Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полимодальностный эмоциональный картиночный тест

Поиск

Методика разработана И. Иранковой. Методика основана на применении картинок сюжетного типа, схематичностью изображения напоминающих картинки теста Ро-зенцвейга. Она близка проективному типу методик.

Разнообразные виды проективных тестов основаны на предположении, что материал теста представляет своего рода экран, на который испытуемый неосознанно проецирует особенности своей личности.

Методику И. Иранковой отличают две особенности. Во-первых, она адресуется непосредственно к эмоциональным переживаниям и направлена на выявление особенностей поведения, на основе которых экспериментатор опосредованно делает вывод о тех или иных интересующих его личностных характеристиках человека. Во-вторых, в ней введен стандартный список терминов, обозначающих различные эмоции, что ограничивает свободу ответов испытуемого, но, с другой стороны, помогает ему лучше

Приложение 631

оценить (классифицировать) эмоцию, актуализируемую при восприятии ситуации, изображенной на рисунке.

По замыслу автора тест должен вскрывать легкость возникновения той или иной модальности эмоций, которые типичны для испытуемого и которые характеризуются наибольшей интенсивностью и частотой проявления.

В исследовании используются 22 карточки с картинками, последовательно предъявляемыми испытуемому, и стандартизованный список терминов, обозначающих эмоции различных модальностей. В зависимости от сюжета картинки делятся на 5 групп: 1-я группа - ситуации, потенциально эмоциогенные в отношении радости; 2-я группа -ситуации, потенциально эмоциогенные в отношении гнева; 3-я группа - ситуации, потенциально эмоциогенные в отношении страха; 4-я группа - ситуации, потенциально эмоциогенные в отношении печали и 5-я группа - нейтральные ситуации.

К каждой картинке испытуемому дается стандартный список с названием эмоциональных переживаний, которые можно отнести к четырем модальностям. Кроме того, в список включены термины, не имеющие эмоционально окрашенных значений.

Радость: удовольствие, радость, наслаждение, веселье, ликование, восхищение.

Гнев: раздражение, гнев, возмущение, негодование, злость, недовольство.

Страх: опасение, боязнь, страх, тревога, испуг, ужас.

Печаль: подавленность, печаль, уныние, грусть, тоска, горе.

Инструкция. Испытуемому говорится, что ему будут последовательно предъявлены картинки и бланк со списком эмоций, в котором он должен подчеркнуть три названия, наиболее точно, на его взгляд, описывающие переживания «героя». Затем из трех выбранных названий испытуемый должен отобрать одно, которое, по его мнению, максимально точно характеризует переживания «героя»,л подчеркнуть это слово еще раз.

Обработка результатов. Выделенные испытуемым в бланке названия эмоций оцениваются 1 баллом, подчеркнутые дважды - 2 баллами. В нейтральной группе картинок выделенные испытуемым термины оцениваются в два раза выше, чем в группах эмоциогенных картинок. Затем баллы суммируются в каждой серии, что, по мысли автора, дает количественное выражение склонности обследуемого к проявлению эмоций четырех изучаемых модальностей.

Методика И. Иранковой применяется в мужском и женском вариантах, в зависимости от пола изображенных на картинках фигур.

Методическими погрешностями этой методики являются: несовершенство балльных оценок (почему-то нейтральные сюжеты оцениваются в два раза выше), что приводит к несоразмеренности оценок за нейтральные и эмоциогенные ситуации, изображенные на картинках; ограничение свободы в интерпретации картинок слишком узким списком эмоциональных терминов. Помимо методических погрешностей методику Иранковой отличает то, что она не предполагает обязательного осознания испытуемым своих эмоциональных особенностей (А. Е. Олыпанникова, 1978). Скорее всего, она направлена на выявление умений идентифицировать те или иные эмоции.

Методика The Facial Meaning Sensitive Test

Методика опубликована в книге: Г. Дейл (G. Dale, 1992).

Испытуемым предъявляется 10 фотографий девушки и дается задание по ее мимике опознать изображенные эмоции. Каждая опознанная эмоция обозначается но-

Приложение

Рис. 6. Фотографии

мером соответствующей фотографии. Затем результаты проверяются по списку, имеющемуся у экспериментатора.

Список правильных ответов:

1- отвращение, 2 - смущение, 3 - счастье, 4 - решимость, 5 - страх, 6 - гнев, 7 -удивление, 8 - интерес, 9 - презрение, 10 - грусть.

Методика «Оценка эмоционального выражения лиц по фотографии методом "выбора из списка"»

Методика разработана С. В. Квасовцом (1977). Она основывается на том, что названия эмоций, выбираемые испытуемыми для характеристики состояний изображенного на фотографии человека, в значительной мере определяются собственным эмоциональным состоянием испытуемого.

Испытуемому последовательно предъявляются 12 фотографий с изображением различных неопределенных эмоциональных состояний. К ним прилагается список эмоций из 20 названий:

1 - страх; 8 - тревога; 15 - удивление;
2 - гнев; 9 - неудовольствие; 16 - решительность;
3 - горе; 10 - печаль; 17 - удовольствие;
4 - ненависть; 11 - жалость; 18 - гордость;
5 - презрение; 12 - растерянность; 19 - нежность;
6 - возмущение; 13 - безразличие; 20 - радость.
7 - обида; 14 - внимание;  

Испытуемый должен выбрать из списка последовательно два наименования эмоций, наиболее подходящих для описания эмоций, изображенных на фотографии. Фо-

Приложение 633

тографии предварительно должны быть пронумерованы, для того чтобы ответы испытуемого фиксировались на бумаге под соответствующими номерами. Подсчитывает-ся, сколько раз испытуемый использовал каждое название эмоции в своих ответах. Предлагается также ответить, в какой степени (слабой, сильной, средней) испытывает эмоцию лицо, изображенное на фотографии.

Отсутствие эмоции оценивается в 0 баллов, слабая - в 1 балл, средняя - в 2 балла и сильная - в 3 балла. При обработке ответов подсчитывается сумма баллов, данных испытуемым по каждому наименованию эмоции для всех 12 фотографий. Можно подсчитать средний балл для отрицательных (эмоции с 1 по 11) и положительных (17-20)эмоций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.134 (0.007 с.)