Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Своеобразие драматургии АндрееваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Драматургия Леонида Николаевича Андреева (1871-1919) неразрывно связана с процессами, происходившими в мировой драме в начале XX века. В это время в Европе и России появились течения, которые оспаривали право реализма занимать главенствующее положение в литературе и искусстве: символизм, дадаизм, сюрреализм, имажинизм, импрессионизм. Из преобразующего движения драматургов разных стран - Г.Ибсена, А.П.Чехова, М.Метерлинка, Г.Гауптмана, А.Стриндберга, Б.Шоу, Б.Брехта - родилось литературное явление - "новая драма". Авторы принадлежали к разным художественным направлениям, национальным традициям, но одинаково чувствовали проблемы художественной гармонии и визуализации целостной картины жизни. "Хорошо сделанной" драме они противопоставили трагизм повседневной действительности. В России рождение "новой драмы" связано, в первую очередь, с именем Антона Павловича Чехова (1860-1904). Появление на русской сцене пьес этого автора стало вехой, отметившей возникновение качественно иной драматургии, доселе неведомой русскому и европейскому зрителю. Чехов Щ одним из первых почувствовал, что современному театру необходим синтез драматических и сценических средств, чтобы в полной мере отразить всю сложность взаимоотношений людей в обществе и осмыслить место отдельной личности в нем. На опыт А.П.Чехова в поисках нового пути развития драматического искусства опирался Леонид Николаевич Андреев, который считал его своим учителем. «Чехов не любил моих рассказов и, наверное, ненавидел бы мои драмы - и все-таки я его продолжатель. И именно тем, что ни по содержанию, ни по форме я как будто не буду.похож на него - именно этим Ijl самым я продолжу его». (11;386) Андреев считал, что новый театр должен быть театром психологическим. Свое понимание драмы будущего он сформулировал в «Письмах о театре» в 1912-1913 годах, объяснив то, к чему стремился и что искал. «И если материалом для новой драмы, - писал Андреев, - останется - все тот же старый, добрый мир и люди, то содержанием станет душа мира и людей <...> как у Чехова: каждая вещь должна доказать свою необходимость, и раз это сделано, она становится одушевленной, необходимой частью общей души героев». (6;545,549) Продолжая чеховскую традицию, он исследовал внутренний мир человека. И здесь нельзя не заметить опосредованного влияния на творчество Андреева идей Ф.М.Достоевского (1821-1881) и "диалектики человеческой души" Л.Н.Толстого (1828-1910). Именно тайные механизмы зарождения и развития тех или иных чувств, побудительных мотивов, толкающих героев подчас на жуткие поступки, стали особенно важными для писателя. Талантливый прозаик, драматург и публицист, Андреев всегда шел по собственному пути освоения тем, которые волновали его. Сочетая в своих произведениях технику разных литературных направлений, он оставался верен себе. Способность к синтезу приемов различных литературных направлений в разное время заставляла современников, исследователей Андреева, относить его то к одному, то к другому литературному течению. Ф.Д.Батюшков отмечал сходство творческого метода Андреева с манерой таких драматургов-символистов, как Г.Гауптман и М.Метерлинк. А.А.Блок, напротив, считал Андреева яркой индивидуальностью, не испытывающей никаких сторонних влияний. М.А.Протопопов так писал о творческой манере Андреева: «По основному свойству своего дарования он реалист, но червоточина декаденства очень заметным образом испортила его».(193;198) А.В.Луначарский видел Андреева в одном ряду с французскими декадентами с С.Пшибышевским и Д'Аннунцио. В.Л.Львов-Рогачевский писал: «Леонид Андреев не только духовный сын Э.По <...> - Л.Андреев в то же время собрат по настроению целому ряду художников наших дней, представителей "больного искусства", в произведениях которых отразился тот же стиль "Moderne"». (147;95) Итак, при жизни писателя его творчество чаще всего относили к двум литературным направлениям: символистскому и реалистическому. Однако критики так и не пришли к единому мнению. Символисты, в частности, В.Я.Брюсов, говорили, что материалистическое мировоззрение не позволяет Андрееву проникнуть в суть вещей, понять их истинный мистический смысл. Реалисты, напротив, упрекали его в любви к символизму и всякого рода мистицизму в ущерб более психологичной проработке образов героев. Писателя обвиняли в антирелигиозной направленности его произведений, излишней мрачности, фатализме и неверии в человека, но, несмотря на это, никто и никогда не пытался оспорить его писательский дар. Позже, в 20-е годы XX века, появился новый взгляд на литературный метод писателя: критики наряду с реалистическими и символистскими тенденциями теперь отмечали в творчестве Андреева и экспрессионистические черты. Такие исследователи, как К.В.Дрягин, А.М.Линин, Б.В.Михайловский находили, что Андреев стал одним из первых и наиболее значительных представителей экспрессионизма в русской литературе. В 30-50-е годы имя Андреева-драматурга оказалось в забвении. Лишь с появлением в 1957 году сборника повестей и рассказов Л.Андреева в издательстве «Художественная литература» (вступительная статья Ф.М.Левина), а в 1959 году сборника избранных пьес, выпущенного издательством «Искусство» в серии «Библиотека драматурга» (вступительная статья «О пьесах Леонида Андреева» А.Л.Дымшица) и книги Л.Н.Афонина «Леонид Андреев» можно говорить о новом этапе в изучении творчества писателя. Важным моментом явилось издание в 1962 году Тартусским университетом "Неизданных писем Леонида Андреева (К творческой истории пьес периода первой русской революции)" со вступительной статьей В.И.Беззубова, в 1965-м - 72-го тома "Литературного наследства" Института мировой литературы им.А.М.Горького АН СССР "Горький и Леонид Андреев. Неизданная переписка" (вступительная статья К.Д.Муратовой) и в 1966 году писем Андреева к Вл.И.Немировичу-Данченко и К.С.Станиславскому, опубликованных в сборнике "Вопросы театра". В 1968 году в 209 выпуске Тартусского сборника была напечатана статья В.И.Беззубова «Леонид Андреев и Московский Художественный театр», посвященная творческому сотрудничеству драматурга с двумя великими режиссерами-основателями МХТ. Необходимо также отметить статью Н.В.Гужиевой «Драматургия Леонида Андреева 1910-х гг.» в журнале "Русская литература" (1965, №4) о пьесах периода "панпсихе", где автор дает анализ пьес и исследует теорию театра "панпсихе". В 1971 году появилась книга Ю.В.Бабичевой «Драматургия Леонида Андреева эпохи первой русской революции», изданная в качестве учебного пособия для самостоятельного изучения курса русской литературы конца XIX-начала XX веков. Автор рассматривает пьесы в тесной связи с нравственной и общественной позицией Леонида Андреева и его отношением к революционным событиям, но исследует их преимущественно в свете социально-политической проблематики и с учетом требований идеологии того времени. Однако все это нисколько не умаляет достоинств книги, которая до сих пор является базовой для изучения пьес Андреева периода первой русской революции. В этом же году опубликованы две статьи Ю.Н.Чирвы в журналах "Нева" №8 («Вселенная, человек, история») и "Театр" №9 («О драме идей Леонида Андреева: К столетию со дня рождения писателя»), в которых автор рассматривает драматургическое наследие Андреева и исследует особенности личности этого художника. В 1975 году вышла в свет книга В.А.Келдыша «Русский реализм начала XX века», где автор анализирует творческое наследие Андреева и относит его произведения к явлениям "промежуточной", "двойственной" эстетической природы. В 1977 году издана книга Л.И.Иезуитовой «Творчество Леонида Андреева», которая стала одним из наиболее полных исследований его произведений в контексте русской классики. К этому периоду относится и статья А.Л.Григорьева «Леонид Андреев в мировом литературном процессе» ("Русская литература", 1977, №3), в которой он отмечает перекличку и сходство писателя с такими авторами, как Ю.О'Нил, Л.Пиранделло и Б.Брехт.
В период с 1984 по 1989 годы появляются новые книги, исследования, статьи и публикации в периодической печати, посвященные изучению драматургии и прозы Андреева. В частности, книга В.И.Беззубова «Леонид Андреев и традиции русского реализма», где ученый рассматривает генетические связи и влияние на творческую манеру Андреева таких писателей, как Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, А.А.Блок, М.Горький. В 1989 году издательством «Искусство» выпущен двухтомник пьес Андреева со вступительной статьей и комментариями Ю.Н.Чирвы, а в 1991 году - сборник пьес, составителем которого стал Б.С.Бугров. В 80-е - 90-е годы идет процесс переосмысления исследователями литературного метода писателя, получившего в конечном итоге название "синтетизм". Этому способствовали работы Л.А.Колобаевой «Личность в художественном мире Л.Андреева», Е.А.Михеичевой «Творчество Леонида Андреева в контексте русской литературы начала XX века», «О психологизме Л.Андреева», диссертационные исследования Н.Д.Агишевой «Борьба вокруг модернистских концепций театра в русской периодической печати (1905-1917 г.г)», Д.Л.Башкирова «Неореалистическая драма Л.Андреева 1905-1910 годы», О.В.Гадышевой «Структура диалогов в жанровых разновидностях драм (на материале драматургии Леонида Андреева)», В.А.Щербакова «Наследие итальянской комедии масок в исканиях русской режиссуры 1910-1920-х гг. Мейерхольд, Таиров, Вахтангов», а также исследования И.И.Московкиной, М.В.Козьменко, О.В.Дефье, И.П.Карпова, В.А.Мескина. Процесс осмысления творческого наследия Леонида Андреева не закончен. В андрееведении все еще мало работ, в которых было бы полно проведено обобщающее изучение всего драматургического наследия писателя/ Большинство исследователей ограничивают круг своих научных интересов конкретным периодом творчества драматурга, не давая целостную картину рождения, развития и становления драмы Андреева. Актуальность данного исследования определяется возросшим интересом к драматургии писателя, активным обращением к его творчеству современных режиссеров, тем общественным резонансом, который вызывают публикации и постановки пьес Андреева. Это объясняется чф изменениями общественного сознания, произошедшими в России в конце XX века, а также обостренным вниманием к личности и ее духовной жизни, которые созвучны исканиям героев произведений Андреева и побуждают практиков современного театра обращаться к постановкам его пьес. Доказательством может служить Всероссийский театральный фестиваль, посвященный 125-летию со дня рождения Андреева, «Русская классика. Леонид Андреев», проходивший в Орле, на его родине, в 1996 году, где были представлены десять спектаклей различных театров страны по произведениям писателя. С 2000 года не сходит с репертуарной афиши Орловского государственного академического театра им.И.С.Тургенева ж спектакль «Дни нашей жизни», в муниципальном театре «Русский стиль» идет пьеса «Реквием». Сегодня в театрах, в театральных студиях по всей России пьесы Андреева востребованы и идут с успехом. Вырос интерес молодого поколения к этому автору. В театральном сезоне 2004-2005 гг. на сцене Русского психологического театра (Москва) осуществлена постановка спектакля «Иуда Искариот и другие», в Московском драматическом театре «Модернъ» 15-й театральный сезон открылся премьерой спектакля «Катерина Ивановна».
38. Раннее творчество Горького поражает, прежде всего, необычным для молодого писателя художественным Р ассказ «Макар Чудра» - утверждение идеала личной свободы Рассказ «Старуха Изергиль» - осознание личности человека Раннее творчество Максима Горького примечательно разными стилями, отмеченной Л. Толстым, А.П. Чеховым и В.Г. Короленко. На творчество юного Горького оказало влияние многих писателей: А.С. Пушкина, Помяловского, Г. Успенского, Н.С. Лескова, М.Ю. Лермонтова, Байрона, Шиллера. М. Горький выступил как создатель нового типа социальной драмы. Он верно, правдиво изобразил среду обитателей ночлежки. Это особая категория людей со своими судьбами и трагедиями. Уже в первой авторской ремарке мы встречаем описание ночлежки. Это “подвал, похожий на пещеру”. Нищая обстановка, грязь, свет, идущий сверху вниз. Это еще более подчеркивает, что речь идет о самом “дне” общества. Сначала пьеса называлась “На дне жизни”, но потом Горький поменял название - “На дне”. Оно полнее отражает идею произведения. Шулер, вор, проститутка - представители изображенного в пьесе общества. Хозяева ночлежки также находятся на “дне” моральных правил, они не имеют в душе никаких нравственных ценностей, несут в себе разрушительное начало. Все в ночлежке происходит вдали от общего течения жизни, событий в мире. Предметом изображения в драме «На дне» является сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни. Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое. Мы наблюдаем лишь результаты внесценических конфликтов. Но не только социально-бытовые проблемы поднимаются в пьесе, герои спорят также о смысле человеческой жизни, о ее ценностях. Пьеса “На дне” является глубокой философской драмой. Люди, выброшенные из жизни, опустившиеся на “дно”, спорят о философских проблемах бытия.
МОДЕРНИЗМ Понятие “ МОДЕРНИЗМ ” (франц. moderne - новейший, современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются “рамки” реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма ХIХ столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма.
Абстракционимзм -течение модеонизма(лат. «abstractio» — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Крайнее проявление модернизма. В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были: Василий Кандинский (работавший в Германии, где и создал первые абстрактные композиции), Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, основавшие в 1910—1912 гг. «лучизм», и, считавший себя основоположником нового типа творчества супрематизма, Казимир Малевич, создатель знаменитого «Чёрного квадрата». Родственным абстракционизму течением является кубизм, стремящийся изобразить реальные объекты множеством пересекающихся плоскостей, создающих образ неких прямолинейных фигур, которые воспроизводят живую натуру. Одними из самых ярких примеров кубизма были ранние работы Пабло Пикассо.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.36 (0.017 с.) |