Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Страдание от собственной психологииСодержание книги Поиск на нашем сайте
Когда я учился на первом курсе в Бирмингемском университете[13], мне посчастливилось побывать на лекции, которую я считаю одной из лучших, из тех, что мне довелось слышать за все годы обучения. Эту лекцию по когнитивной психотерапии[14]прочел гость университета, доктор Андерсон, с которым мы больше никогда не встречались. Название лекции привлекло всеобщее внимание. Оно было таким: «Скажите честно, вы действительно верите, что спущенная шина на колесе вашей машины может вызвать у вас головную боль?». Доктор Андерсон представился нам. Его внешний вид напоминал актера Дика Ван Дайка[15]. Он был счастливым, активным и сразу же понравился нам. Доктор Андерсон кратко поведал об истории познавательной психологии. Он упомянул Аарона Бека и Альберта Эллиса[16], сказал о том, что «познавательная поведенческая терапия» сейчас на подъеме. Также он подчеркнул, что когнитивная психология совсем не новая наука. «Разрешите мне представить вам одного из отцов-основателей когнитивной психологии», – говорил профессор, показывая нам в своей руке какую-то брошюру. По его словам, книжка содержала мудрость тысячелетий. «Позвольте зачитать вам первую строку из этого великого текста», – заинтриговал он нас, пролистывая страницы предисловия. Вот что доктор Андерсон процитировал:
«То, чем являемся сегодня, приходит от вчерашних наших мыслей, а сегодняшние наши мысли строят нашу жизнь завтрашнюю; наша жизнь – создание нашего ума».
Доктор Андерсон оторвал взгляд от страницы. Он развел руками, протягивая их к нам, как делает дирижер, приветствуя аплодисменты в конце концерта. Его лицо светилось радостью. Он как бы говорил: «О люди, я открыл вам тайну мироздания». Никто из студентов не аплодировал, но, конечно же, доктор Андерсон сумел завладеть нашим вниманием. Мы узнали от него, что это «Дхаммапада», книга стихотворных изречений Будды. Доктор Андерсон отличался от других лекторов. «Поднимите руку, – попросил доктор, – если вы действительно верите, что спущенная шина на колесе вашей машины может вызвать у вас головную боль?» Все мы подняли руку. «Неправильный ответ», – твердо возразил он. «Нет, может», – стали спорить мы. «Но как, спрашивается?» – не сдавался лектор. Он логично заметил, что единственный способ, которым спущенная шина может вызвать головную боль, – если шина оторвется от колеса, подпрыгнет к дереву и отскочит вам в голову. Мы согласились с его мнением. «Чушь какая-то!» – раздраженно отозвался один студент, которому не нравилось, как проходило занятие. На это доктор Андерсон задал такой вопрос: «Поднимите руку, если вы действительно искренне верите, что лекция может вас раздражать». Как вы переживаете мир? Вот какой вопрос в действительности доктор Андерсон ставил перед нами. Если бы можно было посмотреть на наши переживания через увеличительное стекло, то можно было бы увидеть, что опыт состоит из обстоятельства, а также наших мыслей об обстоятельстве. Жизнь состоит из событий и мыслей об этих событиях. «Когда врачи обнаружили у меня рак, – говорит Луиза, – то мои мысли о раке – первое, что я стала рассматривать. Так что вначале мне нужно было лечить свои мысли, чтобы храбро, мудро и с любовью противостоять этому страшному заболеванию». Мы зависим от мыслей, постоянно в них погружены и переживаем из-за них; правда, каждый делает это по-своему. Поэтому два человека по-разному реагируют на одно событие. Вот хороший пример. После недавнего общения с Луизой в Сан-Диего я возвращался в Лондон «Британскими авиалиниями». Наш самолет попал в зону турбулентности[17]на девяносто минут без какого-либо перерыва. Все пассажиры чувствовали эту турбулентность, но каждый по-своему реагировал. Одна женщина постоянно кричала: «Я не хочу умирать!» Ее надо было успокаивать. Рядом, несколько кресел от нее, два маленьких мальчика каждое снижение и сотрясение фюзеляжа[18]встречали заливистым смехом. Они прекрасно проводили время. Был еще один англичанин, который, прикрыв глаза, глубоко дышал и про себя повторял: «Жизнь нас любит» и «Все хорошо». Мысль не является реальностью. Мы с моей дочуркой Бо едем на машине в школу. Добираться примерно тридцать минут – зависит от пробок. В таких поездках мы много разговариваем. Бо любит школу, но ей трудно оставаться без нас. «Я знаю, папа, что это просто мои мысли», – как-то сказала она. На что я ответил: «А ты будь добра к этим мыслям и сообщи им, что ты в порядке». Бо немного помолчала, а затем задала вопрос (один из почти трехсот девяноста, задаваемых ею за день): «Из чего сделана мысль?» Отличный вопрос. Когда мы знаем, что мысли – это просто идеи, или версия реальности, но не сама реальность, то это может сделать мир отличным от того, как мы его ощущаем. От нас зависит, о чем думать. Как-то раз мы с Луизой возвращались с прогулки. Мы шли по тропинке рядом с ее домом. Большие старые эвкалипты защищали нас тенью от жаркого солнца. Разговор шел о принципе, по которому мы выбираем мысли. «Что точно подразумевается под этим „принципом“?» – задал я вопрос. Луиза ответила так: «Это означает, что у мыслей нет никакой силы, кроме той, что мы им даем». Мысли – это просто идеи, возможности в сознании, которые становятся только тогда «большими» или «сильными», когда мы отождествляемся с ними. «Ты – единственный мыслитель в своем уме, и ты можешь определить, верны или нет твои мысли», – говорит Луиза. Выбирать самую высокую мысль. Один из моих любимых принципов Луизы Хей вот этот: «Единственное, с чем мы имеем дело, – наша мысль, и мысль может быть изменена». Мы страдаем от боли в основном потому, что отвечаем на какие-то свои мысли. Боль создается умом. Это свидетельствует о том, что мы буквально страдаем от собственной психологии. Выход из страдания состоит в том, чтобы заново подружиться со своим умом и напомнить себе, что именно ты обдумываешь свои мысли. Чтобы достичь счастья, нужно просто отбросить одну мысль. Например… Когда ваш трехлетний сын в очередной раз тащит ключи от машины в туалет, чтобы посмотреть на вашу реакцию, вы можете рассердиться, а можете выбрать более высокую мысль. Когда ваша шестилетняя дочь хочет нарядиться в мамино свадебное платье, можно проявить хмурое благоразумие, сказав «нет», а можно увидеть в этом возможность для прекрасной семейной фотосессии. Когда ваша жена, чтобы приготовить соус для макарон, использует ваше любимое вино «Бордо» выдержки 1989 года, вы можете возмутиться и серьезно поссорится с ней, а можете вместо этого выбрать мир. Когда ваш компьютер ломается в самый важный момент работы, вы можете отдаться проклятиям, а можете попросить помощи у руководства. Всякий раз, когда что-то происходит не так, как вам бы хотелось, вы можете либо подумать, что мир против вас, либо можете выбрать мысль, что это для вас скрытое благословение.
Сила запроса
Не получалось. Я писал статью для центральной газеты. Редактор просил сдать статью так быстро, как возможно: «Тысяча слов к вчерашнему дню было бы идеально». Я смотрел в свой компьютер уже больше двух часов, но по-прежнему видел лишь пустой экран. Я переписывал и переписывал, но, с точки зрения моего внутреннего голоса, ни один из вариантов не годился. Этот голос, недовольный моим творчеством был мне хорошо знаком. Он непреклонен. Он холоден и безжалостен. Голос этот – мой внутренний критик. Мой внутренний критик был просто неумолим в то утро. В целом я хорошо понимал, о чем писать, но не мог закончить даже первое предложение. Как бы я ни начинал статью, критик внутри меня выносил вердикт: «недостаточно хорошо», или «недостаточно интересно», или «недостаточно оригинально». Я пытался по-разному стимулировать себя: глубокое дыхание, кофе, воодушевляющие слова – все бесполезно. Столько времени – коту под хвост, и я был готов рвать на голове волосы. Не делал этого только потому, что уже пробовал прежде и убедился, что не помогает. Во всяком случае, мне. Я уже было решился поставить крест на писательской карьере, как вдруг меня осенило. Во мне заговорил другой голос. Он звучал мягко, дружественно и гармонично. Он был добрым, но с юмором заметил: «Твоего внутреннего критика никогда не публиковали». «Вот тебе на!» – воскликнул я, едва не упав со стула. Это же так верно! Цензор, этим утром тренировавший меня, как не написать статью, прежде не публиковался. Я внимал своему внутреннему критику в течение многих лет, но никогда не проверял его досье. Я просто предположил, что он говорит правду и знает свое дело. Но ведь он не написал ни одной книги. У него даже нет своего блога в Интернете. Неудивительно, что он не смог объяснить мне, как написать статью. Ничего себе! Я почувствовал, что как будто освободился от тяжелой ноши. Я понял, что должен встать на сторону другого голоса, одарившего меня таким изумительным осознанием. «И что мне теперь делать?» – спросил я его. «Попроси своего внутреннего критика расслабиться и пойти в отпуск», – сказал он. Именно так я и поступил. Работа пошла. «Осознанность – первый шаг к изменению, – говорит Луиза. – Пока не знаешь, что с собой делать, не изменишься». Тем утром, трудясь над статьей, я осознал много нового. Я разрешил себе увидеть то, что делал с собой. Внезапного прозрения, которое в теории разумной эмоциональности называется «волшебной второй четвертью», хватило, чтобы уйти от власти критика, под которой я находился всю свою жизнь. Он время от времени все еще комментирует мое творчество, но теперь, благодаря новому пониманию, я знаю, что делать. Сердце моей работы – запрос. Я обучаю людей тому, как использовать запрос к себе, чтобы быть более сознательным и в итоге более счастливым. Убежден, большинству людей не нужна терапия; им нужно больше ясности. Другими словами, нашей сущностной природе – Необусловленному Я – не нужно лечение, потому что в действительности обычно мы в порядке. Мы страдаем прежде всего от собственных мыслей. «Даже ненависть к себе – только мысль, которую можно изменить», – говорит Луиза. Понимание себя предоставляет выбор. Кто учил вас мышлению? Этот вопрос я задаю на своих программах обучения. Большинство людей никогда не задумывались об этом. По существу, мы не сомневаемся в своих взглядах. «Дети учатся, имитируя», – говорит Луиза. Верно. Нас учили тому, как думать. Мы последовали чьему-то примеру. Попробуйте угадать, чьему! Знаете? «Отношение к себе и миру сформировывается, как правило, к пятилетнему возрасту», – утверждает Луиза. В книге «Ты можешь излечить свою жизнь» она пишет: «Если в детстве нас учили, что мир – пугающее место, тогда все нами слышимое будет соответствовать утвердившейся в нас в те годы вере. То же самое порождают в нас предупреждения вроде: „Нельзя доверять незнакомцам“, „По ночам не гуляют“, „Люди склонны обманывать“. Но если бы нас с ранних лет учили, что мир – безопасное место, тогда мы бы придерживались других воззрений. Нам было бы легко признать, что любовь вездесуща, что люди очень дружелюбны и что у нас всегда есть то, в чем мы нуждаемся». Без понимания себя, которое дает способность проверить собственные мысли, мы не можем обновить свой ум. Худший сценарий жизни: мы суетимся, используя бывший в употреблении ум (позаимствованный у родителей или у кого-то еще), и по-прежнему используем старую операционную систему – Ум 5,0 – ум, который у нас был в пятилетнем возрасте. То, что называется «моим умом», не является в реальности таковым, более того – он давно устарел. Пока мы не поймем этого, наша жизнь будет стереотипной и в ней ничего по существу не изменится, как бы усердно мы ни старались. Другой важный вопрос к себе: «мои» мысли – чьи они? На это можно посмотреть с двух уровней. Один уровень – пытаться отследить, чьи мысли ты обдумываешь – свои или чужие. Например, действительно ли склонность к самокритике – семейное? Ваша самокритика отражение самокритики матери или ее претензий к вам? Суждение о себе – отражение самооценки отца или его оценивания вас? Действительно ли ваша философия – отражение вашего семейного идеала? Хорошо бы знать, чьему примеру следуешь. Также важно понимать, что мысли можно выбирать. Другой уровень – стремление понять, кто же в нас думает, еще больше приближает к источнику. В данном случае мы пытаемся выяснить, является ли мысль отражением: а) основной истины («Я привлекателен»), которая присуща подлинному уму нашего Необусловленного Я; или б) основного страха («Я не привлекателен»), который проявляет психологию надуманного образа «я». Иными словами: мысль пришла от души или от эго? Кто из них думает в нас? Рассмотрим несколько примеров… «Я не знаю». Когда говоришь себе: «Я не знаю», что ты под этим подразумеваешь: действительно не знаешь или просто сомневаешься в своих знаниях? Ведь это разные вещи. «Каждый раз, когда человек говорит: „Я не знаю“, он закрывает дверь в свою собственную внутреннюю мудрость, – замечает Луиза. – Но когда говоришь себе: „Я готов знать“, то открываешься мудрости и поддерживаешь свое наивысшее Я». «Я не готов». Когда звучит эта фраза «Я не готов», кто ее произносит: душа или эго? Большинство из нас рассматривает эту мысль перед тем, как начать что-то новое: вступление в брак, рождение ребенка, создание бизнеса, написание книги, выступление перед аудиторией… Действительно ли не готов? Если да, тогда нужно просить о дополнительной помощи. Если нет, то нужно предложить эго расслабиться и разрешить своей душе направлять вас в пути. «Я слишком старый». Мы растрачиваем свою жизнь, подчиняясь мысли: «Я не готов», и в один из дней эта мысль изменяется. Мы начинаем думать: «Я слишком старый». Но кто это говорит? Есть ли у души возраст? Действительно ли являешься очень старым человеком, или чувствуешь себя бесполезным, или боишься, или что-то еще? Когда наблюдаешь за мыслями и когда перестаешь оценивать, начинаешь видеть мысль в ее сути. «Я не могу этого сделать». «Мысль – не только идея. Можно думать о своей душе или о своем эго», – говорит Луиза. Одна из моих любимых глав в книге Луизы «Излечи свою жизнь» называется «Правда ли это?». Если вы не читали эту главу, пожалуйста, прочтите. А если читали, прочтите еще раз. Любой непроверенный страх на 100 процентов реален до тех пор, пока в него не всмотришься.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.165 (0.008 с.) |