечу» используется во время передвижения уча­щихся (рис. 35). При беге палку держат за середину в левой руке.

ІІ этап:

На каждом занятии, после освоения элементарных движений, связанных с перемещением палки (палку вверх, на голову, на лопатки, на грудь и т.д.), следует включать упражнения для других частей тела (ног, туловища) и сочетать их с движениями руками при перемещении палки в то или иное положение. Например: присед, палку вперед; встать, палку на грудь и др.

Внимание учеников концентрируется в первую очередь на движении или положении самой палки, а затем на положении или движении отдельных частей тела. Поэтому необходимо, чтобы учащиеся свободно выполняли различные движения отдельными частями тела без предмета и владели навыком определения положения тела в пространстве, что имеет существенное значение для овладения упражнениями с гимнастической палкой.

1. Сгибание и выпрямление рук с палкой (палка в горизонтальном положении): палка на грудь, на голову, за голову (рис. 36), на лопатки, вверх, вперед, вниз Соединение сгибаний и выпрямлений рук с палкой (палка в горизонтальном положении): палка на грудь — вперед — вниз; палка вперед—-на грудь — вниз; палка вперед —вверх — за голо­ву; палка вперед — за голову — вверх — на грудь — вперед — вниз.

2. Соединение движений рук с палкой (палка в горизонтальном положении) с наклонами туловища: наклон туловища вперед —палка вперед; наклон туловища вперед — палка вверх; наклон ту­ловища назад — палка вперед-вверх; наклон туловища вперед —палка на голову, за голову; наклон туловища назад — палка на голову, за голову.

3. Соединение движений рук с палкой (палка в горизонтальном положении) с поворотами туловища. Пример: и. п. — стойка ноги врозь на ширине плеч, палка вперед. 1—поворот туловища вправо— палка на грудь; 2— поворот туловища прямо — палка вверх; 3—поворот туловища влево — палка на грудь.

4. Наклоны туловища (палка за спиной, на локтевых сгибах, на лопатках).

5. Повороты туловища (палка за спиной, на локтевых сгибах, на лопатках).

6. Перешагивание через палку (палка горизонтально) вперед, назад (рис. 37). Обучение перешагиванию через палку надо начи­нать с держания палки двумя руками ближе к середине. Чем шире держится палка, тем труднее выполнять упражнение.

7. Упражнения 5—8, но выполнять в основной стойке, в стой­ ке ноги врозь — на ширине плеч, шире плеч, правая нога (левая) впереди.

8. Сгибания и выпрямления рук с палкой (палка горизонталь­ но) с одновременным изменением положения ног. Примеры: палка вперед — стойка ноги врозь, правая впереди; палка вверх — стой­ка ноги врозь, на ширине плеч; палка на грудь —стойка ноги врозь, левая назад и др. Сгибания и выпрямления рук с палкой (палка горизонталь­
но) с одновременным выполнением выпадов вперед, в стороны. Примеры: палка вперед — выпад правой в сторону; палка на грудь — выпад левой вперед и др.

9. Соединение движений рук с палкой (палка горизонтально) с наклонами и поворотами туловища. Пример: и. п. — стойка ноги врозь на ширине плеч, палка внизу. 1—палка вверх, поворот туловища вправо; 2 — палка на голову, наклон туловища вперед; 3 — палка вверх, выпрямиться; 4 — поворот туловища влево и т. д.

10. Круговые движения туловищем, палка за спину, за голову, на локтевых сгибах, на грудь.

11. Подбрасывание и ловля палки в горизонтальном положе­нии двумя руками, одной рукой, за концы и за середину палки.

12. Балансирование палкой на ладони, на пальце правой, ле­вой руки.

13. Палка вертикально: перед грудью в прямых руках, правая (левая) рука вверху.

14. Выполнение изученных упражнений в сочетании с движе­ниями ног, туловища, головы, с приседаниями, подскоками.

15. Выполнение изученных упражнений во время ходьбы.

Упражнения с палками можно выполнять в положении стоя, сидя на гимнастической скамейке, на полу. Упражнения с палками можно проводить в виде комплексов общеразвивающих упражнений.

Большое значение в занятиях с детьми младших классов нужно
уделять упражнениям с подбрасыванием и ловлей палки. Ловля падающей палки воспринимается учащимися с огромным интересом. Выполняются эти упражнения индивидуально. Большая трудность в обучении заключается в том, что учащиеся, особенно мальчики, с самого начала стремятся подбросить палку как можно выше, а это неизбежно приводит к потерям ее и шуму. Для достижения мягкости и согласованности движений рук и ног в этой группе упражнений сначала надо несколько раз выполнить замах и имитацию броска без выпуска палки. Позже, демонстрируя подбрасывание, надо обратить внимание учащихся на симметричную работу рук в момент выпуска палки, чтобы не нарушить ее горизонтальное положение.

Ловля осуществляется только за концы, большой палец I снаружи. До тех пор, пока ученики не научатся симметричному i распределению усилий между правой и левой рукой, не следует разрешать подбрасывание выше 20—30 см. Вначале вся работа ведется только в индивидуальном темпе, при этом некоторым можно разрешить броски повыше. Если проводить ее в виде соревнований "кто лучше", "кто не уронит палку" и т. д. — эффект от занятий будет намного выше.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

В начале обучения упражнения с мячом носят исключительно индивидуальный характер: каждый учащийся упражняется с от­дельным мячом. Затем переходят к выполнению упражнений вдво­ем, а потом в группах. Усложнения при занятиях вдвоем и в груп­пах те же, что и при индивидуальных занятиях.

В самом начале обучения упражнениям с большими мячами следует прежде всего научить детей правильно держать мяч. Мяч держат двумя руками, руки слегка согнуты в локтях, пальцы ши­роко разведены и направлены вперед. Во время обучения передаче и ловле мячей основное внимание уделяется наиболее рациональным, точным движениям. Учащихся надо научить передаче мяча двумя руками снизу, от груди, от правого (левого) плеча и ловле мяча.

Бросковые упражнения. Бросковые упражнения в парах или групповые в условиях большого зала или на летней площадке можно выполнять в полную силу. Эти упражнения полезны для воспитания у занимающихся умений дифференцировать свои усилия и управлять двигательными действиями.

В бросковых упражнениях с мячом два основных двигательных действия — бросание (в том числе и метание) и ловля. Обучение им осуществляется параллельно.

Мяч бросают с предварительным маховым движением руки или рук, причем мяч продолжает это движение в полете. Броски и ловля всегда связаны с предварительным и сопровождающим махом. Сопровождающим махом можно придать мячу новое направление. Предварительные и сопровождающие махи не следует разделять, они должны быть тесно связаны с броском и ловлей.

Дугообразные броски выполняются через голову и через плечо в боковой и лицевой плоскостях.

Ловля по координации значительно сложнее метания, так как одновременно необходимо определить направление, скорость, объем и вес летящего мяча и в зависимости от этого применить тот или иной прием ловли. При ловле набивного мяча возможны травмы суставов пальцев и даже лучезапястного сустава. Поэтому нужно научить занимающихся прежде всего правильным приемам ловли мяча. Для этого очень полезны упражнения с мячом меньшего веса (волейбольные, футбольные и др.) и в бросках с малой скоростью полета мяча.

Начинать обучение нужно ловле двумя руками на средней высоте. Техника ловли мяча заключается в быстром поднимании рук навстречу летящему мячу с таким расчетом, чтобы руки встретились с мячом в момент вытягивания. Вытянутые вперед руки с раскрытыми ладонями и напряженно расставленными пальцами образуют воронку, в которую и нужно поймать мяч. Кисти рук расположены уже, чем диаметр мяча. Как только пальцы рук почувствуют прикосновение мяча, руки сейчас же сгибаются в локтях, чтобы ослабить силу летящего мяча. Прижимать мяч к туловищу не следует. В исключительных случаях, когда мяч брошен сильно и удержать его без дополнительной опоры невозможно, прибегают к захвату мяча, прижимая его к груди. Необходимо направлять броски мяча не прямо в партнера, а немного левее или правее во избежание резких ударов в грудь или в лицо.

Наиболее распространенные ошибки: преждевременное вытягивание рук вперед (ожидание мяча с поднятыми руками); параллельное держание кистей с напряженными выпрямленными и соединенными пальцами, что вызывает повреждение кистей; прижимание мяча к туловищу.

При ловле мяча одной рукой можно применять захват сверху, но этот прием довольно труден.

Ловить мяч можно различными способами: одной и двумя руками над головой (спереди на уровне груди, пояса, коленей), с поворотами и без поворотов, а также из разных исходных положений (сидя, лежа, с выпадом вперед, стоя на колене или коленях и др.).

Упражнения можно усложнять, увеличивая расстояние между занимающимися, дополнительными заданиями (хлопнуть в ладоши, присесть, повернуться и т. д.), изменением исходного положения (сидя, стоя, лежа и др.), а также введением второго мяча.

Перекаты мяча. Выполняются плавными толчками двумя (одной) руками, чтобы положенный на пол мяч катился в нужном направлении без отскоков. Направление переката создается пальцами (бить по мячу нельзя). Выполнять перекаты можно из различных исходных положений (стоек, положений сидя и т. п.) и построениях (в кругах, шеренгах).

Передача мяча. Предварительно занимающихся надо научить правильно держать мяч: двумя руками с боков, широко расставив пальцы. Для запоминания предложить несколько раз взять руками лежащий на полу мяч.

При передаче мяча по кругу и в шеренге, например вправо, следить за тем, чтобы ученики держали левую руку сверху, а правую снизу. Во время приема мяча слева правая рука располагается сверху, а левая снизу.

Передача мяча в колонне (справа, слева, над головой, между ногами) осуществляется почти прямыми руками. Мяч не выпускают из рук до тех пор, пока не будет уверенности в том, что он принят партнером. Как правило, мяч принимают одной рукой снизу, а другой сверху, а при передаче держат с боков.

Передача мяча двумя руками снизу. Ноги врозь, на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, руки с мячом внизу, между коле­нями, туловище слегка наклонено вперед. С одновременным вы­прямлением туловища и ног мяч бросают вперед-вверх (угол по­лета 45°) прямыми руками, соразмеряя силу броска с необходи­мой дальностью полета мяча.

Передача мяча двумя руками от груди. Ноги слегка врозь, по­лусогнуты. Мяч держат двумя руками на уровне груди, руки согнуты в локтях, пальцы широко разведены и обращены вперед-вверх. Передача выполняется быстрым выпрямлением рук с зак­лючительным толчком кистями и пальцами. Одновременно с вып­рямлением рук выпрямляются ноги. Чтобы бросить мяч дальше, делают шаг вперед (рис. 32).

Передача мяча одной рукой от плеча. В начале обучения мяч держат одной рукой и поддерживают другой. Рука с мячом около плеча, мяч лежит на широко разведенных пальцах. Руки согнуты в локтях, туловище повернуто в сторону руки, бросающей мяч, но­ги врозь, одна впереди (при броске правой рукой — впереди ле­вая нога). Бросающий смотрит в направлении броска. Передача выпол­няется за счет поворота туловища, быстрого выпрямления руки и сопровождается движением кисти. Одновременно с этим опускается рука, поддерживающая мяч. Вес тела во время броска переносят на впереди стоящую ногу

Ловля мяча двумя руками. При ловле высоко летящих мячей руки поднимают вверх-вперед навстречу мячу, пальцы разведе ны и готовы принять мяч. При соприкосновении с мячом пальцы обхватывают мяч, а руки, сгибаясь в локтях, смягчают полет. При ловле низко летящих мячей руки опускают навстречу мя­чу, туловище наклоняют вперед; ноги врозь (или одна нога впе­реди), полусогнуты, ступни параллельны.

Броски и ловлю мячей изучают параллельно. Эти приемы луч­ше всего выполнять, когда ученики стоят в разомкнутых шеренгах лицом друг к другу. Передавать и ловить мячи можно прямо перед собой, под углом, при различном положении ног и рук, с ша­гом вперед и назад. Те же упражнения проводят в движении по кругу. При этом учащиеся передвигаются вправо или влево про­извольными, приставными шагами или вперед друг за другом. Если площадка (зал) большая, то передачу и ловлю мячей можно проводить в группах, расположенных квадратами, чередуя броски и ловлю с разных сторон. В небольших по площади помещениях очень хорошо проводить передачу и ловлю мячей, стоя в колоннах по одному. При этом колонны находятся друг против друга на расстоянии 4—8 м. После ловли и броска мяча ученик становится в конце колонны.

Броски и ловля мяча. Броскам предшествует пружинящее движение ногами с последующим выпрямлением тела и рук вверх. Когда это движение усвоено, можно приступить к броскам двумя, а затем одной рукой.

Вначале броски выполняют не выше 1—1,5 м, а затем сложность постепенно увеличивается за счет изменения высоты броска, введения различных дополнительных движений руками, ногами, туловищем. Например, сначала дается задание — перед ловлей мяча хлопнуть в ладоши один раз, затем два-три раза и, наконец, максимальное количество раз. Применяют хлопки в ладоши впереди и сзади туловища, чередуемые хлопки (один впереди, а другой сзади и др.).

После освоения элементарных приемов бросков и ловли упражнения усложняются изменением исходного положения занимающегося (присед, наклоны, выпады, шаги и т. д.), затем осваиваются броски и ловля двумя руками от груди, из-за головы, от плеча. Вначале упражнения выполняются на месте, затем с поворотами и далее в движении.

Перебрасывание. Эти движения осваиваются в парах. Учеников выстраивают друг против друга в две шеренги с интервалами 1—2 м. Расстояние между партнерами определяется в зависимости от подготовленности занимающихся, а также от веса мяча. Вначале расстояние должно быть небольшим, а в дальнейшем увеличивается до 4 —5 м (шагов).

На начальном этапе обучения бросковым упражнениям можно предложить такую последовательность: бросок двумя руками от груди; бросок двумя руками снизу; бросок из-за головы; бросок от плеча.

По мере усвоения материала эти упражнения осваиваются одной рукой (вначале броски, а затем ловля).

Сначала осваиваются упражнения стоя в шеренгах лицом друг к другу, затем лицом в одном направлении (бросок выполняют учащиеся, стоящие спиной к партнеру), далее боком друг к другу и спиной.

Упражнения с малыми мячами

1. Произвольные упражнения с мячом.

2. Подбрасывание и ловля мяча.

3. Подбрасывание мяча одной рукой и ловля его двумя руками.

4. Подбрасывание мяча одной рукой (по заданию учителя) и ловля двумя.

5. Подбрасывание мяча вверх и ловля его после отскока от пола.

6. Удары мячом о пол и ловля его двумя руками.

7. Чередование бросков мяча вверх, ловли его, ударов о пол и ловли двумя руками.

8. Броски мяча в стену (высота — 2—3 м) и ловля его двумя руками.

9. Броски мяча в стену и ловля его после отскока от пола.

10. Броски мяча в стену определенной (по заданию учителя) рукой и ловля двумя руками.

11. То же, что и 10, но ловля после отскока от пола.

12. Отбивание мяча двумя руками вверх.

13. Удары мячом о пол.

14. Отбивание мяча вверх, удары о пол и их соединения.

15. Подбрасывание мяча вверх и ловля его после дополнительных движений (хлопнуть в ладоши, присесть, подпрыгнуть и др.).

16. Удары мячом о пол и ловля после дополнительных движений.

17. Подбрасывание мяча и удары о пол в сочетании с дополнительными движениями.

18. Удары мячом в стену и ловля после дополнительных дви­жений.

19. Перебрасывание мячей друг другу в парах, шеренгах н небольшом расстоянии.

20. Перебрасывание мячей друг другу по заданию учителя (бросить правой — поймать двумя, бросить левой —поймать двумя).

21. Перебрасывание мяча друг другу с дополнительными заданиями (перед ловлей хлопнуть в ладоши, присесть, прыгнуть на месте и др.).

22. Подбрасывание и ловля мяча одной рукой.

23. Подбрасывание мяча вверх одной рукой (по заданию учителя) и ловля любой рукой.

24. То же, что 22 и 23, но с дополнительными заданиями (хлопнуть в ладоши, присесть, подпрыгнуть, повернуться направо, на­лево, кругом).

25. Броски мяча в стену одной рукой и ловля одной любой рукой.

26. То же, что и 25, но с дополнительными заданиями.

27. Удары мячом о пол и ловля мяча одной рукой.

28. То же, что и 27, но с дополнительными движениями.

29. Соединение бросков мяча вверх и ударов о пол с ловлей одной рукой.

30. То же, что и 29, но с дополнительными движениями.

31. Перебрасывание мяча друг другу в парах, в шеренгах изученными способами и ловля одной рукой.

32. То же, что и 31, но с дополнительными движениями.

33. Броски мяча вверх одной рукой и ловля одной (по заданию).

34. Удары мячом о пол одной рукой и ловля одной (по за­ данию).

35. Броски мяча в стену одной рукой и ловля одной (по зада­нию).

36. Соединение бросков мяча вверх и ударов о пол одной рукой с ловлей одной (по заданию).

37. То же, что и 33—36, но с дополнительными движениями.

38. Броски мяча вверх под вытянутой вперед рукой и ловля любой рукой.

39. То же, что и 38, но ловля одной рукой (по заданию).

40. То же, что и 38—39, но с дополнительными движениями.

41. Броски мяча вверх под поднятой вперед ногой и ловля его двумя руками.

42. То же, что и 41, но ловля одной рукой.

43. То же, что и 41, но ловля одной рукой по заданию.

44. То же, что и 41, но мяч бросать по заданию учителя (снаружи или изнутри).

45. То же, что и 41—44, но с дополнительными движениями.

46. Броски мяча одной рукой сзади о пол и ловля его двумя руками с поворотом туловища.

47. То же, что и 46, но ловля одной рукой.

48. Перебрасывание мяча друг другу в парах, в шеренгах изученными способами с постепенным увеличением расстояния между партнерами, между шеренгами.

49. Выполнение ранее изученных упражнений во время ходьбы в колонне, в шеренге (подбрасывание мяча вверх, удары о пол двумя руками и одной рукой и др.). Все упражнения с мячами надо выполнять как правой, так и левой рукой.

Вправи з обручем

Обруч, на відміну від інших предметів, має жорстку конструкцію та фактуру. Тому з ним можна виконувати й такі рухи, як стрибки в нього та через нього (за зразком скакалки), перекочувати й по-різному обертати його. Вправи з обручем — ефективний засіб для розвитку координації, швидкості рухової реакції, точності рухів. Вправи з обручем збільшують силу рук, особливо пальців і кисті, ефективно впливають на формування правильної постави. Щоб розв'язати конкретні завдання уроку, вправи у пропонованих комплексах розподілені на групи: вправи з обручем діаметром 60 см (малий обруч) і вправи зі звичайним гімнастичним обручем діаметром 90 см. Усі рухи з обручем виконують однією або двома руками в різних напрямках і площинах, у сполученні рухами тулуба та ніг.

Упражнения с обручем — это повороты, вращения, махи и круги, перекаты, прыжки в обруч и через него, броски и ловля.

Повороты обруча выполняются двумя руками в лицевой, боко­вой и горизонтальной плоскостях с различными движениями ту­ловища и ног.

Вращения обруча осуществляются в лицевой, боковой и гори­зонтальной плоскостях слегка согнутой в локтевом суставе рукой. При этом обруч находится между большим и указательным паль­цами, кисть вертикальна, большой палец обращен вверх, для того чтобы обруч не соскальзывал на предплечье. Вращение произво­дится только на кисти, независимо от положения руки (вперед, в сторону, вверх). Нарушение плоскости при вращении является ошибкой.

Махи и круги обручем выполняются по дуге, по кругу, восьмер­кой в различных плоскостях; подразделяются на малые (выполня­ются движением кисти прямой руки), средние (сгибанием руки в локтевом суставе), большие (выполняются ненапряженной рукой от плеча).

Перекаты обручем могут быть выполнены по полу в боковой и лицевой плоскостях и по различным звеньям тела без нарушения направления движения.и плоскости обруча.

Прыжки в обруч и через него характеризуются сложной коорди­нацией движений. Выполняются в качающийся обруч в передне-заднем, боковом направлениях; обруч вращают как скакалку. При выполнении прыжка в качающийся обруч кисть с обручем при­жата к туловищу на уровне пояса. После прыжка из обруча — пря­мая рука с обручем вперед (в сторону) параллельна полу. Прыжок в обруч, вращая его назад, выполняется в момент опускания его к пяткам. Прыжки в обруч и из него, через него выполняются лег­ко, с мягким приземлением.

Броски и ловля обруча — сложные движения, выполняемые в наклонном, вертикальном и горизонтальном положениях, двумя Или одной рукой. Чтобы обруч сохранил правильное положение в полете, необходимо придать ему нужное направление в исходном положении.

Начинать обучение броскам следует с бросков двумя руками. Броски двумя руками выполняются в наклонной плоскости (впе­ред-кверху), в горизонтальной плоскости (хватом обруча сбоку снизу), в вертикальной плоскости (хват обруча снизу). Броски со­провождаются пружинным движением ног.

Броски одной рукой выполняются в боковой и лицевой плос­костях, после маха или с вращения. Ловля также может осуществ­ляться хватом или во вращение. Сложность выполнения бросков будет зависеть от исходного положения, ловли и дополнительных движений во время полета обруча.

ВПРАВИ З ОБРУЧЕМ

1. На рівному майданчику кидають обруч так, щоб він пролетів уперед і повернувся назад.

2. Пробігання через обруч, що повільно котиться по прямій.

3. Стрибок вгору прогнувшись, ноги нарізно над обручем, що котиться назустріч.

4. Обертати обруч правою (лівою) рукою в різних площинах (перед собою, збоку, над головою).

5. Обертати обруч навколо шиї, пояса.

6. Покотити обруч вперед наздогнати його і перестрибнути способом «переступання».

7. Біг в обручі вдвох обличчям вперед приставними кроками, тримаючись попід руки; обличчям або спиною одне до одного.

Загальнорозвивальні вправи з малим обручем (60 см)

1. В. п.— вузька стійка, обруч хватом із боків унизу. 1 — обруч уперед; 2 — обруч угору горизонтально, дивитися на обруч (рис. 1); З — обруч уперед; 4 — в. п. Руки прямі, піднімаючи обруч угору, потягнутися за ним, зберігати правильну поставу, рухи виконують тільки руки.

 

2. В. п.— стійка, ноги нарізно, обруч вертикально в бічній площині спереду, хватом правої руки за верхній край. Розгойдування обруча назад, перекладаючи з руки в руку перед собою. Те саме, перекладаючи обруч за спиною (рис. 2). Стояти прямо, голову не опускати, передавати обруч з однієї руки в іншу прямими руками.

3. В. п.— стійка, ноги нарізно, обруч унизу, хват іззовні. 1 — обруч уперед вертикально; 2 — нахил уперед, прогнувшись (рис. 3); 3 — випрямитися, обруч уперед; 4 — в. п. Під час нахилу підняти голову й дивитися вперед в обруч, ноги не згинати, випрямляючись, набирати правильної постави.

4. В. п.— о. с, обруч спереду. 1 — поворот тулуба ліворуч, дивитися на ліву руку (рис. 4); 2 — в. п.; З—4 — те саме в іншу сторону. Варіант: 1 — поворот тулуба праворуч, дивитися на праву руку; 2— З — тримати; 4 — в. п.; 5—8 — те саме в іншу сторону. Під час повороту в сторону не нахилятися, ноги з місця не зрушувати, п'ятки від підлоги не відривати, кисті рук утримувати на висоті плечей. 6. В. п.— о. с, обруч вертикально на підлозі, хват за верхній

5. В. п.— стійка, ноги нарізно, руки на поясі. 1 — нахил, узяти обруч хватом іззовні з боків; 2 — нахил прогнувшись, обруч угору; 3 — нахил, обруч на підлогу; 4 — в. п. Класти обруч на підлогу без шуму, під час нахилу вперед підняти голову й дивитися вперед в обруч, ноги не згинати.

План

  1. Особливості проведення загальнорозвивальних вправ з предметами
  2. Вправи з гімнастичною палкою
  3. Вправи з великими та малими м’ячами
  4. Вправи з обручем

Особливості проведення загальнорозвивальних вправ з предметами

При занятиях ОРУ используются предметы с различной целью, чаще всего как отягощения, а также как средство воспитания точ­ности движений и повышения интереса к занятиям.

Гимнастическая палка используется как ограничитель движений, уточняющий их направление и амплитуду. Кроме того, ее можно применять как опору для упражнений в упорах и висах при заня­тиях с партнерами. Типичными упражнениями со скакалкой являются прыжки с перепрыгиванием через нее: на двух и на одной ноге, с вращением скакалки вперед и назад, на каждое вращение скакалки и с промежуточными подскоками, с двойным вращением, в приседе и ряд других прыжков. Скакалку, сложенную вдвое, втрое или вчетверо, используют и как палку. Применяется и д л и н-ная скакалка для перепрыгиваний при вращении ее за кон­цы двумя партнерами.

Мячи надувные используются для бросков и ловли при индивидуальных, парных и групповых упражнениях. М алые (теннисные) мячи применяются также для метания в цель/

Мячи набивные разного веса служат отягощением, а также ограничителем движений и опорой при выполнении ряда упражнений (к примеру, прогибания лежа с опорой спиной о мяч).

Гантели разного веса широко применяются как отягоще­ния, усиливающие эффект при динамических упражнениях скоростно-силового характера (малого веса) и при силовых динамических и статических упражнениях (среднего и большого веса). С этой же целью используются резиновые и пружинные амортизаторы.

Многие ОРУ можно выполнять с использованием гимнастиче­ской скамейки и гимнастической стенки.

Скамейка служит опорой в положении сидя, упоре лежа, пре­пятствием при прыжках. Многие упражнения можно выполнять, пользуясь скамейкой как отягощением, поднимая ее руками или ногами группой занимающихся.

На гимнастической стенке благодаря конструкции снаряда мож­но выполнять специфические упражнения с опорой руками и но­гами о рейки на разной высоте.

ОРУ целесообразно проводить также с партнером — вдвоем, втроем. Это расширяет возможности использования ОРУ: взаимодействие партнеров может облегчать или усложнять двига­тельную задачу, а в целом повышает эмоциональный фон занятий.

Многие ОРУ в школе проводятся с предметами (скакалками, обручами, палками, набивными мячами, гантелями и т. п.). Они повышают у детей интерес к занятиям. Мышечные ощуще­ния сигнализируют о положении частей тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе от­дельных мышечных групп, коррекции выполняемого движения с заданным образцом. Использование предметов создает ощуще­ние сопротивления. При этом физические усилия становятся от­четливее, лучше осознаются. Некоторые предметы помогают дифференцировать мышечные ощущения (гантели, набивные мячи и др.).

1. Поэтому развитие двигательных качеств и способностей в уп­ражнениях с предметами происходит значительно эффектив­нее. Все упражнения с предметами в той или иной степени тре­буют работы пальцев рук. Совершенствование координации движений пальцев важно и для интеллектуального развития де­тей. В упражнениях с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ни­ми, организованно и быстро брать и класть их на место. Терми­нологические основы названий упражнений с предметами ана­логичны терминологии упражнений без предметов. Некоторую специфику имеют упражнения с гимнастическими палками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.119 с.)